Слайд 1Психологические основы восприятия архитектурного пространства
СОЛОВЬЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА
доцент кафедры
управления организацией,
кандидат психологических наук
575-05-05, комн. 702-С
elena_solovyeva@mail.ru
Слайд 2Уверенность, предпосланная наблюдению, неизбежно деформирует то, что мы видим.
Ю.М. Лотман.
Беседы о русской культуре. С.310
Слайд 3Магистр (лат.) - наставник, учитель, руководитель;
Магистр (русс.) - мастер
своего дела
Средние века «магистр» - это особое звание, которое
носил учитель «семи свободных искусств».
Магистр - это низшая сравнительно с докторской ученая степень на философских факультетах западноевропейских университетов.
Магистр – академическая степень, свидетельствующая о прохождении полного курса высшего профессионального образования (Россия).
Слайд 4В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
знать:
- психологические и методологические
проблемы современной научной и научно-творческой деятельности;
- психологические закономерности восприятия архитектурного
пространства;
уметь:
- анализировать проблематику междисциплинарного и концептуального проектирования;
владеть:
- научно-психологическими методами исследования восприятия архитектурного пространства и его компонентов
Слайд 5Содержание разделов дисциплины
1-й модуль: Общие закономерности восприятия пространства.
1.1. Иерархическая
структура организации познавательных процессов человека. Чувствительность и пороги восприятия. Общая
характеристика сенсорно-перцептивных процессов. Виды и свойства ощущений: модальность, интенсивность, пространственно-временные характеристики. Контрасты, синестезии.
1.2. Целостность, предметность, константность, обобщенность образов восприятия. Уровни изоморфизма сенсорно-перцептивных образов объектам пространства (Л. М. Веккер). Особенности восприятия в затрудненных условиях.
1.3. Экспериментальные, тестовые и проективные методы изучения особенностей восприятия. Когнитивные стили и поленезависимость/полезависимость восприятия.
Слайд 62-й модуль: Особенности восприятия архитектурного пространства и архитектурной среды
2.1.
Концептуальное и физическое пространство. Понимание пространства в архитектуре. Вклад вестибулярных,
кинестетических, аудиальных, визуальных и ольфакторных ощущений в формирование архитектурного пространства. Информационная структура архитектурного сигнала (И. А. Страутманис).
2.2. Когнитивные карты и закономерности ментальных репрезентаций пространства. Составные элементы когнитивных карт: места, пути, ориентиры, границы, районы. Учет индивидуальных особенностей при создании карт и схем местностей и территорий.
Слайд 72.3. Исследования феноменов восприятия в гештальтпсихологии (К. Гольдштейн, К. Кофка,
М. Вертгеймер). Теория прегнантности (”хороших форм”). Экологическая теория восприятия (Дж.
Гибсон). Визуальные иллюзии. Влияние контекста на восприятие целостных объектов.
2.4. Психологические методы оценивания визуальных образов. Элементы формальной эстетики (С. Хессельгрин). Использование методов бинарных оппозиций и семантического дифференциала в архитектурных исследованиях Индивидуальные особенности пользователей средой и их учет при проектирование.
2.5. Понятие коллективного бессознательного (К.-Г. Юнг). Пространственный символизм. Символика архитектурных форм. Методика пространственных символов А.Бека.
Слайд 8Рекомендуемая литература:
Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие – М.: Стройиздат.
– 1976. (Любое издание)
Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм – М.:
Стройиздат. – 1984.
Архитектура и психология: Учебное пособие для вузов. /А.В. Степанов, Г.И. Иванова, Н.Н. Нечаев М.: Стройиздат. – 1993.
Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию.– М.: Прогресс. – 1988.
Панофский, Э. Перспектива как «символическая форма» – СПб.: Азбука-классика – 2004.
Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия /ред. Ю.Б. Гиппенрейтер – изд. 2-е, испр. и доп. — М.: ЧеРо, 2002.
Слайд 9
Раушенбах, Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие – СПБ.: Азбука-классика.
– 2002.
Рунге, В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды
– М.: Архитектура-С. – 2009.
Соловьева, Е.А. Основы средовой психологии– СПб.: СПбГАСУ. – 2006.
Федоров В.В., Коваль И.М. Мифосимволизм архитектуры– М.: КомКнига. – 2009.
Филин, В.А. Видеоэкология– М.: Изд-во Тасс-Реклама. – 1997.
Слайд 10Требования к курсовой работе
При выполнении курсовой работы по дисциплине студентами
должны решаться актуальные проблемы.
Курсовая работа может быть направлена:
на поиск общих
психологических закономерностей;
на решение прикладных задач;
быть практически ориентированной.
Слайд 11Задачи курсовой работы
Формирование поискового мышления:
научиться находить нерешенные проблемы изучаемой
темы, спорные вопросы и подходы к отдельным проблемам
Освоение реферативных
форм научной деятельности. При этом студент должен усвоить:
способы отбора, группировки и обобщения информации;
определять степень достоверности информации, содержащейся в изучаемой литературе, ее доказательность
Слайд 12Общая схема хода научного исследования
Обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка
цели и конкретных задач исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Выбор метода (методики) проведения исследования.
Описание процесса исследования
Обсуждение и интерпретация результатов исследования.
Представление и защита полученных результатов и выводов.
Слайд 13Примерные темы курсовых работ:
Общие характеристики вестибулярных, кинестетических, аудиальных, визуальных
и ольфакторных ощущений и их роль в формирование архитектурного пространства.
Психологическое
исследование процессов формирования образов города, ландшафта и пр.
Изучение сенсорных характеристик архитектурного пространства.
Иллюзии и их использование в архитектурном проектировании.
Роль и место архитектурных символов в городской среде.
Особенности территориального поведения человека
Слайд 14Возможные темы докладов и презентаций
Основные закономерности процесса восприятия.
Восприятие формы и
восприятие пространства.
Обзор концепций восприятия пространства в истории архитектуры.
Психологические аспекты экзистенциального
пространства.
Психологические аспекты проблемы знака и значения в архитектуре.
Теория Раушенбаха о пространственных построениях в живописи.
Искусство как терапия.
Психология восприятия и воздействия цвета.
Этапы освоения пространства ребенком.
Организация игровых пространств с учетом детской психологии.
Территориальное поведение человека.
Слайд 15Маскировка объектов блокадного Ленинграда как психологическая и архитектурная проблема
Техническая –
создание больших по площади камуфляжных покрытий;
Технологическая задача – сам процесс
укрывания зданий, особенно высотных: куполов и шпилей (подвиг ленинградских альпинисток);
Камуфляж – это еще и психологическая проблема. Зрительное «исчезновение» объектов, их визуальная деформация или имитация является одним из аспектов большой философской проблемы соотношения мира "видимого" и мира физического.
Слайд 16Не существовало разработок по маскировке больших сооружений при нападении с
воздуха. Применялась в основном декоративная маскировка (создание ложных фанерных объектов)
и маскировка окрашиванием, в основу которой был положен принцип минимизации отличия цвета маскируемого объекта от цвета фона.
Довоенные исследования ученых, посвященные восприятию архитектурных объектов, давали основания для сомнений относительно универсальности этого принципа.
Слайд 17
Проект здания-символа Дворца Советов в Москве (архитекторы Б.М. Иофан,
В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх)
Слайд 18Cдвиги в восприятии цвета объектов, находящихся на больших расстояниях от
наблюдателя
Слайд 19Общие закономерности цветового и пространственного восприятия
Существует "правило критических точек",
в соответствии с которым меняется цвет объекта в зависимости от
расстояния.
Пространственное смешение цветов не всегда соответствует оптическому. Если цвета на расстоянии меняются, то в целостном образе смешиваются не первоначальные, а измененные цвета.
Холодные и теплые цвета обладают разной цветоемкостью. На расстоянии предметы, окрашенные в цвета с меньшей цветоемкостью, кажутся меньше.
Воспринимаемые размеры многоцветных изображений, имеющих негеометрические контуры, кажутся меньше.
Влияние цвета на восприятие величины объекта зависит от соотношения цвета и фона, размера самого объекта и его формы.
Слайд 20Серия в 300 опытов позволила установить закономерности дистанционного изменения цвета
в условиях воздушного наблюдения величины и формы объектов, а также
факторы трансформации и выпадения объектов из поля зрения.
Фактор расстояния (угол зрения) имеет большое значение для динамики цветоразличения в естественных условиях.
Фактор цвета действует не изолировано, в естественных условиях наблюдения сочетается с влиянием объемных и фактурных качеств объекта и с расстоянием до него.
Слайд 21Специалисты, работавшие над задачами маскировки
Руководители: архитекторы И.В. Баранов, А.Н. Гегело,
И.И. Фомин, С.Н. Давыдов и др.
Сотрудники лаборатории цветового зрения
Института мозга (зав. Б. И. Компанейский) З.М. Беркенблит, А.И. Зотов, Р.А Каничева и другие.
Художники и декораторы – 40 специально созданных бригад
Слайд 2218 января 1943 года – день прорыва блокады Ленинграда
27 января
1944 года – день полного снятия блокады Ленинграда