Слайд 1«Психологические особенности детей с ограниченными возможностями различных типов нарушений»
1. Понятия
«ребенок-инвалид» или ребенок с ограниченными возможностями.
2. Психологические особенности детей с
ограниченными возможностями. Виды нарушений. Количество обучающихся по типу нарушений развития.
3. Психолого-педагогические рекомендации работы с детьми с ограниченными возможностями.
Слайд 2Дети с ограниченными
возможностями здоровья
- это дети, имеющие различные
отклонения психического и (или) физического плана, которые обусловливают нарушения общего
развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Слайд 3По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым
Дети с нарушением слуха (глухие,
слабослышащие)
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие)
Дети с нарушением
речи (логопаты)
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дети с умственной отсталостью
Дети с задержкой психического развития
Дети с нарушением поведения и общения
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Слайд 4 Дети с нарушением опорно- двигательного аппарата
Детский
церебральный паралич - болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга -
внутриутробно, в родах или в период новорожденности; характеризуется двигательными расстройствами (параличи, парезы, реже гиперкинезы и атаксия), а также нарушениями психоречевых функций.
Вопросы этиологии, патогенеза, терапии ДЦП на сегодняшний день не решены до конца.
Слайд 5Особенности нарушений познавательной деятельности при ДЦП
1) неравномерный характер нарушений отдельных
психических функций;
2) выраженность астенических проявлений ― повышенная утомляемость, истощаемость всех
психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;
3) сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.
Слайд 6Методическая организация занятия для ребёнка с ДЦП
1)в каждое занятие желательно
включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку
справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.);
2)обязательный перерыв в занятии на физкультминутку;
3)необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий;
4)для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук, (практически всегда они связаны с тяжёлым нарушением речи) необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ;
5)индивидуальный подбор объёма задания;
6)добиваться чёткого ответа на поставленный вопрос;
7)давать навыки социально-бытовой ориентации.
Слайд 7Тугоухие дети
Слабослышащие (тугоухие) - дети с частичной недостаточностью
слуха, приводящей к нарушению речевого развития. Недостатки слуха у ребенка
приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде.
Слайд 8Слабовидящие дети
Слабовидящие дети имеют некоторую возможность при знакомстве
с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и при
движении использовать имеющееся у них зрение. Хотя зрение и остаётся у них главным анализатором, однако оно не является полноценным.
Слайд 9Методическая организация занятия ребенка с нарушением зрения
1. Освещенность рабочего места
не должна быть ниже 500 люкс.
2. Так как слабовидящие
лучше видят свет, то текст лучше воспринимается белый на чёрном фоне, чем чёрный на белом как принято.
Слайд 10Психологические особенности детей-инвалидов с интеллектуальными нарушениями (ЗПР)
- сниженная работоспособность вследствие
возникающих у детей явлений психомоторной расторможенности, возбудимости;
- низкий
уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;
- неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен;
- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;
- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;
- имеются нарушения речевых функций;
- несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Слайд 11Дети, имеющие искаженное психическое развитие (синдром РДА или синдром Каннера).
-
характерна стереотипность, стремление к постоянству;
- болезненная реакция на внешние раздражители;
-
эмоциональная холодность и безразличие;
- тревога, страхи;
- однообразный, односторонний характер деятельности;
- нарушения ориентировки в пространстве и времени;
- речь отличает«механистичность»,«попугайность»,
штампованность, отсроченное повторение;
- трудности произвольного обучения, в обобщении.
Слайд 12Основные направления коррекционной работы:
Психологическая коррекция ― установление контакта со взрослыми,
смягчение познавательного, эмоционального и сенсорного дискомфорта, тревоги, страхов. Стимулирование психической
активности, направленное на взаимодействие со взрослыми и сверстниками; формирование целенаправленного поведения; преодоление агрессии, негативизма.
Педагогическая коррекция - формирование активного взаимодействия с педагогом, коррекция недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи, формирование определенных навыков в трудовой деятельности и в самообслуживании.
Медикаментозная коррекция ― занимаются специалисты.
Работа с семьей ― ознакомление родителей с психофизиологическими особенностями детей, психотерапия семьи, составление специальной программы воспитания, обучения в домашних условиях, обучение родителей методам воспитания детей.
Слайд 13Дети с соматическими
заболеваниями
Дети, не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный
интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных.
слабо развита познавательная сфера;
недоразвитие личности;
интеллектуальная пассивность;
ограниченный объем принятой информации;
низкая способность к обобщениям;
быстрая потеря интереса к занятиям.
Слайд 14Общие проблемы для детей с ОВЗ
1.Ограниченные представления об окружающем мире.
2.Многие
дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно
реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении.
3.Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство (во время урока через каждые 10-15 мин. делать перерыв, интересоваться самочувствием ребёнка).
4.У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.
Слайд 151.Принимать ребенка таким, какой он есть.
2.Как можно чаще общаться с
ребенком.
3.Избегать переутомления.
4.Использовать упражнения на релаксацию.
5.Не сравнивать ребенка с окружающими.
6.Поощрять ребенка
сразу же, не откладывая на будущее.
7.Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребёнка,он должен знать за что.
8.Обращаться к ребенку по имени.
9.Не предъявлять ребенку повышенных требований.
10.Старайтесь делать замечания как можно реже.
11.Оставаться спокойным в любой ситуации.
Общие психолого-педагогические
рекомендации: