Слайд 1Психологические особенности подросткового возраста
Слайд 2Кто такой подросток?
Подросток – это ребенок возраста 11-15 лет. Данный
возраст считается более трудным для обучения и воспитания, так как
в этот период происходит своеобразный переход от детского к более взрослому состоянию и наблюдаются биологические, физиологические и психические изменения.
Слайд 3Характеристики подросткового возраста
Развитие самосознания (собственное мнение, собственные взгляды, ценности,
значимости учения)
Развитие самоооценки ( оценка своих возможностей, способностей),
Самореализация (чувство
взрослости)
Развитие саморегуляции действий, психическийх процессов.
Слайд 4Факторы, порождающие проблемы психического развития в подростковом возрасте:
биологическая перестройка организма,
приводящая к дисгармонии различных его систем;
неразрешенные проблемы предшествующих этапов развития;
ограниченные
возможности социальных институтов (здравоохранения, досуга, социального контроля, образования) в удовлетворении потребностей подростков;
проблемная, дисгармоничная семья.
Слайд 5Возможные проблемы психического развития в данном возрасте:
В учебной и познавательной
деятельности.
В личностной, межличностной сфере:
а/ самоотношение – самопознание – самопринятие (беспомощность:
«Я недостаточно хороший»);
б/ взаимоотношения со сверстниками (непринятие, изоляция: «Я чужой»);
в/ взаимоотношения в семье (стремление к независимости и самостоятельности, потребность в любви и понимании);
г/ ответственность – несформированность ответственности.
В эмоциональной сфере: проблемы, связанные с сексуальными переживаниями, сексуальное насилие, беременность, потребность в любви, подростковый суицид.
Слайд 6Причины проблем развития познавательных процессов:
формализм в усвоении знаний на предшествующих
этапах обучения;
когнитивный диссонанс – несоответствие между знаниями и умениями;
расхождение между
психическими возрастными изменениями и неразвивающейся системой учебной деятельности;
несформированность учебных навыков, необходимых для обучения на новой ступени;
снижение мотивации учения под влиянием предшествующих неудач в учебной деятельности;
несоответствие актуального уровня развития познавательных процессов и требований к ним со стороны учебной деятельности;
потребность общаться и быть понятым и отсутствие умения вести диалог.
Слайд 7Некоторые особенности развития памяти и мышления школьников
В возрасте 11-12 лет
наблюдается высокая продуктивность как мнемических, так и мыслительных функций.
В возрасте
13-14 лет, когда школьники переживают интенсивные пубертатные перестройки, в продуктивности мнемических и мыслительных функциях наблюдается понижение.
В возрасте 15-17 лет картина значительно меняется. В момент понижения продуктивности мнемической функции наблюдается интенсивный рост мыслительных способностей.
Слайд 8Причины трудностей в формировании ответственности
последствия неразрешенной проблемы дошкольного периода:
«автономия – чувство вины»;
гиперопека или жесткий контроль со стороны родителей;
отсутствие
передачи родителями ребенку ответственности в соответствии с возрастными возможностями на предшествующих этапах развития;
процесс обучения в образовательном учреждении, не предполагающий развитие ответственности.
Слайд 9Причины проблем развития в сфере нарушенных взаимоотношений с родителями
родители
не готовы принять те изменения в развитии своих детей, которые
произошли и происходят; ригидное отношение, сформировавшееся на предшествующих этапах развития ребенка;
авторитарный стиль воспитания и общения родителей с подростком;
противоречие между требованием родителей проявлять просоциальное поведение и невыполнением его самими родителями;
неудовлетворение со стороны родителей потребностей подростка, ожидаемых им (безусловной любви, понимания);
нарушение контакта с родителями в «больных семьях».
Слайд 10Основные тенденции развития
Я-концепции подростков
Обособление самооценки от оценок окружающих.
Самооценка выступает
как регулятор поведения.
Неустойчивость самооценки.
Слайд 11Причины проблем развития, обусловленных взаимоотношениями со сверстниками
противоречие между потребностью
занять достойное положение в группе сверстников и невозможностью ее удовлетворить;
несформированность
конструктивных социальных навыков (усвоение социальных навыков агрессивного поведения может происходить внутри семьи, где родители разрешают конфликты в ссорах);
личностные особенности, которые не принимаются группой сверстников;
необоснованная агрессивность;
плохой самоконтроль;
стремление сводить счеты;
невоспитанность, грязный и неряшливый внешний вид.
Слайд 12Причины возникновения проблем в связи с половым созреванием
появление полового
влечения и невозможность его удовлетворить;
наличие полового влечения и отсутствие опыта
его переживания и совладания с ним;
рост интереса к противоположному полу и отсутствие навыков социального (сексуального) поведения.
Слайд 13Центральная проблема – общение со сверстниками
Для подростка важно не просто
быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее
его положение. Для некоторых - это стремление занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом. Но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения.
Слайд 14Проблема – подросток и взрослые
Источник проблем – непонимание внутреннего мира
подростка, часто ложные и примитивные представления о его переживаниях, мотивах,
стремлениях.
И родители, и учителя в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть интенсивного процесса взросления, всеми силами пытаются сохранить « детские» формы контроля, общения с детьми.
Слайд 15Подросток и учение
Основной ведущей деятельностью в подростковом периоде остается учение.
Но часто наблюдается снижение успеваемости по разным причинам: от незначительных
пробелов в знаниях до дебюта серьезных психических заболеваний (эндогенной депрессии, психопатии, невроза, шизофрении).
Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в этом возрасте является отсутствие адекватной мотивации учения, или, попросту говоря нежелания учиться.
Слайд 16Что делать?
Развитие интереса к процессу познания
Формирование адекватной самооценки учащихся
Умение видеть
в подростке не только негативное, но и позитивное (эмпатия по
отношению к взрослому)
Знание динамики мотивов общения подростка со сверстниками.
Пристальное внимание к каждому подростку, тонкость, деликатность, осторожность при работе с ними.
Слайд 17Проблема возраста
Отмирание и разрушение старых интересов и несформированность новых
+
Несформированность нравственной сферы
=
Склонность к асоциальному поведению
Слайд 18Основные особенности возраста:
«Гормональный взрыв»
Половое созревание
Период отмирания и разрушения старых интересов
и формирование новых
«Доминанта романтики»
Реакция группировки со сверстниками
Слайд 19«Гормональный взрыв»
Постоянное нахождение подростка в стрессовом состоянии
Частые перепады настроения
Приступы раздражительности
, агрессии
относится к временному неадекватному поведению как к норме
не провоцировать подростка на аффективное поведение
давать подростку возможность успокоиться
Слайд 20Новообразования
У подростка появляется чувство взрослости
Появляется
интерес к своему
внутреннему миру
Слайд 21Чувство взрослости
Соблюдение принципов равноправия и уважения
Не учить не наставлять, т.к.
перед тобой взрослый
Аргументация требований взрослого
Подростки часто согласны только на внешнее
подчеркивание взрослости
Учитывать право на ошибку
Доверие авансом
Обращение к подростку за помощью, советом
Общение со сверстниками
Школа- место общения
Обрывание «семейной
пуповины»
Вливание в подростковую субкультуру
Создание мотивации к учебе через общение со сверстниками
Избегание комментариев поведения ребенка в присутствии сверстников
Ставка на авторитет родителей не оправдана
Учет ценностей значимой для подростка среды
Значимость мнения сверстников
Слайд 23Общение
Общение со сверстниками – ведущий вид деятельности для подростков
Определённое отчуждение
от взрослых и усиление авторитета группы сверстников
В отношениях со сверстниками
подростки отрабатывают способы взаимодействия, проходят особую социальную школу
Слайд 24Учёба
Подростка привлекают индивидуальные формы организации занятий, когда учитель лишь помогает
ему
Основным стимулом к учению у подростков является стремление занять определённое
положение в классе
Оценка воспринимается подростком как возможность подтвердить свои способности