Разделы презентаций


Психологические особенности подросткового возраста

Содержание

Кто такой подросток?Подросток – это ребенок возраста 11-15 лет. Данный возраст считается более трудным для обучения и воспитания, так как в этот период происходит своеобразный переход от детского к более взрослому

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психологические особенности подросткового возраста

Психологические особенности подросткового возраста

Слайд 2Кто такой подросток?
Подросток – это ребенок возраста 11-15 лет. Данный

возраст считается более трудным для обучения и воспитания, так как

в этот период происходит своеобразный переход от детского к более взрослому состоянию и наблюдаются биологические, физиологические и психические изменения.
Кто такой подросток?Подросток – это ребенок возраста 11-15 лет. Данный возраст считается более трудным для обучения и

Слайд 3Характеристики подросткового возраста
Развитие самосознания (собственное мнение, собственные взгляды, ценности,

значимости учения)

Развитие самоооценки ( оценка своих возможностей, способностей),

Самореализация (чувство

взрослости)

Развитие саморегуляции действий, психическийх процессов.
Характеристики подросткового возраста Развитие самосознания (собственное мнение, собственные взгляды, ценности, значимости учения)Развитие самоооценки ( оценка своих возможностей,

Слайд 4Факторы, порождающие проблемы психического развития в подростковом возрасте:
биологическая перестройка организма,

приводящая к дисгармонии различных его систем;
неразрешенные проблемы предшествующих этапов развития;
ограниченные

возможности социальных институтов (здравоохранения, досуга, социального контроля, образования) в удовлетворении потребностей подростков;
проблемная, дисгармоничная семья.

Факторы, порождающие проблемы психического развития в подростковом возрасте:биологическая перестройка организма, приводящая к дисгармонии различных его систем;неразрешенные проблемы

Слайд 5Возможные проблемы психического развития в данном возрасте:

В учебной и познавательной

деятельности.
В личностной, межличностной сфере:
а/ самоотношение – самопознание – самопринятие (беспомощность:

«Я недостаточно хороший»);
б/ взаимоотношения со сверстниками (непринятие, изоляция: «Я чужой»);
в/ взаимоотношения в семье (стремление к независимости и самостоятельности, потребность в любви и понимании);
г/ ответственность – несформированность ответственности.
В эмоциональной сфере: проблемы, связанные с сексуальными переживаниями, сексуальное насилие, беременность, потребность в любви, подростковый суицид.

Возможные проблемы психического развития в данном возрасте:В учебной и познавательной деятельности.В личностной, межличностной сфере:а/ самоотношение – самопознание

Слайд 6Причины проблем развития познавательных процессов:
формализм в усвоении знаний на предшествующих

этапах обучения;
когнитивный диссонанс – несоответствие между знаниями и умениями;
расхождение между

психическими возрастными изменениями и неразвивающейся системой учебной деятельности;
несформированность учебных навыков, необходимых для обучения на новой ступени;
снижение мотивации учения под влиянием предшествующих неудач в учебной деятельности;
несоответствие актуального уровня развития познавательных процессов и требований к ним со стороны учебной деятельности;
потребность общаться и быть понятым и отсутствие умения вести диалог.
Причины проблем развития познавательных процессов:формализм в усвоении знаний на предшествующих этапах обучения;когнитивный диссонанс – несоответствие между знаниями

Слайд 7Некоторые особенности развития памяти и мышления школьников
В возрасте 11-12 лет

наблюдается высокая продуктивность как мнемических, так и мыслительных функций.
В возрасте

13-14 лет, когда школьники переживают интенсивные пубертатные перестройки, в продуктивности мнемических и мыслительных функциях наблюдается понижение.
В возрасте 15-17 лет картина значительно меняется. В момент понижения продуктивности мнемической функции наблюдается интенсивный рост мыслительных способностей.
Некоторые особенности развития памяти и мышления школьниковВ возрасте 11-12 лет наблюдается высокая продуктивность как мнемических, так и

Слайд 8Причины трудностей в формировании ответственности
последствия неразрешенной проблемы дошкольного периода:

«автономия – чувство вины»;
гиперопека или жесткий контроль со стороны родителей;
отсутствие

передачи родителями ребенку ответственности в соответствии с возрастными возможностями на предшествующих этапах развития;
процесс обучения в образовательном учреждении, не предполагающий развитие ответственности.

Причины трудностей в формировании ответственности последствия неразрешенной проблемы дошкольного периода: «автономия – чувство вины»;гиперопека или жесткий контроль

Слайд 9Причины проблем развития в сфере нарушенных взаимоотношений с родителями
родители

не готовы принять те изменения в развитии своих детей, которые

произошли и происходят; ригидное отношение, сформировавшееся на предшествующих этапах развития ребенка;
авторитарный стиль воспитания и общения родителей с подростком;
противоречие между требованием родителей проявлять просоциальное поведение и невыполнением его самими родителями;
неудовлетворение со стороны родителей потребностей подростка, ожидаемых им (безусловной любви, понимания);
нарушение контакта с родителями в «больных семьях».

Причины проблем развития в сфере нарушенных взаимоотношений с родителями родители не готовы принять те изменения в развитии

Слайд 10Основные тенденции развития Я-концепции подростков
Обособление самооценки от оценок окружающих.
Самооценка выступает

как регулятор поведения.
Неустойчивость самооценки.

Основные тенденции развития  Я-концепции подростковОбособление самооценки от оценок окружающих.Самооценка выступает как регулятор поведения.Неустойчивость самооценки.

Слайд 11Причины проблем развития, обусловленных взаимоотношениями со сверстниками
противоречие между потребностью

занять достойное положение в группе сверстников и невозможностью ее удовлетворить;
несформированность

конструктивных социальных навыков (усвоение социальных навыков агрессивного поведения может происходить внутри семьи, где родители разрешают конфликты в ссорах);
личностные особенности, которые не принимаются группой сверстников;
необоснованная агрессивность;
плохой самоконтроль;
стремление сводить счеты;
невоспитанность, грязный и неряшливый внешний вид.

Причины проблем развития, обусловленных взаимоотношениями со сверстниками противоречие между потребностью занять достойное положение в группе сверстников и

Слайд 12Причины возникновения проблем в связи с половым созреванием
появление полового

влечения и невозможность его удовлетворить;
наличие полового влечения и отсутствие опыта

его переживания и совладания с ним;
рост интереса к противоположному полу и отсутствие навыков социального (сексуального) поведения.

Причины возникновения проблем в связи с половым созреванием появление полового влечения и невозможность его удовлетворить;наличие полового влечения

Слайд 13Центральная проблема – общение со сверстниками
Для подростка важно не просто

быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее

его положение. Для некоторых - это стремление занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом. Но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения.
Центральная проблема – общение со сверстникамиДля подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать

Слайд 14Проблема – подросток и взрослые
Источник проблем – непонимание внутреннего мира

подростка, часто ложные и примитивные представления о его переживаниях, мотивах,

стремлениях.
И родители, и учителя в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть интенсивного процесса взросления, всеми силами пытаются сохранить « детские» формы контроля, общения с детьми.
Проблема – подросток и взрослыеИсточник проблем – непонимание внутреннего мира подростка, часто ложные и примитивные представления о

Слайд 15Подросток и учение
Основной ведущей деятельностью в подростковом периоде остается учение.

Но часто наблюдается снижение успеваемости по разным причинам: от незначительных

пробелов в знаниях до дебюта серьезных психических заболеваний (эндогенной депрессии, психопатии, невроза, шизофрении).
Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в этом возрасте является отсутствие адекватной мотивации учения, или, попросту говоря нежелания учиться.

Подросток и учениеОсновной ведущей деятельностью в подростковом периоде остается учение. Но часто наблюдается снижение успеваемости по разным

Слайд 16Что делать?
Развитие интереса к процессу познания
Формирование адекватной самооценки учащихся
Умение видеть

в подростке не только негативное, но и позитивное (эмпатия по

отношению к взрослому)
Знание динамики мотивов общения подростка со сверстниками.
Пристальное внимание к каждому подростку, тонкость, деликатность, осторожность при работе с ними.


Что делать?Развитие интереса к процессу познанияФормирование адекватной самооценки учащихсяУмение видеть в подростке не только негативное, но и

Слайд 17Проблема возраста
Отмирание и разрушение старых интересов и несформированность новых

+
Несформированность нравственной сферы
=
Склонность к асоциальному поведению
Проблема возраста Отмирание и разрушение старых интересов и несформированность новых

Слайд 18Основные особенности возраста:
«Гормональный взрыв»
Половое созревание
Период отмирания и разрушения старых интересов

и формирование новых
«Доминанта романтики»
Реакция группировки со сверстниками

Основные особенности возраста:«Гормональный взрыв»Половое созреваниеПериод отмирания и разрушения старых интересов и формирование новых «Доминанта романтики»Реакция группировки со

Слайд 19«Гормональный взрыв»
Постоянное нахождение подростка в стрессовом состоянии
Частые перепады настроения
Приступы раздражительности

, агрессии
относится к временному неадекватному поведению как к норме

не провоцировать подростка на аффективное поведение
давать подростку возможность успокоиться
«Гормональный взрыв»Постоянное нахождение подростка в стрессовом состоянииЧастые перепады настроенияПриступы раздражительности , агрессии относится к временному неадекватному поведению

Слайд 20Новообразования
У подростка появляется чувство взрослости
Появляется
интерес к своему


внутреннему миру

НовообразованияУ подростка появляется чувство взрослостиПоявляется  интерес к своему  внутреннему миру

Слайд 21Чувство взрослости
Соблюдение принципов равноправия и уважения
Не учить не наставлять, т.к.

перед тобой взрослый
Аргументация требований взрослого
Подростки часто согласны только на внешнее

подчеркивание взрослости
Учитывать право на ошибку
Доверие авансом
Обращение к подростку за помощью, советом
Чувство взрослости Соблюдение принципов равноправия и уваженияНе учить не наставлять, т.к. перед тобой взрослыйАргументация требований взрослогоПодростки часто

Слайд 22

Общение со сверстниками




Школа- место общения

Обрывание «семейной

пуповины»

Вливание в подростковую субкультуру

Создание мотивации к учебе через общение со сверстниками
Избегание комментариев поведения ребенка в присутствии сверстников
Ставка на авторитет родителей не оправдана
Учет ценностей значимой для подростка среды

Значимость мнения сверстников

Общение со сверстникамиШкола-

Слайд 23Общение
Общение со сверстниками – ведущий вид деятельности для подростков
Определённое отчуждение

от взрослых и усиление авторитета группы сверстников
В отношениях со сверстниками

подростки отрабатывают способы взаимодействия, проходят особую социальную школу
ОбщениеОбщение со сверстниками – ведущий вид деятельности для подростковОпределённое отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстниковВ

Слайд 24Учёба
Подростка привлекают индивидуальные формы организации занятий, когда учитель лишь помогает

ему
Основным стимулом к учению у подростков является стремление занять определённое

положение в классе
Оценка воспринимается подростком как возможность подтвердить свои способности
УчёбаПодростка привлекают индивидуальные формы организации занятий, когда учитель лишь помогает емуОсновным стимулом к учению у подростков является

Слайд 25Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика