Слайд 2«Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги
товар, как сахар или кофе.
И я готов платить за
это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире»
Дж. Рокфеллер
Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере.
Виды делового общения:
Контактное- дистантное
Непосредственное – опосредованное
Устное –письменное
Монологическое –диалогическое
Официальное –неофициальное.
Слайд 3Принципы делового общения:
1. Регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и нормам:
-
соблюдение делового этикета;
- соблюдение речевого этикета;
-ограниченность временными рамками.
2. Строгое соблюдение
формально-ролевых принципов взаимодействия.
3. Повышенная ответственность участников общения за его результат.
4. Строгое отношение к использованию речевых средств.
Слайд 4формы делового общения:
· деловая беседа;
деловая беседа по телефону;
· деловые
переговоры;
· совещания;
деловая переписка
· публичные выступления.
Слайд 5Деловое общение требует соблюдения условий:
Обязательность контактов всех участников независимо от
симпатий и антипатий;
Взаимозависимость всех участников в достижении конечного результата и
в реализации личных намерений;
Формальные ограничения:
конвенциональные ограничения;
ситуативные ограничения;
эмоциональные ограничения;
Слайд 7Принципы вербального общения
Принцип кооперации («требование к собеседникам действовать таким образом, который
соответствовал бы принятой цели и направлению разговора» — предполагает, что
вербальное общение должно:
содержать оптимальное количество информации и соответствовать текущим целям общения;
содержать правдивые высказывания;
соответствовать целям, предмету разговора;
быть ясным (избегание непонятных выражений, многословности).
Принцип вежливости, который подразумевает выражение в речи:
тактичности;
одобрения;
скромности;
согласия;
благожелательности.
Слайд 8Приемы активного слушания
Безмолвное слушание
Уточнение
Перефразирование
Резюмирование с дальнейшим развитием мыслей собеседника
Слайд 9Классификация невербальных средств общения
Слайд 10Типология взгляда
Деловой взгляд Дружеский взгляд
Слайд 11Правила использования жестов в деловом общении Поля Сопера:
Жесты должны быть
непроизвольны.
Жестикуляция не должна быть непрерывной.
Жестикуляция должна быть управляемой.
Жестикуляция должна быть
разнообразной.
Жесты должны соответствовать назначению.
Слайд 12Жесты и позы открытости
раскрытые руки ладонями вверх (жест, с вязанный
с искренностью и открытостью),
пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук
(обозначает открытость натуры),
расстегивание пиджака (люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашей присутствии).
Слайд 13Жесты авторитарности
Руки соединены за спиной, подбородок поднят (так часто стоят
армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители). Вообще, если вы
хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом - сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, я встать перед ним.
Слайд 14Жесты защиты (оборонительные)
скрещенные на груди руки,
руки, сжатые в кулаки
Слайд 15Рукопожатие - жест, ритуал приветствия,
прощания и т. п., заключающийся в небольшом сжатии правых или
левых рук.
Правила использования рукопожатия:
люди, близко общающиеся между собой реже используют рукопожатие;
первым для рукопожатия протягивает руку старший;
первым протягивает руку для рукопожатия тот, чей социальный статус выше (в том числе и женщине);
при представлении первым подает руку тот, кому представляют;
если, подойдя к группе, вы обменялись рукопожатием с одним человеком, то это следует сделать и с другими;
при рукопожатии рекомендуется снимать перчатку (исключение составляет рукопожатие на улице и для женщин).
Слайд 16Виды рукопожатия:
Доминантное
Равноправное
Покорное
Рукопожатие с
«хрустом пальцев»
Рукопожатие «перчатка»
Короткое,
вялое рукопожатие
Слайд 17Межличностное пространство общения
Интимное расстояние – до 0,5 м
Межличностное расстояние –
от 0,5 до 1,2 м
Социальное расстояние – от 1,2 до
3,7 м
Публичное расстояние – 3,7 м и более.
Слайд 18Характеристики мимики
Не следует судить о человеке по лицу — оно
позволяет лишь строить предположения.
Лабрюйер Ж.
Целостность
Динамичность
Согласованность с вербальным сообщением
Слайд 19Социальная перцепция - это восприятие, понимание и оценка людьми социальных
объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).
Идентификация –
это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому.
Эмпатия – это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания.
Рефлексия – это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня.
Слайд 20Эффекты межличностного восприятия
Каузальная атрибуция – это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин
и мотивов поведения других людей.
Эффект ореола (галоэффект);
Эффекты новизны и
первичности.
Стереотипизация – это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов).
Слайд 21Коммуникативные барьеры - это психологическое препятствие на пути адекватного восприятия
информации от партнера по общению.
ВИДЫ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ:
Барьер «авторитета»
Отнесение
человека к авторитетным лицам зависит от следующих факторов:
социального положения (статуса),
принадлежности к реальной «авторитетной» группе,
привлекательности внешнего вида,
доброжелательного отношения к адресату (улыбка, приветливость, простота в обращении),
компетентности,
искренности.
Слайд 22ВИДЫ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ:
2. Барьер «избегания». Человек избегает эмоционально негативных контактов
с собеседником.
Слайд 23Барьер «непонимания».
фонетический (фонема – звук) – возникает, когда у
партнера неразборчивая дикция, плохая артикуляция: человек шепелявит, картавит, присвистывает, пришептывает,
причмокивает и пр.; когда он использует множество слов-паразитов
Слайд 24Барьер «непонимания».
семантический барьер непонимания связан с тем, что деловые
партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе
и словами) для обозначения совершенно разных вещей.
Слайд 25Барьер «непонимания».
стилистический барьер непонимания состоит в том, что определенный
тип облачения мысли в слова («упаковка» мысли) может препятствовать ее
пониманию; стиль может быть неуместным ситуации общения: слишком тяжелым или легковесным.
Слайд 26Барьер «непонимания».
логический барьер непонимания – проблема, связанная с особенностями
мышления общающихся.