Разделы презентаций


ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Содержание

Раздел «ПСИХОЛОГИЯ»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫМЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТКафедра общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Слайд 2Раздел «ПСИХОЛОГИЯ»

Раздел  «ПСИХОЛОГИЯ»

Слайд 3Предмет психологии



психика
сознание бессознательное личность поведение деятельность
качественное изучение психических явлений
анализ формирования

и развития психических явлений
изучение физиологических механизмов психических явлений
содействие планомерному внедрению

психологических знаний в практику жизни и деятельности людей

Задачи психологии

Предмет психологиипсихикасознание бессознательное личность поведение деятельностькачественное изучение психических явленийанализ формирования и развития психических явленийизучение физиологических механизмов психических

Слайд 4Общая
психология
Физиология
антропология
Исторические науки

Медицинские науки

Науки о трудовой деятельности
Социальные науки

Педагогические науки
Философия социология
Связь

психологии с другими отраслями научных знаний

Общая психологияФизиологияантропологияИсторические наукиМедицинские наукиНауки о трудовой деятельностиСоциальные наукиПедагогические наукиФилософия социологияСвязь психологии с другими отраслями научных знаний

Слайд 5ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Слайд 6Мир психических явлений

Мир психических явлений

Мир психических явленийМир психических явлений

Слайд 7ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ
Психология, как наука, изучающая факты, закономерности и

механизмы психики.

4-й этап

Психология, как наука о поведении.

3-й этап

Психология, как наука

о сознании.


2-й этап


Психология, как наука о душе.


1-й этап


ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ Психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.4-й этапПсихология, как наука о поведении.3-й

Слайд 8ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПСИХОЛОГИИ

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПСИХОЛОГИИ

Слайд 9В ПСИХОЛОГИИ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ БЛИЗКИЕ, НО НЕ ТОЖДЕСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ
Макросреда (общество)
Микросреда (коллектив)
Деятельность
(учебная,

служебная)
Биологические (наследственность)
Воспитание как педагогический процесс
Воспитательная работа

ЧЕЛОВЕК

ЛИЧНОСТЬ
ИНДИ-ВИДУАЛЬ-НОСТЬ
Специфической особенностью человека как

биологического существа, принадлежащего к классу млекопитающих, является прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг.
Как общественное существо человек наделен сознанием благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами.

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка становится личностью. Главным в характеристике личности является ее общественная сущность.

Каждый человек имеет свои специфические особенности Личность в ее своеобразии и есть индивидуальность. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах.

Объективные

Субъективные

В ПСИХОЛОГИИ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ БЛИЗКИЕ, НО НЕ ТОЖДЕСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯМакросреда (общество)Микросреда (коллектив)Деятельность(учебная, служебная)Биологические (наследственность)Воспитание как педагогический процессВоспитательная работаЧЕЛОВЕКЛИЧНОСТЬИНДИ-ВИДУАЛЬ-НОСТЬ Специфической

Слайд 10
СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Слайд 11
виды ощущений

виды   ощущений

Слайд 13
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ



ПРЕДСТАВЛЕНИЯ     ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ

Слайд 16Этапы логического запоминания учебного материала

Этапы логического запоминания учебного материала

Слайд 19МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Слайд 20ЛИЧНОСТЬ - это конкретный человек, представитель определенного общества, класса, коллектива,

занимающийся определенной деятельностью, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный

определенными индивидуально-психологическими особенностями







ЛИЧНОСТЬ - это конкретный человек, представитель определенного общества, класса, коллектива, занимающийся определенной деятельностью, осознающий свое отношение к

Слайд 21ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

Слайд 23ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА

Слайд 25СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 26Раздел «ПЕДАГОГИКА»

Раздел  «ПЕДАГОГИКА»

Слайд 27ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
Отрасль педагогической науки
ЗАДАЧИ
ПРЕДМЕТ

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ Отрасль педагогической наукиЗАДАЧИПРЕДМЕТ

Слайд 28МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ
Учение

о методах познания и

преобразования педагогической теории и практики, распростра- нении принципов мировозрен- ческого характера на духов- ную и практическую деятель- ность преподавателей, сту-
дентов
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ         Учение о методах познания и

Слайд 29ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Организационно оформленное целена- правленное

взаимодействие общества, руководства учебного заведения,


подразделений, отделов, служб,
кафедр, преподавательского состава
по обучению, воспитанию, развитию
и профессиональной подготовке студентов к профессиональной
деятельности
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В  УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ   Организационно оформленное целена-	правленное взаимодействие общества, 	 руководства учебного заведения,

Слайд 30СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Содержание
Преподаватель
Студент
Результат
Цель

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИСодержаниеПреподавательСтудентРезультатЦель

Слайд 31ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Содержание
Организ. структура

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСССодержаниеОрганиз. структура

Слайд 32Специфические закономерности педагогического процесса
Единство обучения, воспитания, развития и профессиональной подготовки

студентов, проявляющиеся в: - общности содержания; - направленности обучения и воспитания; - общности

задач; - единых объектах и субъектах педагогического процесса.

Соответствие учебно-воспитательных воздействий преподавате-лей, целям обучения и воспитания, характеру деятельности студентов, их познавательным, духовным, физическим потребностям и возможностям.

Моделирование задач, условий будущей профессиональной деятельности студентов в педагогическом процессе ВУЗа

Специфические закономерности педагогического процессаЕдинство обучения, воспитания, развития и профессиональной подготовки студентов, проявляющиеся в: 	- общности содержания; 	-

Слайд 33ВОСПИТАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ВОСПИТАНИЕ    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫМЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Слайд 34Многообразие подходов к пониманию сущности воспитания
Сложное и специальное явление, направленное

на передачу социального, жизненного опыта от поколения к поколению людей,

на подготовку человека к жизни, к выполнению общественных и профессиональных обязанностей

Один из факторов формирования личности, развития ее способностей и возможностей, интеллектуальных, духовных, физических и других качеств и свойств

Комплекс общих и частных целей и задач, определяемых общечеловеческими, государственно-национальны-ми, профессиональными и личностными ценностями, Речь идет преимущественно о содержательной стороне воспитания

Сложная управляемая система, включающая многообразие взаимосвязанных между собой элементов, горизон-тальных и вертикальных связей, отношений субъективного и объективного характера, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана

Особый вид человеческой деятельности, направленной на реализацию функций формирования определенных качеств, развития личности, перевоспитания, внутренней мобилизации, психологической подготовки к жизни, профессиональной деятельности, побуждения к самосовершенствованию и др.

Процесс целенаправленного, систематического воздействия, влияния, на психику личности, психологию коллектива с целью формирования у студентов необходимых общих (базовых) и специфических (профессиональных) качеств и стремления к самосовершенствованию

Многообразие подходов к пониманию сущности воспитанияСложное и специальное явление,  направленное на передачу социального, жизненного опыта от

Слайд 35Принципиальная схема процесса воспитания
СРЕДА
УСЛОВИЯ ЖИЗНИ И ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требования общества, к

проф. деятельности
Цель
Педагог Коллектив Организация
Принципы, методы и средства воспитания
Воздействие

влияние
Психология личности, коллектива
Субъект
Объект
Содержание воспитания
Отношение


«+» - положительное
«-»

- отрицательное
«0» - равнодушное

Отношение:

Результат и его соот-
ветствие
цели

Самооценка

Оценка

Ц

К

П

Р1Р2 Р3

О

+
-
0

Т

Качества

Поведение

Принципиальная схема процесса воспитанияСРЕДАУСЛОВИЯ ЖИЗНИ И ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИТребования общества, к проф. деятельностиЦельПедагог Коллектив ОрганизацияПринципы, методы и средства

Слайд 36Содержание и функции воспитания
Содержание
- профессиональное
- патриотическое
- нравственное
- правовое
- экономическое
- интернациональное
-

экологическое
- эстетическое
- физическое
- Половое и др.
Функции
- формирующе-разви-
вающая
- мобилизации
-

побуждения к самовос -
питанию
- профилактическая
- перевоспитания
Содержание и функции воспитанияСодержание- профессиональное- патриотическое- нравственное- правовое- экономическое- интернациональное- экологическое- эстетическое- физическое- Половое и др.Функции- формирующе-разви-

Слайд 37Законы и закономерности процесса воспитания

Законы и закономерности процесса воспитания

Слайд 38Специфические педагогические закономерности процесса воспитания
Соответствие целей и задач вос-питания требованиям

общества, проф. деятельности, модели специалиста-профессионала, идеалам духовно-нравственного человека
Между теоретической и

практической подготовкой студентов

Соответствие воспитательных воздействий личному примеру воспитателя (преподавателя, руководителя, начальника), уровню его культурно-нравственного развития

Соответствие воспитательного воздействия индивидуальным и коллективным особенностям студентов, уровню их развития

Соответствие результата воспитания поставленным целям и задачам

Специфические педагогические закономерности процесса воспитанияСоответствие целей и задач вос-питания требованиям общества, проф. деятельности, модели специалиста-профессионала, идеалам духовно-нравственного

Слайд 39Гуманизм и демократизм в решении задач всестороннего и гармоничного развития

каждого участника воспитательного процесса
Принципы воспитания
сформулированные на основе выявленных закономерностей и педагогической

практики руководящие положения, определяющие требования к организации, методике воспитательной работы со студентами в учебном заведении

Воспитание субъектов и объектов воспитательного процесса в различных видах деятельности (учебно-познавательной, профессиональной и др.)

Целеустремленность всех воспитательных воздействий и влияний

Гражданско-патриотическая и профессиональная направленность воспитания

Проявление в процессе воспитания единства требовательности и уважительного отношения к личности, постоянное внимание к ее нуждам и запросам, разумным потребностям

Воспитание в коллективе и через коллектив путем создания в нем атмосферы взаимопонимания, дружбы, товарищества, социальной справедливости, высокой культуры взаимоотношений

1

Гуманизм и демократизм в решении задач всестороннего и гармоничного развития каждого участника воспитательного процессаПринципы воспитаниясформулированные на основе

Слайд 40Принципы воспитания
сформулированные на основе выявленных закономерностей и педагогической практики руководящие положения,

определяющие требования к организации, методике воспитательной работы со студентами в

учебном заведении

Единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий

Обеспечение единства воспитания, самовоспитания и перевоспитания

Индивидуально-дифференцированный подход к личности, учебной группе, коллективу кафедры

Обеспечение в процессе воспитания единства слова и дела, научной теории и практики

Целенаправленное стимулирование воспитательной деятельности

Комплексный подход к воспитанию с учетом функционирования всех его элементов

2

Принципы воспитаниясформулированные на основе выявленных закономерностей и педагогической практики руководящие положения, определяющие требования к организации, методике воспитательной

Слайд 41Система методов воспитательного воздействия
Методы изучения объекта воспитания
Методы непосредственного воздействия и

опосредованного влияния
Методы организации воспитательных воздействий
- целенаправленное наблюдение; - биографический метод; - изучение

личности по документам; - анализ практической деятельности - тестовые методики; - изучение и анализ независимых характеристик; - письменные и устные опросы; - познавательные индивидуальные и групповые беседы и др.

Методы преимущественного воздействия на сознание и подсознание: - убеждения; - внушения; - примера.

- планирование воспитательных воздействий; - постановка задач воспитательного характера; - контроль деятельности и поведения; - оценка действий и поступков.

Методы преимущественного формирования привычек поведения: - упражнения; - поручения (задания); - включения в различные виды деятельности.

Методы преимущественного стимулирующего воздействия: - поощрения; - критики; - принуждения; - наказания;

Система методов воспитательного воздействияМетоды изучения объекта воспитанияМетоды непосредственного воздействия и опосредованного влиянияМетоды организации воспитательных воздействий- целенаправленное наблюдение;

Слайд 42Уровень развития воли и привычек волевого саморегулирования
Само-воспитание
Осознанная, целенаправленная, активная деятельность

личности, направленная на формирование и развитие у себя положительных и

устранение отрицательных качеств, привычек, черт характера в соответствии с общественными и профессиональными требованиями, целью жизни и сложившимися идеалами

Развитое самосознание и способность к объективной самооценке своих действий, поступков, самокритике

Высокие жизненные цели и идеалы, выступающие мотивами самосовершенствования

Уровень развития духовных, материальных и физиологических потребностей

Наличие психолого-педагогических знаний и умений для совершенствования


Естественная среда


Социальная среда

Целенаправленное и эффективное воспитание

Практическая деятельность юриста

Внешние условия, под влиянием которых человек начинает заниматься самовоспитанием

Внутренние (личностно-психологические) условия самовоспитания

Уровень развития воли и привычек волевого саморегулированияСамо-воспитаниеОсознанная, целенаправленная, активная деятельность личности, направленная на формирование и развитие у

Слайд 43Логическая схема процесса самовоспитания
Требования общества,
проф. деятельности
Само- познание
Целенаправленная деятельность по самовоспитанию
Т
Само-планирование
Результат
Самоизучение
Самоанализ
Самосознание
Выработка цели и идеала
Определение правил и задач
Выработка программы
Самообязательства
Самоорганизация
Самоубеждение
Самовнушение
Самопобуждение
Следование

идеалам
Конкретные качества юриста, его дела и поведение
Самосознание

Логическая схема процесса самовоспитанияТребования общества, проф. деятельностиСамо- познаниеЦеленаправленная деятельность по самовоспитаниюТСамо-планированиеРезультатСамоизучениеСамоанализСамосознаниеВыработка цели и идеалаОпределение правил и задачВыработка

Слайд 44ДИДАКТИКА
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ДИДАКТИКАМЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Слайд 45ОБУЧЕНИЕ
целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности студентов

по овладению научными и прикладными знаниями, навыками и умениями, развитию

мышления, творческих способностей, личностных качеств, формированию общекультурных и профессиональных компетенций необходимых для осуществления профессиональной деятельности
ОБУЧЕНИЕцеленаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности студентов по овладению научными и прикладными знаниями, навыками

Слайд 46Структура процесса обучения
Способы

педагогического

воздействия
Содержание ---------------------------------------- федеральные государственные образовательные стандарты, учебные планы и

программы
Результат
Организация ------------------------------------ формы учебных занятий

Структура процесса обученияСпособыпедагогическоговоздействияСодержание ----------------------------------------  федеральные государственные образовательные стандарты, учебные планы и программыРезультатОрганизация ------------------------------------  формы учебных

Слайд 47Систематичность, последовательность и комплексность обучения
СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ
Сознательность, актив-ность и

самостоятель-ность обучения
Наглядность в обучении
Обучение на высоком уровне трудностей
Прочность овладения знаниями, навыками и

умениями

Коллективизм и индивидуальный подход в обучении

Принципы обучения

Основные руководящие положения, выражающие требования к содержанию, организации и методике проведения учебных занятий в учебном заведении

Научность процесса обучения

Соответствие содержания и организации обучения в учебных заведениях потребностям профессиональной деятельности юриста

Систематичность, последовательность и комплексность обученияСИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ Сознательность, актив-ность и самостоятель-ность обученияНаглядность в обученииОбучение  на высоком

Слайд 48Ассоциативно-рефлекторная теория обучения
Опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга

человека, вскрытые И.М.Сеченовым, И.П.Павловым и др. Суть данных закономерностей заключается

в том, что в процессе познания окружающего мира в человеческом мозге формируются различные образы, представления, понятия в виде условно-рефлекторных связей - ассоциаций.
Ассоциативно-рефлекторная теория обученияОпирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека, вскрытые И.М.Сеченовым, И.П.Павловым и др. Суть

Слайд 49Основные положения ассоциативно-рефлекторной теории обучения
1. Усвоение знаний, формирование навыков и

умений, развитие личност- ных качеств человека есть процесс

образования в его сознании различ- ных ассоциаций: простых и сложных

2. Процесс образования ассоциаций имеет определенную логическую по- следовательность, которая включает в себя следующие этапы:

3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач

восприятие учебного материала

его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий

запоминание и сохранение в памяти изученного материала

Применение усвоенного в практической деятельности

Основные положения ассоциативно-рефлекторной теории обучения1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личност-    ных

Слайд 50Теория поэтапного формирования умственных действий
В ее основе

лежит идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности

человека. Согласно этой идее умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериори-зации, т.е. поэтапным переходом "материальной" (внеш-ней) деятельности во внутренний умственный план. В ре-зультате такого перехода внешние действия с внешними предметами преобразуются в умственные. При этом они подвергаются обобщению, вербализуются, сокращаются, становятся готовыми к дальнейшему развитию, которое может превышать возможности внешней деятельности.
Теория поэтапного формирования умственных действий   В ее основе лежит идея о принципиальной общности строения внутренней

Слайд 51Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий

Формирование мотивационной основы

Предварительное знакомство с действием, созданное
ООД*

Материальное (материализованное) действие

Этап внешней речи

Этап внутренней речи

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

5 этап

Этап автоматизированного действия

6 этап

* ООД - ориентировочная основа действия

Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий

Слайд 52Овладение понятием
Концепция теоретического обобщения в обучении
Сущность данной концепции заключается в том,

что обучение понимается как процесс обобщения получаемых знаний и образования

определенных понятий. Под понятием в этом случае понимается вся совокупность знаний, которые относятся к изучаемому явлению.

Логическая последовательность познавательной деятельности обучаемых

Опознание единичных предметов на практике

Образование представлений

Восприятие учебной информации

Применение понятий на практике

Обобщающая
мыслительная
деятельность

Овладение понятиемКонцепция теоретического обобщения в обученииСущность данной концепции заключается в том, что обучение понимается как процесс обобщения

Слайд 53Концепция проблемно-деятельностного обучении
Данная концепция реализует два принципа обучения: принцип проблемности

и принцип деятельности. Сущность проблемно-деятельностного обучения заключается в том, что

в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную профессиональную проблему, мысленно практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее разрешения.

ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА МЫШЛЕ-НИЯ - необходимость сде-лать его видимым, заме-чаемым: * фиксация всех этапов мыслительной деятель- ности; * уточнение, корректиров- ка предложенной версии; * показ педагогом своего отношения к высказанной обучаемым мысли и др.

Восприятие и осмысление обучаемыми созданной преподавателем проблемной ситуации, выявление в ее основе противоречия. Осознание сущности затруднения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИН-ТЕНСИВНОГО МЫШ-ЛЕНИЯ ОБУЧАЕМЫХ: * последовательная проб- лематизация мышления студентов; * наращивание противоре- чий в учебной познава- тельной деятельности; * ограничение времени разрешения проблемной ситуации и др.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЕМЫХ В ХОДЕ ВСЕГО ПРОЦЕССА ВЫРАБОТКИ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ: * индивидуальная разработка, доклад и защита принятого решения; * участие в выработке коллективного решения; . * определение оптимального варианта решения проблемы и др. .

Этапы учебной
познавательной деятельности

Педагогическое
условие

Педагогическое
условие

Создание и обоснование модели возможных действий по разрешению проблемной ситуации.

Индивидуальные практические действия в соответствии с созданной моделью

Анализ проведенного действия, проверка правильности решения проблемы..

Рефлексия мышления в ходе проведенного действия.

Педагогическое условие

Концепция проблемно-деятельностного обученииДанная концепция реализует два принципа обучения: принцип проблемности и принцип деятельности. Сущность проблемно-деятельностного обучения заключается

Слайд 54Суггестопедическая концепция обучения
Обучение на основе эмоционального внушения в бодрствующем состоянии,

приводящее к сверхзапоминанию. Предполагает комплексное использование всех средств суггестии (внушения).
Двуплановость

при введе-нии нового материала Каждое слово, несущее самостоятельную смысловую нагрузку, сопровождается особой интонацией, жестом, мимикой и т.д.

ИНФАНТИЛИЗАЦИЯ - установление естественной обстановки доверия, когда обучаемый как бы вверяет себя преподавателю.

Авторитет обучающего * широкая известность и впечатляющие успехи в обучении; * выдающиеся личные качества;

Постоянное положительное эмоциональное подкрепление за счет: * эстетических и комфортных условий; * внушения мысли об огромных возможностях интеллекта обучаемых; * демонстрация быстрого продвижения вперед в изучении дисциплины и др.

СПЕЦИАЛЬНО-СОЗДАВАЕМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

ОБУЧАЕМЫЙ

Особые сроки обучения учебной дисциплине, кон-центрированное изучение материала: каждый день только одна учебная дисциплина по 4-6 часов в течение 2-3 месяцев и др.

Суггестопедическая концепция обученияОбучение на основе эмоционального внушения в бодрствующем состоянии, приводящее к сверхзапоминанию. Предполагает комплексное использование всех

Слайд 55Концепция программированного обучения
Под программированным обучением понимается управляемое усвоение алгоримизированного учебного

материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, электронного учебника, кинотренажера и

т.п.). Алгоритмизированный учебный материал представляет собой сравнительно небольшие порции учебной информации («кадры», файлы, «шаги»), подаваемые обучаемому в определенной логической последовательности.

Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебного материала с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то ему вновь предлагается изучить первоначальную информацию.

ВИДЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ

Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа может представляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новый блок учебной информации.

Адаптивная программа представляет обучаемому возможность самостоятельно выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения и обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.п.

Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.

Концепция программированного обученияПод программированным обучением понимается управляемое усвоение алгоримизированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, электронного

Слайд 56Проблемное обучение
такая организация учебных занятий, предполагающая создание под руководством преподавателя

проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучаемых по их разрешению,

в результате которой происходит творческое овладение профессиональными компетенциями, знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблема - это теоретический или практический вопрос, выражающий противоречие между имеющимися у обучаемых знаниями и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых прежних знаний недостаточно.

Проблемная задача - учебное задание, предполагающее осуществление определенных познавательных действий с целью поиска новых знаний для разрешения возникающей проблемы.

Проблемная ситуация - состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у обучаемого в результате осознания недостаточности и противоречивости приобретаемых знаний для решения новых учебных или профессиональных задач.

Познавательная потребность

Возможности обучаемого по достижению нового знания

Имеющиеся знания

Новое знание или способ действий

противоречие между знанием и незнанием

уровень трудности

|

?

Проблемное обучениетакая организация учебных занятий, предполагающая создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучаемых

Слайд 57Проблемная ситуация, возникающая на основе противоречия. Когда обучаемые не могут

использовать имеющиеся у них знания в новых практических условиях
Методика создания

проблемных ситуаций при проведении учебных занятий

Проблемная ситуация, создаваемая на основе противоречия между уровнем знаний обучаемых и их недостаточностью для понимания нового, более сложного материала

Проблемная ситуация, возникающая на основе противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической трудностью его реализации

Проблемная ситуация, возникающая на основе противоречия между достигнутым учебным результатом и отсутствием у обучаемых достаточных знаний для его обоснования

ВИДЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Проблемная ситуация, возникающая на основе противоречия. Когда обучаемые не могут использовать имеющиеся у них знания в новых

Слайд 58Методические приемы создания проблемных ситуаций
Подведение обучаемых к противоречию с предложением

самим найти способ его разрешения
Столкновение противоречий практической деятельности
Изложение различных точек

зрения на один и тот же вопрос

Постановка проблемных вопросов (на сообщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения)

Постановка проблемных задач (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.)

Побуждение обучаемых делать сравнения, сообщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты

Предложение обучаемым рассмотреть явление с различных позиций (например: начальника, юриста, финансиста, педагога)

Определение проблемных теоретических и практических заданий (например: исследовательских)

Методические приемы создания проблемных ситуацийПодведение обучаемых к противоречию с предложением самим найти способ его разрешенияСтолкновение противоречий практической

Слайд 59Технология обучения
Система форм, методов, приемов и средств, направлен-ных на реализацию

содержания обучения, предусмотрен-ного учебной программой и обеспечивающих наиболее эффективное достижение

поставленных целей

По уровням реализации

По направленности действия

По предметной среде

По применяемым средствам

обучение школьников

обучение студентов

повышение квалификации и перподготовка

Подготовка преподавателей и т.д.

для гуманитарных дисциплин

для естественных дисциплин

для технических дисциплин

для общепрофессиональных дисциплин и др.

видеотехнические

информационные

проблемно-деятельностные

технология учебной дисциплины

технология проведения учебного занятия

технология подготовки специалистов

Классификация технологий обучения

рефлексивные и др.

1

Технология обученияСистема форм, методов, приемов и средств, направлен-ных на реализацию содержания обучения, предусмотрен-ного учебной программой и обеспечивающих

Слайд 60Технология обучения
Система форм, методов, приемов и средств, направлен-ных на реализацию

содержания обучения, предусмотрен-ного учебной программой и обеспечивающих наиболее эффективное достижение

поставленных целей

По организации учебного материала

По методической задаче

технология одного предмета

технология одного средства

технология одного метода

коллективные

смешанные

индивидуальные

Классификация технологий обучения

2

Продолжение

Технология обученияСистема форм, методов, приемов и средств, направлен-ных на реализацию содержания обучения, предусмотрен-ного учебной программой и обеспечивающих

Слайд 61Методы обучения
упорядоченная совокупность однородных приемов, средств, способов дидактического взаимодействия преподавателя

и студентов, в результате которого обучаемые овладевают знаниями, навыками и

умениями

Устное изложение

Обсуждение изучаемого материала

Показ (демонстрация)

Упражнения

семинар

собеседование

конференция

дискуссия

личный показ

демонстрация средств наглядности

показ действий техники

экскурсии

организационно-деятельностные игры

функциональные упражнения

анализ конкретных ситуаций

объяснение

информирование

лекция

тренировки и др.

1

инструктирование

Методы обученияупорядоченная совокупность однородных приемов, средств, способов дидактического взаимодействия преподавателя и студентов, в результате которого обучаемые овладевают

Слайд 62Методы обучения
упорядоченная совокупность однородных приемов, средств, способов дидактического взаимодействия

преподавателя и студентов, в результате которого обучаемые овладевают знаниями, навыками

и умениями

Практические работы

Самостоятельная работа

с печатными источниками

на технике

на специальном оборудовании

выполнение профессиональных задач

С используемой в проф. деятельности техникой

2

Продолжение

с помощью ТСО

Методы обучения упорядоченная совокупность однородных приемов, средств, способов дидактического взаимодействия преподавателя и студентов, в результате которого обучаемые

Слайд 63Средства обучения
специально разработанные материальные предметы, оборудование, устройства, предназначенные наряду со

словом и речью преподавателя для осуществления процесса обучения
Средства, данные человеку

приро-дой

Учебные книги

Наглядные пособия

1

Речь, мимика, жесты, поза и др.

Учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники упражнений, задач, нормативных документов, словари, справочники, методические указания, специальная литература и др.

Таблицы, плакаты, муляжи, модели, натуральные объекты и др.

Информационные материалы к аудиовизуальным средствам обуче-ния

Кинофильмы, видеофильмы, диафильмы, слайды, пленки с накладными проекциями, видеозаписи и др.

Программно-ме-тодическое обес-печение компью-терной техноло-гии обучения

Автоматизированные обучающие курсы, учебные задания для решения расчетных, вычислительных, проектно-графических и др. задач, профессиональные прикладные программы, тесты, контрольные задачи и задания и др.

Средства обученияспециально разработанные материальные предметы, оборудование, устройства, предназначенные наряду со словом и речью преподавателя для осуществления процесса

Слайд 64Средства обучения
специально разработанные материальные предметы, оборудование, устройства, предназначенные наряду со

словом и речью преподавателя для осуществления процесса обучения
Специальное оборудование
Дидактические материалы
Технические

устройства для обучения

2

Тренажеры, лингафонное оборудование, устройства для имитации профессиональной деятельности (в т.ч. на основе ЭВМ) и др.

Обучающие программы, сценарии деловых игр, профессиональные ситуации для анализа, ситуационные задачи, индивидуальные проверочные опросники и др.

Аудиовизуальные: кинопроекторы, видеомагнитофоны, диапроекторы, кодоскопы и др. Компьютеры: ПЭВМ, локальные сети, внешние информационные сети и др.

Лабораторное оборудование

Приборы, аппараты, устройства общего назначения (микроскопы, контрольно-измерительные приборы и др.), химическая посуда, чертежное оборудование и др.

Учебная мебель и приспособления

Учебные столы, классные доски, оборудование для затемнения аудитории, держатели наглядных пособий, демонстрационные подставки

Средства обученияспециально разработанные материальные предметы, оборудование, устройства, предназначенные наряду со словом и речью преподавателя для осуществления процесса

Слайд 65Основные виды учебных занятий
Лекции
Лабораторные занятия
Контрольные работы
Курсовая работа (проект)
Семинары
Самостоятель-ная работа
Консультации
Групповые занятия
Стажировка
Практика
Групповые

упражнения
Теоретические (научно-практические) конференции
Дипломная работа (проект)
Практические занятия
В учебном заведении могут проводиться

другие виды учебных занятий, вводимые по решению ученого совета, в т.ч. индивидуальные собеседования, деловые и педагогические игры и др.

Магистерская диссертация

Самостоятель-ная работа под руководством преподавателя

Основные виды учебных занятийЛекцииЛабораторные занятияКонтрольные работыКурсовая работа (проект)СеминарыСамостоятель-ная работаКонсультацииГрупповые занятияСтажировкаПрактикаГрупповые упражненияТеоретические (научно-практические) конференцииДипломная работа (проект)Практические занятияВ учебном

Слайд 66ЛЕКЦИИ
один из важнейших видов учебных занятий, составляющий основу теоретического обучения.

Лекции должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать

состояние и перспективы развития конкретной области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать активную познавательную деятельность студентов, формировать у них творческое мышление.

Виды учебных лекций

Виды методик чтения лекции

тематическая

установочная (для заочников)

вводная

обзорная

информационная (описательно-иллюстративная)

проблемная

лекция-диалог

лекция вдвоем

пресс-конференция

Цель лекции - это ее представляемые результаты, т.е. чего хочет достиг-нуть преподаватель: чему научить, что воспитать, что сформировать, какую поставить проблему, какие наметить ориентиры для самостоятельного изуче-ния темы или отдельных вопросов.

ЛЕКЦИИодин из важнейших видов учебных занятий, составляющий основу теоретического обучения. Лекции должны давать систематизированные основы научных знаний

Слайд 67Рекомендации преподавателю при подготовке и чтении лекции
Готовясь к лекции, рекомендуется

составить ее педагогическую модель: роль, место в курсе, связь с

другими темами, смежными дисциплинами, основные содержательные блоки, приемы активации познавательной деятельности обучаемых.

Начинающему преподавателю целесообразно иметь полный текст лекции, раскрывающий содержание вступления, учебных вопросов, планируемые методические приемы при их рассмотрении, факты, выводы.

Учитывать, что внимание обучаемых зависит от темпо-речевой характеристики чтения лекции: - фраза, состоящая из 5-9 смысловых единиц, произносимая на одном дыха- нии, удерживается оперативной памятью в течении 5 секунд, т.е. как звуча- щая фраза; - темп чтения лекции первокурсникам составляет 40-45 слов в минуту, на старших курсах - до 70-80 слов в минуту; - через 25-30 минут чтения лекции у обучаемых наступает утомление.

Рекомендации преподавателю при подготовке и чтении лекцииГотовясь к лекции, рекомендуется составить ее педагогическую модель: роль, место в

Слайд 68СЕМИНАРЫ
проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с

целью углубить и закрепить полученные знания, привить обучающимся навыки поиска,

обобщения и изложения учебного материала

Семинар - дискуссия

Семинар - «круглый стол»

спор рядов

преподаватель против курсантов

курсанты против преподавателя

игровая контрольная и др.

учебный семинар

учебные дискуссии

встречи за «круглым столом»

Виды семинарских занятий

Семинар - пресс-конференция

Вопросно-ответный

СЕМИНАРЫпроводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубить и закрепить полученные знания, привить

Слайд 69Практические занятия
проводятся в интересах изучения студентами методам применения нормативной базы,

формирования навыков и умений решения профессиональных задач, выполнения чертежей и

расчетов, разработки и оформления документов, отработки приемов и нормативов, практического овладения иностранным языком

тренировки

мыслительный тренинг

Виды практических занятий

функциональное упражнение

организационно-дея-тельностные игры

анализ конкретных ситуаций

деловые (педагоги-ческие) игры

функциональное тестирование

организационно-мыслительные игры

Практические занятияпроводятся в интересах изучения студентами методам применения нормативной базы, формирования навыков и умений решения профессиональных задач,

Слайд 70Педагогическая культура преподавателя
совокупность интеллектуальных, духовных, творческих педагогических способностей, качеств и

свойств личности преподавателя, сложившегося стиля педагогической деятельности, устойчивого образа жизни,

сформированных на основе общих и специфических психолого-педагогических знаний, общей культуры, положительного опыта, позволяющих ему эффективно и качественно решать учебно-воспитательные задачи
Педагогическая культура преподавателясовокупность интеллектуальных, духовных, творческих педагогических способностей, качеств и свойств личности преподавателя, сложившегося стиля педагогической деятельности,

Слайд 71Структура педагогической культуры преподавателя
Культура педагогического общения
Культура поведения
Культура педагогических чувств
Познавательная культура
Культура

педагогического мышления
Культура речи
О Б Щ А Я К У

Л Ь Т У Р А

Культура организации педагогического труда

Профессионально-этическая культура

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

Специфические профессионально педагогические качества: - педагогическая наблюдательность; - педагогическое воображение; - педагогическая требовательность; - педагогический такт и др.

Структура педагогической культуры преподавателяКультура педагогического общенияКультура поведенияКультура педагогических чувствПознавательная культураКультура педагогического мышленияКультура речиО Б Щ А Я

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика