Разделы презентаций


ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Содержание

ПЛАН Житейская и научная психологияПредмет и задачи психологииСтруктура психологической наукиМетоды исследования

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
По материалам С.Л. Семеновой

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬПо материалам С.Л. Семеновой

Слайд 2ПЛАН
Житейская и научная психология
Предмет и задачи психологии
Структура психологической науки
Методы исследования

ПЛАН Житейская и научная психологияПредмет и задачи психологииСтруктура психологической наукиМетоды исследования

Слайд 3ПСИХОЛОГИЯ
ЖИТЕЙСКАЯ
Конкретна
Интуитивна
Знания ограничены
Основана на наблюдениях
Ограничена в материалах
НАУЧНАЯ
Обобщена
Рациональна
Знания неограниченны
Основана на эксперименте
Не ограничена

в материалах

ПСИХОЛОГИЯЖИТЕЙСКАЯКонкретнаИнтуитивнаЗнания ограниченыОснована на наблюденияхОграничена в материалахНАУЧНАЯОбобщенаРациональнаЗнания неограниченныОснована на экспериментеНе ограничена в материалах

Слайд 4Житейская психология
Житейские знания. В феноменологической традиции принято различать повседневные и

неповседневные (экспертные) формы реальности психического. Повседневная реальность с внешней позиции

описывается как «обыденная психология», «психология здравого смысла», «житейская психология».
Житейские представления о психологии находят свое выражение и в житейской мудрости, и в привычных устойчивых взглядах, убеждениях. Они отражены во многих народных пословицах, поговорках: «Летами ушел, а умом не дошел», «Всякому своя слеза едка», «Хорошо с берега на гребцов смотреть», «Был бы запевала, а подголоски найдутся», «Не смейся над старым, и сам будешь стар». Бесспорно, что все эти пословицы отражают серьезное знание человеческой психологии.
Повседневные психологические значения фиксируются и выражаются в знании определенного типа. Это не только знания-обобщения личного опыта, но когниции, заимствованные индивидом в референтных социальных группах, с которыми в свое время были установлены соответствующие идентификации. При этом человек не только усваивает готовые знания, но и способы их получения (личный опыт общения, книги, фильмы, телепередачи, средства массовой информации и т.п.).
Житейская психологияЖитейские знания. В феноменологической традиции принято различать повседневные и неповседневные (экспертные) формы реальности психического. Повседневная реальность

Слайд 5Научная психология
Научные знания зафиксированы в соответствующих книгах, учебниках и справочниках.

Они передаются в процессе обучения и усваиваются через учебную деятельность.

Научная психология базируется на строгих, полученных в ходе специальных исследований и неоднократно проверенных фактах, которые логически систематизируются и объясняются в специальных научных теориях. Однако при наличии явных преимуществ научных знаний перед житейскими знаниями, они все-таки имеют некоторые недостатки, такие как:
1. излишняя абстрагированность;
2. академизм;
3. формализованность, оторванность от индивидуального личного опыта их носителей.
Научная психологияНаучные знания зафиксированы в соответствующих книгах, учебниках и справочниках. Они передаются в процессе обучения и усваиваются

Слайд 6ОСОБЕННОСТИ ЖИТЕЙСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
ЖИТЕЙСКИЕ ЗНАНИЯ
Низкий уровень точности
Субъективизм
Повышенная зависимость от

настроения человека и его отношения к познаваемому человеку
Высокая эмоциональная насыщенность
Чрезмерная

конкретность и ситуативность
Низкий уровень вербальности (оречевленности) и осознаваемости
Логическая противоречивость
Практическая ориентированность
Плохая систематизированность
Раннее происхождение
Высокая устойчивость

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

Высокий уровень точности
Объективность
Логическая последовательность
Систематизированность
Осознаваемость
Вербализованность
Обобщенность
Абстрактность
Независимость от эмоционально-потребностной сферы человека

ОСОБЕННОСТИ ЖИТЕЙСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯЖИТЕЙСКИЕ ЗНАНИЯНизкий уровень точностиСубъективизмПовышенная зависимость от настроения человека и его отношения к познаваемому

Слайд 7ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ:
Психология – это наука о

закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
1. Это

наука о самом сложном, что пока известно человечеству.
2. В психологии человек одновременно является и субъектом, и объектом познания, так как свое сознание он исследует с помощью же сознания.
3. Уникальность психологии заключается в том, что она одновременно является и естественной, и гуманитарной наукой.
4. Психологический факт зависит от его интерпретации исследователем.
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКАОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ:Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и

Слайд 8ЭТИМОЛОГИЯ И ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «Психология»
Понятие «психология» возникло в средневековом европейском

богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким

ученым Христианом Вольфом.
Термин «психология» образован от двух греческих слов: psyche – душа, психика и logos – знание, осмысление, изучение.
В дословном значении психология – это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.
Во втором, наиболее распространенном значении слово «психология» относят к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера
ЭТИМОЛОГИЯ И ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «Психология»Понятие «психология» возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в

Слайд 9ПСИХОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ
ПРЕДМЕТ :
Основные закономерности порождения и функционирования психической

реальности.
ЗАДАЧИ:
Качественное изучение психической реальности
Анализ формирования и развития психических явлений
Изучение физиологических

механизмов психических явлений
Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей
ПСИХОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИПРЕДМЕТ : Основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.ЗАДАЧИ:Качественное изучение психической реальностиАнализ формирования и развития

Слайд 10Методологические принципы психологии
- ЭТО руководящие положения, составляющие основу теории

психологии и определяющие подходы к пониманию предмета психологии.
Принцип единства сознания

и деятельности. Показывает, что человеческая психика формируется, развивается и проявляется только в процессе общественно трудовой деятельности, взаимодействия человека с другими людьми.
Принцип развития. Ориентирует на понимание психики человека как изменяющегося, развивающегося под влиянием различных факторов явления.
Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истоки. Причина обусловленности психических явлений – их опосредование естественными и социальными условиями.
Методологические принципы психологии - ЭТО руководящие положения, составляющие основу теории психологии и определяющие подходы к пониманию предмета

Слайд 11ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Слайд 12ИСТОЧНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА
ФИЛОСОФИЯ
СОЦИОЛОГИЯ
АНТРОПОЛОГИЯ
ЭТНОГРАФИЯ
ФИЗИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ИСТОРИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
НАУКИ О ТРУДЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
НАУКИ ОБ УПРАВЛЕНИИ
МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ (СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ДР.)

ИСТОЧНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯБЫТИЕ ЧЕЛОВЕКАФИЛОСОФИЯСОЦИОЛОГИЯАНТРОПОЛОГИЯЭТНОГРАФИЯФИЗИОЛОГИЯГЕОГРАФИЯИСТОРИЯПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИНАУКИ О ТРУДЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКАНАУКИ ОБ УПРАВЛЕНИИМЕДИЦИНСКИЕ НАУКИСОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ (СОЦИАЛЬНАЯ

Слайд 13СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Традиционные отрасли психологии:
История психологии
Методология психологии
Общая психология
Возрастная психология
Социальная психология
Специальная

психология


Новые отрасли психологии:
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
ЮРИДИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА
ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ и др.

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯТрадиционные отрасли психологии:История психологииМетодология психологииОбщая психологияВозрастная психологияСоциальная психологияСпециальная психологияНовые отрасли психологии:ПСИХОЛОГИЯ ТРУДАИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯКОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯПСИХОЛОГИЯ

Слайд 14Методология психологического исследования

Методология психологического исследования

Слайд 15Психологическое исследование
- это способ научного познания сущности психических явлений и

их закономерностей.
ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
ЭТАП СБОРА ФАКТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
ЭТАП КОЛИЧЕСТВЕННОЙ И

КАЧЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Психологическое исследование- это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей.ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАПЭТАП СБОРА ФАКТИЧЕСКИХ

Слайд 16Понятийный аппарат исследования
Объект исследования (объективная реальность, данная нам в

ощущениях).
Предмет исследования (сторона объекта)
Цель исследования (какие закономерности хотим установить)
Задачи

исследования (детализация цели в их взаимосвязи и последовательности)
Гипотеза исследования (предполагаемые взаимосвязи)
Этапы исследования (последовательность работ)
Научная новизна и теоретическая значимость (прирост научного знания)
Практическая значимость (как можно изменить практику)
Выводы относительно результатов исследования (решение задач и проверка гипотезы)
Понятийный аппарат исследования Объект исследования (объективная реальность, данная нам в ощущениях).Предмет исследования (сторона объекта) Цель исследования (какие

Слайд 17Методы исследования

Методы исследования

Слайд 18Классификация методов психологического исследования Б.Г. Ананьева
Организационные (сравнительный, лонгэтюдный, комплексный)
Эмпирические (наблюдение,

эксперимент, психодиагностические методы, анализ процесса и продуктов деятельности, метод экспертных

оценок, биографический метод).
Способы обработки данных (методы математическо-статистической обработки данных, методы качественного анализа)
интерпретационные методы (генетический: фило-онто генез; структурный: классификация, типологизация)
Классификация методов психологического исследования Б.Г. АнаньеваОрганизационные (сравнительный, лонгэтюдный, комплексный) Эмпирические (наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы, анализ процесса и

Слайд 19наблюдение
открытое–наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования;
скрытое–наблюдение,

о котором испытуемым не сообщается, проводимое незаметно для них.
пассивное–наблюдение без

какой-либо направленности;
активное–наблюдение конкретных феноменов, отсутствие вмешательства в наблюдаемый процесс;
лабораторное (экспериментальное)–наблюдение в искусственно создаваемых условиях.
естественное (полевое)–наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.
случайное–не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;
систематическое–преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику;
включенное–наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри;
невключенное–наблюдение со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения, по сути, есть объективное (внешнее) наблюдение.
сплошное–постоянное наблюдение за объектом без перерыва;
выборочное–наблюдение, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению;
лонгитюдное–наблюдение в течение длительного времени;
периодическое–наблюдение в течение определенных промежутков времени;
одиночное–описание отдельного случая.
наблюдениеоткрытое–наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования;скрытое–наблюдение, о котором испытуемым не сообщается, проводимое незаметно

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика