Слайд 1Сестринское дело.
Переподготовка.
Психология личности
Слайд 2Личность понимается как сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе
и выполняющий определенные общественные функции.
Личность моложе индивида, так как человек
рождается индивидом, а личностью он становится в процессе социализации, усвоения социального опыта.
Слайд 3Индивид
Индивидуальность
Частное
Целое
Общее
Единичное
Личность
Слайд 4Основными характеристиками личности являются: активность, устойчивость, целостность.
Под активностью понимается
способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего.
Устойчивость — это относительное
постоянство личностных свойств.
Целостность личности заключается в теснейшей взаимосвязи психических процессов и свойств, образующих единую структуру личности.
Слайд 5Индивидные свойства личности
Темперамент
Характер
Направленность личности
Способности
Слайд 6Направленность личности
Направленность — это система доминирующих, социально-обусловленных отношений личности к
действительности, основными проявлениями которой являются интересы, идеалы, мировоззрения, убеждения.
Слайд 7Потребности личности - это «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее
вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную
с целеполаганием».
Потребности выступают как источники активности человека.
Слайд 8V Потребности самоактуализации
IV Потребности в самоуважении
III Потребности в социальных
связях
II Потребности в безопасности
I Физиологические потребности
потребность
мотив
цель
Результат
действия
Слайд 9Потребности более высоких уровней возникают тогда, когда удовлетворены потребности низших
уровней, которые являются генетически более ранними и имеют большее значение
для выживания. Неудовлетворение потребностей низших уровней тормозит проявление других потребностей.
Слайд 10 Мотивы это совокупность материальных, духовных ценностей, с помощью которых
потребность может быть удовлетворена.
Основными характеристиками мотива являются его
сила и устойчивость.
Сила и устойчивость мотивации влияет на направление деятельности и на ее успех.
Основными функциями мотивов являются: побуждающая, направляющая, регулирующая.
Мотивационные св-ва личности - закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотива.
Слайд 11Неудовлетворение основных потребностей: в безопасности, сопричастности, любви, уважении и самоуважении
тормозит развитие личности и может привести к отклонениям в развитии,
девиантному поведению, фрустрации, к болезни.
Слайд 12Уровень притязаний
Под уровнем притязаний понимают уровень трудности тех задач, на
осуществление которых претендует человек, побуждаемый данным мотивом.
Слайд 13В уровне притязаний различают несколько сторон.
1. Степень трудности задач,
которые ставит человек перед собой, считая, что он с ними
справится.
2. Степень расхождения между задуманным и осуществленным.
3. Уровень притязаний характеризуется такой степенью трудности задачи, выполнение которой приносит человеку удовлетворение.
Слайд 14Установлена зависимость уровня притязаний:
— от свойств личности;
— от ориентации
личности;
— от психического здоровья человека.
Одно из основных условий изменения
уровня притязаний — достигнутый успех или неуспех деятельности.
Слайд 15Я- концепция
В психической деятельности человека выделяется особый род активности —
это «рефлексивная деятельность, активность «Я», направленная на самое себя. В
рефлексивной деятельности «Я» выступает как объект своих действий и переживаний (Рубинштейн).
Слайд 16Рефлексивность, или самосознание
— это форма переживания человеком своей личности,
форма, в которой личность открывается самой себе
Самосознание возникает как продукт
жизни в обществе, жизненного опыта.
Огромное влияние на формирование Я-концепции оказывает социальная среда, взаимодействие с другими людьми и, прежде всего, с членами семьи
Слайд 17Основные феномены, влияющие на формирование Я-концепции
1) прямое или опосредованное усвоение
точки зрения другого на себя;
2) прямое и косвенное внушение
ребенку со стороны родителей норм, оценок, стандартов, способов поведения;
3) трансляция ребенку со стороны близких конкретных оценок, стандартов и т. п.;
4) система контроля за ребенком (предоставление самостоятельности или жесткий контроль);
Слайд 185) система отношений, складывающихся между ребенком и родителями (равенство общающихся,
функциональное неравенство, система трансакций);
6) вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения
в семье (семейная идентичность);
7) механизм идентификации, то есть уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу.
Слайд 19Я-концепция имеет сложную структуру и включает следующие составные части.
Я
- физическое
Я - психологическое
Я социально - ролевое
Слайд 20Самооценка и уровень притязаний
Самооценка (синонимы или близкие понятия: самоотношение и
самоуважение) одно из основных: базис свойств личности; определение его качества
Слайд 21Темперамент
Темперамент это индивидуально-психологические свойства человека, определяющие формально-динамические особенности его деятельности,
такие как интенсивность и время
Темперамент характеризует динамические особенности протекания
психических процессов и состояний, то есть темп, ритм, быстроту, силу
Слайд 23Темперамент, как совокупность отдельных свойств личности, содержательно не определяет особенностей
её, - только модифицирует во всех реакциях человека.
Темперамент относительно
устойчив, и мало подвержен изменениям в онтогенезе, - поскольку свойства темперамента имеют прочные многозначные связи со свойствами нервной системы.
С темпераментом более непосредственно связаны ситуации проявления индивидуально-своеобразных способов поведения человека.
Слайд 24Свойства темперамента
Особенности эмоциональности человека:
1. Сенситивность т. е. порог раздражения, при
котором возникают эмоциональные проявления.
2. Реактивность т.е. величина и степень непроизвольных
эмоциональных проявлений
3. Модальность, т. е. преобладающий фон настроения.
4. Стабильности эмоций.
Слайд 25Пластичность — ригидность
Пластичность – ригидность определяется тем, насколько легко
и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям, изменяет приемы и
способы действий, не снижая скорости, приспосабливается к новым условиям или его поведение, привычки характеризуются косностью.
Слайд 26Экстраверсия — интроверсия.
Этот параметр определяет, от чего преимущественно зависят
реакции человека: от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт),
или от образов, представлений, мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
Слайд 27Темп реакций. О темпе реакций судят по скорости движений, темпу
речи, находчивости, скорости запоминания и других скоростных показателях психики.
Активность
— сила воздействия человека на окружающее.
Слайд 28Соотношение активности и реактивности. Это свойство проявляется в том, каково
соотношение осознанного и неосознанного в регуляции поступков человека, от чего
в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроений, желаний) или от целей, обдуманных намерений, планов.
Слайд 29Характер
Характер — это система устойчивых отношений личности к миру, другим
людям и самому себе, формирующаяся под влиянием условий жизни и
воспитания и проявляющаяся в особенностях социального поведения.
Темперамент и характер необходимо рассматривать как единство аффективной и волевой наклонностей человека.
Слайд 30Характер строится не на отдельных, изолированных чертах, а представляет собой
определенную структуру.
Важным показателем характера является его цельность, которая проявляется в
непротиворечивости черт характера, в единстве отношений личности и способа их осуществления.
На формирование характера влияют жизненные и социальные условия
Слайд 31Акцентуации характера.
Акцентуации характера – это чрезмерная выраженность отдельных черт характера
и их сочетания, представляющие крайние варианты нормы.
Акцентуации характера наблюдаются, как
правило, в подростковом возрасте. В дальнейшем, чаще всего, происходит их сглаживание или компенсация, возможен также переход явных акцентуаций в скрытые.
Слайд 32Способности
Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкость усвоения и
успешность выполнения какой- либо деятельности
Слайд 331. Способности не сводятся к тем знаниям, умениям, или навыкам,
которые выработаны у человека. В них включаются те показатели, которые
являются условиями успешности деятельности.
2. О способностях свидетельствует высокий темп усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для деятельности.
3. О способностях свидетельствует высокий творческий уровень деятельности, оригинальность, новизна.
Слайд 34Психические способности — это свойства нервной системы, в которой реализуется
функция отражения объективно существующего мира. Это способность ощущать, воспринимать, запоминать,
мыслить.
Слайд 35Общие способности определяются как способности получать, преобразовывать и применять знания.
интеллект (способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний),
обучаемость (способность приобретать знания)
креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии).
Слайд 36Интеллект
Интеллект рассматривается как эквивалент понятия общей одаренности, как способность к
обучению и труду вообще, независимо от их содержания.
Интеллект рассматривается
как механизм адаптации к среде.
Интеллект есть способность к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром (Векслер).
Слайд 37а) Вербальный интеллект в большой мере зависит от социализации, приобщения
к культуре, уровня знаний и интеллектуальных навыков.
б) Невербальный, практико-технический
интеллект (или свободный, текучий) не зависит от приобщения к культуре, его уровень определяется общим развитием третичных или ассоциативных зон коры больших полушарий
Коэффициент генетической обусловленности максимален для вербального и пространственного интеллекта и минимален для перцептивных и сенсорных способностей.
Слайд 38Обучаемость
Обучаемость — это общая способность к усвоению знаний и способов
деятельности (в широком смысле); показатели темпа и качества усвоения знаний,
умений и навыков (в узком смысле). Выделяют имплицитную обучаемость как «бессознательную» первичную общую способность и эксплицитную «сознательную» обучаемость.
Слайд 39Креативность
Креативность – это творческие возможности, понимаемые как способность человека к
нестандартному, нешаблонному решению задач.
Креативность не всегда поддается развитию.
Слайд 404 основных фактора креативности.
1. Оригинальность характеризует своеобразие творческого мышления,
необычность подхода к проблеме, способность давать нестандартные ответы.
2. Гибкость
— способность к разнообразию ответов, к быстрому переключению.
3. Интеграция как способность одновременно учитывать несколько противоположных условий, подпосылок или принципов.
4. Чувствительность как умение подметить едва заметные детали, сходство или различие.