Слайд 1Психология
педагогической деятельности
Лекция по ППО
Е.А.Васильева,
доц. каф.ПППО, к.п.н.
Слайд 2Педагогическая деятельность -
Особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный
на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими,
политическими, нравственными и эстетическими целями.
Субъекты педагогической деятельности:
Педагоги, учащиеся, родители уч-ся, администрация, общественность.
Слайд 3Компоненты пед. деятельности
Гностический – знания психолого-педагогические, своего предмета, способов пед.
коммунникации;
Проектировочный – представления о перспективных задачах обучения и воспитания, о
стратегиях и способах их достижения;
Конструкторский – особенности конструирования собственной деятельности и деятельности учащихся;
Коммуникативный – специфические способы взаимодействия;
Организаторский – система умений организовывать учащихся на приобретение ЗУН.
Слайд 4Составляющие труда преподавателя
Профессиональные психологические и педагогические знания
Профессиональные педагогические умения
Профессиональные педагогические
позициии
Результаты педагогической деятельности
Функциональные продукты деятельности (занятие, средства и методы, методика,
педтехнология и т.д.)
Психологические продукты деятельности (психологические новообразования в личности учащихся)
Слайд 5Профессиональные позиции педагога
Это сложное личностное новообразование, выражающее систему отношений к
своему месту и своей роли в образовательном процессе, к своим
учащимся и коллегам как к субъектам совместной деятельности.
Дистанционная позиция – определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия ( далеко, близко)
2) Уровневая позиция – иерархия связей педагога и учащихся в их взаимодействии (сверху, снизу, наравне)
3) Кинетическая позиция – местоположение педагога в различные моменты совместной деятельности с уч-ся (впереди, рядом, сзади).
Слайд 6Стили педагогического руководства
Авторитарный стиль – тактика диктата и опеки, единоличное
решение всех вопросов, установление четких правил и жестких требований их
выполнения.
Демократический стиль – тактика совместного принятия решений, взаимоприятие и взаимоориентация.
Попустительский (либеральный) стиль – тактика невмешательства, равнодушия и незаинтересованность как проблемами ОУ, так и проблемами учащихся, формальное выполнение своих функциональных обязанностей
Слайд 7Педагогическое общение
Особый вид межличностного общения в результате которого возникает положительный
социально-психологический климат, способствующий усвоению ЗУН, развитию личности уч-ся.
Функции ПО:
Информационная
5. Смысловая
Контактная 6. Эмотивная
Побудительная 7. Социальная
Координационная 8. Оказание влияния
Слайд 8Барьеры ПО
Личностные
Барьер страха
Барьер плохого настроения
Барьер презрения
Барьер речи и пр.
Барьеры неправильной
установки сознания
Предвзятое представление
Стереотипы мышления
Отсутствия внимания и интереса и проч.
Физические барьеры
Барьеры
композиции физического пространства
Барьеры физических состояний общающихся
Слайд 9Манипуляции в ПО
Это приемы воздействия на окружающих, направленные на достижение
определенной выгоды
Слайд 10Виды манипуляций
Простые
Сложные
Корыстные
Бескорыстные
Благородные
Характеристики типов манипуляторов в книге Э.Шострома «Анти-Карнеги,
или человек-манипулятор».
Слайд 11Педагогические конфликты
Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, как серьезное
разногласие, открытый спор, приводящий к борьбе.
Педагогический конфликт - объективное противоречие,
вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного или индивидуального развития и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса, являющееся для его участников своеобразным воспитательным потенциалом, преодоление (разрешение) которого переводит учителя и учащегося на более высокий уровень личностного и индивидуального развития.
Слайд 12Участники педагогических конфликтов
учащийся-учащийся;
учащийся-педагог;
учащийся-родители;
учащийся-администратор;
педагог-педагог;
педагог-родители;
педагог-администратор;
родители-родители;
родители-администратор;
администратор-администратор.
Слайд 13Причины педагогических конфликтов
социально-экономические - конфликты в современном обществе представляют собой
порождение и проявление объективно существующих социально-экономических противоречий;
социально-психологические - потребности, мотивы,
цели деятельности и поведения различных людей;
социально-демографические - различия в установках, мотивах поведения, целях и стремлениях людей, обусловленных их полом, возрастом, принадлежностью к различным национальным образованиям.
Слайд 14Стадии педагогических конфликтов
1) Возникновение объективных противоречий;
2) Осознание конфликтной ситуации;
3) Переход к конфликтным действиям;
4) Разрешение конфликта;
5) Постконфликтная стадия.
Слайд 15Стили поведения в конфликте
стиль конкуренции
стиль уклонения
стилю сотрудничества
стиль компромисса
стиль
приспособления
Слайд 16Способы разрешения конфликтов
Юмор
Признание достоинств соперников
Компромисс
Третейский суд
Обоюдный анализ ситуации