Слайд 1Тема №3. Психология личности военнослужащего и
воинского
коллектива.
Занятие №1. Психология личности военнослужащего,
закономерности ее становления и развития.
Слайд 2Учебные вопросы:
1. Понятие и структура психологии личности
2. Формы и методы
изучения индивидуально-
психологических особенностей военнослужащих.
Слайд 3Содержание направленности личности
а) уровень морально-психологического и нравственного развития воина, содержание,
прочность его убеждений, их активность и степень влияния на повседневной
поведение;
б) цели и мотивы, важные решения, связанные с требованиями повышения боевой квалификации, укрепления дисциплины, поддержания постоянной боевой готовности, а также отношение к другим конкретным задачам воинской деятельности;
в) другие устойчивые жизненные цели, их содержание в планируемую последовательность действий, направленных на их реализацию;
г) содержание преобладающих индивидуальных потребностей, познавательных в эстетических интересов, духовных запросов.
На основе этих данных можно судить о направленности личности в целом и о таких ее аспектах, как:
определенность, то есть выраженность основных устремлений личности, наличие перспективных жизненных целей и соответствующих мотивов;
соответствие личных целей и мотивов целям и интересам вашего общества и задачам повышения боеспособности Вооруженных Сил РФ;
индивидуальная структура направленности, взаимное соотношение целей и стремлений различного содержания, степень их согласованности и непротиворечивости.
Слайд 4Методика изучения индивидуальных особенностей военнослужащих
Командир должен помнить, что человек непрерывно
развивается, многие его качества меняются, исчезают, появляются новые. Каждый воин
многогранен, неповторим, своеобразен, причём личные качества могут проявляться не всегда, а лишь в определенных условиях. Поэтому командиру необходимо:
а) Изучать воина в процессе его постоянного развития. Для этого каждое качество воина необходимо рассматривать с точки зрения:
- степени развития и особенности проявления этого качества в настоящее время, изменения по сравнению с прошлым;
- устойчивости при проявлении его в усложненных и неблагоприятных условиях;
- выявления причин, вызвавших формирование данного качества, как данное качество влияет на личность в целом
б) Изучать подчиненного всесторонне, комплексно, для чего:
- для достижения объективности в изучении подчиненных применять не один метод, а в сочетании с другими с целью подтверждения, дополнения или опровержения полученных данных;
- изучать воина в различных видах его деятельности;
- изучать воина всеми офицерами, сержантами, которые с ними работают.
в) изучать воина в коллективе и через коллектив, для чего:
-сравнивать поведение и поступки воина с поведением и поступками лучших военнослужащих подразделения;
- знать и учитывать мнение товарищей актива.
г) изучать воина глубоко, т.е. не только собирать данные, но и уметь подвергать их обработке, глубокому анализу, стремясь на их основе предвидеть поведение подчиненного, мотив проступка и т.д.
Слайд 5Классификация признаков суицидального поведения
косвенные намеки на возможность суицидальных действий
(игра с оружием, изготовление петель и т.д.);
активная предварительная подготовка,
поиск средств покончить с собой(собирание таблеток, оставление и утайка патронов, поиск и хранение ядовито-технических жидкостей и т.д.)
фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры на эти темы, рисунки, предметы характеризующие смерть);
чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое подразделение, о госпитализации, отпуске домой под различными предлогами и т.д.;
нарушение межличностных отношений, сужение круга контактов в коллективе, стремление к уединению;
изменившийся стереотип поведения: замкнутость и снижение двигательной активности у активных прежде военнослужащих и наоборот;
внезапное проявление черт аккуратности, щедрости, откровенности;
утрата интереса к окружающему;
другие характерные признаки.