Слайд 1ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.
СОДЕРЖАНИЕ
ВОСПИТАНИЯ
Слайд 2ПЛАН
Сущность понятий. Цели, задачи, факторы воспитания
Закономерности, принципы, правила воспитания
Содержание воспитания
Слайд 3Литература
Воронов В.В. Технология воспитания. – М.: «Школьная Пресса», 2000
Газман
О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. –
М., 1989
Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Собр. соч.: В 8 т. – М., 1984. Т. 1
Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М., 2000
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., 2001
Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастья. Счастье воспитания. – М., 2003
Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005
Слайд 41 Вопрос
Воспитание
вскармливание, питание
становление – условное достижение уровня развития, способность
самостоятельно жить в обществе, выстраивать свое поведение
формирование личности – процесс
изменения личности, появление новообразований
Слайд 5В широком смысле:
Воспитание – общественное явление, воздействие общества на
личность (социализация)
В узком смысле:
Воспитание – специально организованная деятельность педагогов
и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса (воспитательный процесс)
Как педагогический процесс:
Воспитание – процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности
Слайд 6Признаки воспитания
целенаправленность
соответствие хода процесса социокультурным ценностям
система организуемых влияний
Слайд 7Среда воспитания
активное взаимодействие воспитуемого со средой как субъекта
ценностные характеристики социума:
добро, истина, свобода, красота, защищенность, любовь к жизни
воспитательная сила малой
группы
Слайд 8
Классификация видов воспитания
1. Обобщенная классификация
умственное, нравственное, трудовое, физическое
2. По
различным направлениям воспитательной работы в образовательном учреждении
гражданское, политическое, нравственное,
эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое
Слайд 93. По институциональному признаку
семейное, школьное, религиозное, внешкольное, по месту
жительства, в специализированных образовательных учреждениях
4. По стилю отношений между воспитателями
и воспитанниками
авторитарное, демократическое, либеральное, свободное
5. По философской концепции
прагматическое, аксиологическое, индивидуалистическое, коллективистское
Слайд 10Цели воспитания
Цель воспитания – то, к чему стремится воспитание; на
достижение чего направлены усилия; система решаемых воспитанием задач
В широком
смысле: идеал совершенного человека
В узком смысле: желаемый результат воспитания
Общая цель – качества, которые должны быть сформированы у всех людей
Индивидуальная цель – воспитание определенного человека
Слайд 11Проблема целей воспитания в истории
Первобытно-общинный строй
Рабовладельческий строй
Феодальный строй
передача жизненного опыта, включение в жизнь
общества
для свободнорожденных: достойный гражданин, самосовершенствование для рабов: покорность хозяину и послушание
для господ: служение Богу и сюзерену для слуг: покорность Богу и хозяину
Слайд 12Капиталистическое общество
Социалистическое общество
Современный этап
развитие личности на основе
коллективизма
формирование гармонически развитой личность на основе индивидуализма
обеспечение условий
для развития индивидуальности личности
Слайд 13
Задачи воспитания
Умственное воспитание
Цель: формирование интеллектуального труда, интеллектуальных способностей, интереса
к познанию окружающего мира и себя
Средства: беседы, олимпиады, викторины, упражнения
Слайд 142. Нравственное воспитание
Цель: накопление знаний о правилах общественного поведения,
развитие внимательного отношения к людям, чувство долга
Средства: убеждение, личный пример,
совет, пожелание, положительная оценка, общественное порицание, отсроченное наказание
Слайд 153. Трудовое воспитание
Цель: развитие ответственного отношения к трудовой деятельности,
накопление профессионального опыта
Средства: совместный труд, поощрение, соревнования, дежурства, поручения, обязанности,
участие в общественно-полезном труде
Слайд 164. Эстетическое воспитание
Цель: развитие способности к эмоциональному восприятию прекрасного,
развитие эстетического отношения к действительности
Средства: искусство, фольклор, лекции, беседы, вечера,
посещение музеев, выставок, стилистика, дизайн
Слайд 175. Физическое воспитание
Цель: тренировка двигательных навыков, воспитание силы воли,
повышение работоспособности
Средства: упражнения, режим, профилактика заболеваний
Слайд 186. Гражданское воспитание
Цель: формирование ответственного отношения к семье, людям,
стране
Средства: соблюдение законов, выполнение профессиональных обязанностей
Слайд 197. Экономическое воспитание
Цель: развитие экономического мышления, формирование бережливости, предприимчивости,
знаний системы хозяйственности, налогообложения
Средства: решение задач
Слайд 208. Правовое воспитание
Цель: знание своих прав, ответственность за их
несоблюдение, уважительное отношение к законам
Средства: беседы, знакомство с законодательством
Слайд 21Факторы воспитания
Объективные факторы
генетическая наследственность, состояние здоровья человека
социальная и культурная принадлежность
семьи
биография
особенности страны, эпохи
Слайд 222. Субъективные факторы
мировоззрение, ценностные ориентации, потребности, интересы
система отношений с социумом
воспитательные
воздействия
Слайд 23Самовоспитание
субъектность воспитанника
превращение «Я» в объект собственного восприятия и продуманного
воздействия
Процесс самовоспитания
выяснение проблем, выбор цели
сосредоточение сил для достижения цели
оценка достигнутого
контроль
собственных поступков
Слайд 24Перевоспитание
- желание что-то изменить, сделать не так, как есть
Задачи перевоспитания
применение
лечебно-педагогической работы по исправлению предпосылок трудновоспитуемости
исправление школьных и семейных ошибок
воспитания
использование условий для устранения внешних негативных воздействий
коррекция психического развития
Слайд 25Функции перевоспитания
Изменение отношения личности к самому себе
Устранение негативных условий, преодоление
предпосылок трудновоспитуемости
Активизация личности для преодоления негативных тенденций в поведении
Слайд 26Этапы перевоспитания
Диагностический – определение характера отклонения от нормы
Прогностический – формирование
целей, задач перевоспитания; планирование мер воздействия
Исполнительный – практическая работа по
перевоспитанию
Слайд 27Направления перевоспитания
восстановление положительных качеств
вовлечение в занятия спортом, трудом
создание положительного опыта
и жизнедеятельности
обучение анализу своих поступков
Методы перевоспитания
метод переучивания
метод переключения
метод «взрыва»
Слайд 28Стили воспитания
Авторитарное стиль
Демократический стиль
Либерально-попустильский стиль
Слайд 29
2 Вопрос. Закономерности, принципы, правила воспитания
Закономерности воспитания
Воспитание совершается только путем
активности самого воспитанника
2. Содержание деятельности воспитуемых в процессе их
воспитания обусловлено изменяющимися актуальными потребностями, вариативно
Слайд 303. Поддержка педагога, дополняющего слабые силы воспитуемого собственными усилиями
4. Внешнее
проявление уважения, доброжелательности к воспитуемому вне зависимости от совершения действия
5.
Овладение культурой не имеет подготовительного этапа и совершается в процессе реально проживаемой жизни воспитуемого
Слайд 31Принципы и правила воспитания
Ориентация на ценности и ценностные отношения
постижение и
присвоение системы наивысших ценностей
последовательное культирование и формирование умений выстраивать поведение
воспитуемых в соответствии с ценностными отношениями
Слайд 322. Субъектности
организация личностного осмысления ценностей жизни
предоставление права свободного выбора в
рамках общечеловеческих социальных норм жизни
организация деятельности каждого воспитуемого как формы
выражения активного отношения к жизни
Слайд 333. Целостности
восприятие отдельных событий как части единого мира
выстраивание поведения согласно
единому отношению к жизни и людям
Слайд 344. Признание воспитуемого как индивидуальной данности
уважение истории жизни воспитуемого, особенностей
обстоятельств семейного воспитания
признание индивидуальных физических, психологических и социальных особенностей воспитуемого
Слайд 35содействие развитию достоинств воспитуемого, опора на механизм новообразований
помощь и дружеское
участие по отношению к каждому члену коллектива
возможность участия во всех
видах деятельности для развития интересов, способностей, потребностей
Слайд 36
3 Вопрос. Содержание воспитания
это то, чем наполняется организуемая воспитателем деятельность
воспитуемых:
отношение – основное содержание воспитания
знания, умения
проживание
ценности
ценностные отношения: жизнь, человек, красота,
свобода
Слайд 37
Способы воспитательного воздействия
- Приемы – конкретное проявление определенного метода воспитания
на практике
- Средства – используются для решения воспитательных задач
- Формы
– доступный внешнему восприятию образ взаимодействия воспитанников с воспитателем
Слайд 38Методы
способ достижения цели
способ управления деятельностью
воспитанника
способ управления развитием личности воспитанника
способ поведения
способ воздействия
на чувства и поведение воспитанника с целью создания условий для развития его возможностей, для его самореализации
Слайд 39 Выбор способов воспитания зависит от
целей и задач воспитания
содержания воспитания
половозрастных особенностей воспитанников
индивидуальных и личностных особенностей воспитанников
условий и средств воспитания
индивидуальных особенностей и способностей учителя
особенностей воспитательной системы
Слайд 40
Классификация методов воспитания
методы убеждения: рассказ, беседа, диспут, пример, внушение,
объяснение, суждение, аргументация, мнение, диалог, дискуссия, совет, рекомендация
методы управления: требование,
поручение, общественное мнение
Слайд 41методы стимулирования: поощрение, наказание, соревнование
метод упражнения: практические действия, пример,
просьба, показ-инструкция, игра, специальный тренинг
метод педагогической оценки: поощрение (одобрение, похвала,
благодарность), наказание, оттянутая во времени оценка, «естественное последствие»
Слайд 42Средства воспитательного процесса
Функции средств
наглядности
инициирования – обеспечение осмысления проблемы жизни, смысла
явления
инструментальная – обеспечение самостоятельного взаимодействия с предметами окружающей реальности
психологическая –
влияние на самочувствие, эмоциональное состояние
Слайд 43Классификация средств воспитательного процесса
Аудиальные: слово, музыка, песня, стихи, звуки природы
Визуальные:
изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео-, кино-, фотозапись
Кинестетические: ритмические
движения, символические жесты, тактильные прикосновения
Слайд 44Формы воспитательного процесса
театр
кружок
олимпиада
изостудия
коллективная творческая деятельность
экскурсия
классное руководство
турниры
конкурсы
дискуссии
вечер отдыха
праздники
соревнования
Слайд 45Условия выбора форм
ориентированность на каналы восприятия
изменчивость, включение новых деталей, элементов
новизны
использование формы для конкретной ситуации
Слайд 46Вывод
Существуют различные подходы к пониманию воспитания
Воспитательный процесс раскрывается через
единство цели, задач, содержания, методов, средств, форм, закономерностей, принципов