Разделы презентаций


Психология познавательных процессов Внимание. Память

Содержание

ВНИМАНИЕ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психология познавательных процессов Внимание. Память

Психология познавательных процессов  Внимание. Память

Слайд 2ВНИМАНИЕ

ВНИМАНИЕ

Слайд 3


Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах

или определенной деятельности

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности

Слайд 4Внимание - необходимое условие выполнения любой психической деятельности человека

Внимание

повышает эффективность любой психической и двигательной деятельности

Внимание не имеет своего

особого содержания, оно является динамической стороной всех познавательных процессов
Внимание - необходимое условие выполнения любой психической деятельности человека Внимание повышает эффективность любой психической и двигательной деятельностиВнимание

Слайд 5 Направленность проявляется в избирательности, в произвольном или непроизвольном выборе, выделении

объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности Сосредоточенность

– большая или меньшая углубленность в деятельность. Чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания
Направленность проявляется в избирательности, в произвольном или непроизвольном выборе, выделении объектов, соответствующих потребностям субъекта,

Слайд 6Механизмы и свойства внимания

Механизмы и свойства внимания

Слайд 8Функции внимания
отбор значимых раздражителей и игнорирование несущественных, второстепенных;
удержание, сохранение требуемой

деятельности (образа) до тех пор, пока не будет достигнута цель;
регуляция

и контроль протекания деятельности
Функции вниманияотбор значимых раздражителей и игнорирование несущественных, второстепенных;удержание, сохранение требуемой деятельности (образа) до тех пор, пока не

Слайд 9Свойства внимания
Избирательность
Интенсивность
Устойчивость
Концентрация
Распределение
Переключаемость
Объем

(по

Л.Д. Столяренко)

Свойства  вниманияИзбирательность ИнтенсивностьУстойчивостьКонцентрацияРаспределениеПереключаемостьОбъем

Слайд 10Свойства внимания
Избирательность заключается в способности отбирать значимые стимулы и

игнорировать второстепенные.
Например, во время лекции студент может читать интересную

книгу. Однако даже если его внимание будет перескакивать с одного канала на другой, вряд ли он сможет хорошо понять хотя бы то, что передается по одному из них, а тем более по обоим.

Интенсивность – это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.
Свойства  вниманияИзбирательность заключается в способности отбирать значимые стимулы и игнорировать второстепенные. Например, во время лекции студент

Слайд 11Свойства внимания
Устойчивость – длительность сосредоточения на объекте или явлении

или удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени

Устойчивость внимания

определяется:
индивидуальными физиологическими особенностями организма;
психическим состоянием;
мотивацией;
внешними обстоятельствами при осуществлении деятельности
Свойства  вниманияУстойчивость – длительность сосредоточения на объекте или явлении или удержание требуемой интенсивности внимания в течение

Слайд 12Свойства внимания
Концентрация внимания – способность фокусировать, сосредотачивать внимание на

одном объекте, игнорируя другие при наличие помех (так создается временный

фокус всей психологической активности человека).
Чем меньше круг объектов и участок воспринимаемой фигуры, тем более сконцентрировано внимание.
Обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представление человека о том или ином предмете, его назначении, форме и т.д.
Свойства  вниманияКонцентрация внимания – способность фокусировать, сосредотачивать внимание на одном объекте, игнорируя другие при наличие помех

Слайд 13Свойства внимания
Распределение внимания – возможность одновременного выполнения индивидом двух

или более видов деятельности;
зависит от психологического и физиологического состояния человека

(при утомлении область распределения внимания резко сужается);
является необходимым условием успешного выполнения многих сложным видов деятельности, требующих одновременного участия разнородных функций или операций.
Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов
Свойства  вниманияРаспределение внимания – возможность одновременного выполнения индивидом двух или более видов деятельности;зависит от психологического и

Слайд 14Свойства внимания
Переключаемость внимания – способность быстро выключаться из одних

видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

Может

быть:
полной и неполной;
между различными видами деятельности и внутри одной;
зависит от интереса к последующей деятельности и особенностей темперамента
Свойства  вниманияПереключаемость внимания – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие

Слайд 15Свойства внимания
Объем внимания – количество объектов или элементов, которые

могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости

в один момент.
Формула объема внимания: 7 ± 2
(у ребенка не более 2-3 объектов)
Объем внимания связан:
с генетическими факторами и возможностями кратковременной памяти человека;
с характеристиками воспринимаемых объектов: объединенные по смыслу предметы воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные
Свойства  вниманияОбъем внимания – количество объектов или элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью

Слайд 16Свойства внимания
Колебания внимания– выражаются в периодической смене объектов, на

которое оно обращается; это периодические, кратковременные, непроизвольные изменения степени интенсивности

ощущений.
Периоды колебаний внимания (по данным Ланге Н.) равны обычно 2–3 сек., доходя максимум до 12 сек. Эти случаи колебаний, по мнению многих исследователей, непосредственно связаны с утомлением и адаптацией органов чувств
Свойства  вниманияКолебания внимания– выражаются в периодической смене объектов, на которое оно обращается; это периодические, кратковременные, непроизвольные

Слайд 17Виды внимания
В зависимости от степени активности личности выделяют:

Непроизвольное (непреднамеренное)
Произвольное (преднамеренное)
Постпроизвольное

(послепроизвольное)
По характеру направленности сознания:

Внешнее
Внутреннее

Виды вниманияВ зависимости от степени активности личности выделяют:Непроизвольное (непреднамеренное)Произвольное (преднамеренное)Постпроизвольное (послепроизвольное)По характеру направленности сознания:ВнешнееВнутреннее

Слайд 18Виды внимания
Непроизвольное внимание – это сосредоточенность сознания на объекте как

раздражителе.

ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ ВНИМАНИЕ ???
Интенсивность
Новизна
Необычность
Динамичность объектов

Виды вниманияНепроизвольное внимание – это сосредоточенность сознания на объекте как раздражителе.ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ ВНИМАНИЕ ???Интенсивность НовизнаНеобычностьДинамичность объектов

Слайд 19Виды внимания
Непроизвольное внимание – это сосредоточенность сознания на объекте как

раздражителе.
нет предварительной подготовки к данному восприятию или действию;
наступает внезапно, немедленно

вслед за воздействием раздражения и его интенсивность зависит от особенностей вызвавшего его раздражителя;
скоропроходящее: длится, пока действует соответствующий раздражитель

Виды вниманияНепроизвольное внимание – это сосредоточенность сознания на объекте как раздражителе.нет предварительной подготовки к данному восприятию или

Слайд 20Виды внимания
Произвольное внимание - активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня

которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с

сильными воздействиями.

Характеристики:
Целенаправленность
Организованность
Повышенная устойчивость

Виды вниманияПроизвольное внимание - активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми

Слайд 21Виды внимания
Постпроизвольное внимание - наступает после произвольного, но качественно от

него отличается: носит целенаправленный характер, но не требует специальных волевых

усилий. Первоначально требует волевых усилий, но затем человек входит в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат
Виды вниманияПостпроизвольное внимание - наступает после произвольного, но качественно от него отличается: носит целенаправленный характер, но не

Слайд 22Нарушения внимания

Нарушения внимания

Слайд 23ПАМЯТЬ

ПАМЯТЬ

Слайд 24ПАМЯТЬ – процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения информации. Память

– основа психической деятельности!

ПАМЯТЬ – процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения информации. Память – основа психической деятельности!

Слайд 25ПАМЯТЬ

ПАМЯТЬ

Слайд 26Взаимодействие психических процессов

Взаимодействие психических процессов

Слайд 27Физиологическая основа памяти
Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Пластичность

нервной системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет

после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует
Физиологическая основа памятиФизиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый

Слайд 28Свойства памяти

Свойства памяти

Слайд 29Классификации видов ПАМЯТИ

Классификации видов ПАМЯТИ

Слайд 30Классификации видов ПАМЯТИ

Классификации видов ПАМЯТИ

Слайд 31Классификации видов ПАМЯТИ (по Л.Д. Столяренко)

Классификации видов ПАМЯТИ (по Л.Д. Столяренко)

Слайд 32Основные виды памяти
по продолжительности закрепления и сохранения материала:

сенсорная (иконическая) память

- «отпечаток» воспринятых стимулов, ориентирована на определенную модальность, связана с

восприятием (t: 0,1- 0,5 сек);
кратковременная память - краткое сохранение воспринимаемой информации (t: 20 – 30 сек); объем кратковременной памяти 7 ± 2 (число Миллера);
буферная память - промежуточное звено на пути перехода информации из кратковременной памяти в долговременную(t: несколько часов);
оперативная память - мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции (t: от нескольких секунд до нескольких дней);
долговременная память - длительное хранение большого объема информации
Основные виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала:сенсорная (иконическая) память - «отпечаток» воспринятых стимулов, ориентирована на

Слайд 33Основные виды памяти
по продолжительности закрепления и сохранения материала:

буферная память -

промежуточное звено на пути перехода информации из кратковременной памяти в

долговременную(t: несколько часов)
Основные виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала:буферная память - промежуточное звено на пути перехода информации

Слайд 34Основные виды памяти
в зависимости от времени возникновения:

генетическая (наследственная) - сохраняет

информацию, определяющую анатомическое строение организма в процессе развития, а также

врожденные формы видового поведения (инстинкты), хранится в молекулах ДНК;
прижизненная - запоминание информации в течение жизни;
импринтинг (запечатление) – наблюдается в ранний период развития, сразу после рождения. Это запечатление , установление связи между животным или ребенком и объектом окружающей среды. Зоопсихолог Конрад Лоренц известен своими знаменитыми опытами по импринтингу



Основные виды памяти в зависимости от времени возникновения:генетическая (наследственная) - сохраняет информацию, определяющую анатомическое строение организма в

Слайд 35Основные виды памяти
по характеру психической активности (Павел Петрович Блонский):

двигательная (

моторная) - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная

память - основа для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д.;

Основные виды памяти по характеру психической активности (Павел Петрович Блонский):двигательная ( моторная) - это запоминание, сохранение и

Слайд 36Основные виды памяти
по характеру психической активности (Павел Петрович Блонский):

эмоциональная -

это способность запоминать, сохранять и воспроизводить чувства и эмоции. Пережитые

и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания;


Основные виды памяти по характеру психической активности (Павел Петрович Блонский):эмоциональная - это способность запоминать, сохранять и воспроизводить

Слайд 37Основные виды памяти
по характеру психической активности (Павел Петрович Блонский):

образная -

память на образы восприятия, отражающие предметы, события, картины природы и

жизни. Суть образной памяти в том, что воспринятое ранее воспроизводится затем в форме представлений. Образную память разделяют на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую в зависимости от типа воспроизводимых представлений; человек запоминает 20 % того ,что слышит и 50 % того, видит и слышит



Основные виды памяти по характеру психической активности (Павел Петрович Блонский):образная - память на образы восприятия, отражающие предметы,

Слайд 38Основные виды памяти
по характеру психической активности (Павел Петрович Блонский):

словесно –

логическая - запоминание и воспроизведение наших мыслей. Главная роль в

ней отводится второй сигнальной системе. Данный вид памяти специфичен для человека, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Развиваясь в течение жизни человека, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к другим видам памяти



Основные виды памяти по характеру психической активности (Павел Петрович Блонский):словесно – логическая - запоминание и воспроизведение наших

Слайд 39Основные виды памяти
по характеру целей деятельности:

непроизвольная – запоминание и

воспроизведение информации, осуществляется автоматически, без волевых усилий человека;

произвольная -

ставится специальная задача что-то запомнить или припомнить


Основные виды памяти по характеру целей деятельности: непроизвольная – запоминание и воспроизведение информации, осуществляется автоматически, без волевых

Слайд 40ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ

Запоминание
Сохранение
Воспроизведение
Забывание

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИЗапоминание Сохранение Воспроизведение Забывание

Слайд 41ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ

Запоминание

Запоминание – это процесс запечатления и последующего

сохранения воспринятой информации.

Запоминание по степени активности можно разделить на непреднамеренное

(непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря механизмам произвольного и непроизвольного запоминания
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ ЗапоминаниеЗапоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.Запоминание по степени активности можно

Слайд 42ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ

Запоминание

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ Запоминание

Слайд 43Запоминание

непроизвольно запоминается информация:
оказавшая эмоциональное воздействие;
находящаяся в центре внимания;
соответствующая потребностям человека;

эффективность произвольной памяти зависит от:
целей запоминания;
от приемов заучивания;

механическое дословное многократное повторение (достаточно низкие результаты);
логическая обработка (в 20 раз выше, чем у механической);
образные приемы;
мнемотехнические приемы запоминания

Запоминаниенепроизвольно запоминается информация:оказавшая эмоциональное воздействие;находящаяся в центре внимания;соответствующая потребностям человека; эффективность произвольной памяти зависит от:целей запоминания; от

Слайд 44Запоминание

на эффективность произвольного запоминания влияют:

цель, установка на запоминание (установка

должна быть такой: запомнить надолго!);
использование образных приемов и ассоциаций;
учет «эффекта

края» - начало и конец любой информации запоминаются лучше;
учет времени суток : максимальная продуктивность запоминания между 8 и 12 часами утра

Запоминаниена эффективность произвольного запоминания влияют: цель, установка на запоминание (установка должна быть такой: запомнить надолго!);использование образных приемов

Слайд 45 Запоминание

на эффективность произвольного запоминания влияют:

закон Зейгарник Б.М. (закон

незавершенности действий: лучше всего запоминается любое незавершенное действие, что связано

с психическим напряжением, возникающим в процессе выполнения задания)
мнемотехнические приемы запоминания - это специальные приемы, которые используются для повышения эффективности запоминания (мнемос = память)
Запоминаниена эффективность произвольного запоминания влияют: закон Зейгарник Б.М. (закон незавершенности действий: лучше всего запоминается любое незавершенное

Слайд 46 Запоминание

мнемотехнические приемы запоминания (мнемос = память)

Метод мест –

для запоминания ряда терминов используются объекты опорного ряда , состоящего

из хорошо знакомых или легко заучиваемых предметов
(например: последовательность комнат в квартире, предметов в комнате, или домов на своей улице. Сначала заучивается опорный ряд, затем используют его элементы, чтобы сопоставить с ним элементы заучиваемого ряда слов или терминов)
Запоминаниемнемотехнические приемы запоминания (мнемос = память) Метод мест – для запоминания ряда терминов используются объекты опорного

Слайд 47 Запоминание

мнемотехнические приемы запоминания (мнемос = память)

2. Метод словесных

посредников - опорный ряд представляет собой смысловую фразу.
(например: Каждый охотник

желает знать, где сидит фазан - последовательность цветов в радуге)
Запоминаниемнемотехнические приемы запоминания (мнемос = память) 2. Метод словесных посредников - опорный ряд представляет собой смысловую

Слайд 48 Запоминание

мнемотехнические приемы запоминания
Метод словесных посредников

12 пар черепных нервов
Об

(Olfactorius - обонятельный нерв)
Oрясину (OPticus - зрительный нерв)
Oсел

OCulomotorius - глазодвигательный нерв)
Топорище (Trochlearis - блоковый нерв)
Точит (Trigeminis - тройничный нерв),
A (Abducens - отводящий нерв )
Факир (Facialis - лицевой нерв)
Созвал (vestibuloCOchlearis)
Гостей (Glossopharingeus - языкоглоточный нерв)
Выть (Vagus - блуждающий нерв)
Акулой (Аccessorius - добавочный нерв)
Хочет (Hypoglossus - подъязычный нерв)
Запоминаниемнемотехнические приемы запоминания Метод словесных посредников12 пар черепных нервовОб (Olfactorius - обонятельный нерв) Oрясину (OPticus -

Слайд 49 Запоминание

мнемотехнические приемы запоминания
Метод словесных посредников

12 пар черепных нервов

Я

обонял (I) и зрел (II), и глазом двигал (III),
И блок

(IV) тройничный (V) разом отводил (VI).
Лицом (VII) и слухом (VIII), и языкоглоткой (IX)
Блуждая (X), шел добавочной (XI) походкой,
Под языком (XII) все нервы находил
Запоминаниемнемотехнические приемы запоминания Метод словесных посредников12 пар черепных нервовЯ обонял (I) и зрел (II), и глазом

Слайд 50 Запоминание

мнемотехнические приемы запоминания
Метод словесных посредников

наложение электродов при снятии

ЭКГ :

начиная с правой руки по часовой стрелке:
Каждая

(красный)
Жена (желтый)
Злее (зеленый)
Черта (черный)
Запоминаниемнемотехнические приемы запоминания Метод словесных посредниковналожение электродов при снятии ЭКГ : начиная с правой руки по

Слайд 51 Запоминание

мнемотехнические приемы запоминания
Метод словесных посредников

8 КОСТОЧЕК ЗАПЯСТЬЯ

На Ладье

(ладьевидная кость)
при Луне (полулунная кость)
Трое (трехгранная кость)
ели

Горох (гороховидная кость),
И снимали с Крючка (крючковатая кость)
рыбьи Головы (головчатая кость),
Да сложили потом Трапециевидную (трапециевидная кость) Трапецию (трапеция)

Запоминаниемнемотехнические приемы запоминания Метод словесных посредников8 КОСТОЧЕК ЗАПЯСТЬЯНа Ладье (ладьевидная кость) при Луне (полулунная кость) Трое

Слайд 56Мнемотехнические приемы в педагогической деятельности

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка

каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и

напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
Мнемотехнические приемы в педагогической деятельностиК. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он

Слайд 58Мнемотехника в танцевальной деятельности (статья: Авилова Лариса Анатольевна)
«Все музыкальные руководители

знают, что для разучивания и запоминания танцевальных движений с детьми

затрачивается очень много времени.
Изучив теорию мнемотехники я решила оптимизировать работу с детьми по разучиванию танцевальных движений и перестроений под музыку...

Мнемотехника в танцевальной деятельности (статья: Авилова Лариса Анатольевна)«Все музыкальные руководители знают, что для разучивания и запоминания танцевальных

Слайд 60Мнемотехника в танцевальной деятельности (статья: Авилова Лариса Анатольевна)
…Суть заключается в

следующем: на каждое танцевальное движение или серию движений подбираю изображение

(мнемотаблицу) – это схема, в которую заложена определённая информация. Таким образом весь танец зарисовываю схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят танец целиком»

Мнемотехника в танцевальной деятельности (статья: Авилова Лариса Анатольевна)…Суть заключается в следующем: на каждое танцевальное движение или серию

Слайд 61Мнемотехника в танцевальной деятельности (статья: Авилова Лариса Анатольевна)
«Пример работы:
1. подбор

схем к танцевальным движениям;
2. обсуждение и разбор изображений с детьми;
3.

перекодировка информации (преобразование из абстрактных символов в образы – «глядя на схемы, выполняют движения»);
4. самостоятельное исполнение танцевальных движений, с опорой на схему»

Мнемотехника в танцевальной деятельности (статья: Авилова Лариса Анатольевна)«Пример работы:1. подбор схем к танцевальным движениям;2. обсуждение и разбор

Слайд 68 Запоминание


Запоминание

Слайд 70 Сохранение - процесс накопления материала в структуре памяти, на

основе определенным образом организованного усвоения, включая переработку, структурирование материала.

Активность

хранения: реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит прежде всего под влиянием новой информации, непрерывно поступающей от наших органов чувств. Реконструкция проявляется в различных формах, например в исчезновении менее существенных деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в степени его обобщения.
Сохранение - процесс накопления материала в структуре памяти, на основе определенным образом организованного усвоения, включая переработку,

Слайд 71 Сохранение

Сохранение

Слайд 72 Воспроизведение - процесс воссоздания образа предмета или материала, воспринимаемого

ранее, но не воспринимаемого в данный момент.

Воспроизведение может быть: непреднамеренным

(непроизвольным) и преднамеренным (произвольным)
Воспроизведение - процесс воссоздания образа предмета или материала, воспринимаемого ранее, но не воспринимаемого в данный момент.Воспроизведение

Слайд 73 Воспроизведение может быть в виде:

узнавания - воспроизведение образа либо

при его повторном восприятии (узнавание по памяти), либо на основе

представлений о нем (узнавание по представлению);
реминисценции - воспроизведения достаточно объемной информации через некоторое время после ее получения;
припоминания - преднамеренное поэтапное воспроизведение информации в соответствии с поставленной целью;
воспоминания - это воспроизведение информации, касающейся прошлого из жизни человека

Воспроизведение может быть в виде:узнавания - воспроизведение образа либо при его повторном восприятии (узнавание по памяти),

Слайд 74 Воспроизведение

Воспроизведение

Слайд 75Забывание - невозможность

восстановить ранее

воспринятую информацию

Проявляется в 2 формах:
1. невозможность припомнить или узнать;
2. неверное припоминание или узнавание.
Забыванию способствует:
отсутствие актуализации информации;
возрастные изменения;
временной фактор;
действие защитных механизмов личности
Забывание - невозможность             восстановить ранее

Слайд 76 Опыты Германа Эббингауза

кривая забывания информации: в ходе

опытов было установле­но, что наибольшая потеря материала происходит сразу же

после его восприятия – уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации; в дальнейшем забывание идет медленнее – через шесть дней в памяти остается менее 20 % от об­щего числа первоначально выученных бессмысленных трехбуквенных слогов


Опыты Германа Эббингауза кривая забывания информации: в ходе опытов было установле­но, что наибольшая потеря материала

Слайд 77 Исследования Михаила Николаевича Шардакова:

Если не повторять

полученный материал в день получения, то через день сохраняется в

памяти 74 % материала, через три-четыре дня — 66 %, через месяц - 58 % и через шесть месяцев — 38 %.

При повторении материала в первый день через день в памяти сохраняется 88%, через три-четыре дня — 84 %, через месяц — 70% и через 6 месяцев — 60 %.
Если же организовать периодическое повторение материала, то объем сохраняемой информации будет достаточно большим на протяжении значительного времени!
Исследования Михаила Николаевича Шардакова: Если не повторять полученный материал в день получения, то через день

Слайд 78Эксперимент, проведенный американским психологом М. Джонсом
Студенты сразу же после лекции

воспроизводили 65 % основных его мыслей, а далее шло забывание

воспринятого материала: сначала быстрее, а затем несколько медленнее. Из данного опыта следует вывод, что если студенты не будут работать над закреплением учебного материала в памяти, через два месяца от него останется лишь 25 %, а наибольшая потеря (55 %) произойдет за первые три-четыре дня после восприятия
Эксперимент, проведенный американским психологом М. ДжонсомСтуденты сразу же после лекции воспроизводили 65 % основных его мыслей, а

Слайд 79Эксперимент, проведенный американским психологом М. Джонсом
Результаты получились следующие:
сразу после

лекции студенты правильно воспроизвели 65 % основных мыслей лекции,
спустя

три-четыре дня после лекции — 45,3%,
спустя одну неделю — 34,6%,
спустя две недели — 30,6% и спустя восемь недель - 24,1 %
Эксперимент, проведенный американским психологом М. ДжонсомРезультаты получились следующие: сразу после лекции студенты правильно воспроизвели 65 % основных

Слайд 80Для уменьшения забывания необходимо:
понимание, осмысление информации (механически выученная, но не

понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью);
повторение информации

(первое повторение нужно через 40 мин после заучивания; необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания).
Рецепт повторений: в первый день – 2-3 повторения,
во второй день – 1-2 повторения,
в третий-седьмой день по одному повторению,
затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней.
Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день!
Для уменьшения забывания необходимо:понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и

Слайд 81Продуктивность памяти (по Л.Д. Столяренко)

Продуктивность памяти (по Л.Д. Столяренко)

Слайд 82Общие закономерности

Общие закономерности

Слайд 83Нарушения памяти

Нарушения памяти

Слайд 84Примеры уникальной памяти

А. С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение,

написанное другим автором, после двукратного его прочтения






Другим примером является

В. А. Моцарт, который запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания

Примеры уникальной памятиА. С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение, написанное другим автором, после двукратного его прочтения

Слайд 85Примеры уникальной памяти

отечественной науке также известны
примеры феноменальной памяти:
А. Л.

Лурия обнаружил выдающуюся память у некоего Ш.,
который с одинаковой

быстротой запоминал
различный материал, включая бессмысленный, и притом в
чрезвычайно большом объеме. Ш. мог быстро запомнить и
точно воспроизвести сложнейшие математические формулы,
лишенные смысла, бессмысленные слова, геометрические
фигуры.
Через 20 лет он точно припомнил содержание
экспериментального материала, место эксперимента,
в котором он участвовал,
а также то, во что был одет экспериментатор
и другие мельчайшие подробности
обстановки и своих действий


Примеры уникальной памятиотечественной науке также известны примеры феноменальной памяти:А. Л. Лурия обнаружил выдающуюся память у некоего Ш.,

Слайд 86ЛИТЕРАТУРА

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. Избранные психологические труды в 70-и томах.

Серия: Психологи Отечества М. – Воронеж: Институт практической психологии, Модэк,

1996г.
Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М.: Педагогика, 1974.
Общая психология. Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1986.
Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2010. - 592 е.: ил.
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 4. М.: Прогресс, 1973.
Хрестоматия по общей психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981. Главы «Память», «Внимание»

ЛИТЕРАТУРАЗинченко П.И. Непроизвольное запоминание. Избранные психологические труды в 70-и томах. Серия: Психологи Отечества М. – Воронеж: Институт

Слайд 87СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика