Слайд 1Психология профессионального общения сотрудника полиции с гражданами
МДК 01.03 НАЧАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПОДГОТОВКА И ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»
Преподаватели:
Шестерикова Эльза
Фаридовна
Якубова Татьяна Владимировна
Попова Елена Алексеевна
Слайд 2ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»
Профессиональное общение работников органов правопорядка - это разновидность
специально организованного взаимодействия людей (руководителей и подчиненных, работников, равных по
должностному положению, сотрудников и граждан, сотрудников и правонарушителей), содержанием которого являются познание, обмен информацией и влияние участников коммуникаций друг на друга с целью решения правоохранительных задач
Слайд 3Сотрудник полиции должен уметь:
адекватно ориентироваться в ситуациях профессионального общения;
грамотно осуществлять
рефлексивное управление;
качественно устанавливать психологический контакт с гражданами, представляющими профессиональный интерес;
эффективно
оказывать правомерное психологическое воздействие;
четко управлять ходом развития общения с гражданами;
грамотно и уверенно выступать на публике, вести дискуссии;
умело владеть психотехникой саморегуляции и эмоциональной разгрузки.
ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»
Слайд 4ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»
Профессиональному общению сотрудников полиции присущ ряд признаков:
строгая
целенаправленность;
регламентированость нормативными документами (положениями, приказами, уставами);
функционально-ролевой характер, обусловленный необходимостью соблюдения
этикета, ношением форменной одежды, применением профессиональной лексики;
позиционная оформленность, иерархичность, субординационность, что отражается в отношениях между начальником и подчиненным;
атрибутивность (проходит в специальных помещениях, предполагает соответствующую среду).
Слайд 5ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»
Служебное общение - это процесс взаимодействия, направленный на
развитие и поддержание контактов и доверительных отношений в целях решения
оперативно-служебных задач.
В состав служебного общения входят:
изучение партнера (восприятие и понимание его индивидуально-
психологических особенностей);
обмен информацией личностного
и делового порядка,
установление взаимодействий.
Слайд 6ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»
Профессиональное общение сотрудников имеет ряд важных характеристик:
1. Нормативная
регламентация: Деятельность сотрудника органов внутренних дел довольно четко регламентирована различными
нормативными документами (Федеральный закон «О полиции», «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», ведомственные нормативные акты и т.д.). Нормативные рамки, в которых сотрудник осуществляет свою профессиональную деятельность, способствуют формированию стремления строго придерживаться правовых норм, определяют соответствующие стереотипы поведения и общения. Очевидно, что выполнение деятельности, жестко регламентированной правовыми нормами, требует от сотрудника постоянного контроля за своими действиями, заставляет принимать решения в четко определенные сроки. Все это предполагает наличие определенного набора личностных характеристик (эмоционально-волевых, интеллектуальных и др.) и умения эффективно строить процесс общения и управлять им.
Слайд 7ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»
Профессиональное общение сотрудников имеет ряд важных характеристик:
2. Временные
ограничения. Эта характеристика профессионального общения связана с его целевой направленностью и
нормативной регламентированностью. Ситуации профессионального общения ориентированы на достижение конкретных профессионально значимых целей и задач, время на решение которых определено нормативными правовыми актами. Временные и нормативные рамки ограничивают свободу маневра в общении, предполагают повышение его интенсивности. Это может привести к тому, что сотрудник будет относиться к актам профессионального общения формально. Например, формально брать объяснения, чтобы уложиться в срок, установленный на разрешение заявления или оперативного материала. Такой подход не ведет к профессионализму в общении, напротив, он вырабатывает речевые штампы для проведения «стандартных» бесед. Общаясь в таком режиме, сотрудник не учитывает особенности личности собеседника и контролирует ход общения только в пределах, необходимых для обеспечения формальной стороны дела.
Слайд 8ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»
Профессиональное общение сотрудников имеет ряд важных характеристик:
3. Властный
характер профессиональных полномочий. Реализация властных полномочий нередко может приобретать конфликтный характер.
Принятие решений в ситуациях конфликтного взаимодействия требует от сотрудника способности анализировать и прогнозировать последствия своих действий; эмоциональной уравновешенности и в то же время – решительности; при необходимости жесткости в действиях и в то же время – уважительного отношения к людям. В процессе общения наличие властных полномочий провоцирует их носителя на роль «хозяина положения», человека, определяющего и диктующего ход общения. К известным стереотипам такого «властного» общения относятся:
- Вопросы здесь задаю я!
- Вы понимаете, куда вы попали?
От нас так просто не уходят!
Общение в таком стиле может быть эффективным с юридически неграмотным субъектом или с человеком слабым в интеллектуальном или личностном плане. Однако правоохранительные структуры призваны бороться с серьезными преступлениями, противостоять организованной преступности, что предполагает противостояние сильного и образованного противника. В этом случае сотрудники должны быть вооружены эффективными средствами профессионального общения, в том числе с учетом их властных полномочий.
Слайд 9ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»
Профессиональное общение сотрудников имеет ряд важных характеристик:
4. Вынужденный
характер общения. Ситуации профессионального общения сотрудника органов внутренних дел носят, в
основном, вынужденный характер для его собеседников. Как правило, эти ситуации связаны с юридическими проблемами как в сфере уголовного, так и гражданского законодательства. В процессе разрешения таких проблемных ситуаций предполагаются не просто потенциально конфликтные отношения, но и достаточно жесткие формы конфликтного взаимодействия, вплоть до открытого противодействия. Вместе с тем, вынужденным в субъективном смысле общение бывает и для самого сотрудника. Речь идет о ситуациях, когда собеседник неприятен по каким-либо личностным характеристикам, но поскольку он, например, является ценным источником информации или выгодным клиентом, сотрудник просто обязан с ним общаться. Более того, в этих случаях сотрудник, как профессионал, не имеет права внешне показывать собеседнику свое негативное отношение.
Слайд 10ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»
Профессиональное общение сотрудников имеет ряд важных характеристик:
5. Ролевой
характер общения. Сотрудник органов внутренних дел является носителем вполне
определенной социальной роли, которая предполагает наличие широкого круга прав и обязанностей. Например, социальная роль представителя государственной службы налагает на профессиональное общение сотрудника уже рассмотренные нами характеристики (регламентированность, вынужденный характер, ответственность и др.). Однако в данном случае нас интересует не социальная роль сотрудника, а его психологические роли, которые он должен принимать, чтобы достичь целей профессионального общения. Речь идет о ситуативных ролевых позициях, о ролях «здесь и теперь», ведущего и ведомого, хозяина положения и подчиненной стороны и т. п. Очевидно, что в зависимости от партнера по общению и ситуации юрист должен уметь играть различные психологические роли.
Слайд 11ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»
Профессиональное общение сотрудников имеет ряд важных характеристик:
6. Повышенная
стрессогенность. Профессиональная деятельность сотрудника органов внутренних дел в ряде случаев носит
весьма напряженный, ответственный характер. Главным образом, это может быть связано с противодействием заинтересованных лиц. Формы такого противодействия могут выражаться в неправомерном воздействии на сотрудника и носить как явный, так и замаскированный характер. Кроме того, самостоятельный стрессовый фон создает и сам по себе конфликтный характер правоохранительной деятельности.
Нередко нервно-психические перегрузки приводят к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний на этой почве.
Слайд 12ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»
К основным функциям общения сотрудников органов внутренних дел
с гражданами относятся:
Коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная: организация взаимодействия
между общающимися индивидами (обмен действиями).
Перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Слайд 13ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»
Классификация видов профессионального общения проводится по ряду
оснований:
1. По количеству участников общения:
межличностное (общение двух или нескольких лиц);
межгрупповое (общение малых
групп или структурных подразделений);
массовое - это все множество связей и контактов незнакомых людей в обществе (общение на уровне профессионального сообщества).
Слайд 14ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»
Классификация видов профессионального общения проводится по ряду
оснований:
2. По типу осуществления общения:
непосредственное является исторически первой формой общения, на
основе которой возникают другие виды (прямое межличностное общение или «глаза в глаза»);
опосредованное (косвенное общение, в том числе на основе переписки, разговоров по телефону, применения электронных средств связи и т. д.).
Слайд 15ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»
Классификация видов профессионального общения проводится по ряду
оснований:
3. По характеру доминирующих отношений в общении:
официальное или формальное (например, распорядительно-информационное общение
в системе «руководитель – подчиненный»);
неофициальное или неформальное (например, общение на основе симпатии между сотрудниками, не находящимися в подчинении по службе).
Слайд 16ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»
Классификация видов профессионального общения проводится по ряду
оснований:
4. По целевой направленности общения:
познавательное (передача сведений, необходимых для профессиональной деятельности, обмен
инновационными идеями, расширение информационного фонда партнера);
экспрессивное (обмен чувствами и переживаниями, формирование у партнера психоэмоционального настроя и побуждений к необходимому социальному действию);
убеждающее (формирование у партнера ценностных ориентаций и отношений взаимодействия, применение приемов аргументации для достижения единомыслия);
суггестивное (внушающее воздействие на партнера для изменения мотивации и установок, отношения и поведения);
ритуальное (закрепление и поддержание конвенциальных отношений в группах и в целом в организации, обеспечивающих функционирование корпоративной культуры).
Слайд 17ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»
Классификация видов профессионального общения проводится по ряду
оснований:
5. В зависимости от доминирующих средств (каналов) передачи информации:
- вербальное (от лат. verbalis
– словесный, т.е. речевое общение);
- невербальное (неречевое, т.е. с помощью мимики (выражение лица), пантомимики (позы тела, жестов), в виде экспрессивных реакций и др.);
- комбинированное (своеобразное сочетание речевых и неречевых средств в конкретной ситуации общения).
Слайд 18ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»
Овладение искусством понимать людей и управлять их
поведением обеспечивает профессионализм сотрудников органов внутренних дел. Служебная деятельность сотрудников
органов внутренних дел характеризуется высоким разнообразием, сопровождается множеством деловых и межличностных контактов с людьми как внутри, так и вне организационной системы, быстрой сменой событий, многообразием выполняемых действий. Умение говорить и быть понятым, правильно слышать и понимать, ненавязчиво убеждать, создавать доверительные отношения, не заигрывая с партнером по общению, искренне сочувствовать ему – все это элементы коммуникативной компетентности
Слайд 20ГБПОУ «Поволжский государственный колледж»
Следующая тема:
Основные задачи оказания первой медицинской
помощи