Слайд 1Психология
раздел «Педагогическая психология»
для бакалавров заочной формы обучения
Старший преподаватель
кафедры педагогики и психологии
Парфентьева Людмила Викторовна
**
ЧГПУ,
2012
Слайд 2Тема 1 «Психология как наука»
Психология – наука, изучающая
закономерности возникновения,
функционирования и развития
психических явлений.
Психология – область практической деятельности,
использующая научные знания о психических явлениях
для повышения эффективности,
качества жизнедеятельности человека.
Объект исследования: психические явления.
Предмет исследования: закономерности возникновения, функционирования и развития психических явлений, а также способы исследования, изменения и формирования психических явлений.
Слайд 3Тема 1 «Психология как наука»
Психические явления
Слайд 4Тема 1 «Психология как наука»
Структура ПСИХОЛОГИИ
Педагогическая психология
Слайд 5Педагогическая психология
Тема 2. Характеристика педагогической психологии
ИЗУЧАЕМЫЕ ФЕНОМЕНЫ
Слайд 7Педагогическая психология
Тема 2. Характеристика педагогической психологии
ИЗУЧАЕМЫЕ ФЕНОМЕНЫ
Закономерности овладения общими знаниями
умениями навыками;
Закономерности овладения специальными знаниями умениями навыками;
Индивидуальные различия, факторы (а
также причины их проявления) в этих процессах,
Закономерности формирования мышления, внимания памяти, психических новообразований, изменения личности;
Особенности и факторы формирования учебной мотивации;
Личностные особенности обучающихся и учителей,
Психологические механизмы управления образовательным процессом,
Психологические основы оценочной деятельности … и т.д.
Слайд 8Педагогическая психология
Тема 2. Характеристика педагогической психологии
Педагогическая психология –
отрасль психологической науки, выделенная по признаку «деятельность», а также
по признаку «особенность субъекта деятельности и развития» и его «отношения к обществу»
(по А.В. Петровскому).
раздел психологической науки, изучающий
условия и факторы развития психики человека,
возникновения психических новообразований
под воздействием образовательной деятельности.
(по И.А. Зимней)
Объект исследования:
- образовательный процесс;
- взаимосвязи между воспитанием, обучением и развитием подрастающего поколения
(Б.Г.Ананьев);
Слайд 9Основные понятия
Образование –
Процесс освоения человеком социокультурного опыта, и вызываемые этим
процессом изменения
в уровне развития человека (интеллектуального, личностного),
как субъекта
учебной деятельности,
организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса
Слайд 10Педагогическая психология
Тема 2. Характеристика педагогической психологии
СВЯЗИ С ДРУГИМИ
ОТРАСЛЯМИ НАУКИ
Слайд 11Педагогическая психология
Тема 2. Характеристика педагогической психологии
Предмет исследования:
Условия
и факторы формирования психологических новообразований под воздействием образования;
Факты, закономерности и
механизмы освоения социокультурного опыта в образовательном процессе (Б.Ф.Каптерев).
+
Вызываемые этим процессом изменения в субъекте учебной деятельности, которые происходят в организуемых и управляемых педагогом условиях образовательной деятельности.
Слайд 12Педагогическая психология
Тема 2. Характеристика педагогической психологии
ИЗУЧАЕМЫЕ ФЕНОМЕНЫ (компоненты)
Сложное явление
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ процесс
Чему
учить?
Кого учить?
Кто может
учить?
Как учить?
Слайд 13Педагогическая психология
Тема 2. Характеристика педагогической психологии Структура педагогической психологии
Разделы:
Психология образовательной
деятельности (как единства учебной и педагогической)
Психология учебной деятельности
и ее субъекта (ученика);
Психология педагогической деятельности и ее субъекта (учителя);
Психология учебно-педагогического общения и сотрудничества
Слайд 14Педагогическая психология
Тема 2. Характеристика педагогической психологии
ЗАДАЧИ
Изучение механизмов и закономерностей
психологического воздействия педагога на обучающихся;
Изучение механизмов и закономерностей усвоения социального
опыта, его сохранения, активизации, … и т.п.;
Определение взаимосвязи между уровнями интеллектуального и личностного развития и методами, формами обучения и воспитания;
Изучение особенностей организации и управления образовательным процессом и их влияния на развитие личности;
Изучение психологических основ деятельности педагога, профессиональных требований, индивидуальных психологических качеств педагога и их влияния…;
Определение условий, критериев усвоения знаний;
Разработка диагностики уровня и качества усвоения знаний;
Определение закономерностей различных видов обучения (развивающего, программированного,….); …. И ДР.
Слайд 15Методы психологии
(классификация Г. Пирьова)
также используются в педагогической психологии
1. Наблюдение (объективное, самонаблюдение, …)
2. Эксперимент (лабораторный, естественный, …)
3. Моделирование (теоретическое, схематическое, математическое, кибернетическое и др.)
4. Психологическая характеристика
5. Вспомогательные (математическая и статистическая обработка, графическое представление)
6. Дополнительные (исторический, генетический, биологический, медицинский, фармокологический, др.)
7. Специальные методические подходы (онтогенетический, филогенетический, …)
Слайд 17Классификация методик исследования
(по Л. Куликову)
Методики …
Использующие психофизиологические показатели,
Обсервационные,
Исследование деятельности,
Субъективно-оценочные,
Проективные,
Ассоциативные.
Слайд 18Социальная психология
Тема 1. Предмет изучения социальной психологии
Специфические
методы
педагогической психологии:
Исследовательские,
обучающие, консультирование, коррекционно-развивающие…
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ,
Анализ продуктов деятельности, хронометраж,
Учительские тесты,
Беседа, интервьюирование, анкетирование,…
Индивидуальные и групповые занятия,
Все формы педагогической работы (уроки,
экскурсии, кружки, проектная деятельность, …)
и т.д.
Слайд 26Сочетание различных методов
при психологическом (педагогич.) исследования
L – life –
регистрация психических явлений в реальной жизни;
Q – question – получение
данных с помощью вербальных методов и др. самооценочных;
T – test – объективные методы, в строго контролируемых условиях
Слайд 27Деятельность
деятельностный подход
Слайд 28Характеристика
учебной деятельности
В широком смысле:
Учебная деятельность –
деятельность субъекта по
овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию
в
процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.
Особенности учебной деятельности
содержание (научные понятия, знания, способы деятельности, когнитивное развитие, социальные роли, …),
Мотивация (самосовершенствование, применение знаний, общественно значимая деятельность, …),
Направленность (на самого ученика),
Близкие понятия –
научение - учение - обучение
В узком смысле:
учебная деятельность -
ведущая деятельность
в младшем
школьном
возрасте
Слайд 30Психология
План подготовки к семинарским занятиям
!!! обязательны точные ссылки на источник
информации
Примерные вопросы (по любой теме):
1. Содержание основных понятий,
сравнение понятий между собой,
выявление взаимосвязи;
2. Виды (классификации) рассматриваемых явлений;
3. Структурные (составляющие) элементы явлений,
этапы психических процессов;
4. Характеристики качества и результата
психических процессов;
5. Основные функции и значение
рассматриваемых явлений;
6. Известные исследователи и
объяснительные теории психических явлений.
Слайд 31Психология
Библиографические источники
Раздел «Педагогическая психология»
Зимняя И.А. Педагогическая психология: для вузов.-
М.: Логос, 2008.-383 с.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для
сред. пед. учеб. заведений.- М.: Академия, 2003.-288.с
Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология. - СПб. и др.: Питер, 2009.-170 с.
Пастернак Н.А., Асмолов А.Г. Психология воспитания: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2008. – 222 с.
Реан А.А. Психология педагогической деятельности. – Ижевск, 1998.
Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1990.
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 2002.
Слайд 32Психология
Интернет-ресурсы
Библиотеки:
http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=3&page=9
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php
http://flogiston.ru/library
Журналы:
Психологическая наука и образование http://psyedu.ru/index.phtml
Вопросы психологии
http://www.voppsy.ru/
Образовательные порталы:
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.2.77.2.7
Детская
психология http://childpsy.ru/rubricator/branch.php?oid=21717