Разделы презентаций


Психология развития и формирования личности Продолжение обзор а подходов к

Содержание

Глубинная психологияНеофрейдизм – форма отхода от пансексуализма З.Фрейда (биологическое в динамике – остается, но это уже не сексуальный потенциал) Конфликт между биологическим и социальным проявляется в социальном окружении:Э.Фромм - социальный характер

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психология развития и формирования личности Продолжение обзора подходов к анализу психического

развития ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХОАНАЛИЗА
Леоненко Наталия Олеговна, кандидат пс.н., доцент кафедры психологии

развития и образования;
natalileo2101@gmail.com
Психология развития и формирования личности Продолжение обзора подходов к анализу психического развития  ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХОАНАЛИЗА

Слайд 2Глубинная психология
Неофрейдизм – форма отхода от пансексуализма З.Фрейда

(биологическое в

динамике – остается, но это уже не сексуальный потенциал)
Конфликт

между биологическим и социальным проявляется в социальном окружении:

Э.Фромм - социальный характер (вместо ОНО – чувство одиночества)

К.Хорни – межличностные стратегии поведения (вместо оно – базальная тревога)

Г.Салливан - динамизмы (как устойчивые стратегии снижения напряжения от потребности в нежности и избегании тревоги) психоанализ+бихевиоризм

Конфликт между
биологическим и
социальным проявляется
внутри личности:

А.Адлер – стиль жизни (вместо ОНО - чувство неполноценности)

К.Г.Юнг – индивидуация (вместо ОНО - коллективное бессознательное)

К.Леонгард – акцентуация личности (как устойчивый способ реализации акцентуированного комплекса желаний) психиатрия

Социальный фрейдизм

Глубинная психологияНеофрейдизм – форма отхода от пансексуализма З.Фрейда (биологическое в динамике – остается, но это уже не

Слайд 3 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(от «индивидуум» - целостный, неделимый;

Адлер против деления личности на противоречия)
Альфред Адлер (1870 – 1937)
Основные

труды:
«Исследование неполноценности органов» (1907)
«О нервном характере» (1912)
«Теория и практика индивидуальной психологии» (1920)
«Стиль жизни» (1930)
«Наука жить» (1929) /в гл.7 – «Сны и их толкование»/
И другие
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ    ПСИХОЛОГИЯ  (от «индивидуум» - целостный, неделимый; Адлер против деления

Слайд 4ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОНЦЕПЦИИ А.АДЛЕРА


Условия: неполноценность органов; гиперпротекция или отвержение со

стороны родителей

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОНЦЕПЦИИ А.АДЛЕРАУсловия: неполноценность органов; гиперпротекция или отвержение со стороны родителей

Слайд 5Развитию комплекса неполноценности препятствует СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Критерий личностной зрелости, психического здоровья

Развитию комплекса неполноценности препятствует СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕСКритерий личностной зрелости, психического здоровья

Слайд 6ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ В СЕМЬЕ

ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ В СЕМЬЕ

Слайд 9АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Карл Густав Юнг (1875 – 1961)
Основные работы:
«Метаморфозы и символы

либидо»
«Человек и его символы»
«Психологические типы»
«Проблемы души нашего времени»
«Воспоминания, сновидения,

размышления»
«Ответ Айову» и «Айнон»
«Синхронистичность»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯКарл Густав Юнг (1875 – 1961)Основные работы:«Метаморфозы и символы либидо»«Человек и его символы»«Психологические типы»«Проблемы души нашего

Слайд 10СОЗНАНИЕ - осознание себя и

прошлых событий жизни. Центр – ЭГО

Индивидуальное (личностное) бессознательное – вытесненные

и подавленные переживания (причем не только самые низменные содержания, но и самые высокие).
Включает в себя комплексы – мысли, чувства, представления, объединенные единым сильным переживанием (доминирующие идеи силы или неполноценности, оказывающие сильное влияние на жизнь человека).






Коллективное бессознательное – духовное наследие всего человечества (мысли, чувства, переживания). КБ составляет основу личности и состоит из архетипов (архетип = первичная модель).
Архетипы - врожденные универсальные модели восприятия, мышления и реакций на объекты или события (это представления всего человечества обо всех явлениях жизни: старости, мудрости, женщине, ребенке, ужасе и т.д.) – архетипов столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций.





*Коллективное бессознательное проявляется в интуиции, сновидениях, фантазиях, эффектах синхроничности и пр.
*Синхроничность – это АКАЗУАЛЬНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ отношения, когда событиям в психическом плане соответствуют события во внешнем мире. Связь смысла как альтернатива причинно-следственным связям. Эффект возникает в ситуациях, с которыми наше сознание не в состоянии справиться – подключается компенсаторная функция коллективного бессознательного (СОН (!)

Самость – центр личности, высшая точка духовного развития, в которой происходит интеграция различных тенденций психики в единую непротиворечивую целостность (сознательное и бессознательное, мужское и женское, личное и коллективное, экстраверсия/интраверсия и др.).

СОЗНАНИЕ -      осознание себя и прошлых событий жизни. Центр – ЭГОИндивидуальное (личностное)

Слайд 11Архетипы (основные)
являются источником взаимопонимания между полами и состоят из всех

впечатлений мужчины о женщине и женщины о мужчине, оставленных на

протяжении всего филогенеза

Соотношение Персоны и Тени определяет баланс конформизм/индивидуализм

Архетипы (основные)являются источником взаимопонимания между полами и состоят из всех впечатлений мужчины о женщине и женщины о

Слайд 12Процесс интеграции всех тенденций личности в её высшей точке духовного

развития - ИНДИВИДУАЦИЯ. Достигается в зрелом возрасте и происходит на

протяжении всей жизни в соответствии с психологическим типом индивида.

8 типов личности на основании сочетания 2-х аттитюдов/установок (экстраверсия – интроверсия) и 4 функций:

— «рациональные» функции , полярны с т.з. принятия решений

— «иррациональные» функции , полярны с т.з.восприятия информации

Процесс интеграции всех тенденций личности в её высшей точке духовного развития - ИНДИВИДУАЦИЯ. Достигается в зрелом возрасте

Слайд 13Объективный личностный опросник Майерс-Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator (MBTI) на основе

работы К.Юнга «Психологические типы»).

Дифференциально-диагностический опросник Дэвида Кейрси (на основе работ

Юнга и Майерс-Бриггс).

В России используется версия опросника Майерс-Бриггс, адапт. Ю. Б. Гиппенрейтер.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ ПО Юнгу:

Объективный личностный опросник Майерс-Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator (MBTI) на основе работы К.Юнга «Психологические типы»).Дифференциально-диагностический опросник Дэвида Кейрси

Слайд 14Сравнительный анализ концепций З.Фрейда – К.Юнга:

Сравнительный анализ концепций З.Фрейда – К.Юнга:

Слайд 15Глубинная психология
Неофрейдизм – форма отхода от пансексуализма З.Фрейда

(биологическое в

динамике – остается, но это уже не сексуальный потенциал)
Конфликт

между биологическим и социальным проявляется в социальном окружении:

Э.Фромм - социальный характер (вместо ОНО – чувство одиночества)

К.Хорни – межличностные стратегии поведения (вместо оно – базальная тревога)

Г.Салливан - динамизмы (как устойчивые стратегии снижения напряжения от потребности в нежности и избегании тревоги) психоанализ+бихевиоризм

Конфликт между
биологическим и
социальным проявляется
внутри личности:

А.Адлер – стиль жизни (вместо ОНО - чувство неполноценности)

К.Г.Юнг – индивидуация (вместо ОНО - коллективное бессознательное)

К.Леонгард – акцентуация личности (как устойчивый способ реализации акцентуированного комплекса желаний) психиатрия

Социальный фрейдизм

Глубинная психологияНеофрейдизм – форма отхода от пансексуализма З.Фрейда (биологическое в динамике – остается, но это уже не

Слайд 16Социальный фрейдизм Концепция гуманистического психоанализа
Основные работы:
Бегство от свободы.
Душа человека.
Марксова концепция

человека.
Иметь или быть?
Искусство любить.

Эрих Фромм (1900 -

1980)

Вместо Эроса и Танатоса – чувство одиночества

Социальный фрейдизм  Концепция гуманистического психоанализаОсновные работы:Бегство от свободы.Душа человека.Марксова концепция человека.Иметь или быть?Искусство любить.

Слайд 17Движущая сила развития личности – антагонизм двух бессознательных потребностей:

Движущая сила развития личности – антагонизм двух бессознательных потребностей:

Слайд 18При слабой укорененности у человека появляется огромное количество свободы, от

которой он стремится убежать («Бегство от свободы», 1941)


СТРАТЕГИИ БЕГСТВА ОТ

СВОБОДЫ
(МПЗ)
При слабой укорененности у человека появляется огромное количество свободы, от которой он стремится убежать («Бегство от свободы»,

Слайд 20Карен Хорни (1885 – 1952)
Основные работы:
Невротическая личность нашего времени
Новые

пути в психоанализе
Самоанализ
Неврозы и развитие человека
Невроз и

личностный рост
Женская психология

КУЛЬТУРНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ

Вместо Эроса и Танатоса – базальная тревога

Карен Хорни (1885 – 1952)Основные работы:Невротическая личность нашего времени Новые пути в психоанализе Самоанализ Неврозы и развитие

Слайд 21БАЗАЛЬНАЯ ТРЕВОГА – бессознательное ощущение изолированности и беспомощности ребенка перед

потенциально враждебным миром


Причины базальной тревоги связаны с возможностью близкого окружения

удовлетворять потребности ребенка в защищенности
БАЗАЛЬНАЯ ТРЕВОГА – бессознательное ощущение изолированности и беспомощности ребенка перед потенциально враждебным миромПричины базальной тревоги связаны с

Слайд 22Я реальное
Я идеальное
Образ Я при выраженной базальной тревоге: компоненты не

совпадают, энергия жизни направляется на поддержание образа идеального Я в

глазах других людей

Образ Я при отсутствии базальной тревоги: все компоненты образа Я совпадают, энергия жизни направляется на самоосуществление, выражение себя (Я реального)

Преодоление психологической тревоги связано с развитием адекватного образа Я

В этом суть невроза

Я реальноеЯ идеальноеОбраз Я при выраженной базальной тревоге: компоненты не совпадают, энергия жизни направляется на поддержание образа

Слайд 23Стратегии снижения тревоги (МПЗ):

______________________________________
Норма предполагает гармоничное сочетание всех трех МПЗ.

Здоровый человек свободен двигаться «к», «против» или «прочь» в зависимости

от обстоятельств.
Стратегии снижения тревоги (МПЗ):______________________________________Норма предполагает гармоничное сочетание всех трех МПЗ. Здоровый человек свободен двигаться «к», «против» или

Слайд 24Детский психоанализ

Детский психоанализ

Слайд 25Анна Фрейд (1895 – 1982)

Основные труды:
Введение в технику детского

психоанализа (1927).
«Введение в психоанализ для педагогов» (1930).
Психология «я» и

защитные механизмы (1936).
«Маленькие дети в военное время: год работы в детдоме» (1942).
«Младенцы без семей: случай за и против детского дома» (1943).
Норма и патология детства (1965).
Анна Фрейд (1895 – 1982)Основные труды: Введение в технику детского психоанализа (1927). «Введение в психоанализ для педагогов»

Слайд 26Теория привязанности Джона Боулби (1907-1990)
Боулби Джон. Привязанность. – М.:

Гардарики, 2003. – 477с.

Боулби Джон. Создание и разрушение эмоциональных

связей. – М.: Академический проект, 2004. – 232с.

«Двухлетний ребенок в больнице» (1952) - документальный фильм
Теория привязанности  Джона Боулби (1907-1990) Боулби Джон. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. – 477с. Боулби Джон.

Слайд 27Типы привязанности (М.Айнсворт, лонгитюдный эксперимент «Странная ситуация»)
Безопасный
(надежный) тип (60%)
Гибкость,

адаптивность,
стрессоустойчивость,
толерантность к фрустрации и утрате,
гедонизм
Тревожно-
Амбивалентный Тип (15%)
Пугливость,

зависимость, тревожность,
обидчивость, незащищенность, ревнивость,
страх утраты, высокая эмпатия; всю жизнь борьба за
то, чтоб их полюбили

Дезориентированная
Привязанность
Шизоидность, низкая структура личности,
уплощенная эмоциональная сфера

Избегающая
(неуверенная)
Привязанность (20%)
Дистанциированность, холодность, аутоагрессия,
высокий уровень стресса,
психосоматика, любовь к экстриму,
зависимое поведение в кризисе

Главная цель формирования эмоциональной связи между ребенком и матерью – дать ребенку ощущение защищенности и безопасности. В первые годы жизни это важнее, чем правильный уход и обучение.

Типы привязанности  (М.Айнсворт, лонгитюдный эксперимент «Странная ситуация»)Безопасный (надежный) тип (60%)Гибкость, адаптивность, стрессоустойчивость, толерантность к фрустрации и

Слайд 28ЭРИК ЭРИКСОН (1902 – 1994). ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:
Детство и

общество, 1950
Молодой Лютер, 1958
Понимание и ответственность, 1964
Идентичность:

юность и кризис, 1968
Истина Ганди, 1969
Жизнь и исторический момент, 1975
Завершенный жизненный цикл: обзор, 1982

ЭРИК ЭРИКСОН (1902 – 1994). ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ: Детство и общество, 1950 Молодой Лютер, 1958 Понимание и

Слайд 29Основные понятия теории Эрика Эриксона

Основные понятия теории Эрика Эриксона

Слайд 30Восемь стадий психосоциального развития (Э.Эриксон)

После 55
Лет

25 – 55 лет


18 –

25 лет


12 – 18 лет


7 – 12 лет

3 – 6/7

лет


1 – 3 года


0 – 1 год

Критерии доверия – способность ждать.

Освоение социальных ролей (игра),
«Экономический этос культуры»

Формирование трудолюбия – умение и желание учиться.
«Технологический этос культуры»
Критерий неполноценности – избегание школы

Возможность возврата на предыдущие стадии для осознанного решения задач.
Психосоциальный мораторий/ «синдром социальной патологии идентичности».
Ресурс в обретении эго-идентичности – влюбленность и субкультура.

Риск «физической и психологической инвалидизации» (проявление позже)

Главная задача – ПОРОЖДЕНИЕ ИДЕЙ И ВЕЩЕЙ

Интеграция наполняет мудростью, желанием жить полноценно

Чувствительность к критике и поддержке.

Восемь стадий психосоциального развития (Э.Эриксон)После 55Лет25 – 55 лет18 – 25 лет12 – 18 лет7 – 12

Слайд 31Эрик Берн (1902 – 1970).
Трансактный анализ
От психоанализа –

детерминированность сценария жизни отношением родителей к ребенку.
Все результаты жизни запланированы

до 6 лет (быть красивым или нет, умным или нет, полноценным и успешным или нет – это вопрос родительского разрешения).


Трансакция исходит из определенного состояния и идет к определенному эго-состоянию другого человека. Исходя из этого, коммуникации имеют либо оптимальный характер (параллельные трансакции), либо конфликтный (пересекающиеся)

Эрик Берн (1902 – 1970). Трансактный анализ От психоанализа – детерминированность сценария жизни отношением родителей к ребенку.Все

Слайд 32
ТСР № 1. МАТРИЦА ИДЕЙ «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

СУЩНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

ТСР № 1. МАТРИЦА ИДЕЙ «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

Слайд 33Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика