Слайд 1ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Слайд 2Социальные классы — это большие, организованные группы людей, занимающие строго
определенное место в системе экономических и общественных отношений конкретного социума
(государства).
Слайд 3Сущность класса и его психологии.
Социальный класс является одним из
главных субъектов общественных отношений,
и именно под его непосредственным влиянием
развиваются взаимодействие, взаимоотношения и общение людей,
формируются их настроения и мотивация, социальное самочувствие и удовлетворенность
(или неудовлетворенность) своей жизнью и положением в обществе.
Слайд 4Психология социального класса — форма духовного освоения классом условий его
бытия, включающая в себя сознание класса, потребности и интересы класса,
его взгляды, убеждения, чувства, настроения, традиции и некоторые другие элементы.
Слайд 5Для того чтобы научно обоснованно выявить социально-психологические характеристики социальных классов
и межклассовых слоев изучаемого общества, необходимо знать и различать:
детерминант
классовой психологии
основу ее образования
Слайд 6Своеобразие психологии социального класса.
Слайд 7Сознание класса — продукт длительного социально-исторического развития, в основе которого
лежит динамика потребностей людей, принадлежащих к данному классу и возможностей
их существования, а также связанных с этим представлений и практических социальных действий людей
Слайд 8Развитие сознания класса в более конкретном выражении, подразумевающем индивидов представителей
класса, объединенных в одну из составляющих класс реальных (малых) групп,
включает в себя три условно выделяемых уровня:
Слайд 9типологический, при котором представители класса опознают себя и друг друга
по внешним признакам и фиксируют свою внешнюю схожесть, но отсутствует
сознание единства и общности интересов;
Слайд 10 идентификационный, когда появляется групповое самосознание на уровне первичной общности,
связанной общими условиями жизни и деятельности, а также потребностями и
интересами;
Слайд 11уровень солидарности, при котором возникает осознание единства интересов и ценностей
большой общности и своей принадлежности к ней.
Слайд 12В основе классовой психологии лежат потребности и интересы класса
Из этого
следует, что противоположность классов выражается прежде всего в противоположности их
потребностей и интересов, что обусловливает, с одной стороны, тенденцию внутриклассового сплочения, а с другой — межклассового размежевания.
Слайд 13Психология социального класса выступает как выражение духовной общности его интересов,
взглядов, представлений, чувств. На низшем уровне эта общность выражается в
сходстве социально-психологических характеристик представителей класса, отражающих общность условий их бытия и социального положения
Слайд 14На более высоком уровне она определяется осознанием представителями класса своей
принадлежности к нему и отличием себя от других, т.е. принадлежащих
к иному образованию.
Слайд 15Самым высоким уровнем духовной общности представителей класса является классовая солидарность,
характеризующаяся единством убеждений и действий, взаимопомощью и поддержкой членов класса
и основывающаяся на общности классовых интересов, их готовность к совместным действиям во имя этих интересов, достижения целей класса
Слайд 16Структура социально-классовых различий
Градация социально-классовых различий.
всегда констатируется наличие рабочего класса
(пролетариата),
постоянно отмечается существование класса буржуазии
выделяют средние социальные слои населения
Слайд 17Другую часть средних слоев образуют наемные работники, не владеющие средствами
производства, но отличающиеся от рабочего класса по ряду существенных признаков
(интеллигенция, наиболее квалифицированные группы служащих и специалистов, часть административного персонала и т.д.), а также лица свободных профессий (самостоятельно практикующие, но не использующие наемный труд, — врачи, адвокаты, художники и т.д.)
Слайд 18Ведущим классообразующим признаком считается уровень дохода. В США наиболее распространенной
является «шестиклассовая» модель, применяемая многими социологами
Слайд 19 высший высший класс
средний высший класс
низший высший класс
высший
низший класс
средний низший класс
низший низший класс
Слайд 20Психологические характеристики представителей различных социальных классов.
Слайд 32Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в
деревню, на ферму чтобы показать сыну насколько бедными могут быть
люди. Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи.
Слайд 33Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:
- Как тебе
понравилось путешествие?
Слайд 34Сын ответил:
- Я увидел, что у нас есть собака в
доме, а у них четыре пса,
Слайд 35. У нас есть бассейн посреди сада, а у них
- бухта, которой не видно края.
Слайд 36Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды. У
нас патио на заднем дворе, а у них - целый
горизонт
Слайд 37
Отец лишился дара речи после этого ответа сына.
А сын добавил:
-
Спасибо, папа, что показал мне насколько богаты эти люди.
Слайд 38В деньгах ли счастье??
Богатый или бедный? Кем быть лучше?