Слайд 1Психология спорта
Лекция №2
Психологические основы обучения
Слайд 2 План
Ощущения и их роль в спорте
Восприятия и их роль в
спорте
Представления и их роль в спорте
Воображение и его роль в
спорте
Слайд 3 Ощущение
отражение в сознании человека отдельных свойств внешних предметов и внутренних
состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.
Слайд 4Физиологическая основа ощущений
процессы нервного возбуждения в анализаторах
Слайд 5Виды ощущений
1. Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды
(зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные, тактильные).
2. Ощущения, отражающие различные
состояния внутренних органов, в том числе и органов движения тела (мышечно-суставные, ощущение равновесия, болевые).
Слайд 10Тактильные ощущения
Ощущения с поверхности тела.
Представлены связи, идущие от кожных
рецепторов через вставочные нейроны спинного мозга и таламуса к первичной
сенсорной зоне коры
Слайд 11Вестибулярные ощущения
Вестибулярная система.
Показаны связи, идущие от первичных рецепторов преддверия
внутреннего уха (вестибулярного аппарата) к ядрам ствола мозга и таламуса.
Слайд 12Свойства ощущений
Чувствительность – возникновение в рецепторе нервного возбуждения при минимальном
раздражении. Может повышаться и понижаться в результате приспособления органов чувств
к характеру и силе раздражителей (адаптация).
Повышение чувствительности называется сенсибилизацией (например, после приема возбуждающих средств, после темноты выход на свет и т.п.).
Слайд 13Свойства ощущений
Абсолютная чувствительность характеризуется нижним порогом различения – минимальная величина
или сила раздражителя, при которой он оказывается способным вызвать в
анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения.
Порог различения (разностный порог) – минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить.
разностный порог при подъеме какого-либо груза будет возрастать по мере увеличения веса;
мышечная чувствительность борца ухудшается при встрече с противником более тяжелого веса.
Слайд 14Свойства ощущений
Контраст – слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно
действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность
Последовательные образы – это
продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось
Слайд 15Восприятие
отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при
их непосредственном воздействии на рецепторы (всегда носит целостный характер).
Слайд 16В процессы восприятия входят:
а) различные ощущения, образующие в совокупности сложный
комплекс.
б) представления, сохранившиеся от прежнего опыта.
Слайд 17Физиологические основы восприятия
-комплексные раздражители, действующие на разные рецепторы;
- согласованная деятельность
нескольких анализаторов;
- большое участие ассоциативных отделов коры головного мозга и
центров речи.
Слайд 19Свойства восприятий
Избирательность восприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы,
которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов,
установок и потребностей личности.
Предметность восприятия отражает возможности человека реагировать на воздействия конкретных предметов окружающей действительности
Апперцепция — это зависимость восприятия от прежнего опыта человека.
Слайд 20Свойства восприятий
Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для
него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными,
желанными или нежеланными и т. д.
Константность восприятия — это постоянство в восприятии. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.
Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются
Слайд 21Восприятие пространства
1) восприятие протяженных свойств предметов – их формы, величины,
объема;
2) восприятие расстояния между предметами, их положения среди других предметов;
3)
восприятие удаленности предметов от наблюдателя.
Слайд 22Восприятие времени
Восприятие последовательности явлений - базируется на обобщении предшествующего опыта.
Восприятие
длительности явлений – опирается на представления о начале и конце
явления (старт-финиш).
Восприятие темпа – отражается скорость (частоту) с которой сменяют друг друга отдельные элементы совершающегося во времени процесса. (Темп движения – количество одинаково повторяющихся движений в единицу времени).
Восприятие ритма – строение периодически повторяющегося во времени сложного явления. (Ритм движения – равномерное чередование элементов движения и усилий во времени и пространстве; последовательное чередование рабочих фаз движения и отдыха в процессе выполнения упражнений).
Слайд 23Восприятие движений
Восприятие движений базируется на:
зрительных ощущениях – первоначально мускульные движения
глаз (прослеживание за движущимся предметом), а затем чисто зрительные впечатления;
мышечно-суставных
ощущениях (для восприятия движений собственного тела)
1) собственно мышечные ощущения. Рецепторы – нервные окончания в самих мышцах, сигнализируют о тонусе мышечной ткани и обменных процессах в ней (движение воспринимается как энергичное или вялое, как совершаемое с большей или меньшей трудностью);
2) ощущения, вызываемые раздражением сухожильных рецепторов, являются источником ощущений напряжения, когда мы передвигаем, тянем, поднимаем и т.п. и ощущений усилий в изометрических упражнениях
3) ощущения, вызываемые раздражением рецепторов, расположенных в суставах (точность движения).
осязательных ощущениях – различают твердость, мягкость, упругость, шероховатость, тяжесть предметов и т.п. различают
1) осязательные ощущения, вызываемые прикосновением какого либо предмета к поверхности тела,
2) осязательные ощущения, вызываемые давлением внешнего препятствия на рабочие органы тела (руки, ноги).
вестибулярные ощущения – повороты, ускорения, замедления и т.п.
Слайд 24Специальные чувства в спорте
«Чувство времени»:
-своевременность выполнения действий;
- последовательность выполнения действий;
-
восприятие темпа движений;
-восприятие ритма движений.
«Чувство мяча»:
- восприятие веса мяча
- восприятие
формы
- восприятие твердости
- восприятие эластичности
- восприятие силы удара по мячу
- восприятие скорости полета мяча
- восприятие высоты полета мяча
«Чувство воды»:
- кинестетическое восприятие сопротивления воды при выполнении движений в ней,
- ощущение давления воды
Слайд 25Представления
возникающие в сознании человека образы предметов и явлений внешнего
мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал.
Слайд 26Отличие представлений от восприятий и ощущений
1. Представления менее ясны
и отчетливы в своих формах красках, размерах и т.д.
2.Представления –
это более обобщенные образы предметов: в них на первый план выступают сходные особенности многих аналогичных предметов данного класса.
3. Представления подвижны, для них характерно отсутствие твердой фиксации образа. Нельзя представить себе предмет со всей ясностью сразу и в целом; человек представляет его всегда путем последовательного «обзора» в сознании по частям.
4. Представления изменчивы (легко меняют цвет, форму, размеры и т.п.).
Слайд 27Физиологические основы представлений
«следы», остающиеся в коре больших полушарий головного мозга
от тех нервных возбуждений, которые имели место в прошлом при
ощущениях и восприятиях
Слайд 28Виды представлений
- представления памяти
-представления воображения
Слайд 29Представления
Мышечно-двигательные представления о движении, побуждающие совершить его, лежат в основе
идеомоторных актов.
Слайд 30Воображение
Воображением называется такая деятельность сознания, в процессе которой человек создает
новые, не имеющиеся у него ранее представления, опираясь на образы,
сохранившиеся в памяти от прошлого опыта, преобразуя и изменяя их.
Слайд 32Виды воображения
Непреднамеренное, или пассивное, воображение – комбинирование представлений и их
элементов и создание новых представлений (ярко выступает в сновидениях).
Преднамеренное, или
активное, воображение представляет собой создание образов в связи с поставленной задачей в том или другом виде деятельности.
Мечта – это образ желаемого будущего
Творческое воображение – создание новых образов.
Воссоздающее воображение (по описанию представление предмета).
Слайд 33Обучение двигательным действиям
Навык: автоматизированная форма управления движением.
Умение: неавтоматизированная форма управления
движением.
Слайд 35Схема овладения двигательным действием
Слайд 36Фазы формирования навыка
1 фаза. Иррадиация - распространение возбуждения, вызванного двигательным
действием в определенном центре головного мозга на другие центры. Для
этой фазы характерны неуклюжие движения и частые сбои.
2 фаза. Генерализация - обобщение наиболее главных частей движения. Характерны лишние движения, закрепощенность, утомляемость. Здесь ставят только общие задачи без детализации.
3 фаза. Концентрация - соответствует фазе уточнения, движение становится более точным.
4 фаза. Динамический стереотип - автоматизация навыка.
Слайд 37Варианты динамики формирования навыка
- с замедлением, т.е. сначала быстро,
потом медленно;
- с ускорением, сначала прирост невелик, затем резкое ускорение
(при обучении сходным движениям);
- временное прекращение формирования навыка (плохая методика, болезнь).
Слайд 38Взаимодействие навыков по принципу переноса
1. Положительный перенос (один навык
содействует развитию другого)
- прямой положительный ( имеется структурное сходство, например,
между навыками метания копья и гранаты)
- генерализованный ( структурного сходства нет, например, вело и коньки -на ограниченной опоре)
- перекрестный (для организации отдыха или увеличения обучаемости, например, бить в волейболе с обеих рук).
2. Отрицательный перенос (один навык препятствует развитию другого - сшибка динамических стереотипов) .
Например, после прыжков не идет барьерный бег.
Слайд 39Последовательность процесса обучения двигательному действию
1 этап - начальное разучивание
Цель: Сформировать
умение выполнять основу техники двигательного действия
1. Создать общее представление о
двигательном действии и установку на овладение им
2. Восстановить предшествующий опыт выполнения действий, близких по технике вновь изучаемому
3. Разучить звенья основы техники, не освоенные ранее, предупредить возникновение грубых ошибок
4. Добиться самостоятельного выполнения основы техники двигательного действия в целом
Слайд 40Последовательность процесса обучения двигательному действию
2 этап – углубленное разучивание
Цель: Сформировать
умение выполнять двигательное действие относительно совершенно, в объеме намеченных технических
требований
1. Углубить понимание закономерностей техники изучаемого действия и значения ее частей, предупредить возникновение значительных ошибок.
2. Последовательно разучить общие детали и усовершенствовать пространственные, временные и динамические характеристики техники действия.
3. Добиться слитного выполнения действия в полном объеме изученных технических требований в условиях, позволяющих обучаемым концентрировать внимание на технике двигательного действия.
Слайд 41Последовательность процесса обучения двигательному действию
3 этап – закрепление и совершенствование
Цель:
Закрепить умение в навык и сформировать способность выполнять двигательное действие
в условиях его практического применения
1. Закрепить в необходимой мере технику двигательного действия.
2. Совершенствовать изучаемое действие в соединениях с другими двигательными действиями.
3. Сформировать дополнительные варианты техники для целесообразного выполнения действия в различных внешних условиях и ситуациях.
4. Совершенствовать индивидуальные детали техники двигательного действия.
5. Совершенствовать выполнение действия при повышающихся волевых и физических усилиях, вплоть до максимальных.