Психология
Тема: «Психология памяти»
Ковалев В.Н.
– к.п.н., доцент кафедры психологии
Лекция № 6
Слайд 2
1. Сущность и роль памяти, ее связь с другими когнитивными
процессами.
Уровни средств хранения памяти.
Виды, формы и процессы памяти.
План
Слайд 3Литература
1. Аллахвердов В.М., Богданова С.И. Психология: учебник /
ред. А. А. Крылов. - М.: Проспект, 2005.
2. Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии. - СПб.: Питер, 2016.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. - М.: Акаде- мия, 2007.
4. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
.
Слайд 4Память — когнитивный процесс, который представляет собой систему узнавания, запоминания,
сохранения, восстановления и забывания приобретенного опыта.
Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью её опыта и составляет сущность процесса памяти.
Основное предназначение памяти – актуализировать прошлый опыт для
выработки решений возникающих проблем.
Память – это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта.
Слайд 5РОЛЬ ПАМЯТИ
Посредством памяти человек реагирует на
сигналы и ситуации, которые перестали непосредственно действовать на него.
Память осуществляет
связь между прошлым состоянием психики, настоящим и будущим
Память делает возможным накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений.
Слайд 6 Процессы восприятия дают нам представление о мире как о
пространстве, заполненном отдельными предметами, имеющими форму, объем и определенную фактуру.
Ощущения придают этим объектам качественные особенности, такие как цвет, вкус, запах, тяжесть и др.
Мышление, обобщая воспринятое, разворачивает панораму жизненного пространства, расширяет его за пределы видимого, позволяет предвидеть.
Память – основа всего сознания. Она связана с другими когнитивными процессами.
Слайд 7Уровни средств хранения информации:
- физический;
- биологический;
- физиологический;
-
психологический.
Слайд 8На биологическом уровне с целью сохранения информации происходят преобразования биологических
структур, например молекул ДНК, РНК и др. (в т.ч. генетическая
память).
На физическом уровне информация сохраня-ется за счет структурных преобразований, осуществляемых с физическими телами – это «внешняя» память человека (узелки на память, записная книжка и т.д.).
Слайд 9
На физиологическом уровне информация хранится и преобразуется на основе динамичных
физиоло-гических процессов, которые отличаются от био-логических своим функциональным характером, т.е.
включенностью в текущие информационные про-цессы и относительной кратковременностью.
На психологическом уровне происходят качественные преобразования информации, ее организация и хранение, которые осно-вываются на преобразовании смысловых структур, т.е. значимости для субъекта тех происходящих изменений, которые ему доступны.
Слайд 10ВИДЫ ПАМЯТИ
По характеру запоминаемого материала наиболее развитыми у человека являются
- зрительная,
- слуховая,
- осязательная,
- обонятельная память.
Слайд 11ВИДЫ ПАМЯТИ
Эмоциональная;
Образная;
Двигательная;
Словесно-логическая.
Слайд 12 По длительности хранения информации в памяти
выделяют:
1) мгновенную, с временем хранения не более 1,5 сек.;
2) кратковременную,
с временем хранения не более 30 сек.;
3) долговременную память, позволяющую хранить материал постоянно.
Слайд 13 Формы кратковременной памяти
Сенсорная;
Иконическая;
Эхоическая;
Буферная.
Слайд 14Процессы памяти
- запоминание,
- хранение и забывание,
-
воспроизведение.
Слайд 15 Запоминание — мнемический процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации
для последующего воспроизведе-ния и включение ее в уже существующую
систему ассо-циативных связей.
Слайд 16 Хранение означает наличие информации, что не всегда
связано с ее доступностью для сознания
(оно может
храниться в бессо-знательном).
Слайд 17 Забывание – неоднородный процесс, он может принимать самые разнообразные
формы.
Человек не может вспомнить
то, что про-исходило с ним в раннем детстве, потому что до овладения речью он не мог передать на хранение в символической форме то, что воспринял в форме образной
(но известны и феномены).
Слайд 18 Забывание — мнемический процесс, который заключается в потере возможности воспроизве-сти
или узнать то, что было усво-ено. Заключается в прерывании доступа
к запомненному ранее материалу.
Воспроизведение хранящегося в ДВП материала заключается
в переводе его из ДВП в КВП, т.е. в его актуализации в сознании. Воспроизведение зависит от процессов запоминания и забывания, но имеет и свои особенности и механизмы.
Воспроизведение — мнемический процесс, в котором происходит актуализация ранее сформированного психологического содер-жания (мысли, образы, чувства, движения).
Слайд 20Виды воспроизведения:
— непроизвольное (свободное) воспроизведение, когда прошлое
содержание актуализируется без специальной задачи,
— произвольное воспроизведение,
обусловленное реализацией особой задачи.
Слайд 21Воспроизведение может выступать в трех формах:
– узнавания,
- припоминания,
- воспоминания.
Слайд 22 Узнавание — опознание уже известного, объекта, который находится в
центре актуального восприятия.
Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков
с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опозна-вательных признаков воспринимаемого предмета.
Виды узнавания:
индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета,
родовое узнавание предмета, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому–то классу предметов.
Слайд 23 Припоминание – сложный процесс памяти, который представляет собой поиск требуемого
материала в долговременной памяти.
Различают эпизодическую и семантическую память.
Слайд 24
Проспективная память — память на
намерения когда кроме запоминания самой информации, требуется запомнить и время,
когда она должны быть затребована, когда забыв само намерение вспомнить, индивид, тем не менее, может вспомнить эту информа-цию по требованию извне. Проснуться в нужное время.
Деятельность проспективной памяти обусловлена использованием тех или иных стратегий сканирования.
Противопоставляется ретроспективной памяти, основанной на прошлом опыте (память на содержание).