Разделы презентаций


ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ Лекция № 1 Проблемное поле психологии

Содержание

ПЛАНОбъект, предмет и проблемное поле психологии журналистики.2. Психологическая культура журналиста и его социальная миссия с точки зрения психологии.3. Методы исследования.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПСИХОЛОГИЯ
ЖУРНАЛИСТИКИ

Лекция № 1
«Проблемное поле психологии журналистики»
Ковалев Владимир

Николаевич, к.п.н., доцент кафедры психологии

Kovalev_vn

mail.ru

ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ Лекция № 1 «Проблемное поле психологии журналистики»Ковалев Владимир Николаевич, к.п.н., доцент кафедры психологииKovalev_vn

Слайд 2ПЛАН
Объект, предмет и проблемное поле психологии журналистики.
2. Психологическая культура журналиста

и его социальная миссия с точки зрения психологии.
3. Методы исследования.

ПЛАНОбъект, предмет и проблемное поле психологии журналистики.2. Психологическая культура журналиста и его социальная миссия с точки зрения

Слайд 3Литература:
1. Олешко В.Ф. Психология журналистики. Учебное пособие. – СПб.:

изд. Михайлов В.А., 2008. - 240 с.
2. Пронина Е.Е. Психология

журналистского творчества. Учебное пособие. – М.: КДУ, 2006. – 368 с.
Литература:1. Олешко В.Ф.  Психология журналистики. Учебное пособие. – СПб.: изд. Михайлов В.А., 2008. - 240 с.2.

Слайд 4 Истоки базовых категорий психологии журналистики
— из философии и

социологии - учение об обществе как социальной системе, о социальном

общении и общественных отношениях, материальном и духовном производстве;
— из теории журналистики - концепцию о главном социальном назначении СМИ и о социально-ролевых характеристиках печати, а также основные положения социожурналистики;
— из кибернетики - учение о системе, информации, коммуникациях, связях (прямых и обратных) и т. д.

Истоки базовых категорий психологии журналистики — из философии и социологии - учение об обществе как социальной

Слайд 5 — из общей психологии - учение о личности,

темпераменте и характере человека, потребностях и мотивах поведения, психологических и

социальных установках, о сознании и бессознательном,
о единстве сознания и деятельности,  о  психологии мышления и творчества;
— из социальной психологии - положение о массовой коммуникации как общении больших социальных групп, вербальных и невербальных методах воздействия на аудиторию и психологических эффектах, ролевую теорию личности;
— из общей психологии - учение о  личности, темпераменте и характере человека, потребностях и мотивах

Слайд 6
— из социопсихолингвистики и герменевтики (науке о толковании текстов) –

методы кодирования и раскодирования вербальных текстов, эффективность психологического воздействия текстов

наличность и массовую аудиторию, истолкование, интерпретация текстов.


— из социопсихолингвистики и герменевтики (науке о толковании текстов) – методы кодирования и раскодирования вербальных текстов, эффективность

Слайд 7 Предмет психологии журналистики:
психологические закономерности, результаты информационного

взаимодействия журналиста и аудитории.



Предмет  психологии журналистики: психологические закономерности, результаты информационного взаимодействия журналиста и аудитории.

Слайд 8Основные объекты изучения психологии журналистики
— личность журналиста;

психология социальной перцепции и влияния; психологические аспекты текста и речевой

коммуникации; закономерности поведения масс, изменений массового и индивиду-ального сознания; психология реципиента (читателя и зрителя).
Основные объекты  изучения психологии  журналистики— личность  журналиста; психология социальной перцепции и влияния; психологические аспекты

Слайд 9Филогенез отношений социальной среды к журналистам и журналистике

* Гонцу, принесшему плохую весть кара !

(Ты виноват лишь в том, что……..).

* Доля ожидания позитива и негатива из информационной среды (социально-психо-логические закономерности и факторы).

* Реальность и слухи.
Филогенез отношений социальной среды к журналистам и журналистике   *  Гонцу, принесшему плохую весть кара

Слайд 10* Критичность и конформность.
* Социально-психологические фено-мены и их влияние на

восприятие информации.
* «Доктор, а откуда у Вас такие картинки?


(невротики, параноики, шизофреники и пр. и информационная среда).



* Критичность и конформность.* Социально-психологические фено-мены и их влияние на восприятие информации. * «Доктор, а откуда у

Слайд 11Орудие действия журналиста – ИНФОРМАЦИЯ.
В

информации заключена сущность человека, она - содержание психических процессов. Она

субъективная реальность человека.
От особенностей ее восприятия, оценки, переработки человек будет счастлив или несчастлив, здоров или болен.
Орудие действия журналиста – ИНФОРМАЦИЯ.     В информации заключена сущность человека, она - содержание

Слайд 12Проблемное поле или что социально важно в деятельности журналиста:
1)

«Всё то, что составляет внутреннее духовное содержание нашей жизни и

является «ядром подлинной психологии» (С.Л. Рубинштейн).
2) Чтобы в центре психологии журналистики оставался человек во всем многообразии их человеческих взаимоотношений, а журналистика не подменялась медийными и коммерческими процессами. В противном случае вместо высокоразвитой информационной цивилизации мы получим развращенное сумасшедшее общество» (Г. Маклюэн), с «тотальным манипулированным с
ознанием» (добавляет С. Кара-Мурза).
Проблемное поле или  что социально важно  в деятельности журналиста:1) «Всё то, что составляет внутреннее духовное

Слайд 133) «современный человек не может уклониться от воздействия СМИ» (А.

Моль), которые «не только и не столько отражают действитель-ность, сколько

формируют её» (П. Бурдье) «в преломленном и искаженном виде» (Т. Тард),
4) Важно не создавать для человека виртуаль-ную реальность (Г. Маркузе) и не быть «манипулируемым манипулятором».
5) Не надо вешать на журналистику всех собак и сваливать на них вину политтехноло-гов. Желтая пресса – это не журналистика. Но и здесь вопрос не только к источнику, но и к потребителю. Никто не заставляет это потреблять, а он «хавает и возмущается…»

3) «современный человек не может уклониться от воздействия СМИ» (А. Моль), которые «не только и не столько

Слайд 146) Журналистика должна не только отражать реальность, не только критически

высвечи-вать проблемы, но, как и педагогика, должна воспитывать личность, формировать

социум, пропагандировать лучшее. Журналист должен быть патриотом (Бовин). 7. Журналист в сознании человека формирует картину мира. Он должен обладать высоким уровнем психологической культуры. Его влияние на социум огромно и профессиональ-ная ошибка может иметь более пагубные последствия, чем ошибка врача (Ф. Зимбардо)
6) Журналистика должна не только отражать реальность, не только критически высвечи-вать проблемы, но, как и педагогика, должна

Слайд 15Психологическая культура журналиста (по В.Ф. Олешко)
ЭТО: — психологическое познание самого себя

как личности и профессионала;
— знание психологии людей и их поведения,

проникновение в сознание и бессознательное других в процессе межличностного общения и овладение психологическими методами воздействия на массовое сознание и поведение аудитории;
— умение выстраивать диалогические и интерактивные отношения с аудиторией;

Психологическая культура журналиста (по В.Ф. Олешко)ЭТО:	— психологическое познание самого себя как личности и профессионала;— знание психологии людей

Слайд 16— парадигма профессионального мышления и форм журналистского труда и творчества,

толерантности и плюрализма, самоидентифи-кации и самореализации, адекватное отраже-ние мира; — постоянное

изучение социально-психоло-гических законов, дающих системное пред-ставление о закономерностях психологичес-ких процессов, лежащих в основе жизни социума, общественных явлений, массовой коммуникации и индивидуального творчес-тва;
— парадигма профессионального мышления и форм журналистского труда и творчества, толерантности и плюрализма, самоидентифи-кации и самореализации, адекватное

Слайд 17— способность к саморегуляции - владение психотехниками саморегуляции и методами

психологической защиты (ВК); — богатый внутренний мир, рефлексив-ность, интуитивность,

сострадательность, оптимизм, поглощенность делом, эмпатий-ность и человеколюбие, беспристрастность (ВК).
— способность к саморегуляции - владение психотехниками саморегуляции и методами психологической защиты (ВК);    —

Слайд 18Методы исследования в журналистике: - метод интервью; - метод наблюдения; - метод эксперимента; -

метод беседы; - библиографический метод; - метод событийной ретроспекции; - методы анкетирования и

тестирования; - метод групповой оценки личности; - аппаратурный метод; - метод анализа документов; - контент-анализ; - социометрия и референтометрия; - брейнсторминг. -
Методы исследования в журналистике: - метод интервью; - метод наблюдения; - метод эксперимента; - метод беседы; -

Слайд 19Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика