Слайд 1Психолого-педагогические аспекты взаимодействия обучающихся и педагогов СПО
Методический материал для семинара
подготовила:
педагог-психолог Мартинсон Е.А.
Слайд 2 Психолого-педагогическое взаимодействие –
это способ реализации совместной деятельности, который требует разделения и кооперации
функций, а потому взаимного согласования и координации индивидуальных действий.
Слайд 3 Педагоги и обучающиеся
являются участниками образовательного процесса. И качество их взаимодействия влияет на
качество обучения и благоприятную обстановку в образовательном учреждении.
Слайд 4Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:
Добровольность
Сотрудничество
Уважение интересов друг
друга
Соблюдение законов
Слайд 5Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия со студентом:
Уважительное отношение к обучающимся;
Соответствие форм
и методов возрастным и индивидуальным особенностям;
Вовлечение семьи в воспитательный и
образовательный процесс;
Возможность выбора (Что? Как? С кем?);
Поддержка инициативы и самостоятельности обучающихся.
Слайд 6 Главным «инструментом» педагога
во взаимодействии с обучающимися выступает педагогическое общение.
Педагогическое общение – это взаимодействие педагога с обучающимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности.
Слайд 7 Различного рода нарушения в
общении педагога и обучающегося подавляют творческий саморазвивающийся потенциал обучающегося, стимулируют
негативные чувства, асоциальные формы поведения обучающихся, напряжённые аффективные состояния педагогов.
Слайд 8 Важно, чтобы общение проходило
в вежливо – предупредительном тоне, но и слишком серьёзная и
официальная манера общения с обучающимся не способствует успеху.
Слайд 9 В процессе педагогического общения
не следует стремиться к достижению односторонних преимуществ, подчёркивать высокий статус
преподавателя перед обучающимся, так как это ранит его самолюбие и снижает эффект общения.
Слайд 10 Для высокого эффекта педагогического общения важно
создать благоприятный психологический климат.
Слайд 11 Правила педагогического общения рекомендуют
оставлять за пределами учебного заведения домашние невзгоды и раздражение.
Ни загруженность
работой, ни общественное положение, ни неприятности, ни плохое самочувствие не дают права педагогу быть невежливым с обучающимися.
Слайд 12 Обучающиеся не всегда выполняют
указания педагога.
Педагогическое указание по
форме может быть директивным, демократическим или даже либеральным.
Для обучающегося в принципе любая форма педагогического указания воспринимается не как просьба, а как распоряжение.
Слайд 13 Демократическая форма распорядительной
информации значительно повышает качество исполнительной деятельности и даёт отдачу, по
причине того, что обучающийся с большим желанием выполняет задание.
Отдавая педагогическое указание, важно руководствоваться правилом: «желание – залог успеха».
Слайд 14Психолого-педагогические приёмы
достижения аттракции (расположенности)
1. Психологический приём «Имя собственное».
Когда к
человеку обращаются и при этом произносят его имя, то таким
образом показывают внимание к данной личности, а это утверждение данной личности.
Слайд 15Психолого-педагогические приёмы
достижения аттракции (расположенности)
2. Психологический приём «Зеркало отношений» или
«зеркало души».
Доброе и приятное лицо
человека, легкая улыбка обладают способностью «притягивать» к себе, формировать аттракцию.
Располагать к себе людей – это профессиональная обязанность педагога, продиктованная не должностной инструкцией, а характером его труда.
Следовательно, использовать приёмы формирования аттракции – тоже профессиональная обязанность педагога.
Слайд 16Психолого-педагогические приёмы
достижения аттракции (расположенности)
3. Психологический приём «золотые слова» (комплименты).
Использование
психологического феномена внушения. Так, если человек много раз услышал, что
у него «золотые» руки и т.п., он поверит в это. В эффекте внушения происходит как бы «заочное» удовлетворение потребности в совершенствовании какой-то своей черты, возникновение на этой почве положительных эмоций.