Слайд 1Группы подготовки к школе
Антонова Е.В.
Слайд 2Группа
Группа – модель общества
Социальные роли.
Социальное и индивидуальное.
Присвоение норм
и требований.
Взаимодействие и подражание.
Среда равных.
Слайд 3Виды групп
«Родители и дети — первый год» (ПЕКИП);
интегративные ясли (детско-родительская
группа);
интегративный детский сад;
игровые группы (3-5 лет);
группы подготовки к школе (5-7
лет);
коммуникативные группы (Домик)
группы общения (старшие дошкольники; младшие школьники, подростки);
социальный проект (9-17 лет)
«Передышка»;
театральная студия;
EarlyBird
интегративные мастерские («Артель блаженных)
Слайд 4ЗАДАЧИ
взаимодействие с окружающими (как с детьми, так и со взрослыми);
решение
проблем эмоционально-волевой регуляции;
решение познавательных проблем;
освоение социальных навыков;
формирование регуляции поведения с
помощью принятых в группе правил (освоение школьного стереотипа)
Развитие и активизация речи;
Слайд 5СОСТАВ ГРУППЫ
Возраст детей - 6-8 лет
Интегративный принцип формирования группы –
дети с разными проблемами
Количество - 7-10 детей
Слайд 6КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К
ГРУППЕ
У ребенка сложились отношения со взрослым
Есть совместная
деятельность со взрослым
Ребенок «следует» за взрослым при переходе из помещения в помещение
Ребенок справляется с активным воздействием среды
Ребенок наблюдает за действиями других детей (способен участвовать в совместной игре)
У ребенка есть разные опоры для освоения групповой ситуации (знакомы взрослый, ритм, расписание, интересы)
Есть контакт с семьей ребенка
Слайд 7Введение ребенка в группу
Алгоритм введения ребенка в группу:
индивидуальное игровое занятие,
задачи:
1)установление эмоционального контакта, появление у ребенка избирательности к педагогу (выделяет
его, опирается на него);
2) освоение стереотипа занятий.
групповое занятие: ребенок приходит на группу вместе со своим педагогом, опирается на него.
Как правило сначала они приходят на определенное занятие в группе, которое соответствует темпу и возможностям ребенка (часто это бывают физкультура/музыка, где ребенок может опереться на ритм).
Сначала ребенок опирается на знакомого ему взрослого, затем на стереотип занятий (игра – сказка – музыка), на отношения с другими взрослыми, на других детей, на интерес.
Слайд 8КОМАНДА СПЕЦИАЛИСТОВ В ГРУППЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ
Руководитель группы
Ведущие групповых занятий
Специалисты, ведущие индивидуальные занятия
Сопровождающие взрослые
Супервизор
Врач
Привлеченные специалисты
Ведущий
родительской группы, семейный психолог
Слайд 9ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Игра
Нейропсихологическая коррекция
Занятия с дефектологом
Занятия с логопедом
Ручная
деятельность
Музыкальные занятия
Двигательные занятия
Сенсорные занятия
Бытовые навыки
Другие
занятия
Слайд 10ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
Свободная игра
Круг
Урок
Ручная деятельность (керамика, рисование, кулинария)
Физкультура
Музыка
Танцы
Игры
по правилам
Фольклорные игры
Сказка
Чаепитие
Одевание
Родительская группа
Слайд 13ПРИМЕР ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ
Слайд 14«СВОБОДНАЯ» ИГРА
Задачи:
включиться в групповое занятие;
обратить внимание на окружающих (детей и
взрослых);
удержаться в предлагаемом правиле;
в каждой игре есть компонент, направленный на
решение задач, стоящих перед ребенком, важно делать на этом акцент.
Игры (примеры): кидание подушками (игрушками), «куча-мала», «брызгалка», катание на «машине» и т.п.
Слайд 15Круг
Более структурированное занятие, чем «свободная» игра. Хорошо подходит для детей
с трудностями включения в общую деятельность и медленным темпом ее
выполнения.
Задачи:
включиться в групповое занятие;
обратить внимание на окружающих (детей и взрослых);
удержаться в предлагаемом правиле;
в каждой игре есть компонент, направленный на решение задач, стоящих перед ребенком, важно делать на этом акцент.
Вариант расписания круга:
1) ставим стулья в круг, садимся;
2) зажигаем свечку, здороваемся;
3) играем в «Парус»/ «Большую Черепаху»;
4) играем в «Старый Пень»/ «Гуси вы, гуси»;
5) говорим, что мы «Молодцы», убираем стулья.
Слайд 16Расписание дня
Задачи:
Является внешней опорой для детей с полевым поведением, помогает
структурировать, предвосхищать события дня, переключаться с одного занятия на другое.
Материал:
Карточки со схематическим изображением занятия (пр: «музыка» - нарисованы маракас и гитара). Прикрепляются к общему полотну, представляют собой последовательность.
Слайд 17Игры по правилам
Задачи:
обратить внимание на окружающих (детей и
взрослых), взаимодействие с ними;
удержаться в предлагаемом правиле;
в каждой игре есть
компонент, направленный на решение задач, стоящих перед ребенком, важно делать на этом акцент.
Примеры игр:
«Кошки-мышки», «Старый медведь», «Пыхалка», «Редичка», «Невод» и др.
Слайд 18«Родительская» сказка
Задачи:
- объединение родителей;
развитие символизации;
удержание внимания – для каждого ребенка
должен быть «свой интерес» в сказке
эмоциональная тонизация;
Слайд 19Ручная деятельность
Задачи:
освоение функций программирования, регуляции и контроля за выполняемой деятельностью
(включение в задание, переключение, удержание цели, оттормаживание побочных действий, удержание
программы деятельности и пр.) в сложной групповой ситуации;
Развитие взаимодействия, сотрудничества;
освоение тактильных ощущений (глина, пластилин, клей, бумага…);
развитие моторики рук.
Особенности занятия:
Как правило, в начале года деятельность содержит эмоционально окрашенный результат или сенсорный компонент), повышающий мотивацию выполнения деятельности
- Одно задание, повторяется несколько раз для того, чтобы дети могли освоить данный вариант ручной деятельности.
Педагог старается ориентироваться на процесс выполнения, а не на результат: пусть лучше ребенок сделает некрасиво, но сам, чем педагог отдаст в конце занятия маме красивое изделие, сделанное (почти полностью) руками педагога.
Варианты ручной деятельности:
Керамика, лепка из пластилина, рисование, аппликация, столярное дело, кулинария и пр.
Слайд 20Музыка, физкультура
Задачи:
- эмоциональная, сенсорная тонизация;
- обратить внимание на окружающих (детей
и взрослых), взаимодействие с ними;
- удержаться в предлагаемом правиле;
- в
каждой игре есть компонент, направленный на решение задач, стоящих перед ребенком, важно делать на этом акцент.
Специфика занятий:
- Очень структурированные занятия, требующие от ребенка большой произвольности, подчинения установленным правилам (сидеть на стульях, участвовать в большом количестве игр, удерживая их правило).
На занятиях используется много ритмических игр. Ритм используется как внешняя опора, которую ребенок использует для того, чтобы удержаться в предлагаемой игре.
Вариант музыкального занятия: бубен, «Падай и замри», игра на инструментах, «Я еду на машине», Шляпа, «Во саду ли, в огороде».
Вариант физкультуры: пузырь, Собачки-Медведи, игра с выбором (мяч/батут), бросание бревна, кошки-мышки.
Слайд 21Чаепитие
Задачи:
- освоение социально-бытовых навыков (принести все необходимое, помочь расставить посуду,
помыть руки, пожелать приятного аппетита, просить еду и т.д.);
взаимодействие с
окружающими;
преодоление поведенческих стереотипов (пр: привык ходить по комнате, ест определенную пищу, а предложенную есть отказывается и пр.).
Слайд 22Одевание (с педагогами)
Задачи:
освоение социально-бытовых навыков;
освоение схемы тела, и собственного тела
в пространстве;
преодоление поведенческих стереотипов (пр: бегает по помещению, а мама
бегает за ребенком с одеждой и на ходу пытается его одеть).