Слайд 1Психолого-педагогические технологии развития и сопровождения одаренной и талантливой молодежи
Капустина Валерия
Анатольевна,
доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО НГТУ
kapustina@corp.nstu.ru
Слайд 2виды одаренности студентов
(Л.М. Резник)
социальная или лидерская – успешность в
общении;
художественная (музыкальная, изобразительная, сценическая);
психомоторная (способность к выполнению точных
и/или быстрых координированных движений и их комбинаций);
академическая – успешность в овладении основными учебными дисциплинами;
интеллектуальная - высокий уровень интеллектуального развития;
творческая (способность продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или блестяще исполнять, использовать то, что уже создано)
Слайд 3Условия развития одаренности (Плужникова Е.А., Паладян К.А.):
своевременная диагностика возможностей, способностей
и талантов;
эффективное содержание обучения, воспитания и развития, разработка индивидуальной
траектории;
внедрение личностно-ориентированных, развивающих технологий, информационных, в том числе и компьютерных;
социальное сопровождение и педагогическая поддержка талантливой молодежи;
побудительно-интенсифицирующая деятельность педагога, тьютора, тренера.
Слайд 4Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны учащимися на
внеурочных занятиях в ходе познавательной, исследовательской деятельности.
Варианты образовательных продуктов при
педагогическом сопровождении одаренных:
схемы,
компьютерный учебный проект,
доклады (НПК),
участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах,
кроссворды,
лабораторные опыты/эксперименты,
рекламные проспекты,
конструирование,
создание роботов,
другие продукты творческой деятельности.
Слайд 5
механизмы социализации одаренных (по В. Т. Лисовскому, Ф. А.
Мустаевой)
традиционный – включение семьи
и ближайшего окружения, оказание поддержки
в процессе вхождения в общество, создание комфортной обстановки в процессе общения и деятельности и др.;
институциональный – психолого-педагогическое сопровождение в образовательных организациях и учреждениях дополнительного образования и др.;
межличностный – включение в систему социальных связей и постоянное конструктивное, эмоционально-ценностное общение и др.;
рефлексивный – социально-педагогическая поддержка развития самосознания, самооценки, стремление к самопроектированию и форсайту собственных возможностей и др.
Слайд 6Факторы риска социализации одаренной молодежи:
проявление неприязни к образовательному
учреждению, связанной с
тем, что учебный план не соответствует способностям (в качестве мотивов
учебной деятельности одаренных учащихся и студентов в исследовании В.И. Турковского, М.Е. Шмураковой чаще отмечаются мотивы познавательные («Мне интересно учиться, общаться, узнавать новое» – 68%);
различие досуговых интересов,
что приводит к отчуждению в коллективе сверстников;
склонность к комфортности и погружению в философские проблемы;
несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием, что приводит к стремлению общаться с теми, кто старше.
Слайд 7основные направления в развитии процесса социализации одаренной молодежи (Литвак Р.А.,
Бондарчук Т.В.):
подготовка, повышение квалификации педагогов по решению данной проблемы;
консультации
психологов, педагогов для родителей;
цикл занятий по диагностическим программам, тренинговые занятия по формированию уверенности в себе, развитию навыков конструктивного взаимодействия, тайм-менеджмента, делового документооборота, нетворкинга, самопрезентации, постановке целей, поддержанию здоровья и др.
Слайд 8формы самосопровождения студента (Е.Г. Беркетова, Е.Б. Зеленина):
портфолио - «досье успехов»
обучающегося, в котором
он отображает наиболее значимые и ценные достижения в
своей профессиональной деятельности;
самостоятельная работа студента - самостоятельная подготовка студентов к занятиям, которая включает изучение основной и дополнительной литературы для выполнения полученных заданий (базовую и дополнительную);
карты личностного роста – способ самооценки личностного роста обучающегося, анализ имеющихся трудностей;
карты индивидуального плана развития – поэтапное планирование осваиваемых знаний, умений и навыков;
карты индивидуального образовательного маршрута включают цели и задачи индивидуальной программы, основные разделы осваиваемой программы, ожидаемые результаты, критерии эффективности освоения;
Слайд 9Олимпиада для студентов
«Я – профессионал»
yandex.ru/profi/
Слайд 10Летняя молодежная школа (Университет талантов, Казань, 2017 г.)
Слайд 12Лучшие студенческие проекты НГТУ
(в рамках Опорного университета)