Разделы презентаций


Психолого-педагогическое обследование ребенка на ПМПК в рамках внедрения ФГОС

Содержание

СтатистикаПо данным Министерства образования РФ, только 3% российских  детей рождаются абсолютно здоровыми, при этом   85% детей-воспитанников детских садов и учащихся школ нуждается в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Процедура психолого-педагогического обследования детей на ПМПК в условиях внедрения ФГОС
Дума

Татьяна Александровна, педагог-психолог
МБКДУ «ПМПК» г.Соликамска

Процедура психолого-педагогического обследования детей на ПМПК в условиях внедрения ФГОС Дума Татьяна Александровна,  педагог-психолог МБКДУ «ПМПК»

Слайд 2Статистика
По данным Министерства образования РФ, только 3% российских  детей рождаются

абсолютно здоровыми, при этом   85% детей-воспитанников детских садов и

учащихся школ нуждается в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера.
СтатистикаПо данным Министерства образования РФ, только 3% российских  детей рождаются абсолютно здоровыми, при этом   85% детей-воспитанников

Слайд 3В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.

№ 273-ФЗ)
Ст. 2 дается понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

как физического лица, имеющего недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
В Федеральном законе  «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)Ст. 2 дается понятие

Слайд 4Ст. 34 «Обучающимся предоставляются академические права на предоставление условий для

обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья,

в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции…»

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)

Ст. 34 «Обучающимся предоставляются академические права на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития

Слайд 5Ст. 42 указывает на проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей и

подготовку по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической

помощи и организации их обучения и воспитания как на ряд функций ПМПК

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)

Ст. 42 указывает на проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей и подготовку по результатам обследования детей рекомендаций по

Слайд 6Ст. 44 декларирует, что родители имеют право «…выбирать до завершения

получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а

также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования… присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей»

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)

Ст. 44 декларирует, что родители имеют право «…выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом

Слайд 7Ст. 79 (ч.3) дает описание специальных образовательных условий (СОУ), без

которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными

возможностями здоровья. Такие условия прописываются в заключении ПМПК и рекомендуются для исполнения образовательными организациями.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)

Ст. 79 (ч.3) дает описание специальных образовательных условий (СОУ), без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ

Слайд 8Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от

28.12.2010 года №427-ФЗ)
Ст. 27 включает в порядок направления в

суд материалов о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа заключение психолого-медико-педагогической комиссии о результатах комплексного обследования несовершеннолетнего, содержащее рекомендации по оказанию ему психолого-медико-педагогической помощи и определению форм его дальнейшего обучения и воспитания
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 28.12.2010 года №427-ФЗ) Ст. 27 включает

Слайд 9ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ

Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598)
П. 2.13

подчеркивает функцию ПМПК : «Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК , сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности – с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей).

И для перевода обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой, также требуются рекомендации ПМПК.
ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014

Слайд 10В соответствии с положением новой редакции Федерального закона «Об образовании

в Российской Федерации» деятельность ПМПК переориентирована с выбора образовательного учреждения

на определение всего комплекса специальных образовательных условий:
в первую очередь варианта адаптации образовательной программы в соответствии с ФГОС для соответствующей категории детей с ОВЗ,
а также коррекционной программы, которая включает основные направления деятельности специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения образовательной программы.
В соответствии с положением новой редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» деятельность ПМПК переориентирована с

Слайд 11В соответствии с п. 19.8. ФГОС начального образования Программа коррекционной

работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции

недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования и должна обеспечить:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
    - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями Психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
В соответствии с п. 19.8. ФГОС начального образования Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена

Слайд 12ВАРИАНТЫ ФГОС
Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья
чрезвычайно неоднородна. В неё

входят дети с различными
нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата,
задержкой психического

развития, интеллекта, расстройствами
аутистического спектра, множественными нарушениями развития.
В связи с этим были разработаны следующие стандарты образования детей с
ОВЗ:
ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья, Приказ МО РФ от 19.12.2014 г. № 1598;
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г. № 1599;
Согласно этим документам в любых ситуациях обучения дети с ОВЗ,
получившие рекомендации к обучению по данным ФГОС от психолого-медико
педагогической комиссии, могут обучаться по разным вариантам программ.
Для детей, чьи особенности позволяют им учиться по одной ООП с детьми с сохранным потенциалом развития, рекомендован вариант А с особым подходом к организации только коррекционной работы.
Все остальные варианты предполагают существенную переработку содержания образования, и поэтому реализуются через разработку АООП (варианты B, C) и программ коррекционной работы.

ВАРИАНТЫ ФГОСГруппа школьников с ограниченными возможностями здоровьячрезвычайно неоднородна. В неё входят дети с различныминарушениями слуха, зрения, речи,

Слайд 13 Категории детей с ОВЗ. Варианты адаптированных образовательных программ для обучения детей

с ОВЗ

Категории детей с ОВЗ. Варианты адаптированных образовательных программ для обучения детей с ОВЗ

Слайд 14Основная цель ПМПК
своевременное выявление детей с особенностями в физическом и

(или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение комплексного

психолого-медико-педагогического обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. (п.1,2 Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»)

Основная цель ПМПК	своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в

Слайд 15Процедура психолого-педагогического обследования
Диагностический этап работы специалистов ПМПК включает в себя
анализ

входящей документации, который обеспечивает понимание картины развития ребенка. Качество входящей

психолого-педагогической документации не только помогает правильно построить обследование, но и оптимизировать работу ПМПК. Специалисты отмечают сложности анализа, связанные с несопоставимостью данных о характере затруднений, индивидуальных особенностях ребенка, представленных в педагогических характеристиках.
Комплексное обследование специалистами ПМПК
Процедура психолого-педагогического обследованияДиагностический этап работы специалистов ПМПК включает в себяанализ входящей документации, который обеспечивает понимание картины развития

Слайд 16
Изучение документации.
Беседа.
Метод наблюдения.
Экспериментальные методы.
Тестирование.
Изучение продуктов деятельности.
Процедура психолого-педагогического обследования

Изучение документации.Беседа.Метод наблюдения.Экспериментальные методы.Тестирование.Изучение продуктов деятельности.Процедура психолого-педагогического обследования

Слайд 17Диагностические задачи
Психолога: оценка уровня и особенностей развития
ребенка, его поведения,

развития коммуникативной,
когнитивной, эмоциоанльно-аффективной сферы; оценка
ресурсных возможностей ребенка в т.ч. работоспособности
и

темпа деятельности; прогноз адаптации в образовательной
среде.

Логопеда: определение наличия/отсутствия отклонений речевом развитии ребенка, определить характер дефекта, установить уровень развития речи, сформулировать логопедическое заключение, спрогнозировать степень обучаемости.

Дефектолога: выявление уровня актуального развития и определение зоны ближайшего развития ребёнка с учётом его индивидуальных психофизических особенностей и возможностей; определение максимально эффективных условий развития, обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ.
Диагностические задачиПсихолога: оценка уровня и особенностей развития ребенка, его поведения, развития коммуникативной,когнитивной, эмоциоанльно-аффективной сферы; оценкаресурсных возможностей ребенка

Слайд 18Психологическое обследование.
1. Общие представления об окружающем, кругозор ребенка: Цель: -

установить контакт с ребенком; выявить общий уровень представлений об окружающем

мире
2. Восприятие. Цель: - определить особенности восприятия: целостность, активность, объем, осмысленность; -выявить преобладающий тип восприятия
3. Внимание. Цель: - определить особенности внимания: концентрация, объем, устойчивость, распределение, переключение; выявить уровень развития внимания.
4. Память. Цель: - определить особенности памяти (скорость, сохранность запоминания), выявить преобладающий тип памяти.
5. Мышление. Цель:  - определить тип мышления; выявить сформированность основных интеллектуальных операций: анализ, синтез,  сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, установление аналогий
6. Эмоционально-личностные особенности. Цель: - выявить преобладающее настроение;
- установить степень контактности, критичности, уровень адекватности эмоционального реагирования;
- определить характер общей мотивации;
оценить целенаправленную деятельность, работоспособность
7. Особенности поведения






Психологическое обследование.1. Общие представления об окружающем, кругозор ребенка: Цель: - установить контакт с ребенком; выявить общий уровень

Слайд 19Процедура педагогического обследования
В ходе  обследования  детей дошкольного возраста дефектолог определяет:

соответствует ли деятельность ребенка, его знания, умения, навыки и представления

об окружающем  возрасту; степень отставания или опережения в сформированности ЗУН и представлений; возможности  и условия обучения ребёнка.
У дошкольника дефектолог оценивает: общую осведомленность ребенка; ориентировку в пространстве и времени; сенсорное развитие; сформированность  элементарных  математических представлений; развитие графических навыков; уровень развития конструктивной  деятельности; уровень развития мыслительных операций (группировка, обобщение, классификация, сравнение,  способность к установлению причинно-следственных связей и логических закономерностей).
Процедура педагогического обследованияВ ходе  обследования  детей дошкольного возраста дефектолог определяет: соответствует ли деятельность ребенка, его знания, умения,

Слайд 20В ходе обследования детей школьного возраста дефектолог определяет: общую осведомленность

ребенка; ориентировку в пространстве и времени; понимание смысла пословиц, фразеологических

оборотов, скрытого смысла рассказов; способность к установлению причинно-следственных связей и логических закономерностей; соответствуют ли знания по основным предметам (письмо, обучение грамоте, русский язык, математика) требованиям  программы, по которой ребенок обучается; степень  усвоения программы; есть ли знания за предыдущие года обучения; понимание инструкции; возможности и условия обучения ребёнка.

Процедура педагогического обследования

В ходе обследования детей школьного возраста дефектолог определяет: общую осведомленность ребенка; ориентировку в пространстве и времени; понимание

Слайд 21Процедура логопедического обследования
Диагностика уровня сформированности разных сторон речи;
Углубленное изучение недостатков

тех или иных компонентов речевой системы, анализ качественной специфики недостаточности

речевого развития;
Выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах;
Констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы.

Процедура логопедического обследованияДиагностика уровня сформированности разных сторон речи;Углубленное изучение недостатков тех или иных компонентов речевой системы, анализ

Слайд 22Заключение ПМПК
В заключении комиссии, выполненном на бланке, указываются (пункт 21 Положения

ПМПК):
1. обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в

физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
2. рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
Таким образом, ПМПК должна признать ребенка  обучающимся с ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ (или не признать его таковым), констатировать, что у ребенка есть особенности развития и необходимо создание специальных условий для его обучения, а также описать эти специальные условия (образовательная программа,  психолого-педагогическая помощь, методы и способы обучения и воспитания и другие условия, определенные в статье 79 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Заключение ПМПКВ заключении комиссии, выполненном на бланке, указываются (пункт 21 Положения ПМПК):1. обоснованные выводы о наличии либо отсутствии

Слайд 23Заключение ПМПК
В соответствии с п. 23 Положения о ПМПК
1. Заключение

комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
2. Представленное

родителями (законными представителями) детей Заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Таким образом, орган образования должен создать для ребенка те условия, которые определены в заключении ПМПК.
Заключение ПМПКВ соответствии с п. 23 Положения о ПМПК1. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей

Слайд 24Заключение ПМПК
В компетенцию ПМПК не входит определение организации, в которой

ребенок должен обучаться или заниматься. То есть ПМПК может описать

только необходимые условия обучения, например: образовательная программа, адаптированная для обучения детей с определенным видом нарушений, групповые и индивидуальные занятия по психолого-педагогической коррекции, с какими конкретно специалистами – дефектолог, логопед, другие специалисты, условия доступности (например, для детей на колясках), а также потребность в услугах помощника.
Заключение ПМПКВ компетенцию ПМПК не входит определение организации, в которой ребенок должен обучаться или заниматься. То есть

Слайд 25


Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика