Разделы презентаций


Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов

Содержание

Взаимодействие трех составляющихособенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья; структурно-уровневые характеристики самих особых образовательных потребностей; специальные образовательные условия

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов
Замашнюк Елена Вадимовна,
канд.

пед. наук,
доцент

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидовЗамашнюк Елена Вадимовна, канд. пед. наук, доцент

Слайд 2 Взаимодействие трех составляющих
особенности психического развития детей с ограниченными возможностями

здоровья;
структурно-уровневые характеристики самих особых образовательных потребностей;
специальные образовательные условия


Взаимодействие трех составляющихособенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья; структурно-уровневые характеристики самих особых образовательных потребностей;

Слайд 3Особые образовательные потребности
это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации

когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе

обучения;
это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей ребенка.
Особые образовательные потребностиэто потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с

Слайд 4Структура образовательных потребностей

Первый уровень потребностей
Закономерности, общие для

развития всех детей

Второй уровень потребностей
Закономерности, общие для развития детей

со всеми типами нарушений

Структура образовательных потребностейПервый уровень потребностей   Закономерности, общие для развития всех детейВторой уровень потребностей Закономерности, общие

Слайд 5Общие закономерности психического развития
цикличность и неравномерность,
пластичность нервной системы и

основанная на этом способность к компенсации,
положение об интеграции психики,


положение о соотношении влияющих на развитие ребенка биологических и социальных факторов.
Общие закономерности психического развитияцикличность и неравномерность, пластичность нервной системы и основанная на этом способность к компенсации, положение

Слайд 6Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ
Трудности взаимодействия с окружающим

миром, приводящие к обеднению социального опыта, изменению способов общения с

другими людьми
Особенности развития личности, неточное представление о собственном “Я”, неадекватная самооценка- переоценка или недооценка собственных возможностей

Общие закономерности психического развития детей с ОВЗТрудности взаимодействия с окружающим миром, приводящие к обеднению социального опыта, изменению

Слайд 7Общие закономерности
Цикличность психического развития
потребность в создании условий для формирования ведущей

деятельности с ориентацией на сензитивные периоды развития психики

Общие закономерностиЦикличность психического развитияпотребность в создании условий для формирования ведущей деятельности с ориентацией на сензитивные периоды развития

Слайд 8Общие закономерности
положение об интеграции психики
потребность в создании условий для

объединения компонентов психики

Общие закономерностиположение об интеграции психики потребность в создании условий для объединения компонентов психики

Слайд 9Закономерности, общие для всех детей с ОВЗ:
трудности взаимодействия с окружающим

миром
потребность в формировании адекватного и богатого образа мира

потребность в

формировании различных форм коммуникации (вербальных и невербальных)
Закономерности, общие для всех детей с ОВЗ:трудности взаимодействия с окружающим миром потребность в формировании адекватного и богатого

Слайд 10Специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ
снижение способности к приему,

переработке, хранению и использованию информации;
трудности использования средств психической

деятельности;
замедление процесса формирования понятий
особенности развития движений


Специфические закономерности психического развития детей с ОВЗснижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудности использования

Слайд 11Особенности в развитии движений:

Отставание в развитии крупной и мелкой

моторики.
Замедление темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много

времени и усилий.
Сформированные навыки характеризуются непрочностью и быстро распадаются.
Многообразные стереотипно повторяющиеся движения.


Особенности в развитии движений:  Отставание в развитии крупной и мелкой моторики.Замедление темпов формирования разнообразных двигательных навыков,

Слайд 12Особые образовательные потребности
когнитивные составляющие – владение мыслительными операциями, возможности

запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления

об окружающем мире;
энергетические: умственная активность и работоспособность;
эмоционально-волевые – направленность активности ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания
Особые образовательные потребности когнитивные составляющие – владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря,

Слайд 13Особые образовательные потребности
не являются едиными и постоянными,

проявляются в разной степени


при каждом типе нарушения,
разной степени его выраженности;

определяют возможные условия

обучения:
в условиях интеграции,
в условиях инклюзивного обучения,
в специальной школе,
дистанционно и т.д.

Особые образовательные потребностине являются едиными и постоянными,проявляются в разной степени 	при каждом типе нарушения, 	разной степени его

Слайд 14Условия
расширение границ образовательного пространства за пределы образовательного учреждения;
организация сопровождения ребенка

в образовательном пространстве на всех этапах жизни, пролонгированность этого процесса

за рамки школьного возраста;
активная позиция семьи в процессе социализации ребенка, включение членов семьи в социально-педагогическую деятельность и их особое обучение.

Условиярасширение границ образовательного пространства за пределы образовательного учреждения;организация сопровождения ребенка в образовательном пространстве на всех этапах жизни,

Слайд 15Условия
Подготовка детей с ОВЗ к овладению школьной программой;
Формирование познавательной

мотивации и положительного отношения к учению;
Замедленный темп преподнесения новых знаний;
Меньший

объем «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов;

Условия Подготовка детей с ОВЗ к овладению школьной программой;Формирование познавательной мотивации и положительного отношения к учению;Замедленный темп

Слайд 16Условия
Использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности

в разных ее формах, включение практической деятельности);
Максимальное ограничение посторонней по

отношению к учебному процессу стимуляции;


УсловияИспользование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности);Максимальное

Слайд 17Условия
Контроль понимания обучающимися всего учебного материала;
Учет сенсорных возможностей обучающегося, использование

специальных технических средств
Медицинская помощь – лечебная и профилактическая

УсловияКонтроль понимания обучающимися всего учебного материала;Учет сенсорных возможностей обучающегося, использование специальных технических средствМедицинская помощь – лечебная и

Слайд 18В.И.Лубовский
«…где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями

здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции –

это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни»

В.И.Лубовский  «…где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в

Слайд 19Педагог должен понимать особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

чтобы эффективно выстроить психолого-педагогическое сопровождение.
Синонимы: «дети с проблемами», «дети с

особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в развитии», «исключительные дети».
Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного развития. Л.С. Выготский утверждал, что «аномальный ребенок не неправильно, а иначе развитый». Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз необязательно ведет к отклонению в развитии. Ребенок может воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
Педагог должен понимать особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), чтобы эффективно выстроить психолого-педагогическое сопровождение.Синонимы: «дети с

Слайд 20Обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребенок с

инвалидностью может не нуждаться в создании специальных условий обучения.
Некоторые дети

могут иметь и справку об инвалидности, и заключение психолого-медико-педагогической комиссии (глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д.).
Обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребенок с инвалидностью может не нуждаться в создании специальных

Слайд 21Дефектология
Общая педагогика
Коррекционная педагогика
Сурдопедагогика
Тифлопедагогика
Олигофренопедагогика
Логопедия
Педагогика детей с ЗПР
Педагогика детей нарушениями опорно-двигательного аппарата
Педагогика

детей со сложными (комбинированными) дефектами
Педагогика детей с характерологическими нарушениями в

развитии («дети риска»)
ДефектологияОбщая педагогикаКоррекционная педагогикаСурдопедагогикаТифлопедагогикаОлигофренопедагогикаЛогопедияПедагогика детей с ЗПРПедагогика детей нарушениями опорно-двигательного аппаратаПедагогика детей со сложными (комбинированными) дефектамиПедагогика детей с

Слайд 22Классификации нарушений в развитии
Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского. Включает шесть

типов развития:
1) недоразвитие – ранее повреждение, незрелость мозговых структур;
2) задержанное

– задержанный темп развития познавательной и эмоционально-волевой сфер;
3) поврежденное – повреждение развития после 2–3 лет;
4) искаженное – сочетание общего, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций;
5) дисгармоническое – диспропорция развития в эмоционально-волевой сфере;
6) дефицитарное – тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем.
Классификации нарушений в развитииКлассификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского. Включает шесть типов развития:1) недоразвитие – ранее повреждение, незрелость

Слайд 23Классификации нарушений в развитии
Трактовка типологии отклоняющегося развития Н.Я. Семаго и

М.М. Семаго.
Разработана на базе классификации В.В. Лебединского. Авторы создали систему

собственно психологических показателей развития ребенка, которые определяют и в то же время отграничивают содержательное поле деятельности психолога от направлений работ других специалистов (логопедов, дефектологов, психиатров).
Они выделяют три группы психологических синдромов: недостаточное, асинхронное и поврежденное развитие. Синдромы определяют специфику, последовательность и темп формирования всей иерархической структуры психического развития ребенка.
Классификации нарушений в развитииТрактовка типологии отклоняющегося развития Н.Я. Семаго и М.М. Семаго.Разработана на базе классификации В.В. Лебединского.

Слайд 24Классификации нарушений в развитии
Классификация отклоняющегося развития Б.П. Пузанова и В.А.

Лапшина.
Наиболее распространена в практике специалистов.
1) с нарушением слуха (глухие, слабослышащие,

позднооглохшие);
2) зрения (слепые, слабовидящие);
3) речи (логопаты);
4) опорно-двигательного аппарата;
5) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
6) задержкой психического развития;
7) выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая
ранний детский аутизм (РДА);
8) комплексными нарушениями психофизического развития, так называемыми
сложными (множественными) дефектами (слепоглухонемые, глухие или
слепые дети с умственной отсталостью).
Классификации нарушений в развитииКлассификация отклоняющегося развития Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина.Наиболее распространена в практике специалистов.1) с нарушением

Слайд 25Как учитывать особенности атипичного развития ребенка
Одни дефекты могут полностью преодолеваться

в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, (например, у детей

третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности его образовательных потребностей, а также формы психолого-педагогического сопровождения, которые ему необходимы.
Есть дети, которые смогут овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями). Другие относительно не ограничены в своих возможностях. Например, дети с задержкой психического развития или слабослышащие.
Как учитывать особенности атипичного развития ребенкаОдни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка,

Слайд 26Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика