Слайд 1Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов
Замашнюк Елена Вадимовна,
канд.
пед. наук,
доцент
Слайд 2 Взаимодействие трех составляющих
особенности психического развития детей с ограниченными возможностями
здоровья;
структурно-уровневые характеристики самих особых образовательных потребностей;
специальные образовательные условия
Слайд 3Особые образовательные потребности
это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации
когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе
обучения;
это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей ребенка.
Слайд 4Структура образовательных потребностей
Первый уровень потребностей
Закономерности, общие для
развития всех детей
Второй уровень потребностей
Закономерности, общие для развития детей
со всеми типами нарушений
Слайд 5Общие закономерности психического развития
цикличность и неравномерность,
пластичность нервной системы и
основанная на этом способность к компенсации,
положение об интеграции психики,
положение о соотношении влияющих на развитие ребенка биологических и социальных факторов.
Слайд 6Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ
Трудности взаимодействия с окружающим
миром, приводящие к обеднению социального опыта, изменению способов общения с
другими людьми
Особенности развития личности, неточное представление о собственном “Я”, неадекватная самооценка- переоценка или недооценка собственных возможностей
Слайд 7Общие закономерности
Цикличность психического развития
потребность в создании условий для формирования ведущей
деятельности с ориентацией на сензитивные периоды развития психики
Слайд 8Общие закономерности
положение об интеграции психики
потребность в создании условий для
объединения компонентов психики
Слайд 9Закономерности, общие для всех детей с ОВЗ:
трудности взаимодействия с окружающим
миром
потребность в формировании адекватного и богатого образа мира
потребность в
формировании различных форм коммуникации (вербальных и невербальных)
Слайд 10Специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ
снижение способности к приему,
переработке, хранению и использованию информации;
трудности использования средств психической
деятельности;
замедление процесса формирования понятий
особенности развития движений
Слайд 11Особенности в развитии движений:
Отставание в развитии крупной и мелкой
моторики.
Замедление темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много
времени и усилий.
Сформированные навыки характеризуются непрочностью и быстро распадаются.
Многообразные стереотипно повторяющиеся движения.
Слайд 12Особые образовательные потребности
когнитивные составляющие – владение мыслительными операциями, возможности
запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления
об окружающем мире;
энергетические: умственная активность и работоспособность;
эмоционально-волевые – направленность активности ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания
Слайд 13Особые образовательные потребности
не являются едиными и постоянными,
проявляются в разной степени
при каждом типе нарушения,
разной степени его выраженности;
определяют возможные условия
обучения:
в условиях интеграции,
в условиях инклюзивного обучения,
в специальной школе,
дистанционно и т.д.
Слайд 14Условия
расширение границ образовательного пространства за пределы образовательного учреждения;
организация сопровождения ребенка
в образовательном пространстве на всех этапах жизни, пролонгированность этого процесса
за рамки школьного возраста;
активная позиция семьи в процессе социализации ребенка, включение членов семьи в социально-педагогическую деятельность и их особое обучение.
Слайд 15Условия
Подготовка детей с ОВЗ к овладению школьной программой;
Формирование познавательной
мотивации и положительного отношения к учению;
Замедленный темп преподнесения новых знаний;
Меньший
объем «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов;
Слайд 16Условия
Использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности
в разных ее формах, включение практической деятельности);
Максимальное ограничение посторонней по
отношению к учебному процессу стимуляции;
Слайд 17Условия
Контроль понимания обучающимися всего учебного материала;
Учет сенсорных возможностей обучающегося, использование
специальных технических средств
Медицинская помощь – лечебная и профилактическая
Слайд 18В.И.Лубовский
«…где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями
здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции –
это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни»
Слайд 19Педагог должен понимать особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
чтобы эффективно выстроить психолого-педагогическое сопровождение.
Синонимы: «дети с проблемами», «дети с
особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в развитии», «исключительные дети».
Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного развития.
Л.С. Выготский утверждал, что «аномальный ребенок не неправильно, а иначе развитый». Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз необязательно ведет к отклонению в развитии. Ребенок может воспринимать
звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
Слайд 20Обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребенок с
инвалидностью может не нуждаться в создании специальных условий обучения.
Некоторые дети
могут иметь и справку об инвалидности, и заключение психолого-медико-педагогической комиссии (глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д.).
Слайд 21Дефектология
Общая педагогика
Коррекционная педагогика
Сурдопедагогика
Тифлопедагогика
Олигофренопедагогика
Логопедия
Педагогика детей с ЗПР
Педагогика детей нарушениями опорно-двигательного аппарата
Педагогика
детей со сложными (комбинированными) дефектами
Педагогика детей с характерологическими нарушениями в
развитии («дети риска»)
Слайд 22Классификации нарушений в развитии
Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского. Включает шесть
типов развития:
1) недоразвитие – ранее повреждение, незрелость мозговых структур;
2) задержанное
– задержанный темп развития познавательной и эмоционально-волевой сфер;
3) поврежденное – повреждение развития после 2–3 лет;
4) искаженное – сочетание общего, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций;
5) дисгармоническое – диспропорция развития в эмоционально-волевой сфере;
6) дефицитарное – тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем.
Слайд 23Классификации нарушений в развитии
Трактовка типологии отклоняющегося развития Н.Я. Семаго и
М.М. Семаго.
Разработана на базе классификации В.В. Лебединского. Авторы создали систему
собственно психологических показателей развития ребенка, которые определяют и в то же время отграничивают содержательное поле деятельности психолога от направлений работ других специалистов (логопедов, дефектологов, психиатров).
Они выделяют три группы психологических синдромов: недостаточное, асинхронное и поврежденное развитие. Синдромы определяют специфику, последовательность и темп формирования всей иерархической структуры психического развития ребенка.
Слайд 24Классификации нарушений в развитии
Классификация отклоняющегося развития Б.П. Пузанова и В.А.
Лапшина.
Наиболее распространена в практике специалистов.
1) с нарушением слуха (глухие, слабослышащие,
позднооглохшие);
2) зрения (слепые, слабовидящие);
3) речи (логопаты);
4) опорно-двигательного аппарата;
5) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
6) задержкой психического развития;
7) выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая
ранний детский аутизм (РДА);
8) комплексными нарушениями психофизического развития, так называемыми
сложными (множественными) дефектами (слепоглухонемые, глухие или
слепые дети с умственной отсталостью).
Слайд 25Как учитывать особенности атипичного развития ребенка
Одни дефекты могут полностью преодолеваться
в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, (например, у детей
третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности его образовательных потребностей, а также формы психолого-педагогического сопровождения, которые ему необходимы.
Есть дети, которые смогут овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями). Другие относительно не ограничены в своих возможностях. Например, дети с задержкой психического развития или слабослышащие.