Слайд 1Лекция №3
Тема: «Психодиагностика как практическая деятельность: этапы, область применения этические
аспекты»
Лектор: Сахарова В.Г.
Слайд 2План:
1. Симптомы непрофессионализма психодиагноста;
2. Основные ошибки психодиагностов в России;
3. Этапы
психодиагностического исследования;
4. Область применения психодиагностических методов;
5. Профессионально-этические аспекты психодиагностики
Слайд 3Симптомы непрофессионализма психодиагноста
Слайд 4 Использование диагностических методик неспециалистами приводит к неверным оценкам
и выводам в отношении психологических возможностей людей, к утрате доверия
к психологической диагностике и ее методам
Слайд 5 Именно поэтому в настоящее время остро стоит вопрос
подготовки квалифицированных психодиагностов, а также тщательной и постоянной оценки качества
работы тех психологов, которые используют диагностические методы
Слайд 6 Диагностомания — это компенсация низкой квалификации психодиагноста. Ее
сопровождает чрезмерное, недостаточно осмысленное использование специальной психологической терминологии, неумение просто
и доступно, ясными житейскими словами объяснить смысл диагностических показателей и сделать на их основе адекватные выводы
Слайд 7 Еще одно проявление непрофессионализма — представление о том,
что если применяется психодиагностическая методика, то ее выводы могут использоваться
в качестве безоговорочных рекомендаций
Слайд 8 К непрофессионализму можно отнести и неправильное представление о
возможностях применяемых психодиагностических средств, абсолютизация получаемых с их помощью данных.
Неквалифицированный пользователь рассматривает диагностические показатели испытуемого как имеющие абсолютное значение, окончательно определяющие всю его будущую деятельность, как бы предсказывая учебные и профессиональные успехи
Слайд 9 Специалист-психодиагност понимает возможности и ограничения своих методик, те
допущения, которые были сделаны при их разработке, связанные с ними
границы выводов, которые на их основе можно сделать, возможные ошибки при использовании разных типов методов и вероятность их совершения
Слайд 10 Специалист-психодиагност ориентируется в базовых теоретических проблемах психологической диагностики,
среди которых — соотношение диагноза и прогноза, предсказательные возможности диагностических
результатов, влияние социокультурного фактора на диагностические показатели
Слайд 11Основные ошибки психодиагностов в России
Слайд 12 В настоящее время психологическая диагностика в России переживает
значительный подъем. Она начинает занимать заметное место в школах, вузах,
на предприятиях, в учреждениях, фирмах, банках. Диагностические методики применяются во все новых областях практической деятельности индивидов — армии, спорте, судебной практике, социальной работе и др.
Слайд 13 Во-первых, это некритическое использование зарубежных методик, основанное на
непонимании влияния фактора культуры на их результаты
Слайд 14 Во-вторых, это использование методик без отчетливого понимания того,
что они измеряют; доверие к названию, «ярлыку» методики без попытки
понять историю ее создания и развития (а иногда изменения) представления об измеряемых ею характеристиках
Слайд 15 В-третьих, это статический подход к исследуемым индивидам, фактическое
отрицание развития при прогнозе и потому неоправданно категоричные выводы и
заключения. Важно правильное понимание соотношения между относительной константностью и изменчивостью индивидуальности
Слайд 16 Изменчивость индивида во времени, в процессе онтогенеза сочетается
с относительной константностью условий развития, обеспечивающих его стабильные взаимодействия с
окружающей средой, сохраняющих константность структуры индивидуальности.
Именно относительная константность личности позволяет психологу установить диагноз и прогноз ее поведения и переживаний
Слайд 17 Еще одной распространенной ошибкой отечественной психологической практики является
использование методик неспециалистами, связанное с непониманием значения специального образования
Слайд 18 В-пятых, неконтролируемый поток изданий, в которых собраны диагностические
методики. Эти издания безусловно следует считать пиратскими, поскольку собранные в
них методики печатаются без согласия их авторов или тех, кто является их правопреемниками
Слайд 19Для любого психодиагноста очевидным является требование ограничения распространения своих методик
— это одно из основных требований, включенных в этический кодекс
психодиагноста
Его соблюдение необходимо для того, чтобы:
Слайд 20*диагностические методики не попадали в руки непрофессионалов, а также тех,
кто в дальнейшем будет подвергаться диагностированию;
*предварительное знакомство испытуемого с
психологической методикой не позволит диагносту поставить правильный диагноз
Слайд 21Этапы психодиагностического исследования
Слайд 22 Чаще всего специалист организует свою работу на основе
практического запроса, состоящего в требовании решить практическую проблему. Поскольку требование,
обращенное к диагносту, сформулировано обыденным, житейским, а не научно-психологическим языком
Слайд 23Первый этап
На первом этапе своей работы психодиагност должен превратить это
требование в психологическую проблему. Только после такого преобразования практический запрос
может быть разрешен с научных позиций, профессионально, а не на основе интуиции, здравого смысла, по-житейски
Слайд 24Второй этап
На втором этапе следует собрать предварительную, необходимую для решения
проблемы информацию в отношении того лица или группы лиц, по
поводу которых поступил практический запрос
Например, это могут быть: анамнез, медицинские заключения, сведения о семье и ближайшем окружении, информация об успешности выполняемой деятельности (учебной или трудовой)
Слайд 25Третий этап
Собранная информация нужна для выдвижения гипотез в
отношении того, как решать поставленную проблему, какие диагностические инструменты использовать.
Формулирование гипотез и выбор диагностических методов их проверки — третий этап в работе психодиагноста
Слайд 26Четвёртый этап
На четвертом этапе проводится диагностическое обследование, обрабатываются
и анализируются его результаты
Слайд 27Пятый этап
Формулирование основных выводов, заключений, вытекающих из полученных
диагностических результатов, а также прогноза на основе сделанных выводов
Слайд 28Шестой этап:
Психодиагност часто должен определить те виды помощи,
психологический воздействий, которые желательны в отношении продиагностированного индивида или группы
Слайд 29Формы психологической помощи
*психотерапия, целью которой является психическое здоровье человека,
*индивидуальное консультирование,
*коррекция,
*развитие,
*групповая работа, используемые для оказания помощи индивидам
при различных психологических затруднениях
Слайд 30 Наиболее трудными аспектами деятельности психодиагноста являются:
*выбор нужных, подходящих для
решения конкретной проблемы методик;
*интерпретация полученных результатов их применения
Слайд 31Специальной подготовки требуют:
*написание психологического заключения (характеристики);
*оценка прогностического значения диагностических
результатов
Слайд 32Область применения психодиагностических методов
Слайд 33
Психодиагностические методы и методики используются в разных сферах
практической деятельности человека
Слайд 34 1. Использование психодиагностики в целях оптимизации обучения и
воспитания
Слайд 35Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения практических
задач, возникающих в детских воспитательно-образовательных учреждениях. Запрос к психологам, работающим
в этой сфере, могут формулировать педагоги, социальные педагоги и работники, воспитатели, родители, учащиеся, администрация
Слайд 36В ряде случаев сам психолог может ставить перед собой практические
задачи. Содержание психодиагностической деятельности не зависит от заказчика (того, кто
сформулировал запрос), но на этапе интерпретации и сообщения результатов возникает проблема перевода диагностических результатов на язык их пользователя и выработки психологических рекомендаций
Слайд 37 Очень условно практические задачи, возникающие в сфере воспитания
и образования, можно отнести к двум классам, исходя из их
главных функций — функции образования и функции воспитания
Слайд 38 1. В дошкольных учреждениях в основном осуществляется функция
воспитания, хотя есть и отдельные образовательные задачи, связанные с усвоением
ребенком знаний об окружающем мире
Слайд 39К основным задачам относятся
а)контроль за ходом психического развития детей;
б)выявление тех,
чье развитие отклоняется от нормального, или имеющих определенные психологические проблемы
и трудности (например, повышенная тревожность, нарушение межличностных отношений и пр.);
в) оказание психологической, психотерапевтической и коррекционной помощи в социальной адаптации ребенка
Слайд 40проблемы, которые относятся прежде всего к образовательной функции школы, в
большей степени решаются с использованием методик диагностики познавательной сферы (тесты
интеллекта, специальных способностей, достижений);
задачи же, относящиеся к воспитательной функции школы, решаются в большей степени с использованием личностной психодиагностики (опросники и проективные методики)
В средней школе
Слайд 41
Основные практические задачи, с которыми сталкивается школьный психолог
и при решении которых требуется использование диагностических методик:
Слайд 42диагностика психологической готовности к школе;
контроль за интеллектуальным и личностным развитием
учащихся;
выявление причин неуспеваемости, трудностей в учебной деятельности;
выявление учащихся, с которыми
необходимо проводить коррекционную работу, направленную на повышение уровня умственного развития;
Слайд 43решение проблем так называемых трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных,
агрессивных)
профессиональная ориентация;
решение разноообразных проблем межличностного взаимодействия (нарушенный социально-психологический климат в
педагогическом коллективе, конфликтные отношения между учащимися и учителями
Слайд 44отбор в специальные классы и школы
(с углубленным изучением некоторых
предметов);
оценка программ и методов обучения, степени и характера их влияния
на умственное развитие учащихся;
оценка эффективности работы школы, учителей;
Слайд 45 Таким образом, психодиагностика является непременным этапом работы психолога
в сфере образования и воспитания и обеспечивает решение многих практических
задач, возникающих в этой области
Слайд 462. Использование психодиагностики в медицинских учреждениях
Слайд 47 Психодиагностика активно используется в области медицины. Диагностические методы
исследования психологических особенностей пациентов этих клиник рассматриваются как вспомогательные, подчиненные
задачам и интересам клиники. Эти методы разрабатываются и развиваются в рамках особых отраслей психологии—патопсихологии и нейропсихологии
Слайд 48Цели использования ПД в медицине:
Во-первых, в тех случаях, когда у
врачей возникают трудности с постановкой диагноза. Поскольку ряде случаев психодиагностические
методы позволяют уточнить медицинский диагноз;
Во-вторых, ПД часто применяется для оценки эффективности терапии;
В-третьих, ПД необходима при исследовании пациентов с целью трудовой, воинской и судебной экспертизы
Слайд 493. Использование психодиагностики в психологическом консультировании
Слайд 50 Специфика индивидуальной консультативной деятельности связана с проведением диагностического
обследования, на основе которого затем будет составлена программа помощи;
Имеются в виду те индивиды, которые не имеют патологических нарушений
Слайд 51Это могут быть проблемы:
детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи
и пр.);
учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение);
взрослых (утрата смысла жизни,
низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских
отношений)
Слайд 52ПД в консультировании представляет собой реальное взаимодействие психолога-консультанта и клиента.
Поэтому важнейшими методами являются наблюдение за поведением клиента и беседа
с ним на разговорном житейском языке. Правильность психологического заключения зависит не только от того, насколько удачно подобраны диагностические методики, но и от того, насколько успешно личное взаимодействие психолога с клиентом
Слайд 53Психологический диагноз должен быть адекватным задачам, встающим в консультативной практике.
Поэтому нельзя считать достаточным выявление психологических характеристик индивида с помощью
специальных методик. Они должны рассматриваться в контексте целостного процесса развития индивида, в свете особенностей его онтогенеза, определяющих его специфические трудности и проблемы
Слайд 544. Использование психодиагностики для решения проблем, относящихся к сфере трудовой
деятельности
Слайд 55применение психодиагностики для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности
касается в первую очередь следующего:
профессионального отбора;
организации профессионального обучения;
профессионального консультирования
Слайд 56 5. Использование психодиагностики в судебно-психологической экспертизе
Слайд 57Для осуществления судебно-психологических экспертиз необходима не только разработанность психодиагностических методик,
но и определенный уровень теоретической основы для их использования и
интерпретации. Поэтому польза, которую может принести в суде психодиагностика, зависит от разработанности проблем судебной психологии, и, прежде всего, таких как:
Слайд 58психологические особенности личности преступников;
психологические предпосылки преступления;
достоверность свидетельских показаний;
психологические условия и
факторы деятельности судьи и других участников судебного процесса
Слайд 59Психолог-эксперт интересуется прежде всего такими особенностями психики подэкспертного, которые обеспечивают
его возможности адекватно воспринимать, сохранять в памяти, рассуждать
Эта специфика судебно-психологического
обследования требует от психолога-эксперта специальных знаний — в области уголовного права, психиатрии, теории и практики судебно-психологической экспертизы, судебной психологии.
Слайд 60 Диагностическое обследование, которое проводит психолог-эксперт, строится по заранее
намеченному плану; методы и методики подбираются им с учетом вопросов,
которые предлагаются ему судом или следователем, и на основе чтения судебного дела
Слайд 61 Психологический диагноз ставится в свете всей разнообразной
информации об испытуемом, полученной в ходе анализа жизненного пути, поступков,
поведения в разных ситуациях, социоэкономических условий, медицинских заключений и пр.
Слайд 62 Психологическое заключение пишется ясным и точным языком, без
использования специальных терминов; в нем даются обоснованные и однозначные ответы
на вопросы, сформулированные судом или следствием; если в чем-то у эксперта нет полной уверенности, он указывает все возможные ответы (желательно с указанием вероятности каждого из них)
Слайд 63Профессионально-этические аспекты психодиагностики
Слайд 64Принцип соблюдения тайны
предполагает неразглашение её результатов без персонального согласия
на это того лица, на котором проводилась психодиагностика;
Слайд 65* Этот принцип, прежде всего, касается совершеннолетних людей. Если речь
идет о несовершеннолетних, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно
требуется согласие родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность за детей
Слайд 66* Исключение составляют лишь случаи, когда психодиагностика проводится в
научных целях как часть экспериментального исследования, но в этом случае
не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых
Слайд 67Принцип научной обоснованности
требует того, чтобы она была валидной и
надежной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять
Слайд 68Принцип ненанесения ущерба
предполагает, что результаты психодиагностики ни
в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который
подвергается психодиагностике
Слайд 69Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме
человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом
открытости результатов психодиагностики для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы
Слайд 70Принцип объективности выводов
требует, чтобы они были научно обоснованными,
т. е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных
и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами
Слайд 71Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций
предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть
полезным для того человека, которому даются;
не разрешается предлагать человеку
такие практические рекомендации из результатов тестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям
Слайд 72 К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования.
Основные из них – следующие:
Слайд 73хорошая теоретическая подготовка
Слайд 74доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения
Слайд 75 наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик
Слайд 76 Каждая психодиагностическая методика не возникает на пустом месте, она
появляется и развивается на базе некоторой психологической теории того объекта,
для диагностики которого предназначена
Слайд 77Тесты интеллекта опираются на научные представления о его природе, структуре,
значении и жизненных проявлениях;
Тесты личности исходят из определенной теории
личности, включающей в себя ее научное определение, понимание структуры, развития и признаков, по которым можно объективно судить о личности данного человека
Слайд 78 Каждая психодиагностическая методика обогащена и одновременно обеднена (ограничена)
той теорией, которая с ней связана. Зная соответствующую теорию, можно
в рамках данной теории делать далеко идущие выводы об изучаемом объекте, нередко выходящие за пределы того, что непосредственно диагностируется
Слайд 80
1. Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли
или обманным путем, за исключением особых случаев или судебной, или
медицинской практики, оговоренных законом
Слайд 81
2. Перед проведением психологического тестирования человека необходимо предупреждать о том,
что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию
о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознаёт
Слайд 82
3. Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право
знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и
как они могут быть использованы
Слайд 83
4. Результаты психологического тестирования предоставляются тестируемому тем, кто проводит обследование,
в доступной для правильного понимания форме;
5. При тестировании несовершеннолетних детей
их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка
Слайд 84
6. Если тестирование производится с целью определения уровня
психологического развития человека, в конкурсном отборе или при оформлении на
работу, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования
Слайд 85
7. Основная ответственность за надлежащее применение на практике психологических тестов
лежит на психологах, лицах и организациях, пользующихся ими
Слайд 86 В ряде стран, где общественно-экономическая система является более
стабильной, чем в нашей стране, существуют государственные, юридически оформленные ограничения
на распространение и использование психологических тестов
Слайд 87Большую часть психологических тестов, используемых для профотбора и экспертизы, запрещается
открыто публиковать в средствах массовой информации, чтобы ими не могли
воспользоваться недостаточно квалифицированные люди и чтобы не было искажений в практике применения подобных тестов, связанных с предварительным знакомством с ними
1
Слайд 882
Психологи, использующие психологические тесты и занимающиеся психологическим тестированием, должны иметь
диплом о высшем психологическом образовании или ученую степень не ниже
кандидата психологических наук, а другие лица, причастные к этой практике, – лицензию на право заниматься подобной деятельностью