Слайд 1Тема 13. Психологические особенности деятельности руководителя
Слайд 2Изучаемые вопросы:
Вопрос 1. Особенности влияния лидеров
Вопрос 2. Стили руководства
Вопрос 3.
Рекомендации, полезные руководителю
Слайд 3Вопрос 1. Особенности влияния лидеров
Важной функцией организации коллективов является неформальное
руководство или лидерство.
Лидерство - это эффективное влияние людей, не
наделенных соответствующей административной властью, на других членов коллектива, что побуждает последних действовать определенным образом.
Выделяют следующие типы лидерства:
лидер-организатор (групповая интеграция);
лидер-инициатор(выдвигает предложения, служащие началом группового действия);
лидер-эрудит (обладает широким кругозором);
лидер-генератор эмоционального настроя группы(существенно влияет на групповое настроение);
лидер эмоционального притяжения (социометрическая "звезда") (образец для подражания);
лидер-мастер, умелец(влияет на группу лучшим, чем у других, выполнением данной деятельности).
Слайд 4Вопрос 1. Особенности влияния лидеров
Неформальные лидеры обладают
следующими характерными чертами:
высокой степенью
осознания складывающихся групповых норм и инициативностью в обеспечении их воплощения
в жизнь коллектива;
хорошей информированностью по вопросам, важным для коллектива;
способностью к эффективному общению (легкостью вступления в контакт с другими и использованием наиболее успешных форм общения с тем, чтобы повлиять на поведение членов коллектива);
наличием стремления к руководству (потребностью направлять действия других и получать удовлетворение в случае эффективного лидерства).
Слайд 5Вопрос 1. Особенности влияния лидеров
Неформальные лидеры обладают
следующими характерными чертами:
высокой степенью
осознания складывающихся групповых норм и инициативностью в обеспечении их воплощения
в жизнь коллектива;
хорошей информированностью по вопросам, важным для коллектива;
способностью к эффективному общению (легкостью вступления в контакт с другими и использованием наиболее успешных форм общения с тем, чтобы повлиять на поведение членов коллектива);
наличием стремления к руководству (потребностью направлять действия других и получать удовлетворение в случае эффективного лидерства).
Слайд 6Харизма
Совокупность личностных качеств лидера, которые обеспечивают ему власть над группой
без всякого организационного, правового, административного предоставления ему власти
Слайд 7Вопрос 2. Стили руководства
Стиль управления – это относительно устойчивая система
способов, методов и форм практической деятельности руководителя, манера
поведения по отношению к подчиненным.
«…Эффективные руководители – это те, кто может вести себя по-разному – в зависимости от требований реальности».
Слайд 8Club Leadership Seminar |
District 2220
Стили руководства
Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя
по отношению к подчиненным с целью оказания на них влияния и побуждения их к достижению целей.
Стиль руководства определяет как человек создает направление, внедряет план в действие, мотивирует других.
Для достижения цели руководители часто меняют свой стиль в зависимости от ситуации.
Слайд 9Основные стили руководства
Авторитарный.
Демократичный.
Либеральный.
Слайд 10Либеральный стиль
Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу
группы или организации.
Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы
режиме.
Коммуникации строятся в основном по горизонтали.
Позволяет начать дело так как это видится, без вмешательства лидера.
Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера.
Сниженный объем работы + предпочтение демократичному лидеру
Слайд 11Авторитарный (полномочный) стиль
Больший объем работы
Низкая мотивация
Меньше оригинальности
Больше агрессивности
Больше подавленной тревоги
Более
покорное и зависимое поведение
Не приемлет партнерства, обсуждения, совместного принятия решений.
Слайд 12Демократический (коллективный) стиль
Решения принимаются после обсуждения проблемы, с учетом мнений
и инициатив сотрудников («максимум демократии»)
Выполнение принятых решений контролируется и руководителем,
и самими сотрудниками («максимум контроля»)
Руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.
Стиль является наиболее эффективным, так как обеспечивает высокую вероятность правильных, взвешенных решений, высокие результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива.
Слайд 13Рекомендуются:
Автократический:
при низком уровне развития подчиненных
при высоком уровне квалификации руководителя
Демократический:
при
достаточно высоком уровне зрелости подчиненных
при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях
руководителя
Либеральный:
при высоком уровне зрелости подчиненных, который может превосходить уровень зрелости руководителя
Слайд 14Club Leadership Seminar |
District 2220
Участвующий – руководитель старается вовлечь других людей, делится своими
идеями с подчиненными и способствует процессу принятия решений
Ситуативный – руководитель меняет свои стиль в зависимости от ситуации
Указывающий - руководитель дает конкретные указания и обеспечивает жесткий контроль
Убеждающий – руководитель объясняет свои решения подчиненным и дает возможность задать вопросы
Трансактивный – руководитель работает через иерархические структуры кнутом и пряником
Трансформальный – руководитель ведет путем инспирирования, разделяя энергии и энтузиазм
Служащий – руководитель скорее обслуживает других, чем другие служат ему
Делегирующий – руководитель передает ответственность за принятие и реализацию решений своим подчиненным
ррррр
Слайд 15Club Leadership Seminar |
District 2220
Авральный – девиз такого руководителя -«Давай-давай, потом разберемся» Мера,
подходящая для исключительной ситуации, став системой, дезорганизует нормальную работу, ведет к конфликтам, недовольству в коллективе, не говоря уже о скромных трудовых результатах.
Деловой – противоположен авральному, предполагает работу по рассчитанным и оптимальным схемам. Такой стиль можно было бы предпочесть всем прочим, если только работа позволяет это: не содержит неожиданностей и поддается прогнозу.
Компромиссный – в его основе — способность руководителя, уступая людям с различными интересами, добиваться своих целей. Но если компромиссы войдут в привычку и заменят принципиальность соглашательством, то хорошего от такого руководителя ждать не приходится.
ррррр
Слайд 16Club Leadership Seminar |
District 2220
Либерально-анархический (попустительский, нейтральный) – характеризуется «максимумом демократии» (все могут
высказывать свои позиции, но реального их учета, согласования не стремятся достичь), - «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек»).
Непоследовательный (алогичный) – проявляется в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный), крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.
Ситуативный – предполагает гибкое реагирование на уровень психологического развития подчиненных и коллектива.
Аналитический – с помощью ума и логики можно решить любую проблему; любая ситуация, возникающая между людьми, включая и управленческие ситуации, находится в рамках проблем, к которым может быть подобрано оптимальное решение путем правильного анализа исходных данных и взвешенного подхода.
ррррр
Слайд 17Club Leadership Seminar |
District 2220
Творческий (креативный) - руководитель черпает свои полномочия из идей,
из способности к творчеству, мыслит не ординарно, не связан стандартными рамками, процедурами, инструкциями и иерархией. Для него процесс не менее важен, чем результат. Оригинален, иногда любит общество, иногда – уединение. Не является типом вежливым и воспитанным, но открыт, прям, говорит, что думает, поэтому иногда восстанавливает других против себя. С другой стороны – он придет к наилучшим решениям, прекрасным результатам, даже если путь к ним был полон огорчений и противодействий.
Социальный (товарищеский) – руководитель «сфокусирован на людях», советуется с сотрудниками, вводит их в курс дела, не ставит себя выше их, но считает себя первым среди равных. Не только уделит внимание профессионализму и выполнению заданий, он организует мероприятия по объединению своих сотрудников – поездки, корпоративы.
ррррр
Слайд 18Вопрос 3. Рекомендации, полезные руководителю
Для того чтобы эффективно организовать деятельность
сотрудников и привести коллектив к успеху, руководителю полезно принимать во
внимание следующие рекомендации:
научитесь управлять собой в любых ситуациях. Всегда будьте доброжелательным, тактичным, выдержанным. Помните, что лицо, излучающее оптимизм и доброжелательность, притягивает людей, как магнит;
приветствуйте своих коллег, когда приходите на работу. Дайте им понять, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку;
Слайд 19Вопрос 3. Рекомендации, полезные руководителю
ко всем подчиненным обращайтесь на "Вы".
Это местоимение не только показывает культуру общения, но и служит
непременным условием для поддержания нормального психологического климата и трудовой дисциплины;
научитесь терпеливо слушать других: помогите собеседнику раскрепоститься, старайтесь не перебивать его, не отвергайте его высказывания только потому, что в с ним не согласны, не теряйте тему разговора, вопросы задавайте заинтересованно, сдерживайте раздражение или гнев;
Слайд 20Вопрос 3. Рекомендации, полезные руководителю
отдавая поручения, используйте сослагательное, а не
повелительное наклонение. Большинство людей не любит, когда с ними говорят
в приказном, высокомерном и назидательном тоне;
не унижайте достоинства людей, критикуйте осторожно и только действия и поступки, а не личность человека. Никогда не обвиняйте людей в непонимании, упрямстве, неумении сдерживаться. Если это уместно, используйте технику бутерброда: спрячьте критику между двумя комплиментами;
не преследуйте за критику снизу. Будьте самокритичны - это только укрепит ваш авторитет;
Слайд 21Вопрос 3. Рекомендации, полезные руководителю
цените самостоятельных людей. Они создают здоровый
психологический микроклимат и помогают руководить. Не обрастайте "любимчиками" и избегайте
навязчивых людей;
будьте готовы брать ответственность на себя в случае неудачи, а не искать "козла отпущения". Ваша задача - установить причины неудачи и найти выход из ситуации; не требуйте от подчиненных соблюдения тех правил, которых вы сами не придерживаетесь: воспитательное значение имеет только личный пример руководителя;
стремитесь видеть в подчиненных не только должность, но и личность, проявляйте доброжелательность и терпимость, с уважением относитесь к личной жизни, но избегайте давать советы в этой области.