Слайд 1Русская живопись
60-х годов 19 века
Слайд 2Василий Григорьевич Перов
(1834 - 1882)
Слайд 3Перов В. Г.
Автопортрет
Василий Григорьевич Перов был признанным вождём московской живописной
школы, являвшейся в 60-х годах Х1Х века авангардом русского реалистического
искусства. В кругах интеллигенции его даже называли «Папа московский», тем самым подчеркивая, что подобно тому, как Папа Римский диктует из Ватикана законы всему католическому миру, Перов из Москвы диктовал законы всему русскому художественному миру.
Слайд 4Василий Перов родился в 1834 году в сибирском городе Тобольске.
Он был внебрачным сыном губернского прокурора, барона Георгия Криденера —
просвещенного, свободомыслящего человека, который принимал у себя в доме ссыльных декабристов. Хотя родители мальчика и обвенчались вскоре после его рождения, ребенок все равно считался незаконнорожденным, не имел права на титул и фамилию отца. В документах он числился как Васильев — по фамилии крестного. А псевдоним Перов позже родился из прозвища, которое дал ему сельский дьячок за успехи в чистописании.
В 1843–1846 годах Василий Перов учился в арзамасском уездном училище, самостоятельно занимался рисованием. После окончания училища он поступил в художественную школу Александра Ступина. Мальчик усердно учился и даже начал писать масляными красками — раньше, чем другие ученики. В конце 1840-х он уже написал несколько портретов и жанровых полотен: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка», «Народное гулянье в семик».
Слайд 5В 1853 году Перов решил продолжать образование — в Московском
училище живописи, ваяния и зодчества. Он попал в интересную и
разнородную творческую среду: его товарищами стали начинающие художники со всей России, близким другом — молодой пейзажист Иван Шишкин, преподавателями — Михаил Скотти, Николай Рамазанов и Аполлон Мокрицкий, ученик Венецианова.
Годы обучения стали для молодого Перова нелегкими: вначале ему было негде жить, он все время испытывал финансовые трудности. Начинающий художник даже однажды чуть не бросил школу, но один из преподавателей, Егор Васильев, приютил его в собственной квартире.
В 1856 году Перова ждал первый успех: за этюд головы мальчика он получил малую серебряную медаль на конкурсе Академии художеств. В следующем году за картину «Приезд станового на следствие» — большую серебряную медаль. Критики того времени считали его прямым наследником художественных традиций Павла Федотова, который писал в духе критического реализма, когда показывается, насколько обстоятельства жизни человека и его характер зависят от социальной среды.
Слайд 6Перов В.Г. «Приезд станового на следствие»
Слайд 7В 1861 году Перов закончил Школу живописи и получил золотую
медаль первого класса за картину «Проповедь в селе». Дремлющий помещик
и удрученные своими мыслями крестьяне, воркующая парочка и дети, которые внимательно слушают священника... Художник показал на полотне своеобразный социальный срез — грубое невежество и отношение к скучному, по мнению толпы, оратору.
Слайд 8В.Г. Перов «Проповедь на селе»
Слайд 9В том же году Перов написал еще одну картину со
схожим сюжетом — «Сельский крестный ход на Пасхе». В ней
показана русская деревня 1860-х годов с нищими невежественными крестьянами и безнравственными священниками. Картина вызвала в Петербурге горячие дискуссии: одни хвалили автора за смелость и художественное мастерство, другие были до крайности возмущены таким углом зрения. Через некоторое время полотно сняли с выставки и даже запретили демонстрировать в России. Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи. За покупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода, а Перову — ссылка в Соловецкий монастырь. Однако художника мнение критиков не смущало, и в 1862 году он написал следующее социальное полотно «Чаепитие в Мытищах». На нем изображен сытый ленивый священник за полуденным чаем и двое истощенных нищих, которых прогоняет от стола прислуга.
Слайд 10Перов В.Г. «Сельский крестный ход на Пасху». 1861 г.
Слайд 11В 60-е годы Перов писал работы, где показывал острые противоречия
современной ему жизни.
«Тройка»
«Чаепитие в Мытищах»
Слайд 13
В.Г. Перов «Последний кабак у заставы»
Слайд 14Пять картин Перова демонстрировались на Всемирной выставке 1867 года: «Проводы
покойника», «Первый чин», «Дилетант», «Гитарист-бобыль», «Тройка» — художественная критика по
достоинству оценила его творчество; Т. Торе-Бюргер писал: «Он русский и в выборе сюжетов, и в манере, в какой он их понимает и интерпретирует». На академическую выставку в этом же году Перов прислал четыре картины: «Чистый понедельник», «Учитель рисования», «Утопленница», «Божья матерь и Христос у житейского моря» и получил звание академика.
Слайд 17Перов В.Г.
«Гитарист-бобыль».
1865.
Государственный Русский музей
Слайд 18«Тройка. Ученики-мастеровые везут воду». 1866. ГТГ
Слайд 19Перов В.Г. «Проводы покойника». 1865 г. ГТГ
Слайд 20Хмурый зимний ландшафт, тощая, понурая лошаденка, с трудом вытягивающая на
пригорок тяжелые сани, придавленная несчастьем крестьянка, дети, с двух сторон
прижавшиеся к грубо сколоченному гробу...
Полотно написано в 1865 г., в эпоху подъема демократического движения в России. Одним из первых среди русских художников Перов воспринял эстетику революционных демократов, выдвинувших перед искусством задачу общественного служения, обосновавших его право на вынесение «приговора жизни». Перов стал одним из основоположников «обличительного жанра» в живописи, крупнейшим мастером критического реализма.
Слайд 22Но в 70-е годы направленность его жанровых работ меняется. Крушение
идеалов 1860-х годов, глубокое разочарование, переживаемой значительной частью передовой интеллигенции,
не миновали и Перова. С другой стороны, после трагической гибели почти всей семьи – жены и детей от эпидемии в 1869 - 1870 годах, он, судя по всему, стал по-новому смотреть на жизнь, начал обращаться к сюжетам, в которых главным героем стал простой, незаметный человек, его увлечения и радости.
Слайд 23Перов В.Г. «Спящие дети». 1870 г.
Слайд 24Сам Перов был страстным охотником. В конце своей жизни он
даже сотрудничал в журнале издателя Сабанеева «Природа и охота». В
1870-х годах художник создает серию картин, посвященных охоте и природе. Ее иногда неточно называют «охотничьей серией». В нее, кроме «Охотников на привале», входят «Рыболов», «Голубятник», «Птицелов», «Ботаник».
Слайд 25Перов В.Г. «Птицелов». 1870. ГТГ
Слайд 26Перов В.Г. «Охотники на привале»
В 1870 году живописец получил профессорское
звание.
Среди жанровых работ экспонированных им на первой передвижной выставке,
наибольший успех имело полотно «Охотники на привале».
Слайд 27В.Г. Перов написал два варианта картины "Охотники на привале": первый
хранится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве, а второй -
в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге.
В творчестве Перова это полотно сыграло роль связующего звена между острокритическими произведениями 1860-х годов и его так называемыми «поздними жанрами». Оно сохраняет отзвуки недавних сатирических картин живописца, во в то же время отмечает отход от некоторой, порой излишней, рассудочности в трактовке образов. Перов обнаруживает в этой картине стремление ближе подойти к человеку, проникнуть в его психологию, в круг его повседневных интересов.
Слайд 28Перов В.Г.
Портрет Ф. М. Достоевского
В 1870-е художник создал галерею портретов
современников, деятелей передовой русской культуры, отличающихся глубокой психологической выразительностью образов.
В этом портрете художник создал образ русского интеллигента, «общественной совести» своего времени.
Слайд 30В.Г. Перов
«Портрет
А.Н. Островского»