Слайд 1
«Работа с обучающимися, имеющими низкий уровень мотивации»
Работу выполнил: учитель I категории ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №1
г. Красного Сулина
Стремоухова Л.Л.
Слайд 2Мотивация (система мотивов)
- это процесс, который запускает, направляет и
поддерживает усилия
на выполнение учебной деятельности; является побудителем учебной деятельности и включает в себя:
- познавательные потребности,
- цели,
- интересы,
- стремления,
- реакции на неудачу,
- идеалы,
- мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно - смысловые особенности.
Система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.
Мотивация как первый обязательный компонент входит в структуру учебной деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но при этом всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта деятельности.
Для деятельности учения у школьников с умственной отсталостью характерны: бедность мотивационной сферы, трудности при самостоятельном формулировании целей, их постановке и удержании, слабая способность к эмоционально-положительному отклику на деятельность свою и одноклассников.
Слайд 3Понятие «учебный мотив»
- «Мотив учебной деятельности — это побуждения, характеризующие
личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его
жизни как семьей, так и самой школой». (Л. И. Божович)
- А. К. Маркова предлагает определение учебного мотива, которое отражает его специфику : «Мотив — это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней».
- Согласно А. Н. Леонтьеву, учебные мотивы формируются в процессе самой учебной деятельности, а не привносятся в нее «в готовом виде».
«Мотив – сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект» (Е.П. Ильин). « Вы можете привести лошадь к воде, но вы не можете заставить её пить»
Следует различать понятия мотив и цель.
- Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
- Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими.
Формированию мотивации учебной деятельности у школьников с умственной отсталостью способствует целенаправленная, систематическая и особым образом организованная коррекционно-развивающая работа .
Слайд 4На что опирается работа по повышению мотивации?
Коррекционно-развивающая работа,
психолого-педагогических условия, методы, средства и приемы, способствующие повышению уровня учебной мотивации
у школьников, имеющих умственную отсталость, опираются на положения педагогики и психологии:
о единстве сознания и поведения человека,
о взаимосвязи сознания и деятельности,
о единстве закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизонтогенеза,
о роли специального (коррекционного) обучения детей с проблемами в развитии как средства их социализации,
о мотивации как личностном образовании, детерминируемом условиями обучения.
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей
работы необходимо не только взаимодействие
всех специалистов образовательного учреждения,
но и помощь со стороны родителей.
Одним из условий, влияющих
на формирование мотивации учебной
деятельности у детей является
психологический микроклимат семьи.
Слайд 5 Типы мотивации учения
Мотивация, которую условно можно назвать отрицательной.
Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств
и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам.
Положительная мотивация. Выступает в двух формах:
- Мотивация, связанная с результатом учения, для поддержания предполагает поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п.
- Мотивация, связанная с целью учения, условиями для ее поддержания предполагает информацию о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемную методику.
Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.
В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др.
Слайд 6Методы стимулирования мотивации
«Хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей».
Д. Пойя
Методы стимулирования интереса к учению:
познавательные игры,
творческие задания,
создание проблемных ситуаций
создание эмоционально-нравственных
ситуаций: успеха, одобрения, поддержки
Методы стимулирования долга и ответственности:
убеждение,
предъявление требований,
упражнения в выполнении требований,
поощрения,
порицания
«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой убеждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». К. Д. Ушинский
Метод обучения – это не только инструмент учителя, но и, по словам А. С. Макаренко, «инструмент прикосновения к личности ученика».
Метод обучения является важнейшим компонентом урока. Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося по достижению конкретных образовательных задач. В методах обучения сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность учителя и ученика, взаимоотношения класса и учителя. Именно они определяют стиль учителя на уроке.
Слайд 7МОТИВЫ, побуждающие отношение к учению у умственно отсталых школьников:
интерес к
школьной обстановке, к процессу учения,
личность учителя,
система подачи информации,
игровые
мотивы,
реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующее его оценивание,
внешний мотив (привычка выполнять предъявляемые школой и учителем требования) и др.
Как видно, по своей социальной значимости перечисленные группы мотивов неодинаковы, при этом важно заметить, что учебно-познавательные и широкие социальные мотивы не становятся личностно значимыми для умственно отсталых младших школьников. Мотивы, побуждающие детей данной категории к выполнению какой-либо деятельности (игровой, трудовой, учебной), слабо выраженные и нестойкие, усваиваются формально и не становятся их собственными побуждениями. В старшем школьном возрасте в ходе обучения могут возникать мотивы, связанные с осознанием практической и общественной значимости.
Особую сложность в организации обучения школьников с умственной отсталостью составляет то, что развитие психики ребенка с умственной отсталостью в дошкольном возрасте не достигает уровня, необходимого для успешной учебы в школе и для интенсивного развития учебных (познавательных) и общественных (социальных) мотивов деятельности учения.
Дети с умственной отсталостью не обладают самостоятельностью в познании, а их активность носит слабовыраженный характер. Мотивационная структура деятельности учащихся бедна и носит фрагментарный характер.
Слайд 8 Основные причины отсутствия мотивации к учению, нежелания
учиться:
- Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Если мотив
получить знания есть, то и учение пойдет впрок. Одной из причин отсутствия мотивации для того, чтобы хорошо знать предмет, является низкая самооценка. Низкая самооценка очень опасна, особенно в детском и юношеском возрасте, поскольку она задает программу поведения на всю оставшуюся жизнь.
- Отсутствие привлекательной цели, ориентации учебного материала на день завтрашний. Удаленные последствия, типа: «Не получишь знания, будешь полы мыть», для детей не страшны, они этой ситуации не представляют, потому что в детстве кажется, что все плохое может случиться с кем угодно, только не с ним.
- Большой объём школьного материала, который нужно усвоить и запомнить; колоссальная избыточность учебного материала;
отвлекающие факторы полнокровной детской жизни.
- Однообразие жизни и учебного процесса.
- Упорно-однообразная авторитарная позиция учителей и родителей; все в порядке с «кнутом» и недостаточно того, что называется «пряником».
- Обучение в одном классе детей с разным уровнем возможностей и способностей. В классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать ожиданиям учителя и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей.
Слайд 9Формирование положительного эмоционального отношения к учению основывается на создании:
-
общей положительной атмосферы на уроке, направленной на снижение тревожности детей,
подкрепление положительных побуждений эмоциональным удовлетворением за счет получения положительных результатов и подтверждения правильности выполненного решения;
- ситуации успеха в учебной деятельности, формирующей у школьников чувство удовлетворенности, уверенности в себе, высокую адекватную самооценку.
Смена видов работы позволяет избегать монотонности в обучении, а также обеспечивает привлекательность учебного материала, его личностную значимость. Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним.
Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Слайд 10Что должен помнить учитель
Нужно стараться не навязывать учебных целей сверху.
Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
Необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
Нужно стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.
Необходимо следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрасту, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка, регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.
Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
Слайд 11Направления коррекционно-развивающей работы
Эффективное формирование учебной мотивации
у умственно отсталых школьников обеспечивается благодаря такой коррекционно-развивающей работе,
которая направлена на
познавательное,
социальное,
эмоционально-личностное развитие школьников с нарушением интеллекта.
Целенаправленная работа по формированию мотивации деятельности у детей с умственной отсталостью даёт положительные результаты в развитии познавательной сферы. Формирование мотивации учения находится в тесной взаимосвязи с содержанием учебного предмета, в рамках которого она формируется.
Поскольку познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, довольно сложно рассчитывать на то, что они будут сформированы позже. Поэтому с учениками с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации; необходимо организовать поиск того, что интересует учащегося и что еще может побудить его к действиям.
Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
Слайд 12Исходная позиция в работе с проблемными детьми:
- ребенок может
познать окружающий предметный, природный и социальный мир;
Из этого следует, что
если цели воспитания и обучения детей, развивающихся нормально и имеющих различные проблемы, являются общими, то «маршруты» к их достижению - различными.
- ребенок не может познать окружающий мир теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники.
Слайд 14Кит 1
Ощущение самостоятельности поиска:
«Мы это поняли, узнали, придумали сами!»
Главным
источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса,
от которого в первую очередь зависит результат; возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.
Техника «Проблемные вопросы»
Вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.
Следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников: «Не тем местом думаем (думаете), не тем!» Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления.
Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»
Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию.
От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту . Таким образом поддерживается познавательная мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ.
Слайд 15Кит 2
Ощущение свободы выбора:
«Мы можем выбирать»
(«Мы не пешки, у
нас есть выбор!»)
Базовая психологическая потребность - потребность чувствовать себя
свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни.
Никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. Детям — особенно.
Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность»,
а не «выбранность» своей жизни.
Учитель, стремящийся к повышению
учебной мотивации класса, должен
хорошо понимать, что чем меньше
будет с его стороны фраз: «Вы должны,
вам следует, вы обязаны…» и больше
«Вы можете, у вас есть такие-то варианты,
да, вы это верно подметили», —
тем больше будет интерес детей к учебному
процессу и тем выше их собственная
инициатива и активность.
Слайд 16Кит 3
Ощущение компетентности:
«У меня это получается, я понял, я умею!»
Ребенок хочет что-то делать, если верит,
что он может это делать.
Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку.
Успех —
понятие индивидуальное,
у каждого он свой
и на своем материале.
Слайд 17Мотивация ученика – основное условие успешного обучения.
Учителя школы призваны
учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую
инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Педагог должен методически грамотно работать с учащимися, которые в силу сложившихся социальных, экономических, экологических и прочих обстоятельств нуждаются в специальном отношении. При организации деятельности таких учащихся на уроке от учителя требуется специальная методическая подготовка, знание методов и приемов, позволяющих одновременно с обучением детей вести работу по коррекции восприятия, памяти, внимания, развития речи, мыслительных операций.
Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности – главная проблема современной школы, находящаяся на грани обучения и воспитания.
фотоальбом
Повышение мотивации
у детей,
обучающихся
на дому.