Разделы презентаций


Работа с текстом

Содержание

Текст. Его строение. Виды связи в тексте.План:1.    Текст. Разграничение понятий «текст» и «предложение».2.    Структура текста. 3.    Понятие сложного синтаксического целого (ССЦ).4.    Композиционно-структурные особенности ССЦ.5.    Цепная и параллельная связь предложений в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Работа с текстом
Следовать за мыслями великого человека есть наука самая

занимательная.
А. С. Пушкин

Работа с текстомСледовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.А. С. Пушкин

Слайд 2Текст. Его строение. Виды связи в тексте.
План:
1.    Текст. Разграничение понятий

«текст» и «предложение».
2.    Структура текста.
3.    Понятие сложного синтаксического целого

(ССЦ).
4.    Композиционно-структурные особенности ССЦ.
5.    Цепная и параллельная связь предложений в ССЦ и тексте.
6.    Термин «абзац» в двух значениях. Соотношение абзаца и ССЦ.
7.    Причины выделения абзацев.
8.    Основные функционально-смысловые типы ССЦ.
9.    Основные признаки текста.
Текст. Его строение.  Виды связи в тексте.План:1.    Текст. Разграничение понятий «текст» и «предложение».2.    Структура текста. 3.   

Слайд 3 Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.




Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление,

основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, т.к. представляет собой развертывание композиции.
Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически. Внешнюю структуру текста, как правило, можно

Слайд 4Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность.


К примеру, очевидно, что официальный текст
заявления и художествен-
ный текст

рассказа не тождественны в плане внутренней организации.
Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. К примеру, очевидно, что официальный текст заявления

Слайд 5
Структура текста характеризуется

тем, что он членится на единицы более крупные, чем предложения.



Сложное синтаксическое целое (ССЦ) – это группа предложений, объединенных синтаксической, грамматической и интонационной связью, характеризующаяся большей смысловой законченностью по сравнению с предложением.
Как правило, тексты членятся на некоторое число ССЦ, но бывает и так, что границы текста и ССЦ совпадают (примером могут служить короткие рассказы, представляющие собой только одно ССЦ).

Структура текста характеризуется тем, что он членится на единицы более

Слайд 6Сколько ССЦ в стихотворении Тургенева
 СОБАКА    Нас двое в комнате: собака

моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.    Собака

сидит передо мною – и смотрит мне прямо в глаза.    И я тоже гляжу ей в глаза.    Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю.    Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.    Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом...     И конец!     Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?     Нет! это не животное я не человек меняются взглядами...     Это две пары, одинаковых глаз устремлены друг на друга.     И в каждой из этих пар, в животном и в человеке – одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.     Февраль, 1878
Сколько ССЦ в  стихотворении Тургенева СОБАКА      Нас двое в комнате: собака моя и я. На

Слайд 7Что такое микротема?
Предложения текста объединяются одной общей темой (напомним, тема

— это то, о чём говорится в тексте). Большая тема,

как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем — микротем. Не случайно и текст по смыслу обычно делится на несколько частей — абзацев. Можно сказать, что микротема — это главная мысль абзаца.
Что такое микротема?Предложения текста объединяются одной общей темой (напомним, тема — это то, о чём говорится в

Слайд 8Доказать, что перед нами сложное синтаксическое целое:
Данное сложное синтаксическое целое

представляет часть рассказа А. П. Чехова «Убийство» Является ли это

ССЦ микротемой?
Матвей Терехов был еще не стар, лет сорока пяти,
но выражение у него было болезненное, лицо в
морщинах и жидкая, прозрачная бородка совсем
уже поседела, и это старило его на много лет.
Говорил он слабым голосом, осторожно и, кашляя, брался за грудь, и в это время взгляд его становился беспокойным и тревожным, как у очень мнительных людей. Он никогда не говорил определенно, что у него болит, но любил длинно рассказывать, как однажды на заводе он поднял тяжелый ящик и надорвался и как от этого образовалась грызь, заставившая его бросить службу на изразцовом заводе и вернуться на родину. А что значит грызь, объяснить он не мог.
1 В какой форме употреблены сказуемые; 2 Роль местоимений и союзов
3 Рассмотрим порядок слов

Доказать, что перед нами сложное синтаксическое целое:Данное сложное синтаксическое целое представляет часть рассказа А. П. Чехова «Убийство»

Слайд 9Структура микротемы
ССЦ, как правило, состоит из трех частей: зачина, средней

части и концовки.
Зачин – это начало ССЦ. Его назначение –

введение новой микротемы. Все последующие предложения ССЦ зависят от него. Зачин может состоять как из одного, так и из двух-трех предложений.
После зачина следует средняя часть, в которой осуществляется развитие введенной микротемы. Эта часть ССЦ характеризуется зависимостью от зачина. Средняя часть, как правило, представлена наибольшим количеством предложений, т.к. в ней сосредоточен основной объем информации ССЦ.
Замыкает ССЦ концовка. Она осмысливается как итог предыдущего содержания ССЦ, вывод, обобщение. Концовка является сигналом того, что развитие микротемы завершено.

Структура микротемыССЦ, как правило, состоит из трех частей: зачина, средней части и концовки.Зачин – это начало ССЦ.

Слайд 10Довольный человек
По улице столицы мчится вприпрыжку молодой еще человек.
Его

движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются губы, приятно алеет

умиленное лицо… Он весь – довольство и радость.
Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Повысили ли его чином? Спешит ли он на любовное свиданье? Или просто он хорошо позавтракал – и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах? Уж не возложили ли на его шею твой красивый осьмиугольный крест, о польский король Станислав!
Нет. Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого – и сам ей поверил.
О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек!

Найдите в произведении Тургенева все части ССП :
зачин, среднюю часть, концовку)

Довольный человекПо улице столицы мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его  движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются

Слайд 11Примечание:
Не все ССЦ членятся на выделенные части. Примером могут служить

описательные ССЦ, в которых идет перечисление однородных явлений, событий и

т.п.:

Итак, может быть, не полностью, а, как говорят, «в первом приближении», мы все - таки разобрались, что такое робот. Во - первых, это искусственно созданная система (в отличие от живых организмов, в том числе выращенных с тем или иным искусственным вмешательством). Во - вторых, это система, способная достаточно самостоятельно выполнять те или иные полезные для человека функции. Наконец, в - третьих, - система, адекватно реагирующая на изменение окружающих обстоятельств, причем степень восприятия ею внешнего мира (а следовательно, и диапазон возможных реакций) относительно велика  (Из газеты)

Примечание:Не все ССЦ членятся на выделенные части. Примером могут служить описательные ССЦ, в которых идет перечисление однородных

Слайд 12ЕГЭ задание 23
Это задание на определение цепной связи предложений. Выглядит

оно так:
Среди предложений 1–6(или других) найдите такое, которое связано

с предыдущим
с помощью притяжательного местоимения (или союза и синонима и т. д. ). Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.

ЕГЭ задание 23Это задание на определение цепной связи предложений. Выглядит оно так: Среди предложений 1–6(или других) найдите

Слайд 13Цепная связь предложений
Цепная связь между предложениями определяется тем, что каждое

последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена предложения.

Довольно часто зависимость их настолько велика, что без предыдущего предложения содержание их непонятно.
Средствами цепной связи могут быть следующие:
а) лексический повтор;
б) синоним, синонимичное выражение, перифразы;
в) слова-«заместители»:
указательные, личные (3 лица) и притяжательные (тоже 3 лица) местоимения;
местоименные наречия;
союзы и союзные слова;
словесный пропуск
и некоторые другие.



Цепная связь предложенийЦепная связь между предложениями определяется тем, что каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл

Слайд 14Докажите, что связь предложений – цепная. Составьте условие задания 23


(1)В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял

нехоженый, невиданный густой лес.(2) В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. (3)У этой медведицы было два сына.
(3)Когда медвежата подросли, то решили пойти по свету искать счастья.
(4)Но счастья на чужой земле, вдали от матери братья не нашли и вернулись на родину. (5)Там и прожили они счастливо до конца своих дней.
(По мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка»)

Докажите, что связь предложений – цепная. Составьте условие задания 23 (1)В одной стране за стеклянной горой, за

Слайд 15Параллельная связь
Параллельная связь определяется тем, что предложения не «цепляются» одно

за другое, а являются равноправными между собой; при этом либо

в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются, либо противопоставляются.
Основным средством реализации параллельной связи выступает синтаксический параллелизм (т.е. одинаковое или сходное строение предложений), проявляющийся чаще всего в:
– одинаковом порядке следования слов;
– единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых.


Параллельная связьПараллельная связь определяется тем, что предложения не «цепляются» одно за другое, а являются равноправными между собой;

Слайд 16ЕГЭ Задание 24

Умение видеть параллельное соединение предложений является одним

из обязательных условий успешного выполнения задания 24 - определить тропы

и фигуры в тексте.
ЕГЭ Задание 24 Умение видеть параллельное соединение предложений является одним из обязательных условий успешного выполнения задания 24

Слайд 17Докажите, что предложения связаны параллельной связью
Лес поздней осенью был хорош.

Выпал первый снег. Кое-где на берёзках еще оставался жёлтый лист.

Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега жёлтой щёткой. Мёртвая тишина царила кругом, точно природа, утомлённая летней кипучей работой, теперь отдыхала.

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку )

Докажите, что предложения связаны параллельной связью		Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на берёзках еще

Слайд 18 Связь за счет устойчивых смысловых отношений
Кроме того, нельзя

не отметить, что, помимо перечисленных характеристик параллельной и цепной связи,

каждая из них имеет присущую только ей интонационную оформленность, что служит дополнительным внешним средством их разграничения.
Но бывают случаи, когда связь предложений осуществляется за счет устойчивых смысловых отношений между некоторыми предметами, явлениями и т.п. (например, причинно-следственных). В таких случаях речь идет о логической связи. Предложения типа: «Начал накрапывать дождь. Пешеходы подняли зонтики над головами», – связаны именно таким способом.

Связь за счет устойчивых смысловых отношений Кроме того, нельзя не отметить, что, помимо перечисленных характеристик параллельной

Слайд 19Абзац

Термин «абзац» употребляется в двух значениях:
1. Отступ вправо в начале

строки (красная строка).
2. Отрезок письменного или печатного текста от одной

красной строки до другой, обычно заключающий в себе ССЦ или его часть, реже – одно простое или сложное предложение.

Абзац и ССЦ нельзя отождествлять, т.к. ССЦ является синтаксической единицей, а абзац – композиционно-стилистической.
В абзац может быть выделено одно ССЦ, или его часть, или отдельное предложение, или даже несколько ССЦ.

Таким образом, границы абзаца и ССЦ не обязательно должны совпадать. Кроме того, абзац присущ только письменной речи, а понятие ССЦ распространяется в равной мере на устную и письменную речь.


АбзацТермин «абзац» употребляется в двух значениях:1. Отступ вправо в начале строки (красная строка).2. Отрезок письменного или печатного

Слайд 20Причины выделения отрезка текста в абзац:
во-первых, новизна информации – начало

ССЦ,
во-вторых, ее важность в масштабах всего текста
То есть

первое абзацное предложение должно нести в себе основную информацию.
Тогда для проверки правильности выделения абзацев нужно прочитать только абзацные предложения. Если при этом межфразовая связь не нарушится, значит, абзацы выделены верно.
Кроме того , если прочитать первые и последние предложения абзаца, легко усвоить главную информацию текста.
Причины выделения отрезка текста в абзац:во-первых, новизна информации – начало ССЦ, во-вторых, ее важность в масштабах всего

Слайд 21Прочитайте первое предложение каждого абзаца
В своем творчестве И. С. Тургенев

обращался к самым разным жанрам эпоса, лирики и драматургии. «Стихотворения

в прозе» — одни из ярчайших творений Тургенева. Великий писатель создал их в финале •своего жизненного и творческого пути, воплотив всю ту мудрость и опыт, которые были им накоплены.
Стихотворения в прозе — уникальный жанр, в котором органично соединились эпос и лирика. В каждом произведении сборника мысли и чувства автора звучат открыто и искренне, поэтому прозаические, на первый взгляд, произведения и названы Тургеневым стихотворениями.
Стихотворение «Собака» занимает важное место в сборнике. В нем Тургенев размышляет о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, о его быстротечности, об общности человека со всем живым вокруг него, о тождественности мироощущения живых существ.
Разыгравшаяся за окном буря символизирует в стихотворении бурю самой жизни, ее стихийность, непредсказуемость, беззащитность перед ней всего живого. Эта буря страшная, неистовая. Смотрят друг на друга человек и собака, и в глазах у них светится один и тот же трепетный огонек, мысль о том, что «смерть налетит, махнет... своим холодным широким крылом... И конец!»
Мысли и чувства автора в этом стихотворении, как и в других произведениях сборника, переданы эмоционально и ярко. Тургенев не использует разбивку стихотворения на строки, не использует рифмы, но любому, кто прочитает это произведение, уже с пер­вых слов становится ясно, что перед ним самая настоящая лирика.
Как помогает разбивка на абзацы понять авторскую позицию?
Прочитайте первое предложение каждого абзацаВ своем творчестве И. С. Тургенев обращался к самым разным жанрам эпоса, лирики

Слайд 22ЕГЭ задание 21
Это задание рассчитано на умение определить тип текста.
Например:
21

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)В предложениях

4–6 содержится описание внешности человека.
2)В предложениях 7–9 содержится описание.
3)Предложения 30–32 содержат рассуждение.
4)Предложения 52 и 53 противопоставлены по содержанию.
5)В предложениях 55, 56 содержится рассуждение.
Ответ: ___________________________.

ЕГЭ задание 21Это задание рассчитано на умение определить тип текста.Например:21 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите

Слайд 23Описание
В описательном ССЦ, как и в тексте - описании, микротема

раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц и т.п.,

что оформляется, как правило, в виде перечисления их признаков. Отличительными чертами данного типа являются статичность (отсутствие подвижности, динамики) и одновременность перечисляемых явлений.
В смысловом отношении основными разновидностями описательных ССЦ можно считать следующие: пейзаж, описание обстановки, описание портрета и характеристика.
ОписаниеВ описательном ССЦ, как и в тексте - описании, микротема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы,

Слайд 24Найдите в тексте признаки описания
День

был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными,

похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым светом.
Было необыкновенно тихо.

Найдите в тексте признаки описания     День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко

Слайд 25Повествование
Повествовательное ССЦ характеризуется тем, что его микротема раскрывается в процессе

развития действий, состояний, событий и т.п. Этот тип ССЦ отличает

динамичность, последовательность сообщаемого. В повествовании много глаголов, а также слов, указывающих на последовательность действий: однажды, сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, тогда, тут, вдруг, неожиданно, вот и, наконец и т. п.
ПовествованиеПовествовательное ССЦ характеризуется тем, что его микротема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий и т.п. Этот

Слайд 26Найдите в тексте признаки повествования
В одном болоте на кочке под

ивой вывелись дикие утята.
Вскоре после этого мать повела их к

озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам.

Трёх из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе.

(По М.М. Пришвину)

Найдите в тексте признаки повествования		В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие утята.		Вскоре после этого мать

Слайд 27Рассуждение
ССЦ типа рассуждения основывается в логическом плане на умозаключении и

представляет собой развитие микротемы, состоящее из трех частей: а) тезис,

б) доказательство (аргументация) и в) вывод (заключение, обобщение и т.д.). Но в названном типе не всегда наблюдается наличие всех трех частей: в каждом конкретном случае может отсутствовать (или же быть неявно выражена) какая-то из них (это соответствует в логике полному или неполному, т.е. сокращенному, умозаключению). ССЦ типа рассуждения характеризуются причинно-следственным значением, обусловленным их структурой. В рассуждении часто используются слова, указывающие на ход развития мысли и причинно-следственные связи: почему, потому что, так как, ведь, во-первых, во-вторых, в-третьих, поэтому, вот почему.
РассуждениеССЦ типа рассуждения основывается в логическом плане на умозаключении и представляет собой развитие микротемы, состоящее из трех

Слайд 28Докажите, что текст - рассуждение
Смириться

надо пред судьбы веленьем; Борьба напрасна с ветром и теченьем. Немногим лишь

дано Со звездами своими

быть в ладу.
Ребячество — плакать от боязни того, что неизбежно. О том, что утрачено и утрачено невозвратимо, горевать бесполезно.

Время есть величайший из новаторов. Фрэнсис Бэкон

Докажите, что текст  - рассуждение     Смириться надо пред судьбы веленьем;  Борьба

Слайд 29Выделите в рассуждении тезис, аргументы и вывод
Нет человека, который был

бы, как
Остров. Сам по себе, каждый человек
есть часть

Материка, часть Суши. И
если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также если смоет край Мыса и разрушит Замок твой и Друга твоего. Смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством.
А потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе. Джон Донн – (Философские цитаты, афоризмы, высказывания великих англичан).
Выделите в рассуждении тезис, аргументы и выводНет человека, который был бы, как Остров. Сам по себе, каждый

Слайд 30Комбинация типов
В чистом виде ССЦ описательные, повествовательные и типа рассуждения

встречаются не всегда.
Очень распространенными являются ССЦ, в которых наблюдается

комбинация названных типов. Например, в художественной прозе часто встречаются ССЦ, в которых присутствуют и элементы описания, и элементы повествования.
Кроме того и рассуждение может включать в себя как элементы описания, так элементы повествования. Это придает тексту выразительность.
 

Комбинация типовВ чистом виде ССЦ описательные, повествовательные и типа рассуждения встречаются не всегда. Очень распространенными являются ССЦ,

Слайд 31Какие типы речи в стихотворении Тургенева?
Нищий

Я проходил по улице… меня

остановил нищий, дряхлый
старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые
лохмотья,

нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.
Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…
– Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
– Что же, брат, – прошамкал он, – и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Какие типы речи в стихотворении Тургенева?Нищий	Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.Воспаленные, слезливые глаза, посинелые

Слайд 32Текст обладает определенными признаками, основными из которых являются следующие:
1

Любой текст должен нести определенную

информацию,
2 В тексте должна быть идея, т. е. основная мысль, авторская позиция ,
3 Важнейший признак текста - связность,
смысловая целостность, которая и определяется единством темы и
единством основной мысли.

Текст обладает определенными признаками, основными из которых являются следующие: 1    Любой текст должен нести

Слайд 33В ЕГЭ по тексту следующие задания: задание 1-3, 21, 23,24.
Первые

три задания сформулированы так:

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Укажите два

предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

Далее даны 5 вариантов ответов. Но так как текст всего из трех предложений, то в этих вариантах нужно найти два совершенно одинаковых предложения, различающихся порядком слов и синонимами. Лучше это сделать, не читая текста.

В ЕГЭ по тексту следующие задания: задание 1-3, 21, 23,24.Первые три задания сформулированы так:Прочитайте текст и выполните

Слайд 34
(1)В Древней Греции сельское хозяйство было основным источником
существования человека. (2)

городские жители часто имели хозяйство
за пределами города и пользовались тем,

что оно давало. (3)При этом
рельеф Греции не благоприятствовал сельскому хозяйству: примерно три
четверти территории занимали горы и участки, малопригодные для
земледелия.
1) Примерно три четверти территории Древней Греции занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.
2) Сельское хозяйство, невзирая на то что рельеф не способствовал развитию земледелия, было основным источником существования человека в Древней Греции.
3) В Древней Греции городские жители часто пользовались плодами сельскохозяйственной деятельности.
4) Основным источником существования человека в Древней Греции было сельское хозяйство, несмотря на то что рельеф был неблагоприятен для земледелия.
5) Основным источником существования городских жителей Древней
Греции было сельское хозяйство.
Ответ:

(1)В Древней Греции сельское хозяйство было основным источникомсуществования человека. (2) городские жители часто имели хозяйствоза пределами города

Слайд 35Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на

месте
пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание
слов).
И

хотя
Если
Даже
Как раз
Лишь бы
Ответ: ___________________________.
Нужно внимательно прочитать предложения, в котором слово пропущено и предыдущее.
А затем все данные варианты «примерить» на пропуск.

По этому же тексту второе задание выглядит так:

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на местепропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите

Слайд 36

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК.

Определите значение, в котором это слово употреблено в первом

(1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИСТОЧНИК, -а; м.
1)То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол.
2)Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное
исследование. Источники для истории края. Использовать все
доступные источники.
3)Тот, кто даёт какие-л. сведения о чём-л. Он надёжный и. Сведения из
верного источника.
4)Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и.
Горячий и. И. минеральной воды.
Ответ: ___________________________.

Задание 3 по данному фрагменту текста требует умения понимать значение слов:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено

Слайд 37ЕГЭ Задание 24
В этом задании проверяется знание языковых особенностей текста.

Тропы: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, гипербола, литота, ирония, метонимия и

др.
Приёмы: синтаксический параллелизм, парцелляция, анафора, эпифора, многосоюзие, противопоставление, цитирование, вопросно-ответная форма изложения и др.
Лексические средства: фразеологический оборот(фразеологизм), синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, термин, устаревшее слово, архаизм, неологизм, заимствованное слово, диалектизм, оксюморон и др.
Синтаксические средства выразительности: вводные слова, неполные предложения, назывные односоставные предложения, ряд однородных членов и др.
Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое обращение и др. лексических понятий, а также тропов и фигур.

ЕГЭ Задание 24В этом задании проверяется знание языковых особенностей текста. Тропы: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, гипербола, литота,

Слайд 38Тропы
Метафора – скрытое сравнение(«души сиреневую цветь»).
Метонимия – перенос значений (переименование)

по смежности явлений. («я три тарелки съел»)
Синекдоха – прием, посредством

которого целое выражается через его часть Разновидность метонимии. «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?»
Оксюморон – сочетание логически несовместимых понятий(грустное веселье, живой труп)
Олицетворение –перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой (Дождь зашлепал босыми ножками)
Перифраз(а) – использование описания вместо собственного имени или названия ( автор «Евгения Онегина» вместо Пушкин)
Сравнение –оборот с союзами КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО (бежал, будто заяц, но: бежал зайцем)
Гипербола - преувеличение человек –гора
Литота – преуменьшение мужичок с ноготок.
Эпитет – оценочное чаще прилагательное (скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок).
ТропыМетафора – скрытое сравнение(«души сиреневую цветь»).Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. («я три тарелки съел»)Синекдоха

Слайд 39Найдите тропы и определите, какие они

Найдите тропы и определите, какие они

Слайд 40Фигуры и приемы
Антитеза, противопоставление, антонимы - контраст между явлениями или

предметами. (когда все волнуются, ты спокоен);
Градация - расположение перечисляемых элементов

(слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения или в убывания (Он сначала бесшумно крался, потом пошел быстрее и, наконец, по
мчался во весь дух.)
Лексический повтор— повторение одного и того же слова или словосочетания с небольшим вариациями.(За теми деревнями леса, леса, леса.)
Анафора —одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз, следующих одна за другой (Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом...)
См. следующий слайд
Фигуры и приемыАнтитеза, противопоставление, антонимы - контраст между явлениями или предметами. (когда все волнуются, ты спокоен);Градация -

Слайд 41Эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце

каждого параллельного ряда. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный

советник? Почему именно титулярный советник?
Синтаксический параллелизм - повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми. В предыдущем примере анафора неотделима от синтаксического параллелизма. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…
Риторический вопрос,( восклицание, обращение) (Русь! Русь! Куда стремишься ты? Образующийся при нуле градусов лед не тонет в воде. Поистине сказочное свойство!)
Парцелляция – неполные предложения, деление одного предложения (И один. В поле. Воин!)


Эллипсис - пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. (Во всех – окнах любопытные, на крышах – мальчишки. Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.)
Инверсия — нарушение привычного порядка слов. ( «Заметался пожар голубой...»).
Многосоюзие –(Я великолепно знаю и алгебру, и геометрию, и физику, и химию, и географию, и биологию. )
Бессоюзие - В магазине продают печенье песочное, рассыпчатое, арахисовое, овсяное, медовое, шоколадное, диетическое, банановое.
См. следующий слайд





Эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда. Мне бы хотелось знать,

Слайд 42Цитирование - это прямое использование текста из какого-нибудь источника.

В

русском языке существуют три основные способы цитирования.
1) Цитата применяется как

прямая речь.
К примеру: Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти». Либо же другой вариант: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», - так говорил Юлий Цезарь. 
2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что».
Например: Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать». 
3) Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них
Например: Как говорил Гораций, «Гнев это кратковременное безумие».
Либо же: Л.Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты». 






См. следующий слайд

Цитирование - это прямое использование текста из какого-нибудь источника. В русском языке существуют три основные способы цитирования.1)

Слайд 43







Вопросно-ответная форма изложения – изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:

У меня

зазвонил телефон. – Кто говорит? – Слон. - Откуда? –

От верблюда.                   (К.И. Чуковский)

Восклицательное предложение – предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Сколько яблок! Яблок!

4) Цитирование стихотворений не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки. Например:
        А.Грибоедов. «Горе от ума»
Что может предоставить мне Москва?
Сегодня бал, а завтра два. 

Вопросно-ответная форма изложения – изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:У меня зазвонил телефон.  – Кто говорит?

Слайд 44 Лексические средства русского языка


Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
Контекстные антонимы – слова, служащие

антонимами только в данном контексте. (Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.)
Синонимы – близкие по смыслу лексические единицы.
Контекстные синонимы - слова, служащие синонимами только в данном контексте ( Петя, он, ученик, выпускник, мальчик и т. д.)
Фразеологизмы – устойчивые сочетания, состоящие из двух и более лексических единиц, которые по семантике можно приравнять к одному слову. (вешать лапшу на уши –врать, сесть в калошу – опозориться)
Диалектизмы – слова, распространенные лишь на определенной территории. (куфайка – телогрейка - заб.; катанки – валенки – урал.)
Архаизмы – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления, современные аналоги которых присутствуют в культуре и быту человека. (очи, ланиты)
Историзмы – термины, обозначающие уже исчезнувшие предметы или явления.(кабриолет)
Термин- - слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки: эпитет, транспортир.

См. следующий слайд

Лексические средства русского языка Антонимы – слова, противоположные по смыслу.Контекстные антонимы

Слайд 45
Неологизм-новое слово (оборот речи, грамматическая особенность), появляющееся в языке. Сейчас:

Интерфакс, приватизация.
Индивидуально-авторское слово -неологизм, придуманный писателем (Достоевский придумал слово «стушеваться»,

Маяковский – «прозаседавшиеся» и т. д.)
Заимствованное слово – слово, пришедшее в русский язык из другого языкаСлово "томат" в русский язык пришло из Латинской Америки. В итальянском языке эта огородная культура называется pomodoro, что означает «золотое яблоко». Оба заимствованных слова употребляются в русском языке как синонимы. Ирония –использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла: Умный какой! (в значении: глупый, дурак).
Разговорные слова - стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа. Многие подобные слова экспрессивно окрашены.
Эмоционально – оценочные слова: доченька, солнышко мое.
Неологизм-новое слово (оборот речи, грамматическая особенность), появляющееся в языке. Сейчас: Интерфакс, приватизация.Индивидуально-авторское слово -неологизм, придуманный писателем (Достоевский

Слайд 46 Синтаксические средства выразительности:
вводные слова –

слова, с помощью которых автор выражает свое отношение к тому,

о чем говорит. Создают емкость высказывания. Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит…;
Тот край, казалось, мне знаком…
неполные предложения - Это предложения, в которых пропущен какой-либо член или группа членов предложения, обязательных по структуре. Они могут подчеркивать динамизм и стремительность каких-либо действий или событий, напряженность психического состояния героев; 2) могут выражать авторскую оценку изображаемого и т. д.
Солдаты шли колонной, которая растянулась на квартал. Пели песни. Что звенит – непонятно. Может быть, лес или воздух. Меня кто-то держит за плечо. Держит и трясет.
назывные односоставные предложения имеют один главный член предложения – подлежащее. Они либо рисуют неподвижную картину, либо передают движение чего-либо или кого-либо. Вот моя деревня,
Вот мой дом родной…
Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда...
ряд однородных членов -предложения с однородными членами помогают писателю и в создании яркого портрета, и в образной характеристике действий, и в передаче тончайших душевных переживаний героя. и др. Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны…;
Синтаксические средства выразительности: вводные слова – слова, с помощью которых автор выражает свое

Слайд 47Найдите все изобразительно-выразительные средства языка

Найдите все изобразительно-выразительные 					средства языка

Слайд 48




Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля,

все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь,

то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей – и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами…
Тургенев И. В. Отцы и дети

Найдите в тексте все изобразительно- выразительные средства

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона,

Слайд 49 Умение работать с текстом не только поможет правильно сделать вышеуказанные

задания в КИМах ЕГЭ, но и даст возможность написать сочинение

по литературе, проанализировав необходимое стихотворение, или эпизод из нужного произведения.
Умение работать с текстом 				не только поможет 					правильно 	сделать 					вышеуказанные задания в 				КИМах ЕГЭ, но и даст

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика