Слайд 1РАБОТА С ТЕКСТОМ ЗАДАНИЯ 21-24. ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Слайд 2Назначение задания и критерии оценивания. Первое задание из четырёх (21)
направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в
тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (22) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации.
Слайд 3Назначение задания и критерии оценивания. Третье задание (23) чаще всего
предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по
предмету. Четвёртое задание (24) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания 23 и 24 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».
Слайд 4Первые два задания (21, 22) здесь базового уровня, проверяют умение
найти заданную информацию в тексте, фактически это простой контекстный поиск.
Следующие два (23, 24) – высокого уровня, здесь, как правило, необходимо не только найти информацию в тексте, но и проиллюстрировать примерами из курса. В общем, работа с текстом позволяет набрать целых 10 первичных баллов на ЕГЭ, шестая часть всей нашей оценки. Поэтому регулярно работать с текстами крайне важно!
Слайд 5Ответов может быть больше чем требуемых в задании, и ими
не следует пренебрегать. Это своеобразная подстраховка от возможной не зачтенной
при проверке неправильной формулировке. Кроме того, надо уметь разделять ответы, спрятанные в одном предложении.
Слайд 6Алгоритм работы с заданиями 21-24
С чего начинать работу с
текстом?
Опыт показывает, что необходимо внимательно прочитать как текст, так
и вопросы к нему. «Сплошное» чтение полезно тем, что дает возможность сориентироваться в тексте, предварительно (не всегда в явном, чаще в снятом виде) определить его структуру, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами. Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»). Такое соотнесение необходимо, поскольку часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.
Слайд 71. Прочитайте текст целиком, чтобы получить общее впечатление о проблеме
или сфере общественной жизни, которой посвящен текст.
2. Прочитайте текст еще
раз, выделяя главное.
3. Выделите незнакомые или непонятные слова и выражения.
4. Попытайтесь понять смысл текста, выделяя существенное в каждом предложении или абзаце в целом.
5. Внимательно прочитайте вопрос.
6. Смоделируйте его конечную цель (другими словами - уясните, что от вас конкретно требуется.).
7. Обратите внимание на источник информации для вашего ответа: является ли им сам текст или необходимо привлечь теоретические знания, социальный или собственный опыт.
8. Выясните, есть ли необходимость приведения примеров (примеры должны быть четкими и конкретными).
9. Выясните, нужно ли приводить авторские слова в точности или допускается их переформулирование своими словами.
10. Упростите фразы, если это возможно или нужно (не переписывайте бездумно целые абзацы).
Слайд 8Алгоритм работы с заданиями 21-24
В каком порядке отвечать на
вопросы?
Общий принцип простой – отвечать в том порядке, в
котором они представлены в работе. В экзаменационной работе существует логика построения вопросов и заданий; она такова, что выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос. Вместе с тем, если возникли затруднения, не следует останавливать работу над текстом. Оценивается каждое задание, и даже не слишком убедительный ответ может содержать верные элементы, заслуживающие дополнительного балла.
Слайд 9Нужно ли определять главную идею текста?
Большинство методистов отвечают на
этот вопрос положительно. Не обязательно искать точные формулировки (если, конечно,
среди заданий нет такого, которое прямо предписывает определить главную идею автора); достаточно ответить на вопрос: «О чем говорится в тексте?».
Слайд 10Алгоритм работы с заданиями 21-24
Как уяснить для себя –
искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что
изучалось на уроках?
Внимательно прочитать задание. В нем даны соответствующие указания: найдите в тексте; что говорит автор; какие признаки называет автор; опираясь на знание курса и собственный опыт, охарактеризуйте; конкретизируйте мнение автора, опираясь на знание курса. Вывод очевиден: нужно внимательно читать задание.
Слайд 11Если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите
ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет
вам лишние баллы).
Слайд 12Алгоритм работы с заданиями 21-24
Как уяснить для себя –
искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что
изучалось на уроках?
Важно: • Внимательно прочитать задание; • Понять, что именно требуется для успешного ответа; • Уяснить, из каких частей складывается задание; • Стараться выполнить все задания; • Оставьте время, чтобы проверить написанное (особенно важно убедиться в том, что ваши ответы соответствуют содержанию текста и смыслу заданий).
Слайд 13Не выходите за рамки вопроса. Не пытайтесь написать все, что
вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не
стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием