Разделы презентаций


Раннее выявление предрасположенности к дислексии

Содержание

Дислексия Лалаева Р.И. (1998)Частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных, повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Раннее выявление предрасположенности к дислексии

Раннее выявление предрасположенности к дислексии

Слайд 2Дислексия Лалаева Р.И. (1998)

Частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных,

повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в

процессе овладения чтением
Дислексия Лалаева Р.И. (1998)Частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных, повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью

Слайд 3Дислексия (Корнев, 1995)
Это состояние, основным проявлением которого является стойкая избирательная неспособность

овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального

и речевого(языкового) развития, отсутствие нарушений слуха и зрения и оптимальные условия обучения.
Дислексия (Корнев, 1995)Это состояние, основным проявлением которого является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный

Слайд 4Распространенность нарушений чтения

Распространенность  нарушений чтения

Слайд 5Предикция дислексии и ее научные обоснования
Предикция –предсказание вероятности будущей патологии
Предсказание

строится на выявлении признаков риска у детей до появления дислексии
Научные

данные о признаках риска дислексии.
Предикция дислексии и ее научные обоснованияПредикция –предсказание вероятности будущей патологииПредсказание строится на выявлении признаков риска у детей

Слайд 6Что такое признаки риска?

Признаки риска дислексии – это определенные психобиологические

характеристики у ребенка, которые указывают на высокую вероятность (75% и

выше) появления симптомов дислексии с началом обучения в школе.
Что такое признаки риска?Признаки риска дислексии – это определенные психобиологические характеристики у ребенка, которые указывают на высокую

Слайд 7Генетическая основа дислексии
Распространенность по дислексии:
В парах монозиготных близнецов - 73%
В

парах гетерозиготных близнецов - 47%

Коэффициент наследуемости дислексии -40-70%

Дислексия у одного

из родителей создает риск дислексии у ребенка – 45%
Генетическая основа дислексииРаспространенность по дислексии:В парах монозиготных близнецов - 73%В парах гетерозиготных близнецов - 47%Коэффициент наследуемости дислексии

Слайд 8Признаки риска Последовательно-ступенчатое накопление информации о риске
Наследственная отягощенность
Раннее развитие речи (появление

фразы после 2,5 лет)
Скрининг – тестирование с 5 лет

Признаки риска  Последовательно-ступенчатое накопление информации о рискеНаследственная отягощенностьРаннее развитие речи (появление фразы после 2,5 лет)Скрининг –

Слайд 9Признаки риска Факторы, влияющие на успешность овладения навыками чтения
Особенности конкретной письменности:

степень ее прозрачности и требования, которые она предъявляет ученику.
Особенности образовательной

среды: методы обучения и формы помощи со стороны педагога
Способности ребенка
Признаки риска Факторы, влияющие на успешность овладения навыками чтенияОсобенности конкретной письменности: степень ее прозрачности и требования, которые

Слайд 10Признаки риска Особенности русской письменности
В письме – расхождение написания и произношения

(морфологический и традиционный принципы)
Говорим [малъко], пишем молоко
В чтении слоговой принцип:

ки- k’I, ка-kA, ик – ik
Подвижное ударение (ударные-безударные гласные)
Признаки риска Особенности русской письменности В письме – расхождение написания и произношения (морфологический и традиционный принципы)Говорим [малъко],

Слайд 11Признаки риска Адекватные методы обучения
Доступные по форме преподнесения (понятные и простые)
Методически

природосообразные (т.е. соответствующие механизму усвоения)
С гибкой дифференцированной системой помощи
Для детей

группы риска – методически адаптированная программа
Признаки риска Адекватные методы обученияДоступные по форме преподнесения (понятные и простые)Методически природосообразные (т.е. соответствующие механизму усвоения)С гибкой

Слайд 12Признаки риска Достаточный уровень обучаемости: общей и частной
Общая обучаемость: способность к

обобщению нового опыта, самообучению, самомониторингу
Частная обучаемость: когнитивные и языковые предпосылки,

навыки -предпосылки
Признаки риска Достаточный уровень  обучаемости: общей и частнойОбщая обучаемость: способность к обобщению нового опыта, самообучению, самомониторингуЧастная

Слайд 13Признаки риска Общая обучаемость

Общая обучаемость: способность к приобретению и обобщению нового

опыта, т.е. самообучению
Способность к осознанию себя
Способность к самомониторингу

Признаки риска Общая обучаемостьОбщая обучаемость: способность к приобретению и обобщению нового опыта, т.е. самообучениюСпособность к осознанию себяСпособность

Слайд 14Признаки риска Частная обучаемость: когнитивные предпосылки
Способности – предпосылки
Навыки - предпосылки

Признаки риска Частная обучаемость: когнитивные предпосылкиСпособности – предпосылкиНавыки - предпосылки

Слайд 15Признаки риска Когнитивные способности

Способность запоминать последовательности (сукцессивные способности),
Объем оперативной памяти,
Способность к

автоматизации навыков.

Признаки риска Когнитивные способностиСпособность запоминать последовательности (сукцессивные способности),Объем оперативной памяти,Способность к автоматизации навыков.

Слайд 16Признаки риска Языковые и метаязыковые способности

Способность накапливать словарь
Скорость запоминания слов
Оперативная фонологическая

память

Признаки риска Языковые и метаязыковые способностиСпособность накапливать словарьСкорость запоминания словОперативная фонологическая память

Слайд 17Признаки риска Навыки-предпосылки
Осознание звуковой стороны речи
Владение лексическим, слоговым и фонематическим анализом
Владение

слоговым синтезом
Объем словарного запаса
Навыки создания и понимания нарративов
Навык стратегия визуального

сканирования текста
Признаки риска Навыки-предпосылкиОсознание звуковой стороны речиВладение лексическим, слоговым и фонематическим анализомВладение слоговым синтезомОбъем словарного запасаНавыки создания и

Слайд 18Признаки риска Дошкольный возраст (1)
Признаки отставания в развитии устной речи (начинается

пользоваться фразовой речью после 2,5 лет)
Трудности в запоминании простых рифм,

детских стихов после 4 лет
Забывает имена друзей, знакомых, педагогов, путает названия основных цветов после 4 лет
Признаки риска Дошкольный возраст (1)Признаки отставания в развитии устной речи (начинается пользоваться фразовой речью после 2,5 лет)Трудности

Слайд 19Признаки риска Дошкольный возраст (2)
Трудности сосредоточения, непоседливость при слушании устных историй

после 5 лет
Не проявляет интереса к письменным буквам и словам

после 5 лет,
Трудности запоминания алфавита (в том числе в стихотворной или письменной форме) после 5 лет
Признаки риска Дошкольный возраст (2)Трудности сосредоточения, непоседливость при слушании устных историй после 5 летНе проявляет интереса к

Слайд 20Признаки риска Дошкольный возраст (3)
Отставание в усвоении навыков, требующих тонкой координации

движений пальцев (после 4 лет)
Предметный рисунок упрощенно-схематичный, содержит мало существенных

деталей (после 5 лет)
Не использует слова узкий-широкий, толстый-тонкий
Не запоминает последовательность времен года, дней недели (после 5,5 лет)
Признаки риска Дошкольный возраст (3)Отставание в усвоении навыков, требующих тонкой координации движений пальцев (после 4 лет)Предметный рисунок

Слайд 21Признаки риска Дошкольный возраст (4)
Беспричинные колебания настроения («плохие» и «хорошие» дни)

Признаки риска Дошкольный возраст (4)Беспричинные колебания настроения («плохие» и «хорошие» дни)

Слайд 22
Тестовые методы раннего
выявления
предрасположенности к
дислексии

Тестовые методы раннего выявления предрасположенности к дислексии

Слайд 23Методика раннего выявления предрасположенности к дислексии (Корнев А.Н.)
Рядоговорение (времена года,

дни недели)
Повторение цифр (прямой счет и инверсия ряда)
Воспроизведение ритмов (!!

!,! !!, !!! !, ! !!!,!! !!!)
Кулак-ребро-ладонь
Методика раннего выявления предрасположенности к дислексии (Корнев А.Н.)Рядоговорение (времена года, дни недели)Повторение цифр (прямой счет и инверсия

Слайд 24Тест быстрого серийного называния (картинки, цвета, цифры, буквы: по 36

стимулов каждого вида)
Повторение квазислов (взун, шикс, пчифт, извырлофт)
Тест фонетической сегментации

(скажи слово исток без и, слово горшок без гор)
Тест быстрого серийного называния (картинки, цвета, цифры, буквы: по 36 стимулов каждого вида)Повторение квазислов (взун, шикс, пчифт,

Слайд 25Признаки риска Школьный возраст

Замедленность мыслительных операций: замедленная речь/письмо
Дефицит внимания
Трудности в

следовании инструкциям в учебной деятельности

Признаки риска  Школьный возрастЗамедленность мыслительных операций: замедленная речь/письмоДефицит вниманияТрудности в следовании инструкциям в учебной деятельности

Слайд 26Признаки риска Школьный возраст (1)
Замедленный прогресс в усвоении чтения (отставание

от программных требований примерно на пол года и более в

первом классе, на 1 год –во втором классе, на 1 -1,5 в третьем)
Стойкие трудности в овладении слогослиянием (долго сохраняется побуквенное чтение)
Признаки риска  Школьный возраст (1)Замедленный прогресс в усвоении чтения (отставание от программных требований примерно на пол

Слайд 27Признаки риска Школьный возраст (2)
Использование двойного чтения: шепотом прочитывает первый

раз и вслух –второй раз; иногда вместо первого шепотного прочтения

возникают частые паузы (аналитически прочитывает про себя, а синтетически – вслух)
Повторяющиеся замены, пропуски, перестановки звуков при чтении
Плохое понимание прочитанного
Признаки риска  Школьный возраст (2)Использование двойного чтения: шепотом прочитывает первый раз и вслух –второй раз; иногда

Слайд 28Признаки риска Школьный возраст (3)
Проявления эмоционального напряжения, страха, стеснения при

чтении (особенно при чтении вслух)
Замены слов (ошибочное угадывание), добавление слов,

которых нет в тексте)
Трудности узнавания частотных слов при чтении
Трудности понимания узловых моментов содержания текстов, прочитанных ребенку вслух
Признаки риска  Школьный возраст (3)Проявления эмоционального напряжения, страха, стеснения при чтении (особенно при чтении вслух)Замены слов

Слайд 29Признаки риска Школьный возраст: письмо (1)
Плохо владеют навыками фонематического анализа
Много

ошибок в письме под диктовку
Среди ошибок велика доля пропусков букв

(особенно часто гласных), слогов
Много замен букв, находящихся в сильной позиции (под ударением)
Признаки риска  Школьный возраст: письмо (1)Плохо владеют навыками фонематического анализаМного ошибок в письме под диктовкуСреди ошибок

Слайд 30Признаки риска Школьный возраст (2)

Ошибки на правописание слитно/раздельно, слитное написание

нескольких слов, раздельное написание сегментов слова

Признаки риска  Школьный возраст (2)Ошибки на правописание слитно/раздельно, слитное написание нескольких слов, раздельное написание сегментов слова

Слайд 31Предикция и помощь
Выявление признаков риска до школы- предупреждение (формирование предпосылок

навыка чтения)
Выявление ранних проявлений дислексии - коррекция дислексии:
Формирование предпосылок чтения

+ формирование слогового чтения и чтения целым словом адаптированным/альтернативным методом
Предикция и помощьВыявление признаков риска до школы- предупреждение (формирование предпосылок навыка чтения)Выявление ранних проявлений дислексии - коррекция

Слайд 33https://vk.com/dyslexiarf Ассоциация родителей и детей с дислексией

https://vk.com/dyslexiarf Ассоциация родителей и  детей с дислексией

Слайд 34Формирование навыков чтения и коррекция дислексии


SLOGY.ru
Онлайн-платформа для специалистов, родителей и

детей

Формирование навыков чтения и коррекция дислексииSLOGY.ruОнлайн-платформа для специалистов, родителей и детей

Слайд 35 Список использованной литературы

1. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., Изд-во Академии

педагогических наук РСФСР, 1950г.

2. Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики

дислексии у детей /методическое пособие, Спб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010г.

3. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая дигностика, обследование письма и чтения младших школьников: методическое пособие. – М.: В. Секачев, 2008г.

Список использованной литературы 1. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1950г.2.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика