Слайд 1Раннее выявление предрасположенности к дислексии
Слайд 2Дислексия
Лалаева Р.И. (1998)
Частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных,
повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в
процессе овладения чтением
Слайд 3Дислексия
(Корнев, 1995)
Это состояние, основным проявлением которого является стойкая избирательная неспособность
овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального
и речевого(языкового) развития, отсутствие нарушений слуха и зрения и оптимальные условия обучения.
Слайд 4Распространенность
нарушений чтения
Слайд 5Предикция дислексии и ее научные обоснования
Предикция –предсказание вероятности будущей патологии
Предсказание
строится на выявлении признаков риска у детей до появления дислексии
Научные
данные о признаках риска дислексии.
Слайд 6Что такое признаки риска?
Признаки риска дислексии – это определенные психобиологические
характеристики у ребенка, которые указывают на высокую вероятность (75% и
выше) появления симптомов дислексии с началом обучения в школе.
Слайд 7Генетическая основа дислексии
Распространенность по дислексии:
В парах монозиготных близнецов - 73%
В
парах гетерозиготных близнецов - 47%
Коэффициент наследуемости дислексии -40-70%
Дислексия у одного
из родителей создает риск дислексии у ребенка – 45%
Слайд 8Признаки риска
Последовательно-ступенчатое накопление информации о риске
Наследственная отягощенность
Раннее развитие речи (появление
фразы после 2,5 лет)
Скрининг – тестирование с 5 лет
Слайд 9Признаки риска
Факторы, влияющие на успешность овладения навыками чтения
Особенности конкретной письменности:
степень ее прозрачности и требования, которые она предъявляет ученику.
Особенности образовательной
среды: методы обучения и формы помощи со стороны педагога
Способности ребенка
Слайд 10Признаки риска
Особенности русской письменности
В письме – расхождение написания и произношения
(морфологический и традиционный принципы)
Говорим [малъко], пишем молоко
В чтении слоговой принцип:
ки- k’I, ка-kA, ик – ik
Подвижное ударение (ударные-безударные гласные)
Слайд 11Признаки риска
Адекватные методы обучения
Доступные по форме преподнесения (понятные и простые)
Методически
природосообразные (т.е. соответствующие механизму усвоения)
С гибкой дифференцированной системой помощи
Для детей
группы риска – методически адаптированная программа
Слайд 12Признаки риска
Достаточный уровень
обучаемости: общей и частной
Общая обучаемость: способность к
обобщению нового опыта, самообучению, самомониторингу
Частная обучаемость: когнитивные и языковые предпосылки,
навыки -предпосылки
Слайд 13Признаки риска
Общая обучаемость
Общая обучаемость: способность к приобретению и обобщению нового
опыта, т.е. самообучению
Способность к осознанию себя
Способность к самомониторингу
Слайд 14Признаки риска
Частная обучаемость: когнитивные предпосылки
Способности – предпосылки
Навыки - предпосылки
Слайд 15Признаки риска
Когнитивные способности
Способность запоминать последовательности (сукцессивные способности),
Объем оперативной памяти,
Способность к
автоматизации навыков.
Слайд 16Признаки риска
Языковые и метаязыковые способности
Способность накапливать словарь
Скорость запоминания слов
Оперативная фонологическая
память
Слайд 17Признаки риска
Навыки-предпосылки
Осознание звуковой стороны речи
Владение лексическим, слоговым и фонематическим анализом
Владение
слоговым синтезом
Объем словарного запаса
Навыки создания и понимания нарративов
Навык стратегия визуального
сканирования текста
Слайд 18Признаки риска
Дошкольный возраст (1)
Признаки отставания в развитии устной речи (начинается
пользоваться фразовой речью после 2,5 лет)
Трудности в запоминании простых рифм,
детских стихов после 4 лет
Забывает имена друзей, знакомых, педагогов, путает названия основных цветов после 4 лет
Слайд 19Признаки риска
Дошкольный возраст (2)
Трудности сосредоточения, непоседливость при слушании устных историй
после 5 лет
Не проявляет интереса к письменным буквам и словам
после 5 лет,
Трудности запоминания алфавита (в том числе в стихотворной или письменной форме) после 5 лет
Слайд 20Признаки риска
Дошкольный возраст (3)
Отставание в усвоении навыков, требующих тонкой координации
движений пальцев (после 4 лет)
Предметный рисунок упрощенно-схематичный, содержит мало существенных
деталей (после 5 лет)
Не использует слова узкий-широкий, толстый-тонкий
Не запоминает последовательность времен года, дней недели (после 5,5 лет)
Слайд 21Признаки риска
Дошкольный возраст (4)
Беспричинные колебания настроения («плохие» и «хорошие» дни)
Слайд 22
Тестовые методы раннего
выявления
предрасположенности к
дислексии
Слайд 23Методика раннего выявления предрасположенности к дислексии (Корнев А.Н.)
Рядоговорение (времена года,
дни недели)
Повторение цифр (прямой счет и инверсия ряда)
Воспроизведение ритмов (!!
!,! !!, !!! !, ! !!!,!! !!!)
Кулак-ребро-ладонь
Слайд 24Тест быстрого серийного называния (картинки, цвета, цифры, буквы: по 36
стимулов каждого вида)
Повторение квазислов (взун, шикс, пчифт, извырлофт)
Тест фонетической сегментации
(скажи слово исток без и, слово горшок без гор)
Слайд 25Признаки риска
Школьный возраст
Замедленность мыслительных операций: замедленная речь/письмо
Дефицит внимания
Трудности в
следовании инструкциям в учебной деятельности
Слайд 26Признаки риска
Школьный возраст (1)
Замедленный прогресс в усвоении чтения (отставание
от программных требований примерно на пол года и более в
первом классе, на 1 год –во втором классе, на 1 -1,5 в третьем)
Стойкие трудности в овладении слогослиянием (долго сохраняется побуквенное чтение)
Слайд 27Признаки риска
Школьный возраст (2)
Использование двойного чтения: шепотом прочитывает первый
раз и вслух –второй раз; иногда вместо первого шепотного прочтения
возникают частые паузы (аналитически прочитывает про себя, а синтетически – вслух)
Повторяющиеся замены, пропуски, перестановки звуков при чтении
Плохое понимание прочитанного
Слайд 28Признаки риска
Школьный возраст (3)
Проявления эмоционального напряжения, страха, стеснения при
чтении (особенно при чтении вслух)
Замены слов (ошибочное угадывание), добавление слов,
которых нет в тексте)
Трудности узнавания частотных слов при чтении
Трудности понимания узловых моментов содержания текстов, прочитанных ребенку вслух
Слайд 29Признаки риска
Школьный возраст: письмо (1)
Плохо владеют навыками фонематического анализа
Много
ошибок в письме под диктовку
Среди ошибок велика доля пропусков букв
(особенно часто гласных), слогов
Много замен букв, находящихся в сильной позиции (под ударением)
Слайд 30Признаки риска
Школьный возраст (2)
Ошибки на правописание слитно/раздельно, слитное написание
нескольких слов, раздельное написание сегментов слова
Слайд 31Предикция и помощь
Выявление признаков риска до школы- предупреждение (формирование предпосылок
навыка чтения)
Выявление ранних проявлений дислексии - коррекция дислексии:
Формирование предпосылок чтения
+ формирование слогового чтения и чтения целым словом адаптированным/альтернативным методом
Слайд 33https://vk.com/dyslexiarf
Ассоциация родителей и
детей с дислексией
Слайд 34Формирование навыков чтения и коррекция дислексии
SLOGY.ru
Онлайн-платформа для специалистов, родителей и
детей
Слайд 35
Список
использованной литературы
1. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., Изд-во Академии
педагогических наук РСФСР, 1950г.
2. Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики
дислексии у детей /методическое пособие, Спб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010г.
3. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая дигностика, обследование письма и чтения младших школьников: методическое пособие. – М.: В. Секачев, 2008г.