Слайд 1Ранняя диагностика и коррекция познавательной деятельности у детей
Слайд 2Методики обследования детей дошкольного возраста
«Отбор детей в специальные дошкольные учреждения»
(А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, 1972) - направлены на
выявление нарушений слуха, речи, интеллекта.
«Экспериментально-психологическое исследование детей в период предшкольной диспансеризации» (1978)
Слайд 3Познавательное развитие от 18до 24мес.
Зрительное восприятие: Сличает, предмет с его
изображением. Соотносит (сличает) предметы по цвету, форме, величине («дай такой»
) . Показывает части тела и лица.
Слуховое восприятие: Хорошо слышит и различает звуки окружающего мира.
Деятельность: Использует предметы по функциональному назначению. Выполняет соотносящие действия (с матрешкой , кубиками-вкладышами ) , орудийные(стучит молотком ) и процессуальные действия (катает машинку, нагружает ее кубиками
Слайд 4Познавательное развитие от 24-30мес.
Зрительное восприятие: Рассматривает и узнает предметы, лица
на сюжетных картинках. Различает (выделяет по слову ) предметы по
цвету, форме, величине. Разбирает и собирает: пирамидку, матрешку, кубики, вкладыши. Конструирует из строительного материала (по подражанию).
Слуховое восприятие: Хорошо слышит шепотную речь и адекватно реагирует на нее. Любит слушать стихи, сказки, песенки
Деятельность: Переносит усвоенный способ действия на новые предметы. Воспроизводит ряд предметно-игровых действий.
Слайд 5Познавательное развитие от30-36 мес.
Зрительное восприятие: Соотносит, выбирает и называет предметы
по цвету, форме, величине. Складывает разрезную картинку ( из 2-3
частей ).
Слуховое восприятие: По издаваемому звуку определяет предметы, находящиеся вне поля зрения (лай собаки ,шуршащая бумага).
Деятельность: Осуществляет предметную игру с элементами сюжета(причесывает, кормит , укладывает спать куклу ;строит ворота и гараж для машины).
Слайд 6
Особенности развития детей дошкольного возраста
возрастает познавательная активность -развиваются восприятие ,наглядное
мышление, появляются зачатки логического мышления;
возрастает роль речи ;
появляются новые виды
деятельности: игра, изобразительная деятельность, элементы трудовой деятельности;
происходит интенсивное развитие личности ребенка.
начинается развитие воли
усваиваются нравственные представления и формы поведения в обществе.
Слайд 7ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ
РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Интерес к окружающему не
выражен или снижен;
Интерес к игрушкам поверхностный, нестойкий; часто совершает неадекватные
действия с предметами (стучит ложкой по столу, бросает машинку, облизывает куклу, сосет карандаш и.д.).
Не стремится к взаимодействию со взрослыми, не проявляет интерес к сверстникам
Отсутствует целенаправленная деятельность, ребенок равнодушен к результату своих действий, преобладает «полевое» поведение (хватает одну игрушку, бросает её и т.д).
Понимание обращенной речи отсутствует или ограничено; ребенок не отвечает действием на словесную инструкцию.
Не сличает и не выделяет по слову цвет, форму и величину предметов.
Слайд 8Особенности развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
недостаточный запас
знаний и представлений об окружающем,
пониженная познавательная активность,
замедленный темп
формирования высших психических функций,
слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании),
нарушения различных сторон речи.
Слайд 9Особенности развития детей с задержкой психического развития
свойственна пониженная обучаемость, однако
они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности
в другие ситуации ;
речь характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны.
испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин;
не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания.;
в речи в основном используются существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный из прилагательных чаще всего употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки.
Слайд 10Особенности развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
позже, чем обычные
дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить;
наблюдается соливация, носовой оттенок
речи, специфическое состояние речевой и неречевой артикуляционной моторики;
трудности при выполнении заданий по изобразительной и бытовой деятельности;
наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность, которая не исключает крикливость, раздражительность, расторможенность.
Слайд 11Особенности развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
отмечается низкий уровень
интереса к окружающему и недостаточная сформированность процесса восприятия,
невозможность самостоятельной
ориентации в условиях задачи, потребность в детализированном разъяснении,
трудности смены одного вида деятельности другим
навыки самообслуживания формируются только к концу дошкольного периода;
продуктивная деятельность вне специально организованного психолого-педагогического процесса отсутствует.
Слайд 12Особенности развития игровой деятельности детей с умственной отсталостью
игровая деятельность характеризуется
до пяти лет элементарными манипуляциями с игрушками, после 5 лет
- появляются процессуальные действия:
в игре наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, элементы сюжета;
не используют предметы-заместители, могут проявляться агрессивные наклонности в игре
Слайд 13Особенности развития речи детей с умственной отсталостью
у 60% детей наблюдаются
специфические расстройства речи по типу алалии и дизартрии
овладевают элементарной
речью только к 4-5 годам;
звукопроизношение нарушено;
фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями;
недосформирована семантическая сторона речи;
наблюдается эхолаличная речь
Слайд 14Условия проведения обследования.
необходимо предварительно установить эмоциональный контакт с ребенком, поиграть
с ним, вызвать его доверие и расположение
диагностика должна проводиться
в присутствии матери или другого близкого ребенку человека
Слайд 15Познавательное развитие
Восприятие
Запас знаний
об окружающем
Уровень
развития
деятельности
Мышление
Внимание
Память
Понимание
обращенной речи
Слайд 16Задержка развития может быть выражена
в различной степени – от
легкой до крайне тяжелой:
Легкая задержка развития.
Умеренно выраженная задержка
развития.
Выраженная (тяжелая) задержка развития.
Слайд 17Условия организации и проведения ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ У
ДЕТЕЙ С ОВЗ
Слайд 18I-организация предметно-развивающей среды
Предметно-развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное
пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. .(Л. С. Выготский, А.
Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др
Развивающая предметная среда группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы
Предметно-развивающая среда -комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых.(Стребелева Е.А.).
Слайд 19II-внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы
Широкое варьирование организационных форм:
групповых, индивидуальных
подгрупповых
Должно быть предусмотрено увеличение времени на проведение гигиенических процедур, прием
пищи
Слайд 20III-необходим адаптационный период