Слайд 1Рассмотрим следующую ситуацию.
Встретились две бывшие одноклассницы: Алена и Ирина. В
школе обе хорошо учились, окончили художественную школу, участвовали и побеждали
в различных творческих конкурсах. После окончания школы Алина стала компьютерным дизайнером, а Ирина – стилистом-парикмахером. Высокая зарплата, успешная карьера. Но что же беспокоит девушек? Давайте послушаем.
– Алена, какая приятная встреча!
– Здравствуй, Ирина, очень рада тебя видеть!
И: Как дела? Как работа? Очки у тебя красивые!
А: Работа очень интересная, зарплату прибавили, начальник поручает все важные заказы. Вот только глаза стали сильно уставать – целый день за компьютером, зрение упало. В школе очки я не носила, стеснялась, а теперь не снимаю. Врач посоветовал поменять работу. Не знаю, что делать?
И: И у меня проблемы с работой.
А: Клиенты капризные?
И: С клиентами все в порядке. Работа – целый день на ногах. За день так набегаешься, что к вечеру ноги гудят, поясницу сводит. Вот тебе и детский сколиоз. Лечилась, только доктор говорит, что одними лекарствами не поможешь. Тоже рекомендовал поменять работу. Подумала я, поискала и кое-что нашла. Устроюсь – расскажу. И тебе советую, подумай о другой работе! Все, пока.
А: Пока-пока.
Почему у девушек возникли такие проблемы?
Что они не учли при выборе профессии?
Слайд 2Тема урока:
Здоровье и выбор профессии
Слайд 3Что такое здоровье? Какого человека можно назвать здоровым?
Слайд 4Уставе Всемирной организации здравоохранения еще в 1946 г.: «Здоровье – это
состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней и физических дефектов».
Слайд 5Компоненты здоровья
Соедините стрелками понятия и определения.
Соматическое здоровье
Ориентация в пространстве и
времени; контроль своего поведения; частота и интенсивность общих положительных эмоций.
Социальное
здоровье
Способность человека к физической нагрузке.
Душевное (психическое) здоровье
Функционирование органов и систем организма: дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, эндокринной и т.д.
Физическое здоровье
Частота общения с друзьями, близкими людьми, т.е. количество и качество социальных связей.
Слайд 6Правильный ответ
соматическое здоровье – функционирование органов и систем организма: дыхательной, сердечнососудистой,
выделительной, эндокринной и т.д.
физическое здоровье – способность человека к физической нагрузке;
душевное
(психическое) здоровье – ориентация в пространстве и времени; контроль своего поведения; частота и интенсивность общих положительных эмоций;
социальное здоровье – частота общения с друзьями, близкими людьми, т.е. количество и качество социальных связей.
Слайд 7Основные понятия
Человек – здоровье: состояние здоровья человека позволяет выполнять трудовые функции,
соответствующие определенной профессии.
Профессия – здоровье: неблагоприятные профессионально-производственные факторы (НППФ), сопутствующие определенной
профессии, могут привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере.
Человек – профессия: успехи в трудовой деятельности являются одним из источников положительных эмоций и уверенности в своих силах, важным условием душевного здоровья.
Слайд 8Человек – здоровье.
Правильный выбор профессии прежде всего связан с учетом
состояния здоровья. Чтобы предупредить серьезные ошибки, необходимо знать противопоказания по
состоянию здоровья.
Слайд 9Заболевания
Неблагоприятные производственные факторы
Некоторые рекомендуемые профессии и специальности
Органы зрения
Работы, требующие особо
высокой точности, напряжения зрения, ношения защитных очков, значительного физического напряжения,
пребывания тела в наклонном положении
Продавец, бармен, оператор птицефабрики, садовод,
слесарь по ремонту автомобилей
Слайд 10Органы слуха
Работа, требующая хорошего слуха и общения с людьми, слухового
напряжения, а также связанная со значительным шумом и вибрацией
Чертежник, вышивальщица,
швея-мотористка,
обувщик,
цветовод,
фотограф, кондитер
Слайд 11Кожа
Контакт с токсическими и раздражающими кожу веществами, запыленность; неблагоприятный микроклимат;
постоянное увлажнение и загрязнение, охлаждение рук
Оператор ЭВМ
сборщик часов, полупроводников,
инженер-конструктор
Слайд 12Опорно-двигательный аппарат
Длительное пребывание на ногах, подъем и спуск по лестнице,
напряженная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей),
работа на высоте, у движущихся механизмов
Сборщик микросхем, телеграфист,
швея-мотористка
Слайд 13Органы дыхания
Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность; контакт с токсическими веществами; значительное
физическое напряжение, все виды излучения
Контролер-кассир,
цветовод,
оператор станков с числовым управлением, оператор
связи,
фотограф
Слайд 14Сердечнососудистая система
Значительное физическое напряжение; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами;
работа на высоте с движущимися механизмами, шум, вибрация
Радиомеханик,
портной,
секретарь-референт, пчеловод
Слайд 15Органы пищеварения
Контакт с токсическими веществами; значительное физическое и нервное напряжение;
работа, связанная с нарушением режима питания; вынужденная рабочая поза, предписанный
темп работы и невозможность соблюдать режим питания
Сборщик
полупроводников, оператор ЭВМ,
слесарь по ремонту автомобилей,
дизайнер
Слайд 16Нервная система
Нервно-эмоциональное напряжение; шум и вибрация; неблагоприятный микроклимат; контакт с
токсическими веществами, особенно нервнопаралитического действия; работа, связанная с повышенной опасностью
травматизма
Резчик по дереву, закройщик,
столяр
Слайд 17Профессия – здоровье
Первая группа включает профессии, в условиях работы которых полностью
отсутствуют НППФ(неблагоприятные профессионально-производственные факторы) . Таких профессий много: продавец промышленных товаров, менеджер,
художник-модельер и т.д. Эти профессии и специальности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.
Слайд 18Профессии второй группы (например, повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное
воздействие какого-либо одного НППФ. Работа таких специалистов связаны с временным
неблагоприятным воздействием на организм человека, например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Следовательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого нет заболеваний сердечнососудистой системы и органов дыхания, а также отсутствует склонность к простудным заболеваниям.
Слайд 19Третья группа включает профессии и специальности, для которых характерно воздействие не
одного, а нескольких НППФ. Поэтому даже если воздействие каждого из них незначительное,
то усиливается их взаимодействием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), работника типографии (запыленность воздуха, постоянный шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечнососудистой и дыхательной систем, органов слуха данные профессии не могут быть рекомендованы.
Слайд 20четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда,
например, сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К
таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста.
Слайд 21Пятая группа – это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая
проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо
бережного отношения со стороны работников, среди которых не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.
Слайд 22Шестая группа – это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов. И
если они у человека недостаточно выносливы и здоровы, то такие
виды производственной деятельности ему противопоказаны. Например, при нарушении органов зрения противопоказаны профессии оператора ЭВМ, сборщика часов, микросхем, вышивальщицы; органов слуха – стенографистки, звукорежиссера; органов обоняния – повара, парфюмера и т.п.
Слайд 23Человек – профессия
Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но
и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям
психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия. Следовательно, работа должна приносить радость, удовольствие, положительные эмоции, что является важным условием душевного здоровья.
Косвенным образом оценить состояние своего душевного здоровья вам поможет методика «Вегетативная лабильность». Вегетативная лабильность – это способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды.
Слайд 24Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные
ощущения. Отметьте совпадения знаком +.
Утром мне трудно вставать вовремя, я
не чувствую себя бодрым.
Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.
Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.
Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.
Я часто мерзну.
Слайд 25Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.
При резком
наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.
Мне становится
не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.
У меня часто бывают головные боли.
Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.
Слайд 26Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по
лестнице.
При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют
руки.
При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.
Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».
Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.
Слайд 27Результат
Чем больше «нет» (0 – 6), тем меньше у вас
поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов
(7 – 9) — сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.
Если больше, чем в 10 утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, вам следует обратить внимание на свое самочувствие. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, вам следует проконсультироваться с врачом.
Таким образом, мы рассмотрели взаимосвязь таких понятий, как человек, здоровье, профессия, а также все составляющие выбора профессии с учетом состояния здоровья и возможными медицинскими противопоказаниями.
Слайд 28Установите взаимосвязь понятий человек – здоровье – профессия.
Слайд 29А что решили наши героини?
А: Привет!
И: Привет! Как дела? Ты
обещала рассказать, если у тебя что-то получится с новой работой.
Рассказывай!
А: Все получилось! Место работы я поменяла, но осталась дизайнером. Только теперь я ландшафтный дизайнер. За компьютером сижу меньше, часто работаю на открытом воздухе – глаза отдыхают. А у тебя как дела? Что изменилось?
И: Я долго думала о нашем разговоре и решила тоже поискать что-нибудь. И нашла! Раньше о такой профессии даже не слышала, а сейчас просто жизни без нее не представляю.
А: Что же это за профессия?
И: Профессия называется постижёр! Я делаю парики, усы, бороды, стрижки, укладки. Очень интересная работа! Тот же парикмахер, но работаю сидя, ноги практически не болят, есть время здоровьем заняться.
А: Очень за тебя рада! Думаю, мы с тобой все правильно сделали.
И: Желаю успехов на новом месте!
А: Пока!
Слайд 30Домашнее задание
Напишите сообщение на тему «Здоровье и моя будущая профессия».
Дополнительно:
напишите ваши рассуждения по поводу следующих высказываний:
Не горбитесь, заботьтесь о
своем скелете – это ведь все, что от нас останется.
Нужно ухаживать за собой, в противном случае будут ухаживать другие.
Тренируй память, чтобы помнить, что ты уже забыл.
Если не бегать, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.