Слайд 1РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ
Доцент кафедры детской и подростковой психиатрии, медицинской психологии УГМАДО
к.м.н.
О.И.Пилявская
Слайд 2Мышление
- это форма отражения объективной реальности в виде целенаправленного,
опосредованного и обобщенного познания связей и отношений вещей.
Слайд 3
КАТЕГОРИИ МЫШЛЕНИЯ
Представление – образ конкретного предмета или явления, воспроизведённый в
сознании на основе прошлых впечатлений или благодаря воображению
Понятие – отражение
в сознании существенных свойств предметов и явлений
а) конкретное; б) абстрактное; в) собирательное; г) общее
Простое и сложное понятие
Суждение – утверждение относительно какого-нибудь объекта или явления. Констатирует факт наличия или отсутствия признака.
Умозаключение – логический вывод, вытекающий из сопоставления суждений.
Слайд 4 ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ
Анализ
Синтез
Сравнение
Обобщение
Абстрагирование
Конкретизация
Слайд 5 КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ
Экономичность
– выбор наиболее короткого пути для формирования понятий, суждений, умозаключений.
Рациональность – использование для формирования умозаключений представлений и понятий, основанных на реальных явлениях и процессах объективной действительности.
Целенаправленность – активное стремление к решению конкретной задачи.
Критичность – проверка правильности построения суждений, контроль их практикой, умение оценивать и соотносить работу мысли с реальностью.
Слайд 6 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Наглядно-действенное (сенсомоторное, «ручное») – от
рождения до 2х лет
Конкретное, образное, чувственное – с 1, 5
– 3 лет
Понятийное, абстрактно-логическое – с 8 – 10 лет
Слайд 7Патология ассоциативного процесса
1. По темпу:
а) ускорение; б) ментизм; в)
скачка идей; г)замедление;
2. По стройности: а) разорванность; б)вербигерация; в) бессвязность;
г) шперрунг; д)инкогеренция; е) парология.
3. По целенаправленности: а) обстоятельность; б)персеверация; в) резонерство; г) символизм.
Слайд 8 Парологическое мышление (кривое мышление, мышление
«с выкрутасами») характеризуется предвзятым направлением мыслительной деятельности, когда во внимание
принимаются отдельные факты или случайные стороны явлений, соответствующие доминирующей установке. Всё, что ей противоречит, не замечается или отбрасывается. Этот вид мышления не является алогичным, бессистемным и внутренне противоречивым, формально-логическая структура не нарушена, но оно осуществляется в соответствии с определёнными целями и задачами, далёкими от нормальной логики.
Слайд 9Основные принципы:
«после того, значит вследствие того»
подобия
сопричастия (партиципации)
Варианты:
• суеверия
(мистические верования распространяются путём психического заражения, если возникают внезапно аутохтонно
– проявление психического заболевания)
• нарушения идентификации (ложные узнавания)
• символическое мышление
• ритуалы - форма сложного символического поведения, особая система действий, призванная защитить или причинить вред
• анимистические представления – тенденция к одушевлению различных неодушевлённых предметов (сюда же относятся идеи о воскрешении тела после смерти, феномен воплощения - отношение к происходящему в данный момент, как к отзвуку, воплощению в реальности собственных мыслей, намерений, переживаний)
Слайд 10Символическое мышление –
• лишено логики (действуют архаические законы)
•
использует символы – условные знаки, служащие представителями, приметами какого-то явления,
понятия, идеи
• при психических болезнях придумывают новые символы, общепринятые используются в несвойственном им значении, нарушается понимание природы символа, он расценивается не как знак, а как самостоятельное явление.
Символ выступает носителем конкретного содержания, способного изменить понимание природы явления.
Основные символы - цифры, цвет, графические знаки, действия, звуки, слова (в том числе неологизмы) и т. д.
Слайд 11Резонёрство (тангенциальное мышление)
• расстроена логическая структура
• наклонность к
общим рассуждениям
• размышления не ведут к достижению определённой цели и
формированию конечного вывода
• рассуждения беспредметные, беспочвенные
• высказывания часто многословны, высокопарны, витиеваты, «многозначительны»
• неспособность принимать во внимание конкретные факты и обстоятельства
Слайд 12 Аутистическое мышление – антипод реалистического мышления
• алогично –
аутистические идеи находятся в грубом противоречии не только с действительностью,
но и между собой. С точки зрения логики они бессмысленны. Игнорируются не только логические, но и временные отношения, для больных нет ничего невозможного, недостижимого, нереального.
• тенденциозно – прокладывается путь только для ассоциаций, соответствующих стремлению, противоречащие стремлению тормозятся
• эмоциональное или «кататимное» - аутистические идеи соответствуют не реальности, а стремлениям, основанным на потребности удовольствия
• его механизмы создают удовольствие самым непосредственным образом, поэтому «тот, кто удовольствуется аутистическим путём, имеет меньше оснований или вовсе не имеет оснований действовать»
• оперирует с недостаточно продуманными понятиями, ставит на место одного понятия другое
Берёт начало в возрасте 2 – 3 лет с появления у детей способности фантазировать.
Слайд 13 Формальное мышление
выражается в предпочтительной
направленности внимания и интеллектуальных установок не на социально - содержательные,
а на формальные аспекты деятельности
• склонность к арифметически точным ответам, выделяющим один несущественный, сиюминутный момент ситуации
• регистрирующая манера рассказывать, речь сухая, книжная с канцелярскими оборотами
• буквальное толкование пословиц и поговорок (иносказательных оборотов речи) с использованием только точного словарного значения слов. При этом процессы обобщения и абстрагирования сохранены, причина в диссоциации мышления – разрыве между словесно-логическими и образными формами.
• утрачивается чувство юмора, понимание шуток, речь окружающих понимается буквально без учёта смыслового контекста
Слайд 14Патология суждений
Доминирующие идеи.
Навязчивые идеи:
а) контрастные, б) овладевающие, в) умственная
жвачка.
Сверхценные идеи.
Бредовые идеи.
Слайд 15 Доминирующая идея
занимает главенствующее положение
в сознании и определяется объективными интересами, увлечениями, профессиональной деятельностью, а
не повышенным мнением и претенциозностью.
Слайд 16 Сверхценные идеи – суждения или комплекс мыслей, односторонне отражающих
реальные обстоятельства и доминирующих в сознании в силу их особой
личной значимости.
• они связаны с преувеличением роли и значительности собственной личности.
• верно отражают реальные факты
• стойкие, имеют тенденцию застревать в сознании
• эмоционально насыщены
• аффективно заряжены
• плохо поддаются разубеждению
Слайд 17Навязчивая идея – мысль, возникающая независимо и вопреки желанию, непреодолимо,
отличающаяся постоянством. Больной осознаёт их болезненный характер и бессмысленность, критически
относится к ним, старается от них освободиться.
• непроизвольность, непреодолимость возникновения
• чуждость сознанию
• понимание их болезненности и критического к ним отношения
• ощущение постоянного тревожной напряжённости и внутреннего беспокойства
• наличие «персеверационного принуждения»
Слайд 18Отвлечённые навязчивости
- бесплодное мудрствование – «умственная жвачка»
- навязчивый счёт –
аритомания
- навязчивые репродукции
Образные навязчивости
- фобии
- опасения
- представления
- воспоминания
- контрастные представления
и хульные мысли
- влечения
- действия
Слайд 19 Бредовые идеи – это возникающие на болезненной почве
неверные, ложные мысли не поддающиеся коррекции ни путём убеждения, ни
другим каким – либо способом (Гиляровский, 1954)
- болезненные, неправильные суждения и выводы, овладевающие сознанием больного и искажённо отражающие действительность; они отличаются постоянством и непоколебимостью, совершенно не поддаются коррекции (Завилянский И.Я., Блейхер В.М. и др. 1989).
Слайд 20Бред – совокупность бредовых идей
Бред - некорригируемое установление связей и
отношений между явлениями, событиями и людьми без реальных на то
оснований.
Бред – неверные по своему содержанию убеждения, не выводимые из других переживаний и возникающие с характером очевидности, которых больные придерживаются постоянно или в течение длительного времени, несмотря на сохранность интеллекта и несовместимость этих убеждений с прежним опытом и действительностью, и в отношении которых больные остаются недоступными для переубеждения (Губер, Гросс 1977).
Слайд 21• ложное содержание идеи (несоответствие с реальностью отличает бредовую идею
от сверхценной)
• болезненная основа возникновения (бред – аутохтонный, психологически невыводимый
симптом психической патологии, «где истинный бред, там прекращается психологическое понимание, основанное на особенностях характера, а в случаях, где возможно психологическое понимание, там нет бреда»- К.Шнейдер)
• убеждённость в правильности (отличает от навязчивости, «ошибаться свойственно человеку, а упорствовать в своих ошибках свойственно безумцу» - Цицерон)
• недоступность психологической коррекции
Слайд 22 Бред – первичный (примарный) или истинный (бредовое восприятие, бредовоепредставление,
бредовое сознание)
- чувственный и образный – острые формы, динамичные,
лишенные завершённости; чувственный проецируется в настоящее, пациент не размышляет, смысл событий постигается сразу, больной «чувствует» его; образный – не связан с окружающими объектами, это вспыхивающие в сознании воспоминания, представления и тд.)
- вторичный
- аффективный (голотимный), возникающий на фоне депрессии или мании
- психогенно обусловленный на фоне психотравмирующей ситуации
- индуцированный («совместные психозы» - «психозы вдвоём»: «навязанный», «сообщённый», «одновременный», «трансформированный»)
- резидуальный – чаще образный, как моносимптом после перенесенного психоза
Слайд 23 Стадии формирования первичного бреда:
а) бредовая настороженность,
б) бредовое
восприятие,
в) бредовое толкование,
г) кристаллизация бреда.
Слайд 24Формы бреда (по содержанию):
Бред толкования
Бред отношения
Бред преследования
Бред воздействия
Бред инсценировки
Бред интерметаморфозы
Бред
метаморфозы
Бред отрицательного двойника
Бред положительного двойника
Бред гибели
Бред любовный (эротический)
Бред ревности
Слайд 2513 Бред отравления
14 Бред ущерба
15 Бред величия
16. Бред изобретательства
17. Бред
реформаторства
18. Бред дисморфоманический
19. Бред микроманический
20. Бред ипохондрический
21. Бред нигилистический
22. Бред
самоуничижения
23. Бред самообвинения
24. Манихейский бред
Слайд 26Патология суждений в детском и подростковом возрасте
Сверхценные образования у детей
и подростков:
Раннее детство: сверхценное отношение к игровой деятельности (своеобразные игры),
сверхценные вопросы (особые вопросы отвлеченного характера).
Дошкольный и младший школьный возраст: односторонние интересы и занятия, «запойное чтение», страхи с образными представлениями.
Слайд 27Синдром страха в дошкольном возрасте:
2...4 года: страх темноты, одиночества, сказочных
персонажей, животных (острый страх может приближаться к делирию с обилием
зрительных и тактильных иллюзий и галлюцинаций); при шизофрении страхи нелепы, вычурны (например, страх перед определенной мелодией).
5...7 лет: страх, связанный с нарушением восприятия (иллюзии, галлюцинации, парейдолии); страхи обусловленные бредовыми переживаниями повышенным интересом и влечением ко всему страшному, связанны с собственными фантазиями.
Старший возраст: страхи, сверхценное патологическое фантазирование, идеи дисморфофобии и анорексии, ипохондрические идеи, аффективно-идеаторные переживания (результат патологических реакций).
Слайд 28Особенности бредовых идей в детском и подростковом возрасте:
Снижения чувства симпатии
к родителям, бред "чужие родители ", бредовые фантазии, идеи дисморфофобии,
страх, как бредовая идея.