Разделы презентаций


Роман М.Сервантеса Дон Кихот

Содержание

ПланИспания XVI-XVII вв. Своеобразие испанского романа эпохи Возрождения.Основные вехи жизни и творчества М.Сервантеса Сааведры.Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе.Изображение Испании в романе: народ, образ Санчо Пансы.Элементы пародии в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Роман М.Сервантеса «Дон Кихот»
Над презентацией работали студентки группы РЛ-18-1:
Васильева А.,

Савчук. Е., Генералова С., Лагунова М., Ключникова М., Митрофанова Е.,

Айдогдыева Д., Емельяненко Д.
Роман М.Сервантеса «Дон Кихот»Над презентацией работали студентки группы РЛ-18-1:Васильева А., Савчук. Е., Генералова С., Лагунова М., Ключникова

Слайд 2План
Испания XVI-XVII вв.
Своеобразие испанского романа эпохи Возрождения.
Основные вехи жизни

и творчества М.Сервантеса Сааведры.
Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное

в образе.
Изображение Испании в романе: народ, образ Санчо Пансы.
Элементы пародии в романе.
«Дон Кихот» как выражение кризиса гуманизма эпохи Возрождения.

ПланИспания XVI-XVII вв. Своеобразие испанского романа эпохи Возрождения.Основные вехи жизни и творчества М.Сервантеса Сааведры.Образ Дон Кихота. Трагикомическое,

Слайд 3Испания в XVI-XVII века
Особенности:
1. Неравномерность историко-культурного развития и обособленность отдельных территорий (результат

Реконкисты).
РЕКОНКИ́СТА (исп. Reconquista, от reconquistar – отвоёвывать), процесс возвращения завоёванных мусульманами земель

Пиренейского п-ова под власть христиан в 718–1492гг.
2. Установление сильного абсолютизма, но острые противоречия: приток золота из колоний, но ослабление национального хозяйства, малая социальная поддержка абсолютизма, огромное влияние католической церкви, стремление к европейскому господству (при Карле V), но кризис и военные и политические поражения (при Филиппе II)

Испания в XVI-XVII векаОсобенности:1. Неравномерность историко-культурного развития и обособленность отдельных территорий (результат Реконкисты).РЕКОНКИ́СТА (исп. Reconquista, от reconquistar – отвоёвывать), процесс возвращения

Слайд 4Испания в XVI-XVII века
Испанская литература эпохи Возрождения делилась на два

периода:

Раннее Возрождение
(1475-1550)

Позднее Возрождение (1550-1620)

Существенную роль играет воздействие ранессансной

культуры Италии, особенно через посредство Арагона, которому принадлежат итальянские земли и Каталония, вступившая на путь Возрождения ранее других пиренейских народов.
В процессе творческого и критического восприятия итальянского искусства постепенно выявляются специфические черты литературы испанского Ренессанса

Литература переживает пору наивысшего подъема.
Окончательно складываются все основные жанры испанской ренессансной литературы.
В обстановке наступления феодально-католической реакции и углубляющегося социально-политического упадка страны очень рано появляются признаки кризиса ранессансного гуманизма.
Возникает идеология и культура барокко

Испания в XVI-XVII векаИспанская литература эпохи Возрождения делилась на два периода: Раннее Возрождение (1475-1550)Позднее Возрождение (1550-1620)Существенную роль

Слайд 5Своеобразие испанского романа эпохи Возрождения
 Его развитие в Испании было более

богатым, чем в других странах.
Роман являлся самым значимым жанром в

испанской литературе эпохи Возрождения.
Разнообразие испанского романа: рыцарский, пасторальный, «мавританский», идиллический, плутовской.
Заимствован из средневековья авантюрно-любовный сюжет и героико-фантастические элементы.
Автор наполняет этот роман по существу своему уже новым мироощущением.
Опровержение религиозно – аскетической морали.
Утверждение духовной и физической красоты человека.


Своеобразие испанского романа эпохи Возрождения Его развитие в Испании было более богатым, чем в других странах.Роман являлся самым

Слайд 6Основные вехи жизни и творчества М.Сервантеса Сааведры
Годы жизни - (1547-1616гг.)

Ему не удалось получить систематического образования, однако учеба у профессора

Хуана Лопеса де Ойос дает основание на серьезную подготовку Сервантеса в области гуманитарных наук
участвует в сражении под Лепанто, где получает ранение
По пути домой попадает в плен к алжирским корсарам через 5 лет возвращается на родину попытки заработать на жизнь пером
В 1583-1587 гг. – поставлено около двух десятков пьес, лучшая из которых – трагедия «Нумасия» (ок.1584)
В 1585 г.выходит 1-я часть пасторального романа «Галатея»
Основные вехи жизни и творчества М.Сервантеса Сааведры Годы жизни - (1547-1616гг.) Ему не удалось получить систематического образования,

Слайд 7Основные вехи жизни и творчества М.Сервантеса Сааведры
С 1587 г.

– служба государственным чиновником Сервантес

видит настоящую Испанию, трагическую участь и духовное богатство народа 1605г. -1-я часть «Дон Кихота»
1613г. – «Назидательные новеллы»
1614г. – поэма «Путешествие на Парнас»
1615г. – 2-я часть «Дон Кихота» и «Восемь комедий и восемь интермедий»
1617г. –(посмертно) приключенческо-рыцарский роман «Странствия Персилеса и Сихисмунды»
Он писал на заказ, приспосабливался к стилям, к «модным» жанрам, будто хотел внести свое слово и показать глубокую моральную проблематику поколения, но это было всё безуспешно, до тех пор, пока Сервантес не создает свой стиль и свои жанры, которые способны полностью выразить его мысли.

Основные вехи жизни и творчества М.Сервантеса Сааведры С 1587 г. – служба государственным чиновником

Слайд 8Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе
живет

ради рыцарских идеалов благородства, чести, мужества, о которых он прочитал

в рыцарских романах. На своем пути стремится защищать слабых и угнетенных, сражаться с врагами, мотивы поступков Дон-Кихота человечны и благородны;

является воплощением наивного «доправового» сознания старого мира;

Дон Кихот хочет, опираясь на силу своей руки, изменить существующие порядки, защитить вдов и сирот, наказать обидчиков. Однако на самом деле он творит беспорядки, причиняет людям зло и страдания;

Дон Кихот — центральный образ романа великого испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»; он же — Рыцарь Печального Образа; он же — Рыцарь Львов; он же — идальго, обедневший дворянин Алонсо Кихана по прозвищу Добрый.

Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе живет ради рыцарских идеалов благородства, чести, мужества, о

Слайд 9Образ Дон Кихота
пылает любовью к человечеству: его намерения защищать

людей искренни и бескорыстны, он готов к самопожертвованию;
безумие героя

– постоянный мотив сюжета. Однако его безумие чрезвычайно последовательно, сквозь него прорывается мудрость и благородство;
обладает эволюционным потенциалом, показан в развитии;
он убеждённый защитник свободы и справедливости, покровитель влюблённых, поклонник науки и поэзии. Этот «рыцарь» — истинный гуманист;
является воплощением «жертвенного начала», «веры в истину», бескорыстного служения высокому идеалу (по И.С. Тургеневу);
двойственность образа заключается в том, что прогрессивные гуманистические идеалы Дон Кихота выступают в реакционной, отжившей свой век рыцарской форме: Сервантес гротескно смешивает в образе своего героя черты старого мира и черты гуманизма, рыцарскую романтику и романтику Ренессанса, для которой уже не оказывается места в буржуазном обществе;



Образ Дон Кихота пылает любовью к человечеству: его намерения защищать людей искренни и бескорыстны, он готов к

Слайд 10Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе
трагикомизм образа

заключается в несоответствии между стремлениями фантазирующего Дон Кихота и его

возможностями, реальностью: он комичен в своем рыцарском безумии, но он же трагичен в своем непонимании того, насколько благородные идеалы безумца не соответствуют реальному миру реальных людей, исповедующих совсем иные идеалы и ценности;
образ Дон Кихота - это «вечный» образ. В нем отражается бескорыстное стремление человека защищать добро и справедливость, а также исповедовать благородные и высокие идеалы: Сервантес вложил в него общечеловеческое содержание, превратил в символ беспочвенного, оторванного от жизни идеализма;
Дон Кихот, в котором воплощена целая уходящая культура, – наиболее характерный пример типического в реализме Ренессанса;
Дон Кихот – последний ренессансный герой: юмористическим рассказом о самом отважном, деятельном и благородном человеке, какого когда-либо видел мир, и самом смешном безумце заканчивается тема реализма Возрождения.

Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образетрагикомизм образа заключается в несоответствии между стремлениями фантазирующего Дон

Слайд 11Изображение Испании в романе
Под пером Сервантеса оживает Испания социальных контрастов,

бедная и богатая, занятая трудом и привыкшая пребывать в праздности,

исполненная благородного душевного порыва и погрязшая в мелких корыстных расчетах.
Подобно плутовскому роману, «Дон Кихот» дает широкую картину национальной жизни, быта различных слоев общества, реалистическое изображение обстоятельств вокруг героя.
Изображение Испании в романеПод пером Сервантеса оживает Испания социальных контрастов, бедная и богатая, занятая трудом и привыкшая

Слайд 12Изображение Испании в романе. Картина народной жизни
Картина народной жизни показана в

очень большом объеме. Изображена правдиво и красочно жизнь крестьян, погонщиков

мулов, пастухов, солдат и т.д.
Всех этих простых людей автор описывает объективно и с разных сторон, не скрывая их грубость, сварливость, склонность к порокам, но в то же время показывает их трудолюбие, оптимизм и добродушие.
Автор полон доверия и симпатии ко всем этому населению и старается показать его с наилучшей стороны. Грубая трактирная служащая Мариторнес на последние копейки покупает пинту пива для бедного Санчо Пансы. Хозяйка двора лечит избитого и раненого погонщиками мулов Дон Кихота. Эту нищую, но полную живых сил Испанию Сервантес ставит против официальной Испании, надменной и богомольной, пытающейся идеализировать себя в картинах рыцарских романов прошлого и в слащавых пасторальных романах.
Изображение Испании в романе. Картина народной жизниКартина народной жизни показана в очень большом объеме. Изображена правдиво и

Слайд 13Изображение Испании в романе. Картина народной жизни
Во всех этих эпизодах, которые

образуют фон романа, представлены элементы здоровой жизни, способные для дальнейшего

развития. Их дополняют несколько вставных романов, которые изображают высшие формы жизни, отчасти отпоэтизированные в сентиментальных тонах. Эти романы пересекаются с эпизодами основного повествования. Цель этих романов – продемонстрировать возможность прекрасных форм людской деятельности на базе чистых и здравых чувств и понятий противоположных рыцарским представлениям Дон Кихота.

Глубокая народность новеллы заключается и в сочувственном изображении народной жизни: в сближении Дон Кихота с Санчо Пансой, в показе возможностей, находящихся в этом сыне испанской нации, в ясном и сознательном отношении к существованию, в выявлении социальной несправедливости и насилия, в уважении к человеку, о котором повествует эта книга, в оптимизме, которым она пропитана.

Изображение Испании в романе. Картина народной жизниВо всех этих эпизодах, которые образуют фон романа, представлены элементы здоровой

Слайд 14Образ Санчо Пансы
Дополняет образ Дон Кихота. Сервантес создал глубокий

образ, отражающий важнейшие стороны испанской жизни того периода и очень

важный для замысла романа .
Рыцарские идеалы чужды ему, стадо баранов для него просо стадо баранов, а не войско великого императора и т.д.
Санчо наивен и придурковат; он единственный, кто верит бредням Дон Кихота.
В нем сказалась ограниченность деревенской жизни.
Санчо Панса — носитель народной мудрости.
Образ Санчо Пансы имеет прецеденты уже в средневековой литературе. Во французском героическом эпосе встречается комический тип оруженосца-весельчака, болтуна и обжоры, в последствии пародийно разработанный Пульче в образе Маргутте.

Образ Санчо Пансы Дополняет образ Дон Кихота. Сервантес создал глубокий образ, отражающий важнейшие стороны испанской жизни того

Слайд 15Сравнение образов Дон Кихота и Санчо Пансы
Дон Кихот, изнуряя себя

физически, жаждет бескорыстно потрудиться на пользу человечества, Санчо Панса прежде

всего старается ублажить свою плоть и послужить самому себе;
Санчо «весь в практике», в настоящем, в то время как Дон Кихот весь устремлен в мечту, в прошлое, которое он хочет оживить;
Дон Кихот соединяет в себе все типичные черты странствующего рыцарства, как положительные, так и отрицательные, а Санчо Панса олицетворяет собою наивную непосредственность некультурного человека, руководящегося в своих действиях громадным запасом старинных пословиц и поговорок, преподносящих ему в готовом виде всю житейскую мудрость.
Также есть разница в том, как они избавляются от своих видений. Дон Кихот, несмотря на неудачи, которые его постоянно преследовали, остается во власти своих видений, пока, наконец, не прозревает. А вот Санчо Панса напротив, излечивается умственно и морально далеко до конца романа.

На первый взгляд Санчо Панса представляет собой полную противоположность своему господину:

Сравнение образов  Дон Кихота и Санчо ПансыДон Кихот, изнуряя себя физически, жаждет бескорыстно потрудиться на пользу

Слайд 16Сравнение образов Дон Кихота и Санчо Пансы
Но в то же

время между героями есть глубокое внутреннее сходство, делающее их сыновьями

одного народа и «продуктом» одной эпохи:
оба отличаются большой добротой, отзывчивостью, человечностью, беспечностью в жизни, чистотой сердца, активностью;
судьба аналогична: оба, увлеченные своими фантазиями, отрываются от нормальной жизни, чтобы пуститься по свету в поисках удачи, и оба в конце концов исцеляются от своих бредней, убедившись, что они были во власти миражей;
оба в каком-то смысле безумны: у Дон Кихота отношение к миру определяется нелепыми, вычитанными из романов, законами рыцарства, а Санчо глядит на мир сквозь призму своих несбыточных мечтаний о скором обогащении, об острове, графстве, и пр.;
оба мировоззрения одинаково произвольны: и то и другое искажает картину мира и жизни, оба они одинаково далеки от подлинно реалистического понимания действительности;
рыцарские затеи для Дон Кихота, как мечты об обогащении для Санчо Панса – лишь временная оболочка, чуждая их натурам. Они оба – благородные представители испанского народа.

Сравнение образов  Дон Кихота и Санчо ПансыНо в то же время между героями есть глубокое внутреннее

Слайд 17Сравнение образов Дон Кихота и Санчо Пансы
Основные два характера настолько

взаимосвязаны, что как бы сливаются в «двуединый» образ «подлинного героя

романа» (Гейне).
Достоинства и недостатки каждого героя этой пары соответствуют другому: утопическая мудрость одного – и простоватый здравый смысл другого, бескорыстная самоотверженность – и трогательная преданность, изобретательное воображение хитроумного идальго – и наивная плутоватость добродушного оруженосца. Иногда они меняются местами: здравый смысл оказывается на стороне Дон Кихота, а Санчо Панса полон фантастических суеверий.
Оба, пролагая себе путь к достойной жизни, «донкихотствуют», каждый на свой лад.

Основная ситуация романа – не в противопоставлении героев друг другу, но обоих – времени и обществу.

Сравнение образов  Дон Кихота и Санчо ПансыОсновные два характера настолько взаимосвязаны, что как бы сливаются в

Слайд 18Особенности языка романа «Дон Кихот»
Все это сопровождается

замечательным языком романа, ясный, богатый оттенками, связавший в себе элементы

народной речи.
Язык героев Сервантеса отличается в зависимости от их общественной принадлежности, характера и возраста. Особенно это проявляется в диалогах между Дон Кихотом, который говорит размеренно и важно, иногда используя свой архаичный говор, и не всегда точной, и правильной, но живой и выразительной, содержащей в себе пословицы, междометия, народной речью Санчо Пансы.
Язык персонажей даже сменяется в зависимости от характера положения или душевного состояния персонажей, принимая то разговорный, то шутливый, то официальный оттенок.

Особенности языка романа  «Дон Кихот»   Все это сопровождается замечательным языком романа, ясный, богатый оттенками,

Слайд 19Элементы пародии в романе
Сервантес заявлял, что стремился «внушить людям отвращение

к вымышленным и нелепым историям, описываемым в рыцарских романах». Осмеивая

рыцарские романы, он боролся со старым, феодальным сознанием, которое подкреплялось ими и находило в них свое поэтическое выражение;
пародируются в романе все рыцарские обряды и обычаи: церемония посвящения в рыцари, этикет рыцарского поединка, детали «рыцарского служения» даме;
все подвиги Дон Кихота, совершаемые им для восстановления справедливости на земле, приводят к совершенно противоположным результатам;

«Дон Кихот» - как говорит о нем сам автор в прологе к первой части романа и в его заключительных строках – был изначально придуман как пародия на рыцарские романсы.

Элементы пародии в романеСервантес заявлял, что стремился «внушить людям отвращение к вымышленным и нелепым историям, описываемым в

Слайд 20Элементы пародии в романе
доспехи — ржавые обломки вооружения его

предков, его конь — жалкая кляча, спотыкающаяся на каждом шагу,

его оруженосец — хитрый и грубоватый местный крестьянин, соблазнившийся перспективой быстрого обогащения, дама его сердца — скотница Альдонса Лоренсо из соседнего села;
Сервантес открывает роман сонетами, в которых посмеивается над обычаем многих авторов предварять книги высокопарными посвящениями;
Дон Кихот, захудалый идальго, всё имущество которого заключается в «фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке», - жалкая пародия на героя рыцарских романов;
Сервантес обыгрывал в своём повествовании не только общую схему и традиционных героев рыцарского романа, но и отдельные эпизоды популярных книг( подражание Дон Кихота Амадису Галльскому)

Элементы пародии в романе доспехи — ржавые обломки вооружения его предков, его конь — жалкая кляча, спотыкающаяся

Слайд 21«Дон Кихот» как выражение кризиса гуманизма эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения характеризуется

кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование

гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке.
Писавший свой роман в условиях кризиса гуманизма, Сервантес гениально отразил остроту столкновения идеальных устремлений человеческой личности с пошлой и прозаической действительностью. Он дает почувствовать читателю, как душно жить его герою в мире эгоизма и стяжательства. При полном неумении разобраться в реальной обстановке Дон Кихот – человек исключительного благородства, преданности своему идеалу. Его устами писатель высказывает гуманистические мысли о свободе, мире, достоинстве человека, любви. В какую бы нелепую, смешную форму не облекалась борьба героя за справедливость, Сервантес подчеркивает благородство самой идеи этой борьбы.
«Дон Кихот» как выражение кризиса гуманизма эпохи ВозрожденияЭпоха Возрождения характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося

Слайд 22Значение «Дон Кихота» в мировой литературе
Значение «Дон Кихота»

для дальнейшего развития европейской литературы очень велико, ведь разрушив старый

рыцарский роман, Сервантес заложил основы нового жанра, знаменующего громадный шаг в развитии художественного реализма. Он проложил путь романтическим произведениям начала XIX столетия.
Роман Сервантеса предстал для его поколения исключительным и намного опередил свою эпоху. Он был признан лишь спустя 2-3 века, когда стала возможна высшая форма реализма. Начиная с XVIII века идеи, образы, стилистические черты «Дон Кихота» находят более широкий отклик в литературе.

Значение «Дон Кихота» в мировой литературе  Значение «Дон Кихота» для дальнейшего развития европейской литературы очень велико,

Слайд 23Терминология
Тип- литературный герой, воплощающий собой определенные черты того или иного

времени, общественного явления, социального строя или социальной среды.
Пародия- комическое или

сатирическое подражание кому-нибудь или чему-нибудь.
Ирония- 1) вид комического: осмеяние, содержащее отрицательную оценку того, что критикуется; тонкая, скрытая насмешка; 2) употребление слов в контрастном значении для выражения насмешливого отношения. 
Плутовской роман- роман, рисующий реальную жизнь в ее самых обыденных проявлениях и дающий суровую критику. В плутовских романах обнажаются все язвы тогдашнего испанского общества и раскрывается порочность общественной системы.
ТерминологияТип- литературный герой, воплощающий собой определенные черты того или иного времени, общественного явления, социального строя или социальной

Слайд 24Источники литературы
История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: учебник для

филол. спец. вузов / М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский,

А.А. Смирнов. - М.: Высш. шк., 1987. - с. 298-312.
Ортега-и-Гассет Х. Размышления о “Дон Кихоте” [Электронный ресурс] / Х. Ортега-и-Гассет. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа:http://svr-lit.ru/svr-lit/ortega-i-gasset-don-kihot/i.. (Дата обращения: 23.11.2019)
Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения [Электронный ресурс] / Л.Е. Пинский. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://Pinskiy_-_Realizm_epohi_Vozrozhdeniya.html (Дата обращения: 23.11.2019)
Плавскин З.И. Испанская литература. Испанская литература XIV-XVI вв. [Электронный ресурс] / З.И. Плавскин. - Электрон. текстовые дан. – Режим доступа:http://svr-lit.ru/svr-lit/plavskin-ispaniya/index.htm(Дата обращения: 23.11.2019)
Погребная Я.В. История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения [Электронный ресурс] / Я.В. Погребная. - Электрон. текстовые дан. – Режим доступа:http://svr-lit.ru/svr-lit/pogrebnaya-srednie-veka/ser..(Дата обращения: 23.11.2019)
Степанов Г.В. “Дон Кихот”: персонаж и личность [Электронный ресурс] / Г.В. Степанов. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа:http://svr-lit.ru/svr-lit/articles/stepanov-don-kihot..(Дата обращения: 23.11.2019)
Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот [Электронный ресурс] / И.С. Тургенев. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа:http://svr-lit.ru/svr-lit/articles/turgenev-gamlet-i-.. (Дата обращения: 23.11.2019)
Цомакион А.И. Сервантес. Его жизнь и литературная деятельность [Электронный ресурс] / А.И. Цомакион. - Электрон. текстовые дан. – Режим доступа:http://svr-lit.ru/svr-lit/comakion-servantes/index.htm(Дата обращения: 23.11.2019)
Штейн А.Л. Испанская культура эпохи Возрождения [Электронный ресурс] / А.Л. Штейн. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://svr-lit.ru/svr-lit/articles/shtejn-ispanskaya-.. (Дата обращения: 23.11.2019)
Источники литературыИстория зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: учебник для филол. спец. вузов / М.П. Алексеев, В.М.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика