Разделы презентаций


Языки программирования

Содержание

Языки программированияЛексикаОрфографияМорфологияСинтаксисГрамматикаПунктуацияСемантикаПрагматикаСтиль

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Языки программирования
Язык – знаковая система
Знак
Смысл (денотат)
Цифры «45»
Число 45
Семантическая функция Val(«45»)

= 4 * 10 + 5

Языки программированияЯзык – знаковая системаЗнакСмысл (денотат)Цифры «45»Число 45Семантическая функция Val(«45») = 4 * 10 + 5

Слайд 2Языки программирования
Лексика
Орфография
Морфология
Синтаксис
Грамматика
Пунктуация

Семантика
Прагматика
Стиль

Языки программированияЛексикаОрфографияМорфологияСинтаксисГрамматикаПунктуацияСемантикаПрагматикаСтиль

Слайд 3Лексика
Лексема – элементарная (относительно синтаксиса) единица языка
Примеры:
Числа: 123.4e2, 12, 0x25
Знаки:

+, !=, [,

if
Строки: “Hello, World”, “while + 1”
Символы: ‘a’

ЛексикаЛексема – элементарная (относительно синтаксиса) единица языкаПримеры:Числа: 123.4e2, 12, 0x25Знаки: +, !=, [,

Слайд 4Лексика - пример
Идентификатор – последовательность букв и цифр, начинающаяся с

буквы
Вопросы:
Кириллица? Инд2
Регистр? PersonID = PeRSoniD
_? student_count, __FILE__, _1
Длина? TheBestApproximationReachedSoFar
Другие символы? IsLegal?
Пробелы?

Min X
Лексика - примерИдентификатор – последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквыВопросы:Кириллица? Инд2Регистр? PersonID = PeRSoniD_?	student_count, __FILE__, _1Длина?

Слайд 5Лексика – формальное описание
Регулярные выражения
(_|a|…|z)(_|a|…|z|0|…|9)*
Конечные автоматы
_ a … z
_

a … z 0 …9
иначе
иначе

Лексика – формальное описаниеРегулярные выражения 			(_|a|…|z)(_|a|…|z|0|…|9)*Конечные автоматы_ a … z_ a … z 0 …9иначеиначе

Слайд 6Форма Бэкуса-Наура - БНФ
Нетерминал – определяемое понятие
Терминал – неопределяемый символ
Метасимволы

– ( ) ::= [ ] *

Правило грамматики
Нетерминал ::= последовательность терминалов

и нетерминалов

Форма Бэкуса-Наура - БНФНетерминал – определяемое понятиеТерминал – неопределяемый символМетасимволы – ( ) ::= [ ] *Правило

Слайд 7Пример БНФ
буква ::= _
буква ::= a
...
буква ::= z
цифра ::= 0

цифра

::= 9

букра ::= буква
букра ::= цифра

букры ::=
букры ::=

букра букры

идент ::= буква букры

Пример БНФбуква ::= _буква ::= a...буква ::= zцифра ::= 0…цифра ::= 9букра ::= буквабукра ::= цифра букры

Слайд 8Регуляризованная БНФ - РБНФ
Альтернатива
разное ::= вариант1
...
разное ::= вариантn
Эквивалентно
разное ::=

вариант1 | ... | вариантn
Пример
буква ::= _ | a

| … | z
Регуляризованная БНФ - РБНФАльтернативаразное ::= вариант1...разное ::= вариантnЭквивалентно разное ::= вариант1 | ... | вариантn Пример	буква ::=

Слайд 9Регуляризованная БНФ - РБНФ
Необязательный элемент – возможное отсутствие
можетбыть ::=
можетбыть ::=

нечто
Эквивалентно
можетбыть ::= [ нечто ]
Пример
букры ::= [ букра

букры ]
Регуляризованная БНФ - РБНФНеобязательный элемент – возможное отсутствиеможетбыть ::=можетбыть ::= нечтоЭквивалентно 	 можетбыть ::= [ нечто ]Пример	букры

Слайд 10Регуляризованная БНФ - РБНФ
Итерация – повторение ноль или более раз

(звезда Клини)
много ::=
много ::= нечто много
Эквивалентно
много ::= (нечто)*
Пример
букры ::=

(букра)*
Регуляризованная БНФ - РБНФИтерация – повторение ноль или более раз (звезда Клини)много ::=много ::= нечто многоЭквивалентно 	много

Слайд 11Регуляризованная БНФ - РБНФ
Ненулевая итерация – повторение один или более

раз (плюс Клини)
много ::= нечто
много ::= нечто много
Эквивалентно
много ::=

(нечто)+
Пример
букра (букра)* экививалентно (букра)+
(букра)* экививалентно [(букра)+]

Регуляризованная БНФ - РБНФНенулевая итерация – повторение один или более раз (плюс Клини)много ::= нечтомного ::= нечто

Слайд 12Пример РБНФ
буква ::= _
буква ::= a
...
буква ::= z
цифра ::= 0

цифра

::= 9

букра ::= буква
букра ::= цифра

букры ::=
букры ::=

букра букры

идент ::= буква букры

Пример РБНФбуква ::= _буква ::= a...буква ::= zцифра ::= 0…цифра ::= 9букра ::= буквабукра ::= цифра букры

Слайд 13Пример РБНФ
буква ::= _|a|…|z



цифра ::= 0|…|9

букра ::= буква
| цифра



букры ::= (букра)*


идент ::= буква букры

Пример РБНФбуква ::= _|a|…|zцифра ::= 0|…|9букра ::= буква		 | цифра букры ::= (букра)*идент ::= буква букры

Слайд 14Пример РБНФ





идент ::= буква (буква | цифра)*

буква ::= _|a|…|z



цифра ::=

0|…|9

Пример РБНФидент ::= буква (буква | цифра)*буква ::= _|a|…|zцифра ::= 0|…|9

Слайд 15Лексика
Разделители
Пробелы, переводы строк, табуляции
Значащие позиции: с 7 по 72
Комментарии: /*…*/

// до конца строки
Вложенные комментарии
Максимальность лексемы: a+++++b,

= 0.123e+1
ZERO = ZEROS = ZEROES = 0
Count = COUNT = count
ЛексикаРазделителиПробелы, переводы строк, табуляцииЗначащие позиции: с 7 по 72Комментарии: /*…*/  // до конца строкиВложенные комментарииМаксимальность лексемы:

Слайд 16Лексика – национальные версии (Алгол 60)
проц НОД(x,y,z); знач x,y; цел x,y,z; начало

цел проц ОСТ(A,B); знач A,B; цел A,B;

ОСТ := A – (A % B) * B; начало цел u; для u := ОСТ(x,y) пока u ≠ 0 цикл
начало y := x; x := u конец;
конец;
z := x
конец
Лексика – национальные версии (Алгол 60)проц НОД(x,y,z); знач x,y; цел x,y,z; начало  цел проц ОСТ(A,B); знач

Слайд 17Лексика – национальные версии (проблемы)
Для «правильного» перевода нужно менять не только

лексику, но и синтаксис, структуру фраз
Русские имена могут не допускаться

окружающей обстановкой
Использование «иноязычных» библиотек
Изображение данных:
числа: десятичная точка или десятичная запятая
даты: 09/01/04 или 04/01/09
Неудобство набора текста
опасность совпадения разных букв по начертанию
Лексика – национальные версии (проблемы)Для «правильного» перевода нужно менять не только лексику, но и синтаксис, структуру фразРусские

Слайд 18Лексика
Результат – поток лексем
Тип лексемы: идентификатор, строка, число...
Значение лексемы:

изображение, значение числа,....

ЛексикаРезультат – поток лексем Тип лексемы: идентификатор, строка, число...Значение лексемы: изображение, значение числа,....

Слайд 19Синтаксис
Правила построения фраз из лексем
Контекстно-свободный - структура фразы не зависит

от окружения
Контекстно-зависимый
Пример (Algol-68): .A x := 2
Описание переменной с

инициализацией, если А – тип
Присваивание 2 по адресу (.A x), если .A - операция
СинтаксисПравила построения фраз из лексемКонтекстно-свободный - структура фразы не зависит от окруженияКонтекстно-зависимый	Пример (Algol-68):  .A x :=

Слайд 20Контекстно-свободный синтаксис
Пример (РБНФ)
выр ::= перем
| конст
| (+ |

-) выр
| выр (= | < |

<> | + | - | * | /) выр
| ( выр )
Контекстно-свободный синтаксисПример (РБНФ)выр ::= перем 		| конст 		| (+ | -) выр 		| выр (= | <

Слайд 21Синтаксический вывод - дерево разбора
Выражение: x + 2 * y
Задача:

найти
последовательность
правил вывода
для заданной
цепочки
терминалов
выр + выр
перем
выр
перем
выр * выр
2
конст
y
x
((x) + ((2)

* (y) ) )
Синтаксический вывод - дерево разбораВыражение: x + 2 * yЗадача: найтипоследовательностьправил выводадля заданнойцепочки терминаловвыр + вырперемвырперемвыр *

Слайд 22Синтаксический вывод (неоднозначность)
Выражение: x + 2 * y
выр * выр
перем
выр
перем
выр +

выр
x
конст
2
y
( ( x + 2 ) * y )

Синтаксический вывод (неоднозначность)Выражение: x + 2 * yвыр * вырперемвырперемвыр + вырxконст2y( ( x + 2 )

Слайд 23Синтаксический вывод (избыточность)
Допускается «лишнее»
Пример:
A < B + C < D
+ -

+ 2
X + - Y

Синтаксический вывод (избыточность)Допускается «лишнее»Пример:A < B + C < D+ - + 2X + - Y

Слайд 24Контекстно-свободный синтаксис
Пример – улучшенный вариант
выр ::= прост-выр [(= |

|

((+ | -) слаг)*
слаг ::= множ ((* | / ) множ)*
множ ::= (перем | конст | ( выр ))
Контекстно-свободный синтаксисПример – улучшенный вариантвыр ::= прост-выр [(= | < |

Слайд 25Синтаксический вывод - дерево разбора
Выражение: x + 2 * y
слаг

+ слаг
выр
множ * множ
перем
2
конст
y
x
(x + ( 2 * y )

)

прост-выр

множ

перем

Синтаксический вывод - дерево разбораВыражение: x + 2 * yслаг + слагвырмнож * множперем2констyx(x + ( 2

Слайд 26Неоднозначность if
if (x > 0)
if (x < 2)
x

= x+1;
else
x = x-1;


if (x > 0)
if

(x < 2)
x = x+1;
else
x = x-1;


Неоднозначность ifif (x > 0) 	if (x < 2) 		x = x+1; else 	x = x-1;if (x

Слайд 27Неоднозначность if
if (x > 0)
if (x < 2)
x

= x+1;
fi
else
x = x-1;
fi
Решение проблемы:

Неоднозначность ifif (x > 0) 	if (x < 2) 		x = x+1;	fi else 	x = x-1;fiРешение проблемы:

Слайд 28Синтаксические диаграммы
Структурированный ориентированный граф с одним входом и одним выходом,

вершинами которого являются нетерминалы и терминалы

Допускает цепочку терминалов на пути

от входа к выходу с «заходом» в диаграммы нетерминалов.
Синтаксические диаграммыСтруктурированный ориентированный граф с одним входом и одним выходом, вершинами которого являются нетерминалы и терминалыДопускает цепочку

Слайд 29Синтаксические диаграммы
Вход:
Выход:

Обязательный:

Необязательный

Игнорируемый:

Синтаксические диаграммыВход:Выход: Обязательный:НеобязательныйИгнорируемый:

Слайд 30Синтаксические диаграммы
Выбор:



Необязательный выбор:
Выбор с умолчанием :

Синтаксические диаграммыВыбор:Необязательный выбор: Выбор с умолчанием :

Слайд 31Синтаксические диаграммы
Повторение:



Повторение через разделитель:

Синтаксические диаграммыПовторение:Повторение через разделитель:

Слайд 32Синтаксические диаграммы
идент ::= A..Z [(A..Z | 0..9)*]

Синтаксические диаграммыидент ::= A..Z [(A..Z | 0..9)*]

Слайд 33Синтаксические диаграммы - пример
«Плохая» грамматика

Синтаксические диаграммы - пример«Плохая» грамматика

Слайд 34Синтаксические диаграммы - пример
Улучшенная грамматика

выр ::= прост-выр [(= |

|

Синтаксические диаграммы - примерУлучшенная грамматикавыр ::= прост-выр [(= | < |

Слайд 35Синтаксические диаграммы - пример
прост-выр ::= [+ | -] слаг ((+

| -) слаг)*



слаг ::= множ ((* | /) множ)*

Синтаксические диаграммы - примерпрост-выр ::= [+ | -] слаг ((+ | -) слаг)*слаг ::= множ ((* |

Слайд 36Синтаксические диаграммы - пример
множ ::= перем | конст | (

выр )

Синтаксические диаграммы - примермнож ::= перем | конст | ( выр )

Слайд 37Синтаксические диаграммы – понятность пользователю
Критерии
чтобы не было слишком большим (умещалось

на странице)
чтобы не было слишком много диаграмм

Синтаксические диаграммы – понятность пользователюКритериичтобы не было слишком большим (умещалось на странице)чтобы не было слишком много диаграмм

Слайд 38Устойчивость синтаксиса
Случайные ошибки и опечатки должны обнаруживаться
Разные конструкции должны визуально

различаться
Примеры:
for (i = 0; i

(float x=0.0; x<=1,2; f=+0.1)
s = + f(x);

y = a[0]/2 + a[1]//3 + a[2]/5 + a[3]/7
+ a[4]/11 + a[5]/13 + a[6]/17 + a[7]/19;

10 DO I = 1.1,N
S = S * I
CONTINUE

.for i from 10 .to N .do print(“ “) .od;

Algol-68:

Fortran:

С:

Устойчивость синтаксисаСлучайные ошибки и опечатки должны обнаруживатьсяРазные конструкции должны визуально различатьсяПримеры:for (i = 0; i

Слайд 39Контекстно-зависимый анализ
Идентификация – сопоставление определений объектов с их использованиями
Статический анализ

типов – определение (вывод) типов объектов и выражений и проверка

типовой правильности.

Контекстно-зависимый анализ	Идентификация – сопоставление определений объектов с их использованиямиСтатический анализ типов – определение (вывод) типов объектов и

Слайд 40Семантика
Что делает данная программа?
Функциональная семантика – функция, реализуемая программой
Операционная семантика

–последовательность (содержательных) действий выполняемая программой
Аксиоматическая семантика – следствие постусловий из

предусловий
СемантикаЧто делает данная программа?Функциональная семантика – функция, реализуемая программойОперационная семантика –последовательность (содержательных) действий выполняемая программойАксиоматическая семантика –

Слайд 41Стиль
Лесенка - иногда обязательна (Occam), иногда поддерживается автоматически.

int l1 =

busy_class(cl, d*lessons_per_day + t1); if (t1==t || l1==-1 || lessons[l1]->

share[0].teacher != tch) continue; if (t1 < t-1 || t1>t+1) ++ not_sequence; else {++ total_class_overload; sum += B_CLASS_OVERLOAD; }

Неправильно
СтильЛесенка - иногда обязательна (Occam), иногда поддерживается автоматически.	int l1 = busy_class(cl, d*lessons_per_day + t1); if (t1==t ||

Слайд 42Стиль
Лесенка
int l1 = busy_class(cl, d*lessons_per_day + t1);

if (t1 == t


|| l1 == -1
|| lessons[l1]->share[0].teacher != tch)
continue;

/*

Не скупитесь на пробелы */

if (t1 < t-1 || t1 > t+1)
++ not_sequence;
else
{
++ total_class_overload;
sum += B_CLASS_OVERLOAD;
}

СтильЛесенка		int l1 = busy_class(cl, d*lessons_per_day + t1);				if (t1 == t 		|| l1 == -1 		|| lessons[l1]->share[0].teacher !=

Слайд 43Стиль
Лесенка else if плохо
if (x >=1000)
….
else
if (x

> 0)

else

if (x == 0)

else
if (x > -1000)

else // x <= -1000

СтильЛесенка else if 		плохо	if (x >=1000)		….	else 	  if (x > 0)		…	  else

Слайд 44Стиль
Лесенка else if
if (x >=1000)
….
else if (x > 0)

else if

(x == 0)

else if (x > -1000)

else // x

-1000


СтильЛесенка else if	if (x >=1000)		….	else if (x > 0)		…	else if (x == 0)		…	else if (x > -1000)		…	else

Слайд 45Стиль
Содержательные, мнемоничные идентификаторы
int n1, n2;
for (int index_of_outer_loop = 0;

index_of_outer_loop < n1;
index_of_outer_loop ++)
for (int intIndexJ =

0; intIndexJ < n2; intIndexJ ++)


Неправильно
СтильСодержательные, мнемоничные идентификаторыint n1, n2;for (int index_of_outer_loop = 0;    		index_of_outer_loop < n1; 			index_of_outer_loop ++)	for

Слайд 46Стиль
Содержательные идентификаторы
int PersonCount, ExamCount;
for (int p = 0; p

PersonCount; p++)
for (int j = 0; j < ExamCount; j

++)


Длина идентификатора пропорциональна размеру области его действия
СтильСодержательные идентификаторыint PersonCount, ExamCount;for (int p = 0; p < PersonCount; p++)	for (int j = 0; j

Слайд 47Стиль
Неиспользование умолчаний

int cnt = 0;
unsigned char line[128]
FILE * file;

while

( fgets(line, 127, file) != NULL)
cnt ++;

СтильНеиспользование умолчанийint cnt = 0;unsigned char line[128]FILE * file;… while ( fgets(line, 127, file) != NULL)		cnt ++;

Слайд 48Комментарии
Совсем без комментариев – плохо

int max = 0;
for (int i

= 0; i < n; i++)
if (M[i] > max)
max =

M[i];
КомментарииСовсем без комментариев – плохоint max = 0;for (int i = 0; i < n; i++)	if (M[i]

Слайд 49Комментарии
С плохими комментариями – ещё хуже
/* начальник приказал написать комментарии к

каждой строчке – ему же хуже будет :-[ */
int max

= 0; // присвоить 0
// перебираем i=0..n-1
for (int i = 0; i < n; i++)
if (M[i] > max) // сравниваем с max
max = M[i]; // обновляем, если надо
КомментарииС плохими комментариями – ещё хуже/* начальник приказал написать комментарии к каждой строчке  – ему же

Слайд 50Комментарии
Комментарии облегчают понимание
/*
* Нахождение максимума max в массиве M

*/
int max = 0; // предполагается, что все M[i] >

0
for (int i = 0; i < n; i++)
if (M[i] > max)
max = M[i];
КомментарииКомментарии облегчают понимание/* * Нахождение максимума max в массиве M */int max = 0; // предполагается, что

Слайд 51Прагматика
Использование конструкций языка согласно их предназначению
while (n

-n;
break;
}
if (n

(n<0 ? –n : n);
ПрагматикаИспользование конструкций языка согласно их предназначениюwhile (n

Слайд 52Преемственность
Fortran -> Fortran IV -> Fortran 77 -> Fortran 90
K&R

C -> ANSI C -> C++ -> C#
Обратная совместимость

ПреемственностьFortran -> Fortran IV -> Fortran 77 -> Fortran 90K&R C -> ANSI C -> C++ ->

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика