Слайд 1Равновесие фирмы.
Цена и объем выпуска.
Слайд 2Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции.
в условиях совершенной конкуренции изменение
объема выпуска фирмы не может влиять на рыночную цену продукции,
которая остается неизменной вне зависимости от объема выпуска данной фирмы
⇒ спрос на продукцию отдельной фирмы можно считать совершенно эластичным (независимо от характера спроса на данную продукцию)
Слайд 3общий, средний и предельный доход
общий (валовой) доход фирмы (TR
) равен произведению цены на количество проданной продукции
TR=P
• Q
предельный доход фирмы (MR) равен приросту дохода от выпуска каждой дополнительной единицы продукции.
средний доход фирмы (АR) равен валовому доходу, деленному на объем выпуска
в условиях совершенной конкуренции MR = АR =Р
Q
TR
AR =
Слайд 4предельный доход
предельный доход фирмы (MR) равен приросту дохода от
выпуска каждой дополнительной единицы продукции.
в условиях совершенной конкуренции
MR = АR = = = = Р
∆Q
∆TR
MR =
∆TR
∆Q
Q
TR
P×Q
Q
Слайд 5Общая, средняя и предельная выручка
R
Q
0
TR=P1*Q
P1
P1=MR=AR
Слайд 6Максимизации прибыли
Если целью деятельности фирмы является максимизация прибыли, она должна
определить такой объем выпуска при данной динамике своих издержек и
рыночной цене, при котором разница между валовым доходом и издержками будет максимальной.
Слайд 7
Два подхода к максимизации прибыли
max (TR-ТС)
R
Q
0
TR=P1*Q
R
Q
0
P1
P1=MR=AR
TC
МC
МR=МС
Q'
Q'
Q1
Q2
Слайд 8второй подход к максимизации прибыли отдельной фирмы
R
Q
0
P1
P1=MR=AR
МC
МR=МС
Q'
В условиях совершенной конкуренции
фирма вынуждена продавать товар по той цене, которая установилась на
рынке – вне зависимости от желания фирмы.
Подробнее см.: Samuelson P.A., Nordhaus W.D., Economics (Thirteenth Edition). Singapore, 1989, p.540-543.
Слайд 9Дополнительно: второй подход к максимизации прибыли отдельной фирмы
R
Q
0
P1
P1=MR=AR
МC
МR=МС
Q'
Дополнительные единицы товара
имеет смысл производить и продавать, пока предельные издержки на производство
каждой дополнительной единицы товара ниже, чем рыночная цена товара.
Подробнее см.: Samuelson P.A., Nordhaus W.D., Economics (Thirteenth Edition). Singapore, 1989, p.540-543.
Слайд 10Кривая полезности
E
p
q
P
Q
Кривая издержек
рынок при конкуренции
Слайд 11Дополнительное замечание
Во всех рассмотренных далее случаях (равновесии при наличии экономической
прибыли, нулевой экономической прибыли и минимизации убытков) максимизирующая прибыль фирма
будет производить такой объём продукции, при котором предельные издержки будут равняться цене продукта (т.е. до точки пересечения графика Р и МС).
Источник: Samuelson P.A., Nordhaus W.D., Economics (Thirteenth Edition). Singapore, 1989, p.543.
Слайд 12Равновесие фирмы – нулевая экономическая прибыль
С
Q
0
АVC
АTC
МC
P2
Q'
Ситуация, в которой фирма получает
нулевую экономическую прибыль является равновесной в долгосрочном периоде
Слайд 13Равновесие фирмы – min убытков
С
Q
0
АVC
АTC
МC
P3
Q'
Слайд 14
Предельная фирма
С
Q
0
АVC
АTC
МC
P4
Q'
P5
Слайд 15
УБЫТОК
Дополнительно: точка безубыточности и точка закрытия
Подробнее см.: Samuelson P.A., Nordhaus
W.D., Economics (Thirteenth Edition). Singapore, 1989, p.543-544.
Цена, ATC, MC
Q (количество, шт.)
AVC
ATC
MC
Кривая предложения фирмы
ПРИБЫЛЬ
Точка безубыточности
Точка закрытия
Слайд 16Дополнительно: точка безубыточности и точка закрытия
Подробнее см.: Samuelson P.A., Nordhaus
W.D., Economics (Thirteenth Edition). Singapore, 1989, p.543-544.
Пока краткосрочный убыток
меньше, чем потеря фиксированных издержек, фирма может продолжить функционировать.
Однако, как только краткосрочный убыток сравняется с фиксированными издержками (т.е. когда выручка будет равна переменным издержкам), фирму будет выгоднее закрыть.
Слайд 172. Равновесие фирмы в условиях монополии. Естественная монополия.
Монополия – единственный производитель
товара или услуги, не имеющей хороших заменителей.
Монополист производит весь товар
данного вида, поэтому кривая спроса на продукцию отрасли является кривой спроса на продукцию монополиста.
⇒ Монополист может выбирать такое сочетание цены и объема выпуска, которое он считает оптимальным
Слайд 18Дополнительно: спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях несовершенной конкуренции
При
совершенной конкуренции объём продаж фирмы не воздействует на цену
При несовершенной
конкуренции объём продаж фирмы воздействует на цену
Подробнее см.: Samuelson P.A., Nordhaus W.D., Economics (Thirteenth Edition). Singapore, 1989, p.568.
D
D
P
Q
Слайд 19Дополнительно: спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях несовершенной конкуренции
Подробнее
см.: Samuelson P.A., Nordhaus W.D., Economics (Thirteenth Edition). Singapore, 1989,
p.568.
Если на рынке есть другие фирмы, они в ответ начнут также снижать свои цены, в результате кривая спроса нашей фирмы сместится влево-вниз.
Для монополиста такого сдвига кривой не произойдёт.
D
Слайд 20Кривая предельного дохода монополиста
Предельный доход монополиста убывает быстрее цены при
расширении объема продаж
При том объеме выпуска, при котором спрос достигает
единичной эластичности, предельный доход достигает нуля.
P
Q
E=-1
0
E=-∞
E=0
D
MR
Q'
Слайд 21Источник: Samuelson P.A., Nordhaus W.D., Economics (Thirteenth Edition). Singapore, 1989,
p.576-577.
Дополнительно: табличный пример
Слайд 22Дополнительно: табличный пример
Источник: Samuelson P.A., Nordhaus W.D., Economics (Thirteenth Edition).
Singapore, 1989, p.576-577.
Слайд 23Два подхода к максимизации прибыли:
max (TR-ТС)
TR
Q
0
max(TR-TC)
Q'
TC
Слайд 24
Два подхода к максимизации прибыли:
MC=MR
P'
Q
0
D
MR
Q'
MC
ATC
Слайд 25Ценовая дискриминация
Деление рынков на сегменты, предъявляющие различный спрос и установление
цен отдельно для каждого сегмента.
P1
Q
0
D
MR
Q'
MC
ATC
P2
Q
0
D
MR
Q'
MC
ATC
ОАО РЖД – студенческие скидки вне
сезона;
РАО ЕЭС – тариф дифференцированный по объему потребления.
Слайд 26Естественная монополия (ЕM)
ЕМ – такая ситуация, когда в отрасли эффективно
может функционировать только одна компания.
Для ЕМ характерна высокая доля постоянных
издержек в себестоимости продукции.
Как правило, ЕМ возникают в инфраструктурных отраслях, в которых затраты на содержание инфраструктурных объектов являются постоянными и составляют значительную часть издержек фирмы
Слайд 27Закон «О естественных монополиях»:
Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий
в следующих сферах:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа
по трубопроводам;
железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
услуги по передаче электрической энергии;
услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
услуги по передаче тепловой энергии
Слайд 28Естественная монополия:
P
E
S
E1
D
S1
P2
P1
Q1
Q2
Q
Появление конкуренции в отрасли ведет к росту издержек
за счет снижения объема деятельности у каждой из конкурирующих компаний.
Результатом
конкуренции является рост цен для потребителя продукции.
Слайд 29Дополнительно: государственное регулирование монополии
Источник: Samuelson P.A., Nordhaus W.D., Economics (Thirteenth
Edition). Singapore, 1989, p.589-590.
При монопольной цене монополист производит небольшое
количество товара и получает высокую прибыль (разницу между ATC и ценой).
Слайд 30Дополнительно: государственное регулирование монополии
Источник: Samuelson P.A., Nordhaus W.D., Economics (Thirteenth
Edition). Singapore, 1989, p.589-590.
Традиционно чиновник устанавливает цену в точке
пересечения кривой спроса и ATC.
=> В этом случае цена ниже, количество больше, цена покрывает FC и VC монополии.
Слайд 31Дополнительно: государственное регулирование монополии
Источник: Samuelson P.A., Nordhaus W.D., Economics (Thirteenth
Edition). Singapore, 1989, p.589-590.
Установить «идеальную» цену нельзя: если ATC
падает, то MC < ATC и, так как P = MC,
окажется, что P < ATC.
Если цена (средняя выручка) не покрывает средние издержки, фирма несёт убытки.
Слайд 323. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции и олигополии.
Спрос на продукцию
фирмы в условиях монополистической конкуренции не является абсолютно эластичным, поскольку
продукт дифференцирован.
В пределах определенных отклонений цен потребитель сохраняет приверженность марке.
Барьеры вхождения в отрасль низки, но они существуют, и в течение определенного времени фирма может удерживать цены и объем продаж, обеспечивающие получение экономической прибыли.
Слайд 33Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции – максимизация прибыли или
минимизация убытков
максимизация прибыли
P1
Q
0
D
MR
Q'
MC
ATC
P1
Q
0
D
MR
Q'
MC
ATC
Р
Р
минимизация убытков
Слайд 34 Равновесие фирмы в условиях олигополии
Олигополия – наиболее распространенная структура рынка
(нефть, химия, металлургия и т.д. – однородная продукция; автомобилестроение, бытовая
техника, компьютеры и т.д. – дифференцированная продукция).
Олигополия – взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Решения, принимаемые фирмой по объему выпуска и ценам, должны учитывать возможную реакцию конкурентов.
⇒ Принятие решений по оптимальным ценам и объему выпуска определяют:
издержки
спрос
ответная реакция конкурентов
Слайд 35Ломаная кривая спроса и предельного дохода в условиях олигополии
Попытка фирмы
понизить цену для расширения своего рыночного сегмента наталкивается на ответную
реакцию конкурентов ⇒ спрос фирмы изменяется с D1 на D2, а достигаемый прирост спроса оказывается меньше ожидаемого
(.)А становится точкой устойчивого равновесия
Олигополия избегает ценовой конкуренции
D1
Q
Р0
Р
MR1
MR2
D2
0
А
Слайд 36Формы неценовой конкуренции:
Монопольная конкуренция и олигополия
Борьба за лояльность потребителя
Реклама
Дополнительные услуги
Ноу-хау
Олигополия
Патенты
Контроль
над редкими и уникальными ресурсами
Скрытые скидки
Слайд 37Олигополия – формы согласованных действий
Картельные соглашения
(объемы выпуска и цена, географический
раздел рынков. Производство каустической соды в России).
Лидерство в ценах (Сбербанк
– установление процентных ставок по депозитам).
Сигнальная модель (Изменение депозитных ставок и ставка рефинансирования).
Ценообразование по методу «издержки+прибыль».