Разделы презентаций


Раздаточный материал для проведения лекционных занятий по дисциплине Теория

Содержание

Цель лекционного занятия по теме 16 : формирование у обучающихся современных, целостных, взаимосвязанных знаний о юридических документах и юридической технике Задачи лекционного занятия по теме 16 : - развивающие задачи: развитие

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Раздаточный материал для проведения лекционных занятий по дисциплине Теория государства

и права Тема 16. Юридические документы и юридическая техника

Раздаточный материал для проведения лекционных занятий по дисциплине Теория государства и права    Тема 16.

Слайд 2Цель лекционного занятия по теме 16 : формирование у обучающихся современных,

целостных, взаимосвязанных знаний о юридических документах и юридической технике Задачи лекционного

занятия по теме 16 : - развивающие задачи: развитие познавательных процессов, способностей составлять и анализировать информацию; формирование системного мышления; привитие навыков работы с научно-популярной литературой, ресурсами Интернета; нормативно-правовыми актами; - воспитательные задачи: формирование ценностных установок и профессиональных качеств; воспитание чувства ответственности, самостоятельности; формирование коммуникативных умений.
Цель лекционного занятия по теме 16 : формирование у обучающихся современных, целостных, взаимосвязанных знаний о юридических документах

Слайд 3Формирование общекультурных компетенций в процессе освоения лекционного материала по теме

16 «Юридические документы и юридическая техника»: - овладение культурой

мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК-3; - способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); - развитие способности анализировать социально значимые проблемы и процессы ОК-9.
Формирование общекультурных компетенций в процессе освоения лекционного материала по теме 16 «Юридические документы и юридическая техника»:

Слайд 4Список используемой литературы по теме 16 Основная Теория государства и права: Учебник

/ Отв. ред. В.Д. Перевалов. - 4-e изд., перераб. и

доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. – С. 213-215. (496 с.)- [электронный ресурс]. – Режим доступа. - www.znanium.com Дополнительная: 1) Власова Т.В. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российская академия правосудия, 2013.— 226 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21251.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 2) Братановский С.Н. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Братановский С.Н.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2012.— 248 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11246.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Список используемой литературы по теме 16  Основная  Теория государства и права: Учебник / Отв. ред.

Слайд 5Рис. 1 Значение юридической техники
- уровень развития юридической техники является

показателем уровня развития правовой культуры общества в целом
- юридическая техника

выступает критерием направленности политической воли законодателя

- юридическая техника выступает
критерием сущности права

- юридическая техника важнейшее средство обеспечения правотворчества

Рис. 1 Значение юридической техники- уровень развития юридической техники является показателем уровня развития правовой культуры общества в

Слайд 6Рис. 2 Классификация юридической техники
ПО ВИДАМ ПРАВОВЫХ АКТОВ (основная классификация)
Законодательная
(законотворческая,

правотворческая, нормотворческая)
Законодательная техника содержит:
- правила построения и оформления правовых актов;
-

приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний;
- язык и стиль правового акта,
правила обнародования (промульгации) и систематизации таких актов;

Техника индивидуальных актов
(правореализационная, правоприменительная)

Техника индивидуальных актов содержит:
- правила оформления и построения правоприменительных актов;
способы легализации документов;
- способы и приемы толкования юридических норм и актов;
- способы разрешения коллизий в праве и преодоления пробельности;
- способы процедурно- процессуального оформления юридической практики;

Рис. 2 Классификация юридической техникиПО ВИДАМ ПРАВОВЫХ АКТОВ (основная классификация)Законодательная(законотворческая, правотворческая, нормотворческая)Законодательная техника содержит:- правила построения и

Слайд 7Рис. 2 Классификация юридической техники
ПО ВИДАМ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нормотворческая
Правоприменительная
Праворазъяснительная
Систематизационная
Доктринальная
ПО СТАДИЯМ ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ
Правотворчество
Действие права
Осуществление (реализация) права

Рис. 2 Классификация юридической техникиПО ВИДАМ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИНормотворческаяПравоприменительнаяПраворазъяснительнаяСистематизационнаяДоктринальнаяПО СТАДИЯМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯПравотворчество Действие праваОсуществление (реализация) права

Слайд 8Рис. 2 Классификация юридической техники

Рис. 2 Классификация юридической техники

Слайд 9Рис. 3 Соотношение юридической и законодательной техники
Юридическая техника
совокупность правил, средств

и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях

их ясности, понятности, эффективности

Законодательная техника

система правил и приемов наиболее рационального конструирования закона соответственно его природе и назначению

Рис. 3 Соотношение юридической и законодательной техникиЮридическая техникасовокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных

Слайд 10Рис. 4 Правила законодательной техники
1. Правила, относящиеся к внешнему оформлению

нормативных актов.
К реквизитам нормативно-правового акта (закона) относят:
- наименование НПА (закона)
-

наименование органа, принявшего НПА (закона)
- указание места и даты принятия НПА (закона)
- удостоверительная подпись утвердившего акт лица (закона)
- регистрационный номер НПА (закона)
Рис. 4 Правила законодательной техники1. Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов.К реквизитам нормативно-правового акта (закона) относят:-

Слайд 11Рис. 4 Правила законодательной техники
2. Выбор формы правового регулирования
Закон



внешняя форма нормативного правового акта в Российской Федерации

Рис. 4 Правила законодательной техники2. Выбор формы правового регулирования Закон внешняя форма нормативного правового акта в Российской

Слайд 12Рис. 4 Правила законодательной техники
3. Выбор метода (способа) правового регулирования
запреты
обязывание
дозволение
ограничение
рекомендация
убеждение
принуждение
стимулирование

и пр.

Рис. 4 Правила законодательной техники3. Выбор метода (способа) правового регулированиязапретыобязываниедозволениеограничениерекомендацияубеждениепринуждениестимулирование и пр.

Слайд 13Рис. 4 Правила законодательной техники
4. Правила, относящиеся к содержанию и

структуре нормативного акта:
Требования к содержанию
нормативный акт должен иметь определенный предмет

регулирования и быть рассчитан на регулирование однородных общественных отношений;
нормативный акт не должен изменять или отменять нормы, регулирующие отношения другого рода, нежели те, которые регулируются данным актом (например, нормативный акт, устанавливающий нормы уголовного права, не должен отменять или изменять нормы земельного или семейного права);
нормативный акт не должен содержать пробелы, он должен решать все вопросы, относящиеся к регулированию данных отношений;
акт должен содержать такие решения вопросов, чтобы регулирование было однотипным, единообразным (например, нормы особенной части УК РФ);
регулирование важных принципиальных вопросов не должно заслоняться вопросами второстепенными;
в нормативном акте по возможности следует избегать исключений и отсылок.
Рис. 4 Правила законодательной техники4. Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта:Требования к содержаниюнормативный акт должен

Слайд 14Рис. 4 Правила законодательной техники
4. Правила, относящиеся к содержанию и

структуре нормативного акта:
Требования к структурному построению закона
нормы общего характера

должны помещаться в начале нормативного акта;
однородные нормы должны выделяться, излагаться компактно;
в крупных нормативных актах должны обосабливаться в главы, разделы, части;
каждая глава, раздел, часть должны иметь название (например, УК РФ подразделен на Общую и Особенную части, 12 разделов, 34 главы);
каждая глава состоит из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части (пункты, параграфы);
нумерация статей должна быть сплошной, т. е. одна нумерация должна идти через все разделы, части и главы;
нумерация статей должна быть постоянной и стабильной.
Рис. 4 Правила законодательной техники4. Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта:Требования к структурному построению закона

Слайд 15Рис. 4 Правила законодательной техники
4. Правила, относящиеся к содержанию и

структуре нормативного акта:
Способы изложения нормы права
прямой: все содержание нормы

со всеми ее элементами дается непосредственно в данной статье акта;
отсылочный: отсылка к другим нормам;
бланкетный: конкретной отсылки нет, но отдельные элементы нормы права формулируются в каких - либо специальных правилах и это просматривается по тексту бланкетной нормы (например, нормы, устанавливающая ответственность за нарушение правил по технике безопасности).
Рис. 4 Правила законодательной техники4. Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта:Способы изложения нормы права прямой:

Слайд 16Рис. 4 Правила законодательной техники
5. Техника изложения воли законодателя (инструментарий)
А)

Использование законодателем технико-юридических средств :
- юридический термин – обобщенные наименования

юридических понятий, имеющих точный и определенный смысл, и отличающиеся смысловой однозначностью, функциональной устойчивостью.

- юридические понятия – включает в себя способы отражения принципиальных признаков, свойств, связей, характеризирующих институты и явления государственно-правовой реальности

- юридические конструкции - типовая модель, отражающая юридическое состояние структурно организованного явления правовой жизни. Юридические конструкции используются при конструировании правовых норм.

- законодательные оговорки – применяются для конкретизации содержащегося в нормах права объема прав и обязанностей

- примечания – позволяют устранить неясности, неопределенности, которые имеют место в тексте закона

Рис. 4 Правила законодательной техники5. Техника изложения воли законодателя (инструментарий)А) Использование законодателем технико-юридических средств :- юридический термин

Слайд 17Рис. 4 Правила законодательной техники
5. Техника изложения воли законодателя (инструментарий)
Б)

Технические приемы:
определение понятий в тексте НПА (нормы-дефиниции)
прием цифрового выражения (используется

в различных отраслях права

прием перечисления – используются законодателем в качестве приемов казуистики

классификация понятий – применяется в тех случаях, когда необходимо сгруппировать отдельные элементы, подчиняя их одному понятию или объединяя их в общую группу

Рис. 4 Правила законодательной техники5. Техника изложения воли законодателя (инструментарий)Б) Технические приемы:определение понятий в тексте НПА (нормы-дефиниции)прием

Слайд 18Рис. 5 Правоприменительная юридическая техника
Письменная работа по плану:
1. Определение понятия

«правоприменительная техника».
2. Признаки правоприменительной техники.
3. Виды правоприменительной техники (схема).
4. Особенности

________________ (следственной, прокурорской, нотариальной, адвокатской и др.) правоприменительной техники (по выбору).
Рис. 5 Правоприменительная юридическая техникаПисьменная работа по плану:1. Определение понятия «правоприменительная техника».2. Признаки правоприменительной техники.3. Виды правоприменительной

Слайд 19Рис. 6 Правоприменительная юридическая техника
Легальное определение документа дается в ст.

1 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ (с изм.от 5

мая 2014 г.) "Об обязательном экземпляре документов", в соответствии с которым "документ – материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения"

Юридический документ – это носитель юридически значимой информации, с которым нормы нрава связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений, который в соответствии с нормами права служит основанием или подтверждением прав и обязанностей участников этих правоотношений

Рис. 6 Правоприменительная юридическая техникаЛегальное определение документа дается в ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ

Слайд 20Рис. 7 "форма", "содержание" и "реквизиты" юридических документов
Форма документа может

быть определена как система требований к внешнему виду текста документа.

Форма определяется методом изложения его содержания (структура документа, стиль, используемая в нем терминология, необходимые для юридического документа реквизиты и т.д.). Форма документа легально может быть определена весьма приблизительно – только посредством определения правовых требований к содержанию документа и к его реквизитам.

Содержание документа – информация, для изложения и доведения до сведения которой людям такой документ предназначен. Содержание юридического документа могут составлять элементы правовых предписаний (как объективного, гак и субъективного характера), а также их обоснование.

Реквизиты – "обязательные элементы оформления официального документа." Это смысловые элементы, присутствие которых в юридическом документе является обязательным в соответствии с требованиями правовых норм, форма (внешний вид) которых так же определяются правовыми предписаниями. Реквизиты служат формальным средством выражения информации, обязательность изложения которой в документе предусмотрена нормами права. Совокупность реквизитов, из которых состоит документ, называется формуляром документа.

Рис. 7

Слайд 21Рис. 8 Классификация юридических документов
ПО СУБЪЕКТУ СОЗДАНИЯ
Неофициальные
ПО НАЗНАЧЕНИЮ
Нормативные
Правоприменительные
Документы, фиксирующие

юридические факты
Официальные
Интерпретационные (акты толкования)
Правоустанавливающие
Инициирующие
Организационные
Информационно-справочные
Учетно-расчетные
и т.п.

Рис. 8 Классификация юридических документовПО СУБЪЕКТУ СОЗДАНИЯНеофициальныеПО НАЗНАЧЕНИЮНормативные ПравоприменительныеДокументы, фиксирующие юридические фактыОфициальные Интерпретационные (акты толкования) ПравоустанавливающиеИнициирующиеОрганизационныеИнформационно-справочныеУчетно-расчетныеи т.п.

Слайд 22Рис. 8 Классификация юридических документов
ПО СПОСОБУ СОЗДАНИЯ
Рукописные
Машинописные
Типографические
Электронные
Овеществленные
ПО

ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Общедоступные
Секретные
ПО СТЕПЕНИ ПОДЛИННОСТИ
Подлинник
Дубликат документа
Копия документа
Заверенная

копия документа
Рис. 8 Классификация юридических документовПО СПОСОБУ СОЗДАНИЯРукописные МашинописныеТипографические ЭлектронныеОвеществленные ПО ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯОбщедоступные СекретныеПО СТЕПЕНИ ПОДЛИННОСТИПодлинник Дубликат

Слайд 23Рис. 9 Виды правовых актов

Рис. 9 Виды правовых актов

Слайд 24Рис. 10 Виды нормативных актов в РФ

Рис. 10 Виды нормативных актов в РФ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика