Слайд 1Раздел 3.
Социальная психология
группы
Тема 7.
Общая характеристика группы
в
социальной психологии
Слайд 2Понятие «группа»
Значение слова Группа по Ефремовой:
Группа –
Несколько человек, животных,
растений, предметов, находящихся вместе, близко друг от друга.
Совокупность лиц, объединенных
общей профессией, деятельностью, общностью интересов, взглядов и т.п. // Объединение нескольких лиц для совместных занятий.
Совокупность тех или иных веществ, предметов, явлений, объединенных общностью признаков, свойств.
Группа (социальная) — объединения людей, имеющих общие значимые специфические признаки, основанные на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами
Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодейст-вующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других
Слайд 3Групповые интересы
Групповые потребности
Групповые нормы
Групповые ценности
Групповые мнения
Групповые цели
Социальная идентичность личности –
Осознание
индивидом своей принадлежности к группе
П
Р
И
Н
Я
Т
И
Е
Психологические характеристики группы
Слайд 5«Группа» в социально-психологическом понимании
Слайд 6Психологические характеристики группы
параметры
любой группы
Слайд 7Группы
Условные
Реальные
Лабораторные
Естественные
Большие
Малые
Стихийные
Устойчивые
Становящиеся
Развитые
Классификация групп
Слайд 8Классификация групп
группа условная
—
Слайд 10
Нижний предел: диада или триада?
В
большинстве исследований число членов колеблется между 2 и 7 (диада
упоминается около 71% случаев). Присутствие третьего лица задает новую позицию наблюдателя.
Верхний предел.
Жесткий количественный предел не установлен. Численность продиктована потребностью в совместной деятельности.
Проблема определения границ малой группы
Слайд 11Общие проблемы исследования малой группы
Первый этап исследований малой группы
(коактные группы)
Н. Трипплет (1920-е годы) продемонстрировал влияние
простого присутствия других на
результаты деятельности.
Слайд 12Общие проблемы исследования малой группы
Второй этап исследований малой группы
изучались характер
взаимодействия, тип деятельности
(интерактные группы)
Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие»)
— понятие, раскрывающее характер и степень взаимодействия между объектами
В исследовании И. Штайнера было установлено, что результат взаимодействия зависит от
количества и качества проделанной работы,
соотношения индивидуальных и групповых вкладов.
Майерсом был выявлен феномен социальной лености – стремления отдельных членов группы спрятаться от работы за счет группы.
Социальная леность – стремление некоторых членов группы при решении групповых задач спрятаться от работы за счет других
Слайд 13Общие проблемы исследования малой группы
третий этап исследований малой группы
изучение группы
как целого
Композиция группы (ее состав);
Структура группы;
Групповые процессы;
Подходы к описанию совместной
деятельности.
Слайд 14малочисленный состав;
пространственная близость членов;
длительность существования;
общность групповых ценностей, норм и образцов
поведения;
добровольность вступления в группу;
неформальный контроль за поведением членов.
Классификация малых групп
Слайд 16Классификация малых групп
Уровень группового развития -
характеристика сформированности межличностных отношений,
выражающаяся в группообразовании
В зарубежной социальной психологии параметрами группообразования считаются:
время
существования группы,
наличие отношений власти и подчинения,
количество групповых коммуникаций,
число взаимных выборов
В отечественной социальной психологии для характеристики уровня группового развития принимают во внимание два фактора:
степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятель-ности (целями, ценностями, организацией),
социальный характер этих целей и ценностей, (степень соответствия их общественно-историческому процессу - прогрессу, стагнации или регрессу)
Слайд 19функции
Классификация малых групп
Слайд 24величина малой группы
Под величиной малой группы понимается количество людей,
входящих в состав данной группы
Отдельно выделяют микрогруппы,
включающие в свой
состав двух-трех человек.
В микрогруппах складываются наиболее близкие
отношения между людьми
Слайд 26композиция малой группы
Под композицией группы понимают ее индивидуальный состав,
определяемый по психологическим особенностям членов группы
Слайд 28Коммуникативная структура малой группы
Коммуникативная структура малой группы – это
совокупность связей между ее членами, в системах информационных потоков циркулирующих
в группе.
Слайд 29Каналы межличностных (групповых) коммуникаций
Слайд 30Каналы межличностных (групповых) коммуникаций
Слайд 31Каналы межличностных (групповых) коммуникаций
Слайд 32Каналы межличностных (групповых) коммуникаций
Слайд 33Каналы межличностных (групповых) коммуникаций
Слайд 34Каналы межличностных (групповых) коммуникаций
Слайд 35Каналы межличностных (групповых) коммуникаций
Слайд 37распределение ролей
Социальная роль – это модель поведения личности, направленная на
выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом.
Социальную
роль – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов
Слайд 38распределение ролей
Социальная роль – это модель поведения личности, направленная на
выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом.
Слайд 39распределение ролей
Социальная роль – это модель поведения личности, направленная на
выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом.
Слайд 40распределение ролей
Социальная роль – это модель поведения личности, направленная на
выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом.
Слайд 42лидерство
Лидерство – доминирование одних членов группы над другими.
Под понятием лидер
подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений.
Слайд 43лидерство
Лидерство – доминирование одних членов группы над другими.
Под понятием лидер
подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений.
Слайд 45статусы
Статус человека в группе — это социально-психологическая характеристика его положения
в системе внутригрупповых личных и деловых взаимоотношений, степень его авторитетности
для остальных участников группы.
Слайд 46Динамические процессы
в малой группе и развитие малой группы
Слайд 49Понятие о групповой динамике
Термин «групповая динамика» использован К.Левиным для обозначения
реализуемого в его научной школе направления исследований, основанного на принципах
гештальтпсихологии
Слайд 55Социометрический подход
Социометрический подход акцентирует внимание на становлении и развитии
личных взаимоотношений в группе, прежде всего взаимных симпатий и антипатий.
Социометрия
позволяет изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп
Слайд 60ценностно- ориентационное единство
Непосредственные и опосредованные межличностные отношения
Стратометрическая концепция
А.В.
Петровского
Слайд 66Понятие о групповой динамике
Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов
и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его
этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация, регресс, распад
Слайд 67Динамические процессы в малой группе
групповая динамика - совокупность тех динамических
процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени
и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (ее развитие).
динамические
процессы
Слайд 68Динамические процессы в малой группе
групповая динамика - совокупность тех динамических
процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени
и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (ее развитие).
динамические
процессы
Слайд 69Динамические процессы в малой группе
Группообразование - процесс превращения случайной общности
людей в дееспособную малую группу.
динамические
процессы
Слайд 70Динамические процессы в малой группе
Отечественная модель развития групп
Слайд 71Динамические процессы в малой группе
Отечественная модель развития групп
Характеризуется внешним,
формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач
Слайд 72Динамические процессы в малой группе
Отечественная модель развития групп
Характеризуется внешним,
формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач
Взаимоотношения опосредуются только личностно
значимыми целями (группа друзей, приятелей),
намечается начальная межличностная интеграция
в сфере эмоциональных отношений
Слайд 73Динамические процессы в малой группе
Группообразование - процесс превращения случайной общности
людей в дееспособную малую группу.
динамические
процессы
Слайд 74Динамические процессы в малой группе
Целеполагание - процесс выбора одной или
нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом
осуществления идеи
Слайд 75Динамические процессы в малой группе
Группообразование - процесс превращения случайной общности
людей в дееспособную малую группу.
динамические
процессы
Слайд 76Динамические процессы в малой группе
тип совместной деятельности (форма организации совместной
деятельности) - способ взаимодействия между участниками группового решения задач или
проблем
Совместно-взаимодействующий тип деятельности
Слайд 77Динамические процессы в малой группе
Группообразование - процесс превращения случайной общности
людей в дееспособную малую группу.
динамические
процессы
Слайд 78Динамические процессы в малой группе
Норма - (от лат. – «norma»
- руководящее начало, правило, образец) – узаконенное установление, признанный обязательным
порядок.
Нормы являются определенными правилами, регламентирующими взаимоотношения членов группы и их поведение. Согласование норм необходимо для обеспечения функционирования группы как целого
структуры группы - упорядоченная система взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности.
Элементом структуры малой группы является статус отдельного члена группы в отношении остальных. Статус человека в группе определяется его положением (позицией, местом) в системе групповых взаимодействий и взаимоотношений
Слайд 79Динамические процессы в малой группе
Отечественная модель развития групп
Характеризуется внешним,
формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач
Взаимоотношения опосредуются только личностно
значимыми целями (группа друзей, приятелей),
намечается начальная межличностная интеграция
в сфере эмоциональных отношений
Действующая организационная структура, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи
Слайд 80Динамические процессы в малой группе
Отечественная модель развития групп
Характеризуется внешним,
формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач
Взаимоотношения опосредуются только личностно
значимыми целями
Действующая организационная структура, межличностные отношения носят деловой характер,
Высокое внутреннее единство как в сфере деловых,
так и в сфере эмоциональных отношений
Слайд 81Динамические процессы в малой группе
Отечественная модель развития групп
Характеризуется внешним,
формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач
Взаимоотношения опосредуются только личностно
значимыми целями
Действующая организационная структура, межличностные отношения носят деловой характер,
Высокое внутреннее единство как в сфере деловых,
так и в сфере эмоциональных отношений
Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях
Слайд 82Динамические процессы в малой группе
Отечественная модель развития групп
Изоляция группы
и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях
Устойчивая во
времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы
Слайд 83Динамические процессы в малой группе
динамические
процессы
Зарубежные модели развития групп
Слайд 84Динамические процессы в малой группе
Зарубежные модели развития групп
модель развития
малой группы Б. Такмена
Слайд 85Динамические процессы в малой группе
групповая динамика - совокупность тех динамических
процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени
и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (ее развитие).
динамические
процессы
Слайд 86Динамические процессы в малой группе
Слайд 87Динамические процессы в малой группе
Слайд 88Динамические процессы в малой группе
Групповая сплоченность - процесс формирования особого
типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить
в психологическую общность людей
Слайд 89Динамические процессы в малой группе
Групповая сплоченность - процесс формирования особого
типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить
в психологическую общность людей
Слайд 90Динамические процессы в малой группе
Сплоченность – такое групповое свойство, которое
является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов
группы
в русле социометрического направления
[Дж. Морено и др.)
сплоченность прямо связывается с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии:
индекс групповой сплоченности: отношение взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов:
где
Сгр - сплоченность;
r(+) - положительный выбор;
N - число членов группы
Данный подход был развит в концепции А. и Б. Лотт: сплоченность обусловлена межличностной аттракцией
Групповая сплоченность как межличностная аттракция
Слайд 91Динамические процессы в малой группе
Групповая сплоченность - процесс формирования особого
типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить
в психологическую общность людей
Слайд 92Динамические процессы в малой группе
Групповая сплоченность как результат
мотивации группового
членства
Сплоченность – сумма всех сил, действующих на членов группы с
тем, чтобы удерживать их в ней
Леон Фестингер
Развитие этих идей:
Д. Картрайт: сплоченность зависит от свойств группы, потребностей членов группы и их ожиданий «благоприятного членства».
Слайд 93Динамические процессы в малой группе
Групповая сплоченность как результат
мотивации группового
членства
Сплоченность – некая результирующая сил или мотивов, побуждающей индивидов к
сохранению членства в данной конкретной группе (Д. Картрайт).
Слайд 94Динамические процессы в малой группе
Групповая сплоченность как
«групповое согласие»
групповое согласие
– сходство, совпадение взглядов (мнений, представлений и оценок) членов группы
по отношению к значимым для них явлениям, событиям, людям (Т. Ньюком).
Слайд 95Динамические процессы в малой группе
Групповая сплоченность как
ценностно-ориентационное единство
Соответствует сплоченность,
выраженная
в совпадении у них ценностей, связанных
с процессом совместной
деятельности
Соответствует сплоченность, базирующаяся преимущественно на эмоциональных контактах членов группы
Слайд 96Динамические процессы в малой группе
групповая динамика - совокупность тех динамических
процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени
и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (ее развитие).
динамические
процессы
Слайд 97Динамические процессы в малой группе
Слайд 98Динамические процессы в малой группе
Групповое давление
конформность (от лат. conformis -
подобный, сообразный) - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы
Конформность
констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы
Слайд 99Динамические процессы в малой группе
Слайд 100Динамические процессы в малой группе
Экспериментальные исследования конформности
В исследовании Шериф использовал
аутокинетический эффект (autokinetic phenomen) - своеобразная иллюзия, которая заключается в
том, что человек воспринимает в затемненном визуальном поле неподвижную световую точку на определенном расстоянии как такую, что движется. Человек, который смотрит на световую точку, считает, что точка «скачет» на определенное расстояние, оценка этого расстояния в каждом отдельном случае разная.
Эксперименты М. Шерифа (1935 г): на какое расстояние сдвинулась точка в темной комнате?
Первый день, индивидуально: 15 см.
Второй день, три человека: 2,5 см – 5 см – 15 см.
Третий день, три человека: 3 см – 6 см – 7,5 см.
Четвертый день: позиции совпали.
Вывод исследования: В условиях, когда ситуация неопределенна и многозначна (по крайней мере двусмысленная), человек склонен соглашаться с мнением других людей (большинства).
Слайд 101Динамические процессы в малой группе
Экспериментальные исследования конформности
воздействие группового давления на
изменения и искажения суждений.
В этом классическом эксперименте в комнату приглашалось
восемь испытуемых, которым предъявлялось три отрезка для сравнения с эталонным (так, что идентичность одного из них была вполне очевидной).
На самом деле семеро испытуемых были «сообщниками» экспериментатора и давали одинаковый неверный ответ.
В результате эксперимента было обнаружено, что 75 процентов «наивных испытуемых» хотя бы в одной серии эксперимента повторяли заведомо неверные ответы, которые перед ними высказали остальные члены группы, а 25 процентов систематически следовали групповому «безумию».
Вывод исследования: люди демонстрируют конформность, т.к. хотят понравиться группе, быть принятыми, поступать «как все».
Слайд 102Динамические процессы в малой группе
Экспериментальные исследования конформности
Учёный начал свои изыскания,
чтобы выяснить как немецкие граждане в годы нацистского господства могли
участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях.
Вывод исследования: полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена: «это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета».
Стенли Милгрэм
(США)
Слайд 103Динамические процессы в малой группе
Экспериментальные исследования конформности
Эксперименты С. Московичи (1969)
Группам
по 6 человек предъявлялись 36 слайдов голубого цвета, отличавшихся разной
насыщенностью. Задача – по очереди вслух называть цвет слайдов. 1 и 4 испытуемые были подставными.
3 условия:
подставные отвечали «зелёный» во всех пробах;
подставные в 24 пробах отвечали «зелёный», в 12 – голубой,
все 6 испытуемых были «наивными».
Вывод исследования: Меньшинство, последовательно отстаивающее свою позицию, может существенно повлиять на публичные суждения большинства
Московичи, Серж
Слайд 104Информационная теория конформности
М. Дойч и Г. Джерард разработали теорию, согласно
которой существует
два вида влияния группы на индивидов
Слайд 105Динамические процессы в малой группе
Групповое давление
Слайд 106Динамические процессы в малой группе
Групповое давление
Слайд 107Динамические процессы в малой группе
групповая динамика - совокупность тех динамических
процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени
и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (ее развитие).
динамические
процессы
Слайд 108Динамические процессы в малой группе
Принятие групповых решений
эксперимент Левина
США, Вторая мировая
война.
Испытуемые: 6 групп по 13-17 человек, домохозяйки.
Домохозяйки бойкотировали покупку
субпродуктов.
В части групп – лекция, в других группах – групповая дискуссия о пользе субпродуктов.
Через неделю интервью для анализа изменения мнений. У слушавших лекции – 3%, у участниц дискуссии – 32%.
Вывод К. Левина: в ходе дискуссии домохозяйки чувствовали себя включенными в принятие решений. Возникла новая групповая норма
Слайд 109Динамические процессы в малой группе
Принятие групповых решений
эксперимент Левина
Слайд 110Динамические процессы в малой группе
Принятие групповых решений
методы проведения групповой дискуссии
Брейнсторминг (Осборн): группа делится руководителем на 2 части - генераторов
идей и критиков. На первом этапе генераторы высказывают все идеи, приходящие на ум. Здесь нет критики. На втором этапе критики отбирают хорошие идеи, рассматриват спорные и отбрасывают негодные. Таким образом, группа получает большой разброс решений.
Синектика (Гордон): 5-7- синекторов (человек, наиболее активно заявляющие свою позицию в группе) начинают дискуссию. Потом к ней присоединяются все остальные, но задача синекторов — наиболее четко сформулировать противоположные мнения, чтобы группа видела крайности. В ходе дискуссии крайности отбрасываются, и принимается решение, удовлетворяющее всех.
Феномен «Поляризации группы» заключается в том, что в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение и всей массой членов группы.
Сдвиг к риску — явление при групповой дискуссии, характеризующееся повышением экстремальности принимаемых решений. В 1961 г. Дж. Стоунер показал, что групповое решение включает в себя в большей мере момент риска, чем индивидуальные решения. Во время его эксперимента члены групп сначала индивидуально выполняли задания, а затем проводили групповую дискуссию и решение принимали коллективно. Было выявлено, что во втором случае «рискованная» альтернатива выбиралась гораздо чаще.
Слайд 111Динамические процессы в малой группе
Принятие группового решения
Под принятием группового решения
понимается осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного
обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи
этапы процесса принятия группового решения
Слайд 112Динамические процессы в малой группе
Слайд 113Динамические процессы в малой группе
групповая динамика - совокупность тех динамических
процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени
и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (ее развитие).
динамические
процессы