Слайд 1Раздел II. Менеджмент в библиотечно-информационной деятельности
Слайд 2Основы менеджмента библиотечно-информационной деятельности
Слайд 3Менеджмент - это процесс, направленный на достижение целей организации, посредством
упорядочения преобразований исходных субстанций или ресурсов (труда, материалов, финансов) в
требуемые результаты (услуги, изделия)
Слайд 4Это слово употребляется в
3-х значениях: генеральный
менеджмент, менеджмент на уровне отдела (подразделения), процесс менеджмента
Слайд 5 Генеральный менеджмент: все менеджеры (управляющие), независимо от того, являются
они директорами или нет, которые отвечают за постановку задач и
формирование политики, за вопросы, связанные с планированием и организацией, контролем и управлением
Слайд 6Выполняет следующие функции:
• организационную, т.е. формирование наиболее приемлемой организационной структуры в
соответствии со стратегией деятельности, причём каждый работник должен наилучшим образом
отвечать предъявляемым к нему производственным требованиям;
• управление, т.е. управление деятельностью организации, реализацию планов, преобразование последних в производственные обязанности для подчинённых, стимулирование качественного выполнения работы;
• контроль, т.е. обеспечение надлежащего выполнения работы всеми элементами организационной структуры. Системы контроля служат для измерения качества и количества проделанной работы;
• координацию, т.е. объединение в единое целое всех усилий каждого элемента организации
Слайд 7Менеджмент на уровне отдела (подразделения). Выполняет следующие функции:
• постановка задач
и целей на уровне отдела в соответствии с общими задачами
и целями организации;
• организация работы отдела (создание структуры, распределение обязанностей, урегулирование конфликтов);
• управление производственной деятельностью по выполнению плана, стимулированию качественной работы сотрудников отдела, координация производственного процесса в рамках отдела, обеспечение надлежащей связи
Слайд 8Процесс менеджмента включает в себя осуществление всех вышеупомянутых функций и
может выполняться любым членом данной организации в пределах своей компетенции
Слайд 9Библиотечный менеджмент, основанный на современной парадигме управления, характеризуется такими ключевыми
факторами, как:
• эффективное использование человеческого потенциала, направленное на развитие способностей людей
к совместным действиям;
• неотделимость от организационной культуры, основанной на честности и доверии к людям;
• эволюционный характер развития систем и методов;
Слайд 10• дополнение сложившихся структур и постепенное их приспособление к новым условиям;
• предвидение
изменений, гибкость и экстренность управленческих решений на основе предприимчивости, инициативы,
творчества;
• приоритет стратегической направленности управления, позволяющей справляться с возрастающей сложностью проблем, реагировать на резкие изменения во внешней среде, выживать и достигать своих целей в долгосрочной перспективе;
• формирование коммуникаций между людьми и определение индивидуального вклада каждого работающего в общий результат
Слайд 11Понятие «библиотечный менеджер» в современной библиотечной терминологии является распространённым и
органичным явлением. Профессиональная принадлежность к специалистам-менеджерам предполагает, что определённым субъектом
освоена необходимая сумма знаний, что он владеет управленческой методологией, придерживается неких стандартов деятельности и поведения, умеет ставить цели и добиваться их выполнения, руководить персоналом и мотивировать результативный труд, имеет соответствующий имидж