Слайд 1Разработала педагог высшей квалификационной категории
Кульпина Наталья Владимировна
Конспект
НОД в
старшей группе по художественно-эстетическому развитию
на тему: «Филимоновская игрушка»
Слайд 2 Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия.
Задачи:
формировать умение слушать сказку, отвечать на поставленные
вопросы.
продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, историей её создания, закрепить представления об основных элементах филимоновской росписи, их значении, используемых цветах; закреплять умение рисовать гуашевыми красками, используя приемы: концом кисти, плашмя, формировать умение ритмично располагать узор на форме.
воспитывать чувство гордости за родную страну, уважение к труду народных мастеров.
Слайд 3Материал для занятия:
иллюстрации филимоновских свистулек;
листы – эскизы игрушек ;
образцы узоров;
гуашь;
мягкие
кисточки;
ватные палочки
Слайд 4Предварительная работа: рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о филимоновских игрушках; беседы;
лепка из глины филимоновских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о филимоновской
игрушке.
Художественное слово:
Стихотворение «Покупают люди сушку…», «Нас лепили мастера…», потешка «Ходит конь по бережку…», пословицы про лошадей.
Слайд 5Ход занятия
Ребята, вы любите сказки? Хотите одну из них
послушать?
В самом центре России, на высоком берегу реки стоит деревня.
Вдоль проселочной дороги рядами выстроились домики.
Однажды пришел в эту деревню человек, которого звали Филимон. Он обнаружил в этих местах отличную глину. Ребята, что можно делать с глиной, как её применять?
Правильно, из глины можно лепить. Вот и Филимон стал лепить из глины горшки и других научил. В честь него эту деревню назвали Филимоново.
Слайд 6Мужчины в Филимоново лепили посуду, а женщины - игрушки-свистульки. Это
были петушки, козлики, барыни, кони. Дети помогали взрослым. Долгими зимними
вечерами собирались все вместе и изготавливали различные изделия. Весной в огромной печи, которую специально для этого возводили, обжигали и игрушки и посуду. Это было зрелище необычной красоты. Игрушки получались белые, так как местная глина при обжиге белеет.
Слайд 7Посмотрите на них внимательно и скажите, какого цвета краски использовали
умельцы? (Желтую, зеленую, синюю, красную). Украшали фигурки разными элементами. Чаще
всего использовали чередующиеся полоски 2-х цветов , круги, которые обозначали солнце , звездочки , елочки , которые обозначали растительность, треугольники , которые обозначали землю.
Слайд 8Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от
сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в
городе Туле.
Покупают люди сушку,
А на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша,
До чего же хороша
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы!
Пёстрые, яркие,
Словно подарки!
- Какие игрушки лепят в Филимонове? (барышень, солдат, коней, птиц, козликов…)
Слайд 9- У филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? (длинные шеи)
- Молодцы.
Верно, все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так
удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки.
Нас лепили мастера,
Нас расписывать пора
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
Физминутка:
Эй, лошадки все за мной,
поспешим на водопой!
Вот река широка и глубока,
не достанешь до дна.
А водица-то вкусна!
Эй, лошадки все за мной,
поскакали все домой!
Слайд 10Ой что это? Видимо лошадки услышали, что мы про них
говорили и к нам в гости явились. Вот так лошадки!
А мы с вами сейчас превратимся в филимоновских художников и будем расписывать лошадок красками.
- Какие цвета преобладают в росписи данной игрушки?(желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета)
-Из каких элементов состоят узоры? (полосы, дуги, точки, солнышки)
- А теперь попробуйте раскрасить своих лошадок разноцветными полосками, и они станут похожими на своих глиняных сестричек.
Слайд 11Пока дети рисуют, можно напомнить им пословицы про лошадей, потешку
«Ходит конь по бережку»…