Слайд 1РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ КАК ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Слайд 2ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Музыкальность и музыкальная одаренность.
2. Структура музыкальности по Б.М.Теплову.
3. Эмоциональная отзывчивость основа развития музыкальности ребенка
4. Музыкальные способности
Слайд 3Музыкальная одаренность — качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит
возможность успешных занятий музыкальной деятельностью: сочинением, исполнением, восприятием музыки.
В число
этих способностей входят музыкальные способности и общие способности.
В составе музыкальной одаренности есть комплекс способностей, который можно назвать музыкальностью. Это те способности, которые определяются природой музыки как таковой. Музыкальная одаренность не сводится к одной только музыкальности. Одаренность — явление несравнимо более широкое.
Слайд 4Музыкальность – это компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятий
именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом
необходим для любого вида.
Основной признак музыкальности — переживание музыки как выражения некоторого содержания.
Абсолютная немузыкальность маловероятна и характеризуется тем, что музыка воспринимается субъектом просто как совокупность звуков, ничего решительно не выражающая, подобно тому, что производит, настраиваясь, симфонический оркестр. музыкальной деятельности.
Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален.
Слайд 5Б.М. Теплов выделяет в понятии «Музыкальность» 2 стороны (компонента): эмоциональную
и слуховую. Взятые сами по себе, одна без другой, они
не имеют смысла.
Центр музыкальности — это способность эмоционально отзываться на музыку. Эмоциональное переживание лишь тогда будет музыкальным, когда оно является отражением выразительного значения музыкальных образов, а не просто переживанием эмоций во время слушания музыки.
Музыкальность предполагает также достаточно тонкое, дифференцированное восприятие, слышание музыки — музыкальный слух.
Слайд 6ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ
Основой, ядром музыкальности или музыкальной одаренности является эмоциональная отзывчивость
на музыку ( Б.М. Теплов
«Психология музыкальных способностей»).
Эмоциональная отзывчивость:
- особая восприимчивость индивида к звучащей музыке;
- повышенная впечатлительность от нее;
- способность «вчувствования», «вживания» в ее образы;
- острота, глубина и богатство эмоциональных переживаний в процессе ее восприятия.
Слайд 7В педагогике искусства понятие «эмоциональная отзывчивость на художественные произведения» определяется
по-разному:
как умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров,
как способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом,
как эмоционально-душевный отклик на произведения искусства,
как способность эмоционального сопереживания музыке.
Процесс переживания чувств, возникших в результате эмоционального отклика ребенка на художественное произведение, обусловливающего понимание его эмоционального содержания (Л.В. Ясинских).
Слайд 8По теории Б.М. Теплова музыкальное переживание по существу – эмоциональное
переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержания музыки.
Ведущая роль эмоциональной отзывчивости в структуре музыкальных способностей соответствует специфике интонационного музыкально-художественного мышления, суть которого в эмоциональном переживании духовных ценностей, воплощенных в искусстве.
Особенностью музыки является то, что ее содержание и структуры опираются не на предметный мир, а на психические состояния и процессы – подвижные, неуловимые для словесного выражения.
Слайд 9ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ
НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Показатели развитости эмоциональной
отзывчивости:
1. Способность эмоционально откликаться на художественное произведение и определять его
настроение, характер.
2. Способность воплощать переживание, возникшее у ребенка при восприятии художественного произведения в собственном художественном продукте.
3. Способность ребенка понимать эмоционально-образное содержание художественного произведения.
Оценка сформированности каждого показателя определяется с помощью критериев, соотнесенных с четырьмя уровнями развитости эмоциональной отзывчивости (высокий, выше среднего, средний, низкий):
Слайд 10Первый показатель: способность ребенка эмоционально откликаться на художественное произведение и
определять его настроение, характер.
Критерии к данному показателю:
- степень обобщенности, под
которой понимается способность к обобщению противоположных настроений;
- степень дифференцированности, под которой понимается способность различать оттенки настроения;
- степень выраженности эмоционального отношения (эмпатии) при ответе, под которой понимается способность выражения сопереживания, сочувствия в голосе при ответе.
Слайд 11Второй показатель: развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведений является способность
ребенка воплощать переживание, возникшее у него при восприятии художественного произведения
в собственном художественном продукте.
Критерии к данному показателю:
- самостоятельность нахождения способов для воплощения переживания;
- эмоционально-интонационная выразительность этих способов воплощения переживания;
- разнообразие найденных способов, и их адекватность выявленному настроению воспринятого произведения, их количество.
Слайд 12Третий показатель: способность ребенка понимать эмоционально-образное содержание художественного произведения, т.е.
вербальное определение (в слове) эмоционального содержания произведения. Данная способность определялась
по двум критериям:
- установление связи между настроением и содержанием произведения;
- наличие личностного смысла в высказывании по произведению, т.е. установление аналогии между эмоциями, возникающими при восприятии произведения с собственными переживаниями.
Слайд 16Уровни развития каждого показателя эмоциональной отзывчивости на художественные произведения оцениваются
по следующей шкале:
высокий уровень – 3 балла;
выше среднего
уровень – 2 балла;
средний уровень – 1 балл;
низкий уровень – 0 баллов;
Три задания (по каждому тестирующему стимулу), предложенные детям, направлены на выявление:
- способности определения настроения, характера главных героев, значимых событий произведения;
- способности воплощения переживания, возникшего в результате эмоционального отклика на произведение;
- способности вербального определения эмоционально-образного содержания произведения через переживание чувств, возникших при восприятии произведения.
Слайд 17Для проведения диагностики выявления уровней развитости эмоциональной отзывчивости можно предложить
следующие произведения:
- стихотворение Р. Саути, в переводе
А. Шмульяна «Лодорский водопад»;
- фортепианные пьесы: «Ласковая просьба» Г. Свиридова и «Первая утрата» Р. Шумана (или пьесы из детского альбома П.И. Чайковского, С.С. Прокофьев «Детская музыка»
Слайд 18При выполнении первого задания необходимо ответить на вопрос о настроении
представленных тестирующих стимулов, чтобы определить насколько каждый ребенок способен адекватно
определить настроение произведения (вербального и музыкального). Ему задаются следующие вопросы:
- Какое настроение выражено в произведении?
У тебя могло быть такое настроение?
А еще у кого могло быть такое настроение?
Слайд 19Во втором задании предлагается выразить собственное переживание, возникшее как отклик
на произведение через вербальную, вокальную или инструментальную интонацию, графически в
цвете и т.д.
Данное задание позволяет выявить способность воплощать собственное переживание адекватно эмоционально-смысловой интонации высказывания. Предлагается выполнить следующее задание:
- выразить в слове, в цвете, жестом, а затем в вокальном или инструментальном исполнении (голосом или на инструменте) настроение, услышанное им в стихотворении или в музыкальной пьесе.
Слайд 20Задание (3) направлено на осмысление эмоционально-смыслового содержания произведения через эмоцию,
выраженную детьми в различных способах творческой деятельности. Задаются следующие вопросы:
-
О чем рассказало тебе это произведение (стихотворение и музыкальная пьеса)?
Что такое могло произойти в жизни автора (композитора, поэта, писателя), чтобы появилось такое произведение (стихотворение, музыка)?
Было у тебя такое настроение и когда?
Слайд 21При проведении диагностического эксперимента необходимо соблюдать следующую последовательность:
1) внимательно прослушать
произведение;
2) определить настроение произведения с разных позиций;
3) выполнить творческое задание;
4)
определить эмоционально-образное содержание произведения.
Если вопрос или задание вызывает затруднения, необходимо пояснить их.
Стихотворение и музыкальные пьесы (одна пьеса на выбор) исполняются перед первым и четвертым диагностическим заданиями.
Во время проведения диагностических заданий все ответы детей (кроме первого и третьего вопроса) фиксируются письменно, а ответы на третье задание оцениваются сразу в момент выполнения творческого задания.
Слайд 22МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Основную роль в формировании у детей способностей играют жизненный
опыт, деятельность, обучение и воспитание.
Природные предпосылки (задатки) благоприятствуют развитию способностей,
ускоряют их развитие, позволяют достичь больших успехов.
Слайд 23
ТРИ ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ:
Ладовое чувство;
Музыкально-слуховое представление;
Чувство ритма.
Эти три способности не
исчерпывают всего комплекса музыкальных способностей, который мы назвали общей музыкальностью.
Однако они образуют ядро музыкальности. При этом главный признак музыкальности проявляется в переживании музыки как выражения некоторого содержания.
Основные же носители содержания в музыкальном искусстве — это звуковысотное и ритмическое движение.
Слайд 24В звуковом ощущении мы различаем 3 стороны: высоту, тембр и
громкость. Поэтому в музыкальном слухе выделяют 3 составляющих: звуковысотную, тембровую
и динамическую.
Ведущую роль в восприятии музыкального звука играет высота, поскольку в музыке основным носителем смысла является звуко-высотное движение.
Относительная, а не абсолютная высота звуков является ведущим моментом в восприятии музыки.
Музыкальный слух должен быть звуковысотным слухом, иначе он не будет музыкальным. Именно звуковысотность типична для музыки. Поэтому музыкальный слух - базовая способность, необходимая для музыкальных занятий.
Слайд 25Музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной
мелодии называется - мелодический слух.
Основой мелодического слуха является ладовое чувство,
позволяющее нам ориентироваться в музыкальном ладе (мажор, минор).
Ладовое чувство выражается прежде всего в том, что одни звуки мелодии воспринимаются нами как устойчивые, а другие — как неустойчивые, тяготеющие к устойчивым.
Слайд 26ЛАДОВОЕ ЧУВСТВО
— способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или
чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.
Оно непосредственно проявляется в:
-
восприятии мелодии;
- узнавании мелодии;
в чувствительности к точности интонации.
Ладовое чувство наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
В детском возрасте ладовое чувство проявляется в любви и интересе к слушанию музыки.
Слайд 27
МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
- способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение.
Музыкально-слуховые представления можно назвать репродуктивным компонентом мелодического слуха, потому что
он является основой для воспроизведения мелодии, и слуховым, потому что он заключается в наличии слуховых представлений о мелодии.
Узнать мелодию можно на основе эмоционального критерия — ладового чувства, А вот воспроизвести мелодию без ясного ее представления невозможно.
Слайд 28МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО
— способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно
воспроизводить его.
В младшем возрасте это чувство проявляется в в двигательных
реакциях, более или менее точно, передающих ритм музыки.
Слайд 29ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
При определении уровня основных музыкальных способностей дошкольников
следует проверить:
1) ладовый компонент мелодического слуха;
2) слуховой компонент мелодического слуха;
3)
музыкально-ритмическое чувство.
Слайд 31ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛАДОВОГО ЧУВСТВА
Яркое эмоциональное восприятие музыки, внимание во
время слушания предлагаемого произведения;
просьба повторить музыкальное произведение;
наличие любимых произведений;
точное ощущение
устойчивости и неустойчивости звуков при окончании на них мелодии
Слайд 32СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛАДОВОГО ЧУВСТВА
Внешние проявления эмоциональности при прослушивании;
недостаточное
внимание при восприятии;
нестабильность правильных ответов в определении устойчивых и
неустойчивых звуков при окончании на них мелодии;
нестабильность правильного выполнения задания: довести мелодию до устойчивой ступени (тоники)
Слайд 33НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛАДОВОГО ЧУВСТВА
Отсутствие внешних проявлений эмоциональности при восприятии
предлагаемого музыкального произведения;
неузнавание знакомых мелодий;
неспособность определить устойчивость или
неустойчивость звука.
Слайд 35ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Чистое интонирование мелодии знакомой песни с
сопровождением и без него;
точность интонации незнакомой мелодии после ее
предварительного прослушивания;
правильный подбор по слуху несложной мелодии (попевки).
Слайд 36Недостаточно чистое интонирование мелодии знакомой песни с сопровождением и без
него;
неточная интонация мелодии после ее предварительного прослушивания,
подбор с ошибками
несложной мелодии (попевки) по слуху
«Гудошник» (пение мелодии на 1-2 звуках в низком регистре);
неправильный подбор по слуху незнакомой мелодии.
Средний уровень развития музыкально-слуховых представлений
Низкий уровень развития музыкально-слуховых представлений
Слайд 38ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА
Четкое воспроизведение в хлопках ритмического рисунка
мелодии;
соответствие ритма движений ритму предлагаемого музыкального произведения
(П.И. Чайковский
«Новая кукла», «Неаполитанская песенка»)
Слайд 39Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии с ошибками;
недостаточная точность
соответствия ритма движений ритму предлагаемого музыкального произведения
Неправильное воспроизведение ритмического рисунка
мелодии;
несоответствие ритма движений ритму музыкального произведения
Средний уровень равзития чувства ритма
Низкий уровень развития чувства ритма
Слайд 40УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВОГО РАЗВИТИЯ:
определение движения мелодии: вверх и вниз, высокие
и низкие звуки;
оперирование ступенями звукоряда по нотной записи (путешествие по
звукоряду);
устные диктанты («загадки») — услышанное назвать, а затем спеть правильно по высоте и ритму;
узнавание ранее известного примера по нотной записи;
пение «цепочкой» по нотной записи звукорядов и трезвучий;
определение на слух мажорного и минорного трезвучий;
подпевание при слушании музыки.
Итак, основой музыкального развития учащихся является активная опора на взаимосвязь певческих и слуховых умений, целенаправленное и постоянное применение необходимых педагогических приемов и методов в ходе практических музыкальных занятий.
Слайд 41Задания:
определить соотношение двух предлагаемых звуков по высоте, направление предложенной мелодии;
исполнить знакомую песню с сопровождением и без него, повторить сыгранную
мелодию, допеть до конца предложенную мелодию;
прохлопать ритмическую основу мелодии, согласовать движения с характером знакомого музыкального произведения, а также незнакомого после предварительного прослушивания его.
Для фиксации результатов используется трехуровневая система по всем трем параметрам диагностики, предварительно установив критерии оценки (табл.).
Слайд 42РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
И ЛАДОВОГО ЧУВСТВА
В методике музыкального воспитания
принята следующая последовательность в развитии звуковысотного слуха:
1) ознакомление с характером
звучания контрастных регистров; слуховое освоение высоких, низких и средних звуков;
2) освоение направления восходящего и нисходящего движения мелодии, а также слуховое освоение мелодий на одной высоте;
3) освоение поступенного и скачкообразного движения мелодии;
4) освоение устойчивости и неустойчивости ладовых отношений;
5) освоение мажорного и минорного ладов.
Слайд 43В развитии звуковысотных представлений используются две основные системы — абсолютная
(опора на лад, конкретно выраженный в определенной тональности, запись нот
в скрипичном ключе) и относительная (вне опоры на закономерности какой-либо тональности с применением слоговых названий ступеней —
1- мо, 2 -ле, 3 -ви, 4 -на, 5- зо, 6- ра, 7- ти).
В обеих системах широко распространена наглядность в обучении.
Так, сторонники относительной сольмизации с целью наглядных представлений о взаимоотношениях ступеней используют ручные знаки: (ладонь, ребро, кулак, собранная кисть, направление указательного пальца)
Сторонники абсолютной системы для наглядности используют зрительные представления, например пение по руке: (пять пальцев = пять линеек нотного стана)
Слайд 44РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА
Упражнения:
определение метрической пульсации;
определение сильной доли метра,
хлопком в ладоши зафиксировать акцентируемую долю;
усвоение простейших ритмических сочетаний.
прохлопывание ритмического рисунка какой-либо интонации;
сравнение записанных наглядно ритмических рисунков;
графическое изображение пульсации двух контрастных мелодий.
Слайд 45Развивать чувство ритма следует придерживаясь принципа системности.
Сначала надо развивать
у учащихся ощущение равномерной пульсации, сильных и слабых долей такта,
осознанное восприятие простых размеров, основных соотношений длительностей, пауз.
Более сложным этапом является знакомство с пунктирным ритмом — ритмическим рисунком «четверть с точкой — восьмая», «восьмая с точкой — шестнадцатая», затактом, синкопами.
При этом, следуя совету Д.Б. Кабалевского, нужно избегать правил и упражнений, отвлеченных от живой музыки.
Слайд 46РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО СЛУХА
Для развития тембрового слуха полезно накапливать
у детей как можно больше слуховых впечатлений от звучания инструментов
различных тембров, мужских, женских и детских певческих голосов.
Развитие динамического слуха способствует выразительности детского исполнительства, а также пониманию динамики как одного из средств музыкальной выразительности.
pp (pianissimo – очень тихо), p (piano - тихо),
mp (mezzo piano – не очень тихо), mf (mezzo forte – не очень громко),
f (forte - громко), ff (fortissimo – очень громко).
Слайд 47СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. —
М., 1971.
Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972
Петрушин В.И. Музыкальная психология / Учебное пособие для студентов и преподавателей. — М., 1997.
Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М.Теплова. — Дубна, 1997.
Тарасов, Г. С. Музыкальная психология // Спутник учителя музыки / |С.С.Балашова, В.В.Медушевский, Г.С.Тарасов и др.; Сост. Т.В.Челыщева. — М., 1993.
Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды. — |2т.-М., 1985
Слайд 48Задания на следующую сессию
1. Провести диагностику уровня развития эмоциональной отзывчивости
при восприятии произведений искусства (литература, музыка, ИЗО).
2. Представить результаты в
виде таблиц (количественные) и качественные характеристики (ответы детей).
3. Разработать задания для развития эмоциональной отзывчивости для каждого выделенного показателя (1 - способность эмоционально откликаться и определять настроение, характер произведения, 2 – способность воплощать свое настроение, возникшее от восприятия произведения в творческом продукте (в цвете, графически, двигательно, интонационно и т.д., 3. – способность понимать эмоциональное содержание произведения).
4. Указать произведение, автора, сформулировать задания для детей (описание эксперимента).