Разделы презентаций


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ КАК ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Содержание

ПЛАН ЗАНЯТИЯ1. Музыкальность и музыкальная одаренность.2. Структура музыкальности по Б.М.Теплову. 3. Эмоциональная отзывчивость основа развития музыкальности ребенка4. Музыкальные способности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ КАК ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ КАК ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Слайд 2ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Музыкальность и музыкальная одаренность.
2. Структура музыкальности по Б.М.Теплову.


3. Эмоциональная отзывчивость основа развития музыкальности ребенка
4. Музыкальные способности

ПЛАН ЗАНЯТИЯ1. Музыкальность и музыкальная одаренность.2. Структура музыкальности по Б.М.Теплову. 3. Эмоциональная отзывчивость основа развития музыкальности ребенка4.

Слайд 3Музыкальная одаренность — качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит

возможность успешных занятий музыкальной деятельностью: сочинением, исполнением, восприятием музыки.
В число

этих способностей входят музыкальные способности и общие способности.
В составе музыкальной одаренности есть комплекс способностей, который можно назвать музыкальностью. Это те способности, которые определяются природой музыки как таковой. Музыкальная одаренность не сводится к одной только музыкальности. Одаренность — явление несравнимо более широкое.


Музыкальная одаренность — качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешных занятий музыкальной деятельностью: сочинением, исполнением,

Слайд 4Музыкальность – это компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятий

именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом

необходим для любого вида.
Основной признак музыкальности — переживание музыки как выражения некоторого содержания.
Абсолютная немузыкальность маловероятна и характеризуется тем, что музыка воспринимается субъектом просто как совокупность звуков, ничего решительно не выражающая, подобно тому, что производит, настраиваясь, симфонический оркестр. музыкальной деятельности.
Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален.

Музыкальность – это компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой

Слайд 5Б.М. Теплов выделяет в понятии «Музыкальность» 2 стороны (компонента): эмоциональную

и слуховую. Взятые сами по себе, одна без другой, они

не имеют смысла.
Центр музыкальности — это способность эмоционально отзываться на музыку. Эмоциональное переживание лишь тогда будет музыкальным, когда оно является отражением выразительного значения музыкальных образов, а не просто переживанием эмоций во время слушания музыки.
Музыкальность предполагает также достаточно тонкое, дифференцированное восприятие, слышание музыки — музыкальный слух.
Б.М. Теплов выделяет в понятии «Музыкальность» 2 стороны (компонента): эмоциональную и слуховую. Взятые сами по себе, одна

Слайд 6ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ
Основой, ядром музыкальности или музыкальной одаренности является эмоциональная отзывчивость

на музыку ( Б.М. Теплов

«Психология музыкальных способностей»).
Эмоциональная отзывчивость:
- особая восприимчивость индивида к звучащей музыке;
- повышенная впечатлительность от нее;
- способность «вчувствования», «вживания» в ее образы;
- острота, глубина и богатство эмоциональных переживаний в процессе ее восприятия.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬОсновой, ядром музыкальности или музыкальной одаренности является эмоциональная отзывчивость на музыку

Слайд 7В педагогике искусства понятие «эмоциональная отзывчивость на художественные произведения» определяется

по-разному:
как умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров,


как способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом,
как эмоционально-душевный отклик на произведения искусства,
как способность эмоционального сопереживания музыке.
Процесс переживания чувств, возникших в результате эмоционального отклика ребенка на художественное произведение, обусловливающего понимание его эмоционального содержания (Л.В. Ясинских).
В педагогике искусства понятие «эмоциональная отзывчивость на художественные произведения» определяется по-разному: как умение откликаться на события, явления,

Слайд 8По теории Б.М. Теплова музыкальное переживание по существу – эмоциональное

переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержания музыки.

Ведущая роль эмоциональной отзывчивости в структуре музыкальных способностей соответствует специфике интонационного музыкально-художественного мышления, суть которого в эмоциональном переживании духовных ценностей, воплощенных в искусстве.
Особенностью музыки является то, что ее содержание и структуры опираются не на предметный мир, а на психические состояния и процессы – подвижные, неуловимые для словесного выражения.
По теории Б.М. Теплова музыкальное переживание по существу – эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя

Слайд 9ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Показатели развитости эмоциональной

отзывчивости:
1. Способность эмоционально откликаться на художественное произведение и определять его

настроение, характер.
2. Способность воплощать переживание, возникшее у ребенка при восприятии художественного произведения в собственном художественном продукте.
3. Способность ребенка понимать эмоционально-образное содержание художественного произведения.
Оценка сформированности каждого показателя определяется с помощью критериев, соотнесенных с четырьмя уровнями развитости эмоциональной отзывчивости (высокий, выше среднего, средний, низкий):



ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ  НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯПоказатели развитости эмоциональной отзывчивости:1. Способность эмоционально откликаться на художественное

Слайд 10Первый показатель: способность ребенка эмоционально откликаться на художественное произведение и

определять его настроение, характер.
Критерии к данному показателю:
- степень обобщенности, под

которой понимается способность к обобщению противоположных настроений;
- степень дифференцированности, под которой понимается способность различать оттенки настроения;
- степень выраженности эмоционального отношения (эмпатии) при ответе, под которой понимается способность выражения сопереживания, сочувствия в голосе при ответе.

Первый показатель: способность ребенка эмоционально откликаться на художественное произведение и определять его настроение, характер.Критерии к данному показателю:-

Слайд 11Второй показатель: развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведений является способность

ребенка воплощать переживание, возникшее у него при восприятии художественного произведения

в собственном художественном продукте.
Критерии к данному показателю:
- самостоятельность нахождения способов для воплощения переживания;
- эмоционально-интонационная выразительность этих способов воплощения переживания;
- разнообразие найденных способов, и их адекватность выявленному настроению воспринятого произведения, их количество.

Второй показатель: развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведений является способность ребенка воплощать переживание, возникшее у него при

Слайд 12Третий показатель: способность ребенка понимать эмоционально-образное содержание художественного произведения, т.е.

вербальное определение (в слове) эмоционального содержания произведения. Данная способность определялась

по двум критериям:
- установление связи между настроением и содержанием произведения;
- наличие личностного смысла в высказывании по произведению, т.е. установление аналогии между эмоциями, возникающими при восприятии произведения с собственными переживаниями.
Третий показатель: способность ребенка понимать эмоционально-образное содержание художественного произведения, т.е. вербальное определение (в слове) эмоционального содержания произведения.

Слайд 16Уровни развития каждого показателя эмоциональной отзывчивости на художественные произведения оцениваются

по следующей шкале:
высокий уровень – 3 балла;
выше среднего

уровень – 2 балла;
средний уровень – 1 балл;
низкий уровень – 0 баллов;
Три задания (по каждому тестирующему стимулу), предложенные детям, направлены на выявление:
- способности определения настроения, характера главных героев, значимых событий произведения;
- способности воплощения переживания, возникшего в результате эмоционального отклика на произведение;
- способности вербального определения эмоционально-образного содержания произведения через переживание чувств, возникших при восприятии произведения.

Уровни развития каждого показателя эмоциональной отзывчивости на художественные произведения оцениваются по следующей шкале: высокий уровень – 3

Слайд 17Для проведения диагностики выявления уровней развитости эмоциональной отзывчивости можно предложить

следующие произведения:
- стихотворение Р. Саути, в переводе

А. Шмульяна «Лодорский водопад»;
- фортепианные пьесы: «Ласковая просьба» Г. Свиридова и «Первая утрата» Р. Шумана (или пьесы из детского альбома П.И. Чайковского, С.С. Прокофьев «Детская музыка»

Для проведения диагностики выявления уровней развитости эмоциональной отзывчивости можно предложить следующие произведения:- стихотворение Р. Саути, в переводе

Слайд 18При выполнении первого задания необходимо ответить на вопрос о настроении

представленных тестирующих стимулов, чтобы определить насколько каждый ребенок способен адекватно

определить настроение произведения (вербального и музыкального). Ему задаются следующие вопросы:
- Какое настроение выражено в произведении?
У тебя могло быть такое настроение?
А еще у кого могло быть такое настроение?

При выполнении первого задания необходимо ответить на вопрос о настроении представленных тестирующих стимулов, чтобы определить насколько каждый

Слайд 19Во втором задании предлагается выразить собственное переживание, возникшее как отклик

на произведение через вербальную, вокальную или инструментальную интонацию, графически в

цвете и т.д.
Данное задание позволяет выявить способность воплощать собственное переживание адекватно эмоционально-смысловой интонации высказывания. Предлагается выполнить следующее задание:
- выразить в слове, в цвете, жестом, а затем в вокальном или инструментальном исполнении (голосом или на инструменте) настроение, услышанное им в стихотворении или в музыкальной пьесе.

Во втором задании предлагается выразить собственное переживание, возникшее как отклик на произведение через вербальную, вокальную или инструментальную

Слайд 20Задание (3) направлено на осмысление эмоционально-смыслового содержания произведения через эмоцию,

выраженную детьми в различных способах творческой деятельности. Задаются следующие вопросы:
-

О чем рассказало тебе это произведение (стихотворение и музыкальная пьеса)?
Что такое могло произойти в жизни автора (композитора, поэта, писателя), чтобы появилось такое произведение (стихотворение, музыка)?
Было у тебя такое настроение и когда?

Задание (3) направлено на осмысление эмоционально-смыслового содержания произведения через эмоцию, выраженную детьми в различных способах творческой деятельности.

Слайд 21При проведении диагностического эксперимента необходимо соблюдать следующую последовательность:
1) внимательно прослушать

произведение;
2) определить настроение произведения с разных позиций;
3) выполнить творческое задание;
4)

определить эмоционально-образное содержание произведения.
Если вопрос или задание вызывает затруднения, необходимо пояснить их.
Стихотворение и музыкальные пьесы (одна пьеса на выбор) исполняются перед первым и четвертым диагностическим заданиями.
Во время проведения диагностических заданий все ответы детей (кроме первого и третьего вопроса) фиксируются письменно, а ответы на третье задание оцениваются сразу в момент выполнения творческого задания.


При проведении диагностического эксперимента необходимо соблюдать следующую последовательность:1) внимательно прослушать произведение;2) определить настроение произведения с разных позиций;3)

Слайд 22МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Основную роль в формировании у детей способностей играют жизненный

опыт, деятельность, обучение и воспитание.
Природные предпосылки (задатки) благоприятствуют развитию способностей,

ускоряют их развитие, позволяют достичь больших успехов.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИОсновную роль в формировании у детей способностей играют жизненный опыт, деятельность, обучение и воспитание.Природные предпосылки (задатки)

Слайд 23 ТРИ ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ:
Ладовое чувство;
Музыкально-слуховое представление;
Чувство ритма.
Эти три способности не

исчерпывают всего комплекса музыкальных способностей, который мы назвали общей музыкальностью.

Однако они образуют ядро музыкальности. При этом главный признак музыкальности проявляется в переживании музыки как выражения некоторого содержания.
Основные же носители содержания в музыкальном искусстве — это звуковысотное и ритмическое движение.

ТРИ ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ:Ладовое чувство;Музыкально-слуховое представление;Чувство

Слайд 24В звуковом ощущении мы различаем 3 стороны: высоту, тембр и

громкость. Поэтому в музыкальном слухе выделяют 3 составляющих: звуковысотную, тембровую

и динамическую.
Ведущую роль в восприятии музыкального звука играет высота, поскольку в музыке основным носителем смысла является звуко-высотное движение.
Относительная, а не абсолютная высота звуков является ведущим моментом в восприятии музыки.
Музыкальный слух должен быть звуковысотным слухом, иначе он не будет музыкальным. Именно звуковысотность типична для музыки. Поэтому музыкальный слух - базовая способность, необходимая для музыкальных занятий.

В звуковом ощущении мы различаем 3 стороны: высоту, тембр и громкость. Поэтому в музыкальном слухе выделяют 3

Слайд 25Музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной

мелодии называется - мелодический слух.
Основой мелодического слуха является ладовое чувство,

позволяющее нам ориентироваться в музыкальном ладе (мажор, минор).
Ладовое чувство выражается прежде всего в том, что одни звуки мелодии воспринимаются нами как устойчивые, а другие — как неустойчивые, тяготеющие к устойчивым.


Музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии называется - мелодический слух.Основой мелодического слуха

Слайд 26ЛАДОВОЕ ЧУВСТВО
— способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или

чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.
Оно непосредственно проявляется в:
-

восприятии мелодии;
- узнавании мелодии;
в чувствительности к точности интонации.
Ладовое чувство наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
В детском возрасте ладовое чувство проявляется в любви и интересе к слушанию музыки.

ЛАДОВОЕ ЧУВСТВО— способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Оно непосредственно

Слайд 27 МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
- способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение.


Музыкально-слуховые представления можно назвать репродуктивным компонентом мелодического слуха, потому что

он является основой для воспроизведения мелодии, и слуховым, потому что он заключается в наличии слуховых представлений о мелодии.
Узнать мелодию можно на основе эмоционального критерия — ладового чувства, А вот воспроизвести мелодию без ясного ее представления невозможно.

МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ- способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Музыкально-слуховые представления можно назвать

Слайд 28МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО
— способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно

воспроизводить его.
В младшем возрасте это чувство проявляется в в двигательных

реакциях, более или менее точно, передающих ритм музыки.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО— способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.В младшем возрасте это чувство проявляется

Слайд 29ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
При определении уровня основных музыкальных способностей дошкольников

следует проверить:
1) ладовый компонент мелодического слуха;
2) слуховой компонент мелодического слуха;
3)

музыкально-ритмическое чувство.

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКАПри определении уровня основных музыкальных способностей дошкольников следует проверить:1) ладовый компонент мелодического слуха;2) слуховой

Слайд 31ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛАДОВОГО ЧУВСТВА
Яркое эмоциональное восприятие музыки, внимание во

время слушания предлагаемого произведения;
просьба повторить музыкальное произведение;
наличие любимых произведений;
точное ощущение

устойчивости и неустойчивости звуков при окончании на них мелодии
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛАДОВОГО ЧУВСТВАЯркое эмоциональное восприятие музыки, внимание во время слушания предлагаемого произведения;просьба повторить музыкальное произведение;наличие

Слайд 32СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛАДОВОГО ЧУВСТВА
Внешние проявления эмоциональности при прослушивании;
недостаточное

внимание при восприятии;
нестабильность правильных ответов в определении устойчивых и

неустойчивых звуков при окончании на них мелодии;
нестабильность правильного выполнения задания: довести мелодию до устойчивой ступени (тоники)
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛАДОВОГО ЧУВСТВАВнешние проявления эмоциональности при прослушивании; недостаточное внимание при восприятии; нестабильность правильных ответов в

Слайд 33НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛАДОВОГО ЧУВСТВА
Отсутствие внешних проявлений эмоциональности при восприятии

предлагаемого музыкального произведения;
неузнавание знакомых мелодий;
неспособность определить устойчивость или

неустойчивость звука.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛАДОВОГО ЧУВСТВАОтсутствие внешних проявлений эмоциональности при восприятии предлагаемого музыкального произведения; неузнавание знакомых мелодий; неспособность

Слайд 35ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Чистое интонирование мелодии знакомой песни с

сопровождением и без него;
точность интонации незнакомой мелодии после ее

предварительного прослушивания;
правильный подбор по слуху несложной мелодии (попевки).
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙЧистое интонирование мелодии знакомой песни с сопровождением и без него; точность интонации незнакомой

Слайд 36Недостаточно чистое интонирование мелодии знакомой песни с сопровождением и без

него;
неточная интонация мелодии после ее предварительного прослушивания,
подбор с ошибками

несложной мелодии (попевки) по слуху

«Гудошник» (пение мелодии на 1-2 звуках в низком регистре);
неправильный подбор по слуху незнакомой мелодии.

Средний уровень развития музыкально-слуховых представлений

Низкий уровень развития музыкально-слуховых представлений

Недостаточно чистое интонирование мелодии знакомой песни с сопровождением и без него;неточная интонация мелодии после ее предварительного прослушивания,

Слайд 38ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА
Четкое воспроизведение в хлопках ритмического рисунка

мелодии;
соответствие ритма движений ритму предлагаемого музыкального произведения
(П.И. Чайковский

«Новая кукла», «Неаполитанская песенка»)
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМАЧеткое воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии; соответствие ритма движений ритму предлагаемого музыкального

Слайд 39Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии с ошибками;
недостаточная точность

соответствия ритма движений ритму предлагаемого музыкального произведения
Неправильное воспроизведение ритмического рисунка

мелодии;
несоответствие ритма движений ритму музыкального произведения

Средний уровень равзития чувства ритма

Низкий уровень развития чувства ритма

Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии с ошибками; недостаточная точность соответствия ритма движений ритму предлагаемого музыкального произведенияНеправильное

Слайд 40УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВОГО РАЗВИТИЯ:
определение движения мелодии: вверх и вниз, высокие

и низкие звуки;
оперирование ступенями звукоряда по нотной записи (путешествие по

звукоряду);
устные диктанты («загадки») — услышанное назвать, а затем спеть правильно по высоте и ритму;
узнавание ранее известного примера по нотной записи;
пение «цепочкой» по нотной записи звукорядов и трезвучий;
определение на слух мажорного и минорного трезвучий;
подпевание при слушании музыки.
Итак, основой музыкального развития учащихся является активная опора на взаимосвязь певческих и слуховых умений, целенаправленное и постоянное применение необходимых педагогических приемов и методов в ходе практических музыкальных занятий.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВОГО РАЗВИТИЯ:определение движения мелодии: вверх и вниз, высокие и низкие звуки;оперирование ступенями звукоряда по нотной

Слайд 41Задания:
определить соотношение двух предлагаемых звуков по высоте, направление предложенной мелодии;

исполнить знакомую песню с сопровождением и без него, повторить сыгранную

мелодию, допеть до конца предложенную мелодию;
прохлопать ритмическую основу мелодии, согласовать движения с характером знакомого музыкального произведения, а также незнакомого после предварительного прослушивания его.
Для фиксации результатов используется трехуровневая система по всем трем параметрам диагностики, предварительно установив критерии оценки (табл.).

Задания:определить соотношение двух предлагаемых звуков по высоте, направление предложенной мелодии; исполнить знакомую песню с сопровождением и без

Слайд 42РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЛАДОВОГО ЧУВСТВА
В методике музыкального воспитания

принята следующая последовательность в развитии звуковысотного слуха:
1) ознакомление с характером

звучания контрастных регистров; слуховое освоение высоких, низких и средних звуков;
2) освоение направления восходящего и нисходящего движения мелодии, а также слуховое освоение мелодий на одной высоте;
3) освоение поступенного и скачкообразного движения мелодии;
4) освоение устойчивости и неустойчивости ладовых отношений;
5) освоение мажорного и минорного ладов.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  И ЛАДОВОГО ЧУВСТВА В методике музыкального воспитания принята следующая последовательность в развитии звуковысотного

Слайд 43В развитии звуковысотных представлений используются две основные системы — абсолютная

(опора на лад, конкретно выраженный в определенной тональности, запись нот

в скрипичном ключе) и относительная (вне опоры на закономерности какой-либо тональности с применением слоговых названий ступеней —
1- мо, 2 -ле, 3 -ви, 4 -на, 5- зо, 6- ра, 7- ти).
В обеих системах широко распространена наглядность в обучении.
Так, сторонники относительной сольмизации с целью наглядных представлений о взаимоотношениях ступеней используют ручные знаки: (ладонь, ребро, кулак, собранная кисть, направление указательного пальца)
Сторонники абсолютной системы для наглядности используют зрительные представления, например пение по руке: (пять пальцев = пять линеек нотного стана)

В развитии звуковысотных представлений используются две основные системы — абсолютная (опора на лад, конкретно выраженный в определенной

Слайд 44РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА
Упражнения:
определение метрической пульсации;
определение сильной доли метра,

хлопком в ладоши зафиксировать акцентируемую долю;
усвоение простейших ритмических сочетаний.


прохлопывание ритмического рисунка какой-либо интонации;
сравнение записанных наглядно ритмических рисунков;
графическое изображение пульсации двух контрастных мелодий.
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМАУпражнения: определение метрической пульсации; определение сильной доли метра, хлопком в ладоши зафиксировать акцентируемую долю; усвоение

Слайд 45Развивать чувство ритма следует придерживаясь принципа системности.
Сначала надо развивать

у учащихся ощущение равномерной пульсации, сильных и слабых долей такта,

осознанное восприятие простых размеров, основных соотношений длительностей, пауз.
Более сложным этапом является знакомство с пунктирным ритмом — ритмическим рисунком «четверть с точкой — восьмая», «восьмая с точкой — шестнадцатая», затактом, синкопами.
При этом, следуя совету Д.Б. Кабалевского, нужно избегать правил и упражнений, отвлеченных от живой музыки.



Развивать чувство ритма следует придерживаясь принципа системности. Сначала надо развивать у учащихся ощущение равномерной пульсации, сильных и

Слайд 46РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО СЛУХА
Для развития тембрового слуха полезно накапливать

у детей как можно больше слуховых впечатлений от звучания инструментов

различных тембров, мужских, женских и детских певческих голосов.
Развитие динамического слуха способствует выразительности детского исполнительства, а также пониманию динамики как одного из средств музыкальной выразительности.
pp (pianissimo – очень тихо), p (piano - тихо),
mp (mezzo piano – не очень тихо), mf (mezzo forte – не очень громко),
f (forte - громко), ff (fortissimo – очень громко).
РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО СЛУХАДля развития тембрового слуха полезно накапливать у детей как можно больше слуховых впечатлений

Слайд 47СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. —

М., 1971.
Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972

Петрушин В.И. Музыкальная психология / Учебное пособие для студентов и преподавателей. — М., 1997.
Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М.Теплова. — Дубна, 1997.
Тарасов, Г. С. Музыкальная психология // Спутник учителя музыки / |С.С.Балашова, В.В.Медушевский, Г.С.Тарасов и др.; Сост. Т.В.Челыщева. — М., 1993.
Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды. — |2т.-М., 1985
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. — М., 1971.Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия.

Слайд 48Задания на следующую сессию
1. Провести диагностику уровня развития эмоциональной отзывчивости

при восприятии произведений искусства (литература, музыка, ИЗО).
2. Представить результаты в

виде таблиц (количественные) и качественные характеристики (ответы детей).
3. Разработать задания для развития эмоциональной отзывчивости для каждого выделенного показателя (1 - способность эмоционально откликаться и определять настроение, характер произведения, 2 – способность воплощать свое настроение, возникшее от восприятия произведения в творческом продукте (в цвете, графически, двигательно, интонационно и т.д., 3. – способность понимать эмоциональное содержание произведения).
4. Указать произведение, автора, сформулировать задания для детей (описание эксперимента).
Задания на следующую сессию1. Провести диагностику уровня развития эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства (литература, музыка, ИЗО).2.

Слайд 49Практическое занятие
Музыкально

Практическое занятие Музыкально

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика