Слайд 1Тема: Развитие естествознания и общественная мысль
кон. XIX – первая
половина XX вв.
Как революция в естествознании повлияла на переосмысление философского
и историко-культурного наследия?
Домашнее задание: § 27, по 28-29 по любому представителю художественной культуры - доклад-сообщение с презентацией: биографические данные, вклад в культуру
Слайд 21. Революция в естествознании
Вывод:
Слайд 42. Новые течения в философии
(постижение внутренней сущности человека и особенностей
духовной жизни через религию, анализ подсознательного)
1909 г. – сборник «Вехи»
(Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, П.Б. Струве, С.Л. Франк – эмигранты):
осудили увлечение русской интеллигенции революцией, материализмом и атеизмом, призвали её к покаянию, к переосмыслению своей роли в обществе.
Альтернатива – совершенствование личности на основе традиционных православных и культурных ценностей.
Слайд 5Европейцы заново открывали для себя культуру народов Востока, Африки, доколумбовой
Америки
1920-е гг. – О. Шпенглер (нем.) – закат и упадок
европейской цивилизации (рационализм)
1930-е гг. – А. Тойнби (анг.) – мировое развитие – процесс смены локальных цивилизаций: рождение, расцвет, упадок, умирание. Прогресс в духовном совершенствовании личности (религия)
Слайд 6Психоанализ З.Фрейда (авст., 1859-1939) – структура психики человека – «я»,
«сверх-я», «оно»: либидо - сублимировать в различные формы
К. Юнг (швейц.,
1875-1961) – «коллективное бессознательное» (архетипы подсознания) сублимировалось в массовые движения, революции, войны – на разрушение «неестественного», чуждого человеку мира
К. Леви-Строс (р. 1908 г.) – в культуре через символы бессознательное начало разума
Й. Хейзинг, Х. Ормега-и-Гасет – о массовой (второсортной) и элитарной (понимаемой немногими) культуре
Слайд 73. Рационализм и прагматизм в философской мысли начала XX в.
(материалистические
подходы)
Черты:
восприятие человека, особенностей его духовной жизни прежде всего в связи
с тем местом, которое он занимает в обществе, и его материальными интересами;
убеждённость., что социальные преобразования, достижения науки и техники или завоевание государством более прочных позиций на международной арене могут обеспечить решение основных проблем общества и человека;
инструментальное отношение к культуре, т.е стремление использовать её достижения в политических целях
Слайд 8Представители, направления:
Марксизм–ленинизм
Философия Д. Дьюи (ам.) представитель философского направления прагматизм. Автор
более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии,
педагогике и др. дисциплинам: познание и творчество – инструмент решения жизненных задач отдельных личностей
Р. Киплинг – «бремя белого человека»
Г. Аннунцио (ит.) – культ сильной личности
Национализм
Технократизм (космизм - Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский)– человек способен изменять не только окружающий мир, но и самого себя
Слайд 9Николай Фёдорович Фёдоров (7 июня 1829 - 28 декабря 1903)
русский
религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из основоположников
русского космизма.
Слайд 10Константин Эдуардович Циолковский
( 1857 -1935)
русский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный
учитель. Основоположник современной космонавтики. Обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл
к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет
Слайд 11Владимир Иванович Вернадский (1863г. – 1945г.)
выдающийся русский и советский учёный
XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель; создатель многих научных
школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.