Слайд 1 Лекция 3 . РАЗВИТИЕ ФЕМИНИСТСКИХ И ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПЛАН
«Первая волна»
феминизма
«Вторая волна» феминизма
2.1. радикальный феминизм
2.2. либеральный феминизм
2.3. социалистический феминизм
2.4. марксистский
феминизм
2.5. лесбиянский сепаратизм
2.6. этнический феминизм
2.7. консервативный феминизм
2.8. антифеминизм
2.9. женские исследования
10. гендерные исследования
Слайд 2- 2 –
«Первая волна» феминизма
Зарождение феминистских идей прослеживается с
эпохи Возрождения. В фокусе исследовательского интереса проблемы пола оказываются с
конца XVIII столетия. Изначально проблема взаимодействия полов рассматривалась односторонне, с проекцией исключительно на женщин.
Изучение их общественного положения было инициировано феминизмом – общественным движением за достижение равных прав с мужчинами. С современных позиций, не менее значимым становится и второе направление феминизма – теоретическое, представленное междисциплинарной областью знания, разрабатывающей собственную методологию, теорию и идеологию.
В истории развития феминизма выделяют несколько этапов. Однако хронологические рамки рассматриваемых периодов, по разным источникам, оказываются различными.
Первый этап, получивший наименование “первой” или “старой волны”, связан с движением суфражизма. Организованное движение женщин за свои избирательные права охватывает период между 1890 и 1920 гг. Считается, что изначально суфражизм возник в Англии, а затем получил распространение в США, во Франции, Германии и других странах мира.
Слайд 3- 3 -
Считается, что изначально суфражизм возник в Англии, а
затем получил распространение в США, во Франции, Германии и других
странах мира. Тем не менее, первой страной, узаконившей избирательные права женщин в 1902 г., стала Австралия.
Достижение желаемого результата в Финляндии, Дании, России, Бельгии, Германии, США, Канаде, Польше и ряде других стран к 20-м гг. ХХ столетия несколько снизило активность движения женщин. С позиций этого подхода, принято считать, что в последующие четыре десятилетия, вплоть до 60-х гг., образовался прерыв постепенности – феминистское движение утратило свою актуальность и пошло на спад.
С других позиций, хронологические рамки первого этапа представляются более расширенными и охватывают период со середины XIX в. до конца 60-х гг. ХХ столетия. Работы М. Фуллер, Дж. Ст. Милля, Ф. Энгельса, К. Маркса, И.М. Михайловского и А. Бебеля стали первыми научными исследованиями взаимоотношений полов.
Приведенный перечень имен обнаруживает очевидный, преимущественно мужской интерес к изучению женских проблем. Однако с начала ХХ столетия инициатива в изучении “женского вопроса” переходит к женщинам. Появляются фундаментальные и публицистические работы Л. Браун, К. Хорни, А. Коллонтай и ряда других авторов. В США и во Франции возникают первые исследовательские центры и учебные курсы.
Слайд 4- 4 -
Основными задачами “первой волны” феминизма стали борьба за
достижения равных прав с мужчинами и устранение социальной дискриминации женщин.
Они рассматривались взаимосвязанными, но не тождественными, т.к. в последнем случае отправным становилось признание полоролевой асимметрии социума и культуры.
Представительницы “первой волны” считали, что западная культура была и остается патриархатной, созданной мужчинами и утверждающей позиции мужского доминирования. Поэтому достижение социального равенства полов должно охватывать все сферы деятельности, включая законодательство, идеологию, политику, образование, культуру, здравоохранение и трудоустройство.
После 20-х гг. ХХ столетия были значительно усиленны позиции теоретического феминизма. Появление целого ряда работ В. Вулф, С. де Бовуар, М. Мид и М. Бирд, ставших хрестоматийными, сформировали теоретические и методологические основания перехода ко второму этапу.
2. «ВТОРАЯ ВОЛНА» ФЕМИНИЗМА
«Новая” или “вторая волна” феминизма получает развитие с конца 60-х – начала 70-х гг. Именно в этот период феминизм как междисциплинарная область знания приобретает все признаки институционализации.
Слайд 5- 5 -
Формируется профессиональное академическое сообщество, разрабатывается система грантов и
организаций научных конференций, начинает издаваться периодическая, монографическая и учебная литература,
происходит структурирование феминистского знания.
В большинстве работ “новая волна” характеризуется с позиций изменения методологии в смещении приоритетов от борьбы за права женщин и достижения равноправия с мужчинами к созданию “мира для женщин”. Однако эта трактовка не верна, поскольку отражает, в основном, лишь позиции радикального феминизма, утверждающего женско-центрированную перспективу.
На сегодняшний день процесс далеко не завершен. Мы являемся очевидцами зарождения новых направлений феминизма, расширения территорий “женских исследований” и усиления звучания гендерного подхода. Несмотря на единичные попытки выделения “третьей” и даже “четвертой волны”, оценка продолжения второго этапа феминизма остается преобладающей.
Основной его особенностью становится полипарадигмальность различных областей феминистского знания, обнаруживающего различия в методологических основаниях, нередко приводящих к сепаратизму и противостоянию.
Слайд 6- 6 -
Наиболее развитыми теоретическими направлениями “второй волны” феминизма являются:
радикальный, либеральный, социалистический и марксистский феминизм, лесбиянский сепаратизм, этнический и
консервативный феминизм, женские исследования, антифеминизм и гендерные исследования. Анализ некоторых из них достаточно затруднен, т.к. отсутствуют историческая дистанция и необходимое поле обзора. Они обнаруживают целый ряд сходств и различий, нередко взаимно пересекаясь и осуществляя экспансию на “чужие”, уже занятые территории.
Общим основанием для всех направлений “второй волны” является то, что объектом и субъектом исследования становится женщина. Ей самой необходимо предпринять усилия для решения собственных проблем, фокусируя мир либо полностью, либо частично, на себя.
В соответствии с этим, и теория, и практики «второй волны» феминизма обнаруживают парадоксальную двойственность, с одной стороны, поддерживая тенденцию к усилению общности, с другой, - отстаивая исключительность внутренних практик, закрепляющих различия направлений феминизма.
2.1. РАДИКАЛЬНЫЙ ФЕМИНИЗМ
Радикальный феминизм нацелен на разрушение пола как класса. Он исходит из убеждения в том, что мир мужского доминирования порождает тотальное угнетение женщин.
Слайд 7- 7 -
Теория радикального феминизма представлена рядом базовых утверждений:
основными
характеристиками современного общества являются патриархат и сексизм,
личное – это
политическое,
социальная перспектива должна быть исключительно женски-центрированной – «миром для женщин».
Теоретический вклад радикального феминизма представлен:
созданием концепции женской культуры,
реконцептуализацией социальной реальности с позиций утверждения женского доминирования,
феминизацией знания и его радикальной реконструкцией, поскольку существующие теории и научные парадигмы усугубляют подчиненное положение женщин.
Радикальный феминизм достаточно агрессивен и нетерпим к укоренившимся социальным практикам. Его излюбленными темами дебатов и теоретического анализа становятся насилие и изнасилование, угнетение в семье, сексизм, проституция и порнография. Однако обличительный пафос сопровождается не выявлением причин, а требованиями радикально изменить деструктивный для женщин мир.
Слайд 8- 8 -
2.2. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ФЕМИНИЗМ
Либеральный феминизм представлен теорией индивидуальной свободы
женщин. Это направление имеет наиболее длительную историю, и, по существу,
берет начало со ставшей хрестоматийной работы Мэри Вулстоункрафт «Защита прав женщин», опубликованной в 1789 г.
Основной тезис либерального феминизма состоит в том, что частная жизнь не должна быть предметом регулирования общества. Механизмы достижения этой цели обеспечиваются либеральными реформами, ориентированными на закрепление практики единого для мужчин и женщин образования, на существенное улучшение медицинского обслуживания, на повышение благосостояния и уровня жизни.
С позиций других феминистских направлений, либеральный феминизм нередко получает обвинения в снижении уровня и масштаба притязаний, а так же в ограничении деятельности направлениями, поддерживаемыми National Organization of Women, аббревиатура которой – NOW – переводится как «теперь», подчеркивая значимость разрешения текущих, повседневных задач.
2.3. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ФЕМИНИЗМ
Социалистический феминизм является одним из наиболее развитых направлений.
Слайд 9- 9 -
Его основной тезис: в современном патриархатном капиталистическом обществе
женщины являются второстепенным классом, поскольку испытывают двойную дискриминацию как трудящиеся,
и как женщины. Поэтому для полного и окончательного освобождения женщин необходимо не только достижение равноправия с мужчинами, но и разрушение всей экономической системы капитализма.
Представительницы этого направления считают, что доминирование мужчин в современном обществе поддерживается и усугубляется всеми существующими социальными институтами. Следствием этого и является правомерность рассмотрения женщин как угнетаемого класса.
Анализируя имеющую место дискриминацию, социалистический феминизм обращается к теории исторического материализма и психоанализа, выявляющего особенности становления женского характера. Однако результатом социальных изменений должно стать исчезновение «женщин» и «мужчин» как социально сконструированных категорий.
2.4. МАРКСИСТСКИЙ ФЕМИНИЗМ
Тесно связанный с предыдущим направлением марксистский феминизм утверждает, что только синтез идей марксизма и феминизма сможет привести к реальной эмансипации женщин.
Слайд 10- 10 -
В задачи движения входят: описание материальных оснований женского
угнетения; прояснение связей между производительностью труда и статусом женщин; а
также – анализ роли семьи через призму классовой теории и теории женщин.
С позиций этого направления утверждается, что отделение трудовой деятельности от досуга является исключительно мужской прерогативой. Женщины же испытывают двойную эксплуатацию на рабочем месте и в семье и, воспроизводя эту модель поведения, сами способствуют воспроизводству капиталистического патриархатного общества.
2.5. ЛЕСБИЯНСКИЙ ФЕМИНИЗМ
Лесбиянский феминизм иногда называют лесбиянским сепаратизмом. Этимологически название направления восходит к наименованию греческого острова Лесбос, описанного поэтессой Сапфо в VI в. Изначально термин предполагал фиксацию только эмоциональных и сексуальных отношений женщин, представленных женским гомосексуализмом. Однако в современной литературе все большее распространение получает словосочетание «лесбиянский континуум», объединяющий лесбиянские практики сексуальных контактов с достижением социально-политических целей в интересах женщин.
Слайд 11- 11-
Здесь отправным становится тезис о необходимости деконструкции гетеросексуальных практик
как основного оплота патриархатного общества и культуры.
Создавая новую женскую культуру,
где женщины по всем уровням не только идентифицируют себя исключительно с женщинами и ориентированы на женщин, лесбиянские феминистки настаивают на полном отделении от мира мужчин, демонстративно обозначая его как не востребуемый. Свое движение они рассматривают качественно иным, отличным от всех направлений феминизма, поскольку определяющим становится основание женского сексуального взаимодействия.
Основными направлениями лесбиянского феминизма являются: общественное признание и легитимизация лесбиянских сексуальных контактов, вплоть до права регистрации супружеских отношений и даже усыновления, либо удочерения детей; социально-политическое самоопределение лесбиянской культуры; а также – кросскультурное изучение традиции объединения женщин-лесбиянок. Радикально настроенные представительницы этого движения развивают тезис об истинной свободе женской любви, считая, что только таким способом можно разрешить проблему второсортности класса женщин.
Слайд 12- 12 -
2.6. ЭТНИЧЕСКИЙ ФЕМИНИЗМ
Этнический феминизм, нередко называемый также цветным
феминизмом, объединяет целый ряд относительно самостоятельных направлений, куда входят черный,
испанский, мексиканский и другие разновидности. Наиболее развитым считается черный феминизм, объединяющий, в основном, представительниц негроидной расы в США и странах африканского континента.
Все они исходят из убеждения в том, что существующие направления феминизма сформированы белыми женщинами, усилия которых спроецированы на изменение патриархатной культуры белых мужчин. Однако, с позиций их оценок, «цветные» женщины – не только второсортны, но и третьесортны, соответственно и проблемы их дискриминационного положения рассматриваются по значительно более широкому спектру позиций.
Основными тезисами этого направления стали: необходимость преодоления расовой дискриминации; объединение усилий представительниц черного феминизма с прогрессивными социально-политическими движениями; а также разработка собственной феминистской теории, объединяющей проблемы пола, расы и класса.
Слайд 13- 13 -
2.7. КОНСЕРВАТИВНЫЙ ФЕМИНИЗМ
Консервативный или про-семейный феминизм получил также
наименование постфеминизма. Современные западные СМИ не только представляют трибуну феминисткам,
но и фиксируют реакцию общества на наиболее радикальные проявления разрабатываемых ими теорий, концепций, и более всего - на практические решения существующих проблем и действия.
В частности, они провозгласили наступление эры постфеминизма, характеризующейся тем, что значительное число молодых женщин делает осознанный выбор в направлении возвращения к традиционным ценностям. Парадокс же заключается в том, что эта тенденция, получив теоретическое обоснование, также оказалась отнесена к одному из направлений феминизма, хотя единства точек зрения по этому вопросу пока не достигнуто.
Неоднородной и достаточно противоречивой является и сама теория консервативного феминизма. Центральной идеей этого направления стал отказ от признания политического закрепления дискриминации по признаку пола. Поэтому основные тезисы консервативного феминизма представлены утверждениями о том, что борьба женщин за свои права разрушает институт семьи, а, следовательно, необходим возврат к традиционным ценностям, и прежде всего, - к материнству.
Слайд 14- 14 -
Представители «нового консерватизма» привносят новую тональность в жесткое
неприятие основных идей феминизма, фокусируя внимание на признании политических целей
и деятельности более важными, чем борьба против мужского доминирования.
С позиций этого подхода, провозглашается и «конец идеологии» капиталистического общества, поскольку все мужчины и женщины нуждаются в организации нормальной семейной жизни и обретении возможностей равноправного взаимодействия. Именно возвышение семейных ценностей должно привести к реструктуризации капиталистической системы.
Противоречивость подхода, с позиций этого направления, обнаруживается по ряду позиций. Первая усматривается в том, что далеко «не все члены общества разделяют семейные ценности. Вторая задается терминологически: если исходить из того, что семьей являются те, кто проживает совместно, то все модификации, представленные союзами геев и лесбиянок, гетерогенные гражданские браки, неполные и традиционные семьи, окажутся рядоположенны.
Провозглашаемые этим направлением ценности представлены: разграничением семейной и частной жизни; закреплением семейной морали; рассмотрением материнства и воспитания детей основным предназначением женщины.
Слайд 15- 15 -
Крайние варианты этих позиций приводят к требованиям запрета
абортов и предоставления права женщинам заменить трудовую деятельность полной оплачиваемой
занятостью в семье.
2.8. АНТИФЕМИНИЗМ
Антифеминизм, несмотря на совершенно определенную огласовку, подчеркивающую неприятие основных феминистских идей, также является одним из направлений феминизма. Кредо антифеминизма представлено желанием женщин быть равными, но другими, отличными от мужчин, что, разумеется, не означает – быть худшими или менее значимыми.
Особенностью этого подхода является то, что позиции антифеминизма разделяют как мужчины, так и женщины. Мужчины–антифеминисты, как правило, активны, обнаруживают стремление к лидерству в антифеминистских объединениях, равно как и склонность к выступлениям с назидательными монологами в женской аудитории. Их определяющую мотивацию можно обозначить как опасения утраты власти и достижения женщинами даже относительного равенства.
Внутри антифеминистского движения существует даже структурирование групп по половому признаку. Мужчины-антифеминисты подразделяются на две основные.
Слайд 16- 16 -
Первая группа – консервативная, идеализирующая женщин и их
традиционные роли матери и жены. Вторая – антагонистическая, объединяющая противников
всех видов женской карьеры. В последнем случае основными тезисами становятся неверие в профессиональную состоятельность женщин и утверждение того, что максимум их возможностей ограничен выполнением домашних обязанностей.
Женщины-антифеминистки представлены тремя группами. Первая объединяет сопротивляющихся изменениям, например – в поло-ролевой структуре. Такого рода женщины не в состоянии быстро осваивать новые роли и идеологически противостоят феминистским движениям. Тем не менее, они обнаруживают очевидную близость консервативному, про-семейному феминизму, утверждая, что только традиционные роли являются соответствующими женской природе.
Вторая группа – непоследовательного конформизма - представлена позициями избирательного приятия феминистской идеологии по одному–двум аспектам. Например, в рамках этого подхода, домашняя работа рассматривается как профессия «символических домохозяек», ориентированных на профессиональные ценности.
Слайд 17- 17 -
Третья группа получила образное наименование «Queen Bees» -
«матки», «королевы пчел». Она представлена женщинами, в равной степени успешными
в мужском мире карьеры и семье. Как правило, такого рода женщины руководствуются личными интересами, рассчитывают на свои силы и оказываются успешны в результате собственных усилий.
По существу антифеминизм – это реакция на многочисленные феминистские движения и направления, в соответствии с этим и его задачи сводятся к дикскедитации лидеров и идеологии феминизма в достаточно агрессивной форме.
Первое направление критики феминизма представлено атаками на переосмысление самоидентичности женщин. Аргументация в этом случае предельно проста: новые идеалы отталкивающи, мужеподобны и декларируются старыми девами, разведенными, либо загнанными решать исключительно домашние дела. Между тем, женщина должна оставаться женщиной – желанной и привлекательной.
Второе направление атак – дискредитация теоретической и идеологической платформы феминизма. Форма критики в этом случае – цинично-ироничная. С позиций этого подхода, усматриваются три основных различия между феминизмом и антифеминизмом.
Слайд 18- 18 -
Первое различие связано с проблемами сексизма – дискредитацией
по признаку пола. Феминизм исходит из того, что сексизмом пронизаны
вся социальная практика, политика и культура. Антифеминизм отвергает, как теорию мужского доминирования, так и сексизм, оценивая его как параноидальный бред феминисток. Он признает необходимость равных статусных оценок на фоне различия мужских и женских ролей. Это означает, что различие биологических полов и социальных ролей объективно существует, но социальная значимость последних должна быть эквивалентна.
Второе идеологическое несоответствие состоит в признании биологической или социальной обусловленности различия полов. Феминистки настаивают на социальной обусловленности различий, аргументируя свою точку зрения привлечением результатов кросс-кульурного анализа, психологических и социологических исследований. Антифеминисты, напротив, исходят из биологической обусловленности различий. В этом случае ролевое предназначение женщин рассматривается как определяемое природой, а все иные модификации – девиантными. Идеология полового консенсуса основывается на том, что ролевые различия не должны быть противоречивыми и конфронтационными.
Слайд 19- 19 -
Третье идеологическое различие – в понимании женских
переживаний и «испытаний». Здесь несовпадение состоит в том, что феминизм
рассматривает женщину как члена социальной группы, испытывающего дискриминацию, а антифеминизм ориентирован на отдельную женщину, полностью ответственную за свою собственную ситуацию и жизненный сценарий. Эти положения – основные. Далее можно проследить различия по целому ряду проблем.
Первая проблема – отношение к семье.
Феминизм настаивает на «власти позитивной женщины» в написании книги собственной жизни. Поэтому в фокусе оказываются проблемы абортов, материнства, семьи – именно в этой сфере усматривается основной боевой арсенал женщин. Феминистки ратуют за изменение структуры семьи и пересмотр традиционных ценностей, утверждая, что женщины утрачивают свою идентичность, выполняя разные роли в семье и профессиональной занятости. Они считают также, что большинство возможностей женщин в маскулинном мире определяется успешностью в браке, но этот фактор оценивается однозначно деформирующим.
Антифеминизм, напротив, рассматривает благополучие семьи как основу благополучия общества.
Слайд 20- 20 -
С этих позиций считается, что мужчина должен направлять
энергию на профессиональный и карьерный рост, обеспечивая семейную финансовую базу,
а значит, взамен вправе претендовать на внимание и заботу. В соответствии с этим процесс «приватизации семьи» оценивается с политической точки зрения: чем крепче семья - тем здоровее общество, и чем благоприятнее личностное взаимодействие – тем больше возможностей для снятия негативных внешних воздействий со стороны социума.
Антифеминизм не отвергает проявления власти женщин над мужчинами, но она допускается исключительно на собственной женской территории в семье, в проявлении любви и обожания мужа. Считается, что здесь нет противоречия, поскольку женщина обнаруживает потребность быть эмоционально активной, а мужчина – пассивным, обихаживаемым, обожаемым.
Можно сказать, что в рамках антифеминизма оформляется «охранительная философия семьи», постулирующая защищенность жен и детей. Право быть защищенными рассматривается как новое право, а не достижение равноправия. Не трудно заметить, что эта философия близка по духу и идеологии так называемой WWWW-философии – Women Who Want to be Women (женщины, которые хотят быть женщинами).
Слайд 21- 21 -
Вторая проблема – отношение к абортам, также разрешаемая
с крайних позиций.
Феминистки требуют безоговорочного права на аборт, что
далеко не факт в ряде американских штатов и стран Западной Европы. Жизненная и семейная философия представителей антифеминизма не допускает прерывания жизни. Дети не могут быть не желанными. С этих позиций, вопрос об абортах оказывается небезразличен и для мужчин. Большинство из них женское решение об аборте воспринимает как ущемление прав главы семьи, допуская контрацепцию в качестве права женщин на контроль за рождаемостью.
Противоположными являются и оценки отношения женщин к мужчинам, рассматриваемые как третья проблема.
Антифеминисты исходят из того, что феминистки ненавидят мужчин и брак. Даже тогда, когда последние рассматривают мужчин как интеллектуально–стимулирующий фактор при взаимодействии, они считают их менее моральными и достойными уважения. Антифеминизм настаивает на признании того, что мужчина нуждается в моральном руководстве со стороны женщин и семьи. Выделяются даже две группы мужчин - семейных (любящих отцов и мужей) и холостых (бездетных и безответственных). При этом безответственные, проблемные и нелюбимые мужья почему-то вообще не попадают в поле зрения.
Слайд 22- 22 -
Сама же проблема неудачного брака рассматривается здесь совсем
с другой точки зрения. Феминизм видит причину в дискриминации женщин,
а антифеминизм – в неправильном выборе женщиной супруга с преобладающим деструктивным началом, являющимся результатом социализации. Поэтому превосходные, любящие мужья – это лишь отражение собственных достоинств женщин и результат их созидательных усилий. С позиций оценок антифеминизма, феминистки, по определению, не могут быть успешными в браке и во взаимодействии с мужчинами. Они настроены на борьбу, на разрушение традиционных стереотипов, не способны вызвать любовь и притяжение со стороны мужчин и только поэтому пытаются освоить разные способы замещения традиционных форм взаимоотношений.
Четвертая проблема – оценки отношения к женщинам, которые также остаются различными.
Феминистки утверждают, что антифеминистки выстраивают свою жизнь, ориентируясь на мужчин, а феминизм как женское движение возвращает женщин к женской дружбе и сестринству. Считается, что такого рода половая идентификация женщин исключительно с женщинами во всех социальных ролях приводит к меньшей конфликтности общества, поскольку мужчины настроены на конкуренцию, а женщины – на сотрудничество.
Слайд 23- 23 -
По поводу термина “сестринство”, веденного в оборот феминистками,
уместно вспомнить замечание Г. Спивак, индийской переводчицы и интерпретатора работ
Ж. Дерриды, которая сущность феминистских идей усматривает в замене патриархата и маскулинной культуры “сестри-архатом”, означающим, что место Большого Брата занимает Старшая Сестра.
Пятая проблема – оценка типов сексуальных отношений.
По этому срезу антифеминизм обнаруживает двойственную ориентацию. С одной стороны, исходя из ценностей семьи, он достаточно резко выступает против лесбиянства, считая эти отношения неестественными, не ведущими к воспроизводству семьи. С другой стороны, антифеминисты–мужчины, не отрицая значимость последней, допускают явление проституции. Аргументом оправдания здесь становится то, что, выбирая проституцию, женщина предоставляет всю остальную работу в обществе выполнять мужчинам.
Феминистки, как мы уже могли пронаблюдать по ряду направлений, не только допускают возможность союзов геев и лесбиянок, но и активно их пропагандируют. Женщины, приобретающие новую идентификацию с женщинами как самодостаточными биосоциальными субъектами, предоставляют право быть самодостаточными и мужчинам.
Слайд 24- 24 -
Не трудно заметить, что абсолютизация этого тупика эгоистических
пристрастий обоих полов приводит к исчезновению цивилизации и человека как
вида.
Подводя итог по этому направлению, предъявившему агрессивный вотум недоверия феминизму, следует сказать о том, что в целом феминистская концепция притеснения женщин оказалась признана иррелевантной и даже не-существующей. Отдавая дань эмансипации, антифеминизм настаивает на уникальности традиционных женских ролей, декларируя особое, прагматически пиететное отношение к женщинам со стороны мужчин. Представительницы антифеминизма обнаруживают лояльность в отношении своего класса и расы, в большинстве случаев - не являются участницами общественных движений, т.к. не хотят перемен и ориентированы на закрепление традиционных ценностей.
Обзор феминизма и антифеминизма был построен по принципу обнаружения различий, но было бы неверным настаивать на жесткой дихотомии этих двух подходов. Существуют и очевидные пересечения. В обоих случаях обнаруживаются общие проблемы, используются одни и те же термины. Однако различными оказываются выводы и интерпретации терминов. Так, например, определяя термин “выбор” дискурсивным, представительницы обоих направлений размышляют о будущем и о месте в нем женщины, но с разной перспективой.
Слайд 25- 25 -
2.9. ЖЕНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Женские исследования (Women’s studies) также являются
одним из направлений современного феминизма. Они возникли в конце 60-х
гг. по инициативе женщин, занятых в сфере университетского преподавания, и участниц движения «новых левых». Первый учебный курс по женским исследованиям был прочитан известным британским психоаналитиком Дж. Митчелл в 1968 г. в лондонском Анти-университете. Образовательная среда способствовала формированию специфического дискурса, в рамках которого женские исследования стали рассматриваться как преимущественно академическое феминистское направление, представленное изучением властных и гендерных отношений, а также образовательных техник, способствующих осознанию возможностей совместного обучения женщин.
Первая комплексная учебная программа была разработана в 1970 г. в университете Сан-Диего. В дальнейшем этот вид подготовки получил широкое распространение в целом ряде стран Западной Европы, американского континента и Австралии. Первая магистерская программа по женским исследованиям была утверждена в Кентском университете в Англии. И сегодня большинство ведущих университетов Великобритании предлагают все уровни подготовки в области женских исследований, включая последипломную.
Слайд 26- 26 -
Наряду с университетским образованием, программы этого профиля предлагаются
также на уровне развивающего обучения и переподготовки взрослых на различного
рода курсах, а также читаются в рамках модульного обучения студентам разных специальностей.
Основной целью женских исследований стала феминистская деконструкция традиционных академических дисциплин. Фиксация внимания на преподавании, обучении и исследовательской деятельности сопровождались поисками способов реконцептуализации науки, технологии и культуры с женско-центрированной перспективой. В целом, также, как и с позиций большинства направлений феминизма, считалось, что общество, наука, культура и нормы социального взаимодействия отражают интересы и ценностные ориентации мужчин. Мир был и остается патриархатным, не учитывающим специфические потребности женщин и закрепляющим дискриминационные практики. Для устранения неравенства необходимо достижение истинного, феминистски ориентированного знания, способного радикальным образом изменить деструктивную для женщин социальную реальность.
Деятельностное, преобразующее начало, с позиций этого направления, отводится теоретической социологии. Но и она должна быть подвергнута деконструкции и реконструкции.
Слайд 27- 27 -
Для этого необходимо преодолеть ее маскулинную ориентацию и
разработать качественно новую социологическую теорию, созданную женщинами для женщин. Такого
рода тенденциозность считается оправданной, так как все предшествующее знание, наработанное другой половиной человечества, оценивается спроецированным на мужчин. Женщины, получившие наконец доступ к образованию, обнаружили расширенный диапазон возможностей и пришли к убеждению в том, что радикальное революционное преобразование общества – исключительно их прерогатива.
Несмотря на относительную молодость, женские исследования нельзя рассматривать с позиций однородного теоретического континуума. Они представлены двумя относительно самостоятельными направлениями – академическим и феминистским, - обнаруживающими различия в языке, стилистике и структуре разрабатываемого знания. Общим основанием является изучение властных отношений и субъективности, поскольку оба направления тесно связаны с современными социологическими и политическими движениями за пределами университетских аудиторий.
По существу идеология женских исследований может быть оценена как компенсаторно-экспансионистская. Для достижения истиной объективности академического знания необходимо воссоздание женской истории и анализ актуальных практик для всех областей знания.
Слайд 28- 28 -
Разработка новой образовательной методологии и стратегии должна не
только обнаружить очевидность реальной дискриминации женщин, но и обеспечить реванш,
закрепляемый воспроизводством постоянства и усиления их подготовки к радикальному преобразованию общества и культуры.
Однако такого рода односторонность выводов была бы упрощенной и неадекватной. Безусловным достижением женских исследований является убежденность в том, что все виды социального анализа должны основываться на необходимости включения гендерного компонента. Усиление рефлексии и дисциплинарной саморефлекии привело к обсуждению и другой, не менее значимой проблемы определения статуса женских исследований.
Однако новой оказалась лишь сама постановка проблемы, так как особенности ее разрешения остались в пределах двух существующих подходов. Представительницы академического направления настаивали на закреплении автономных, самостоятельных позиций области междисциплинарного знания. Сторонницы феминизма оценивали интеграцию стратегической, способствующей объективации и распространению идей через систему высшего образования.
Слайд 29-- 29 -
2.10. ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Гендерные исследования – относительно новый феномен
в структуре социального знания, еще не получивший однозначного статусно-дисциплинарного признания.
Бесспорно то, что генетически, как и женские исследования, они были инициированы феминизмом. Даже в современных публикациях нередко встречается неразделение исследовательских территорий. Отчасти это объясняется тем, что предтечей гендерных исследований стала теория андрогинности, разработанная в рамках феминизма.
В начале 70-х гг. впервые обратили внимание на то, что феминность и маскулинность – относительно самостоятельные социальные конструкты, а не противоположные полюса одномерного континуума. Эти представления и послужили началом теории андрогинности. Здесь отправным стало положение о том, что каждая личность может обладать как маскулинными, так и феминными характеристиками одновременно. Другими словами, социально активные индивиды при взаимодействии, в зависимости от ситуации, обнаруживают либо маскулинные, либо феминные признаки, не оценивая их через призму половой принадлежности.
Слайд 30- 30 -
Результативность в любой сфере деятельности начинает рассматриваться в
зависимости от способности сконструировать свой внутренний дисплей ролевых предпочтений –
либо мужских, либо женских, но не изменяющих ни самоидентификацию, ни восприятие человека другими – как мужчины или женщины. В соответствии с этим подходом, действительно андрогинная личность должна располагать достаточно высоким уровнем проявления характеристик обоих полов в социальном взаимодействии, проявляя, например, такт и терпимость в одних ситуациях и способность к жесткому принятию решений – в других.
В зависимости от степени проявления тех или иных характеристик, нормативно закрепленных за определенным полом, стало возможным выделение четырех типов гендерной ориентации: феминной, маскулинной, андрогинной и недифференцированной. Поскольку термин «гендер» означает – «социальный пол», а значит – социокультурную определенность полоролевых стереотипов, он должен исходить из допущения комбинирования с полом биологическим. В результате объектами исследования становятся андрогинные мужчины, маскулинные женщины, недифференцированные мужчины и т.д., - во всем спектре возможных сочетаний.
Слайд 31- 31 -
Теория андрогинности стала принципиально новой парадигмой осмысления межсубъектного
взаимодействия в обществе. Радикальные изменения в теории, в отличие от
всех предшествующих направлений феминизма, состояли в том, что мужчина и женщина методологически начали рассматриваться равнозначными, в равной степени интересными для исследования.
Восприняв эту цивилизованную, свободную от перекосов и тенденциозности ориентацию, гендерные исследования начали развиваться в относительно самостоятельном направлении, разрабатывая свою терминологию, методы и теоретические подходы к рассмотрению новых и уже изученных проблем.
На Западе гендерные исследования, как междисциплинарная область знания, получили развитие в 80-90 гг. Можно сделать предположение о том, что женские и гендерные исследования в конце второго тысячелетия выглядят наиболее продвинутыми и обнаруживающими существенные резервы для дальнейшего развития, по сравнению со всем остальным спектром направлений феминизма. Они, безусловно, остаются разными, базируются на собственных методологических основаниях, и целостное представление о них чрезвычайно затруднено, как и в случае любой другой молодой области знания – не хватает поля обзора, недостаточны теоретические основания и систематизация, неотработан понятийный аппарат.
Слайд 32- 32 -
В России интерес к гендерным исследованиям начал проявляться
в начале 90-х гг. Он был инициирован университетскими преподавателями социально-гуманитарных
дисциплин, профессионалами в различных областях социального знания, включенными в структуру грантового финансирования зарубежными и отечественными научными фондами.
К середине 90-х гг. появились первые отечественные университетские учебные курсы в разных огласовках – от семьеведения и феминологии – до гендерной социологии и гендерных исследований, возникли центральные и периферийные гендерные центры, начали издаваться сборники статей и научная периодика, с 1996 г. закрепилась традиция проведения летних школ по гендерным исследованиям, усилившая возможности профильной подготовки молодых преподавателей. По существу, область знания приобрела практически все необходимые признаки институционализации.
В современных гендерных исследованиях обнаруживается целый ряд подходов к концептуальному обоснованию категории «пол». Социальный пол (gender), в отличие от биологического (sex), является социально-культурной конструкцией, моделью социальных отношений между мужчинами и женщинами. Она характеризует межличностное взаимодействие и в значительной мере определяет качество межсубъектных отношений в социуме.
Слайд 33- 33 -
Если бы мы исходили из представлений о наличии
лишь двух полов – позиция была бы предельно проста, неадекватна
и неоперациональна для научного социального анализа. Взяв эту точку зрения за отправную, мы бы сразу столкнулись с проблемой несоответствия по ряду признаков у таких категорий лиц как: гермафродиты, трансвеститы, транссексуалы, геи и лесбиянки. Очевидно, что выделение только двух биологических полов как социальных конструктов является недостаточным.
Между тем, это – один из существующих подходов в гендерных исследованиях. С этих позиций принято считать, что исследователь в состоянии самостоятельно удостовериться в принадлежности респондента к определенному полу на основании его «чистосердечного признания», считываемого в прямых и косвенных признаках внешне фиксируемой самоидентификации. Вероятность ошибки здесь заложена концептуально.
С позиций другого подхода, пол и гендер рассматриваются как двойные сущностные переменные. В этом случае вторым основанием становится утверждение о том, что значительность различий между мужчинами и женщинами позволяет отнести их к разным категориям. Далее логика анализа приводит к изучению воздействия этих биосоциальных категорий пола на выделенный предмет исследования, например, - на электоральное поведение.
Слайд 34- 34 -
В этом случае обнаружение особенностей будет объяснено различиями
между мужчинами и женщинами. При отсутствии фиксируемых особенностей будет сделан
вывод о том, что различия по отношению к предмету исследования не существенны. Очевидно, этот подход также является несовершенным, так как принципиальность различий мужчин и женщин была заложена методологически-категориально.
Третий способ изучения пола более характерен для женских исследований, но иногда рассматривается операциональным и для гендерного анализа. Он представлен принятием точки зрения субъекта. Здесь необходимо сделать уточнение в отношении неадекватности определения. В действительности более точным было бы обращение к объекту – мужчине или женщине. Но в этом случае «точка зрения объекта» была бы почти нонсенсом, поэтому появляется терминологическое смещение. Проблематичность этого подхода состоит в том, что целый ряд различий в расовой, классовой, культурной, профессиональной принадлежности, политических и сексуальных ориентациях не позволяет выделить общие категории репрезентации групп мужчин и женщин.
Недостатки этих подходов пытается преодолеть американский социолог Дж. Лорбер. В своей книге «Парадоксы гендера», вышедшей в 1994 г., она разрабатывает концепцию гендера как социального института, сопоставимого с такими институтами, как семья, экономика и религия.
Слайд 35- 35 -
Она настаивает на необходимости осознания комплексного характера категории
«пол». Здесь существенным становится то, что удостоверение в комплексности должно
быть не результатом, а отправной позицией исследователя.
В представлении Дж. Лорбер, пол состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов: пола (sex) как биологической категории; пола как (sex) социальной категории; половой (sex-gender) идентичности; пола (gender) как процесса научения и принятия роли; и, наконец, пола (gender) как гендерного статуса индивида в структуре господства и подчинения. Выделив пять основных компонентов, Дж. Лорбер говорит о том, что при исследовании пола необходимо определять, какие именно из его компонентов оказываются в фокусе изучения.
Например, если в поле зрения исследователя оказывается пол как процесс, то необходимым становится сравнение социализации тех, кто принадлежал к женскому полу от рождения, был воспитан как девочка и обрел статус женщины, – с теми женщинами, которые в зрелом возрасте приобрели статус мужчины. Также следует сравнить индивидов, принадлежавших к мужскому полу от рождения, воспитанных как мальчики и обретших статус мужчины, – с принявшими в зрелом возрасте статус женщины. Только после этой процедуры возможен второй уровень сравнений групп. В результате мы должны прийти к очевидности существования не двух, а шести полов.
Слайд 36- 36 -
Целесообразность такого рода спецификаций, представляющих современный уровень углубленных
социологических исследований, позволяет разобраться в моделях карьер, выбора профессий, поведения
в семье, а также в значительной степени – в причинах разрушения брачных союзов и причинах напряженности межличностных отношений. С позиций традиционного подхода, многие связки мотива и действия остаются вне поля зрения исследователя и не поддаются объяснению. Например, если исходить из биологического пола человека, формально поддерживающего статус мужчины, мужа и главы семейства, но изменившего реальную сексуальную ориентацию, невозможно объяснить нарастающее напряжение в семье, нередко заканчивающееся разводом.
В российской традиции гендерные исследования только вступают в стадию формирования. Сегодняшние исследовательские дисперсные гендерные кластеры можно определить достаточно условно, имея в виду дисциплинарную проекцию, содержательную составляющую и форму репрезентации разрабатываемого знания. Сюда можно отнести группы исследователей, отдающих предпочтение междисциплинарной теории, изучению гендерных аспектов в рамках отдельных дисциплин и отраслевых социологических теорий, а также собственно феминистскому ракурсу, преимущественно в марксистской интерпретации.
Слайд 37- 37 -
Однако эти же самые сообщества можно рассмотреть под
другим углом зрения – с позиций большей или меньшей приверженности
к массиву наработанного теоретического знания в западной исследовательской традиции. В этом случае условное составление паспортички каждой из групп будет уподоблено процедуре удостоверения в реальности шести полов вместо традиционных двух. Тем не менее, ситуация еще далека от перехода количества в качество. Самостоятельные, содержательно новые исследования гендерного континуума остаются пока единичными. Но это – нормальная стадия освоения нового пространства, обнаруженного, в силу целого ряда объективных причин, со значительным опозданием.