Слайд 1Развитие фонематического восприятия
Слайд 2Фонематический слух – на данном этапе это умение улавливать разницу
между правильным и искаженными звуками.
Нужно давать ребенку слушать образец
логопеда и сравнивать его с собственным искаженным звуком
При замена проводят дифференциацию на слух нужного звука и его заменителя.
Слайд 3Этапы логопедической работы по развитию способности дифференциации фонем:
Слайд 41 Этап – узнавание неречвых звуков.
На первых занятиях логопед предлагает
детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья), Что гудит?
(машины), Что кричит? (мальчики), Кто разговаривает? (люди).
Слайд 5Игры направленные на различение неречевых звуков:
Логопед назначает водящего и предлагает
ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом
прячет какую-нибудь игрушку и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется – тихо.
Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.
Слайд 63. Логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев – большого
и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой
заяц, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький – тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.
Слайд 74. Логопед знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы:
Мяч,
ударяясь об пол;
Шарик перекатывается в стеклянной банке;
Газет, если ее разорвать.
Затем
эти же действия, но в другой последовательности он производит за напольной ширмой.
Слайд 8 2 Этап (на этом этапе детей учат различать высоту, силу,
и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки,
звукосочетания и слова).
Слайд 9Дидактическим материалом служат картинки – символы. Например, ребенок заменяет звук
р на л. Ему дают картинку Тигр. Затем Самолет. Затем
логопед прикрывает рот экраном, произносит звук, а ребенок молча показывает соответствующую картиу-символ.
Слайд 10Игры направленные на различение высоты, силы и тембра голоса:
Где мяукает
котенок? (“близко” или “далеко”) (аналогично “Где гудит пароход? (ууу)”, “кГде
плачет мальчик? (ааа)”;
“Три медведя” (большой, средний, маленький - низкий, средний, высокий голос).
Детям раздают картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детенышей:. Каждое звукоподражание логопед произносит то низким, то высоким голосом. Дети должны поднять соответствующие картинки
Слайд 113 этап (на этом этапе дети должны научиться различать слова,
близкие по звуковому составу)
Слайд 12Игры направленные на различение слов, близких по звуковому составу:
“Хлопни в
ладоши, когда неправильно” (Вагон-вакон-фагон-вагон-факон-вагом), (Бумага-тумага-пумага-пумака-бумака); (Усложнение – вместо хлопков поднимать
красный или зеленый кружок);
Логопед раскладывает картинки, название которых звучат очень похоже, например: рак, мак, лак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи. Затем он называет 3-4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки.
Слайд 133.Логопед выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук,
ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и
каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинки:
ком бак сук ветка каток горка
дом рак лук клетка платок корка
сом мак жук пятка листок норка
лом лак бук плётка моток марка
Слайд 144 Этап (Дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать надо
с дифференциации гласных звуков).
Слайд 15Игры направленные на различение фонем родного языка:
1.Логопед раздает картинки с
изображением поезда, девочки, птички и объясняет: “Поезд гудит у-у-у; девочка
плачет а-а-а-; птичка поет и-и-и”. Далее он произносит каждый звук длительно, а дети поднимают соответствующую картинку.
Варианты игры:
Логопед произносит звуки кратко;
Детям вместо картинок раздают кружки трех цветов. Красный -звук а, желтый – и, зеленый – у.
В ряд гласных а, у, и включают др звуки, например о,ы,а, на которые дети не должны реагировать.
Слайд 16Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.
Слайд 17 5 этап (формирование навыков элементарного звукового анализа).
На начальном этапе детей
учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и
трехсложные слова. Логопед должен показать, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.
Далее проводится анализ гласных зуков.
Слайд 18Анализ гласных звуков
Детям раздают по несколько одноцветных кружков. Логопед произносит
один, два, три гласных звука, например а, ау, иоу. Дети
откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.
У детей на столах лежат по три кружка разных цветов. Красный - звук а, желтый – у, зеленый – и. Затем произносит сочетание из этих звуков. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.
Слайд 19Анализ согласных звуков
Ребенок вынимает из конверта картинки (кнут, кот, паук,
каток, танк, мак, жук, лук, веник, паук), громко, четко называют
их, выделяя последний звук. Затем ребенок повторяет это звук отдельно.
Варианты этого упражнения:
Разложить картинки в две стопочки, в одной стороне оказались предметы оканчивающиеся на звук к, а в другой – на звук к.
Логопед показывает картинки, опуская последний звук, например: “Тан..”, “пау…”, “вени..”. Ребенок повторяет слово целиком. А затем произносит звук, который пропустил логопед.