Слайд 1Развитие географии в советский период (1917-1991)
Слайд 2Становление и развитие географии в России после Октябрьской революции и
затем в советское время определялись воздействием новых условий и социально-экономических
проблем, преемственностью между дореволюционной географией и географией советского периода, влиянием марксистско-ленинской идеологии и методологии. Это был сложный и противоречивый процесс, который характеризовался, с одной стороны, сочетанием традиций и новаторства, с другой - торможением целого ряда направлений науки (политическая география, социальная география, география населения и др.), особенно в эпоху сталинизма.
Слайд 3Становление советской географии неразрывно связано с основополагающими научными идеями, которые
выдвинул В.И.Ленин. В 1918 г. им отправлен в Академию наук
"Набросок плана научно-технических работ", где намечены пути создания оптимального размещения промышленности на основе:
-опоры на собственные природные ресурсы;
-опоры на новейшие достижения науки и техники;
-создания мощной электроэнергетики;
-развития всех основных отраслей промышленности;
-сосредоточения "производства в немногих крупнейших предприятиях".
Слайд 4В 1920 г. по указанию Ленина была начата разработка Государственного
плана электрификации России (ГОЭЛРО), который явился первым в мире научно
обоснованным общегосударственным перспективным планом развития народного хозяйства.
". Впервые географы стали активными участниками великих работ по преобразованию экономической карты страны путём сооружения крупных электроцентралей, по использованию естественных ресурсов наиболее прогрессивными способами.
Слайд 5После утверждения плана ГОЭЛРО в 1921 г., Ленин предложил ввести
в учебные планы высших учебных заведений преподавание экономической географии в
качестве обязательной дисциплины. Так, в недрах плана ГОЭЛРО зародилась и получила мощный импульс для развития советская география, неразрывно связанная с именами Н.Н. Баранского и Н.Н.Колосовского.
Слайд 6 Николай Николаевич Баранский (1881-1963) по праву считается основоположником советской социально-экономической географии,
жизнь которого является научным и педагогическим подвигом. Его заслуги сводятся
к следующему:
определил предмет науки - экономический район как территория с определенными природными и трудовыми ресурсами, сложным, исторически сложившимся комплексом хозяйства и многообразными внутренними и внешними связями, составляющими звено в системе страны в целом;
"географизировал" экономическую географию, т.е. ввел её в систему географических наук, установил связи с другими науками;
отстаивал единство географии как науки, т.е. показал связь экономической и физической географии;
разработал вопрос о роли природной среды в хозяйственной деятельности людей, отмечая несостоятельность "антропогеографии" и "географического детерминизма";
создал теорию территориального разделения труда, главным движущим моментом которого является экономическая выгода, получаемая от его осуществления;
создал хорошо обоснованную теорию экономико-географического положения, т. е. теорию пространственных связей и отношений и их исторических изменений в процессе географического разделения труда;
упрочил теорию экономического районирования, разработанную по указанию В.И.Ленина Г.М.Кржижановским, И.Г.Александровым и др.;
основал экономико-географическое картографирование и сформулировал 6 положений, определяющих место карты в науке.
Слайд 8 Николай Николаевич Колосовский (1891-1954)- один из разработчиков районов Госплана. Его научные
достижения:
участвовал в создании Урало-Кузнецкого комбината (УКК);
был одним из проектировщиков Прибайкальского
комплекса и Ангарской энергосистемы;
участвовал во время войны в размещении эвакуированных предприятий в восточных районах страны;
разработал теорию территориально-производственных комплексов (ТПК), суть которой заключается в рациональной территориальной организации хозяйства с учётом географического положения, при рациональном использовании природных ресурсов и социально-экономического потенциала ;
ввёл представление об энерго-производственных циклах (ЭПЦ) как о типичных, повторяющихся в ряде районов энергопроизводственных процессах и группирующихся вокруг них производствах.
Слайд 10Важной характерной особенностью школы Баранского -Колосовского стала органическая связь рассматриваемых
территориальных социально-экономических систем с окружающей географической средой, включение природных ресурсов
и процессов в эти системы в качестве естественного базиса.
Школу Баранского – Колосовского отличает её конструктивность, рассмотрение систем в свете их перспектив. Она стала изучать такие территориальные системы производительных сил, как страны, экономические районы, системы расселения, города, транспортные системы и узлы, а затем расширила рамки исследования до территориальных систем сферы обслуживания.
Слайд 11Школу Баранского-Колосовского усилил Иван Александрович Витвер (1891-1966), который обогатил её историко-географическими подходами
при изучении экономической географии капиталистических стран, заложил основы политической географии.
Слайд 13Современная география всё более превращается в науку экспериментально-преобразовательного, или конструктивного,
характера. Ей принадлежит важная роль в разработке крупнейшей общенаучной проблемы
взаимоотношения природы и общества. Научно-техническая революция, вызвавшая резкое усиление воздействия человека на природные и производственные процессы, настоятельно требует взять это воздействие под строгий научный контроль, что означает прежде всего умение предвидеть поведение геосистем, а в конечном счёте — способность управлять ими на всех уровнях, начиная с локального (например, территории больших городов и их пригородов) и регионального (например, Западная Сибирь), кончая планетарным, т. е. географической оболочкой в целом. Эти цели определяют необходимость дальнейшей разработки теории природных и производственных территориальных комплексов и их взаимодействия с привлечением новейших достижений и методов математики, физики и других наук, как естественных, так и общественных, структурно-системного подхода и моделирования, наряду с картографическими и другими традиционными методами географии.
Слайд 14Состояние географии за рубежом
Образование мировой социалистической системы после 2-й мировой
войны 1939—1945 открыло широкие перспективы перед географами социалистических стран, где
география стала на путь решения комплексных проблем, имеющих непосредственное отношение к задачам социалистического строительства (физико-географическое и экономическое районирование, производственная оценка естественных ресурсов, создание комплексных национальных атласов и др.). В зарубежных социалистических странах появились ценные исследования, написанные с позиций марксизма, по актуальным экономико-географическим проблемам
Слайд 15В развивающихся странах, в частности в Индии, Бразилии, Мексике, стали
формироваться национальные географические школы, и деятельность географов нередко связывается с
решением задач экономического развития.
Слайд 16В развитых капиталистических странах бурный рост городов, диспропорции в экономическом
развитии отдельных районов, угроза истощения ряда естественных ресурсов, загрязнение природной
среды отходами производства заставляют государственные органы и монополии вмешиваться в стихийные процессы экономического развития и использования земель. В США, Канаде, Великобритании, ФРГ, Японии и некоторых др. странах правительственные учреждения и частные фирмы привлекают географов для участия в научном обосновании градостроительных проектов, районных планировок, для изучения рынков и т.п. Географические исследования всё чаще приобретают прикладной характер, но эта тенденция нередко оказывается в противоречии с теоретической отсталостью географии. Во многих странах, особенно в США, продолжает господствовать хорологическая концепция.
Слайд 17Список литературы:
Саушкин Ю.Г. – Географическая наука в прошлом, настоящем, будущем.
slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/География/
Ido.tsu.ru/other_res/hiscool/econ_geo/econ_geog1.htm#3
http://teory.narod.ru/history.htm