Слайд 19.3.Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему
Слайд 2 Познакомьтесь с формулировкой
9.3 Как Вы
понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами
определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 3 Способы толкования слова
1.ОПИСАТЕЛЬНЫЙ
Например:
Нравственный выбор-это основанный на моральных ценностях
выбор человеком модели своего поведения.
Слайд 4Способы толкования слова
2.СИНОНИМИЧЕСКИЙ
Например:
Нравственный выбор-это осознанно принятое человеком решение при ответе
на вопрос,как поступить в сложной ситуации.
Слайд 5Способы толкования слова
3.ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Например:
Нравственный выбор-это отсутствие духовной пассивности в сложной
жизненной ситуации.
Слайд 6Способы толкования слова
4.ОТСЫЛОЧНЫЙ
Например:
Нравственный выбор-это выбор человека между добром и злом
в вариативной ситуации.
Слайд 7Композиция сочинения 9.3.
1 абзац: определение слова и комментарий определения.
2 абзац:1
пример –аргумент из текста с комментарием.
3 абзац:2 пример-аргумент из жизненного
опыта с комментарием.
4 абзац: заключение.
Слайд 89.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?
Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое
нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 9Прочтем текст
(1)В детстве я мечтал быть скульптором. (2)Это устраивало всех:
я тихо сидел у стола и лепил из пластилина. (3)Я
лепил лошадей со всадниками и без, экипажи с людьми, кошек вместе с подоконниками, домики для жуков и кузнечиков и самолёты с сидящими внутри лётчиками в шлемах и комбинезонах. (4)Всё это было очень маленьким, миниатюрным.
(5)Однажды я вылепил целую армию. (6)Я вылепил танк, и истребитель, и бронетранспортёр, и везде сидели экипажи, и у экипажей были автоматы и знаки различия на погонах. (7)А сами солдаты и офицеры были ростом в полтора сантиметра. (8)У меня была морская пехота и ВДВ в лёгких самоходках, и всё было выверено по фотографиям в журналах «Советский воин» и газете «Красная звезда». (9)Вся эта роскошь занимала две коробки из-под пластинок. (10)Коробки стояли сверху на книгах, отлично входя между верхним обрезом ряда томов и низом следующей полки.
(11)Ну вот однажды всю мою пластилиновую технику свалили на пол, за книжный шкаф, всмятку. (12)Родительский гость, больше некому, смотрел книги и, не заметив, видимо, свалил коробки за книги.
(13)Когда я увидел, что произошло, то зарыдал горькими слезами, не помня ничего. (14)Копилась эта коллекция у меня, кстати, года два. (15)Других сокровищ у меня не было. (16)Игрушки и вещи меня интересовали очень мало. (17)В лепке, в этом важном для себя занятии, я не имел себе равных и полагал в нём всю свою будущую жизнь.
(18)Пришедший вместе с гостем его сын, мой приятель Марик, злился на отца и сочувствовал моей трагедии. (19)Отец испуганно и виновато пожимал плечами и неуверенно повторял, что он вроде ничего не ронял… (20)Ему было страшно неудобно, он не знал, куда деваться.
Слайд 10(21)Из нижних полок вынули книжки. (22)Я лично, никого не пустив,
полез в пыльную полутьму. (23)Я вынимал моё помятое, изуродованное добро
и плакал. (24)Всё общество собралось кругом и следило в скорбной тишине. (25)Повреждения оказались гораздо меньше ожидаемых и были вполне исправимы. (26)Коробки упали удачно. (27)Я хранил их до конца школы, а потом всю жизнь при всех переездах их хранили родители.
(28)Спустя многие годы мы встретились с Мариком.
— (29)А помнишь, у тебя тогда коробки с техникой за шкаф упали? (30)Так это я свалил, – вдруг признался он. (31)И в улыбке было больше удовлетворения, чем раскаяния. (32)Я раскрыл рот. (33)Помолчал. (34)Понял. (35)Но спросил:
– А зачем?
— (36)А так. – (37)Он пожал плечами. – (38)Завидно стало. (39)Я так не умел. (40)А чего, думаю, пусть и у него не будет.
(41)Мы помолчали.
— (42)А свалил на отца, – сказал он.
— (43)Ты извини, я потом жалел, – сказал он.
(44)Он был не первый такой из всех. (45)Он был первым из открывшихся. (46)И лучшим из них из всех. (47)Потому что остальные не жалели. (48)И я ему благодарен. (49)Я впервые заглянул за книжный шкаф, в тёмный угол, в пыльную глубину, куда проваливается лучшее, что у тебя есть. (50)И это нашёл, и это достал, и поправил, и оно уцелело. (51)Люби тех, кто кусает локти: они делают тебя выше.
(По М. Веллеру*)
Слайд 11Пишем 1 абзац
Попробуем разобраться в смысле данного фрагмента-далее записываем определение
слова- комментарий,т. е. объяснение ,как это слово понимаете вы.
Например:
Попробуем разобраться
в смысле данного фрагмента.Нравственный выбор-это основанный на моральных ценностях выбор человеком модели своего поведения.Я думаю,что это,в первую очередь,выбор между добром и злом;верностью и предательством,любовью и ненавистью,совестью и бесчестием.В подобных ситуациях человек оказывается очень часто.
Слайд 12Пишем 2 абзац
Чтобы подтвердить сказанное ,обратимся к тексту(Ф.И.О. автора)-записываем пример
из текста своими словами –даем пояснение к этому примеру.
Например: Чтобы
подтвердить сказанное ,обратимся к тексту Михаила Веллера.Повествователь сообщает,как в ситуации нравственного выбора оказывается друг рассказчика Марик.В детстве,находясь в гостях,он из зависти специально уронил коробку с пластилиновыми поделками,но,став,взрослым,нашел в себе силы признаться в этом поступке.В непростой нравственной ситуации Марик выбирает честность.
Слайд 13Пишем 3 абзац
Примеры-аргументы из
жизненного опыта:
1.пример-аргумент из читательского опыта;
2.исторические или научные факты;
3.высказывания известных людей;
4.высказывания
специалистов(например:психологов);
5.результат личных наблюдений.
Слайд 14Проиллюстрировать это понятие можно и на примере литературы.
Например:Проиллюстрировать это понятие
можно и на примере литературы.В произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»мы встречаемся
с молодым дворянином Петром Гриневым.Всю свою жизнь он стремился выполнять наказ отца: «Береги честь смолоду».Когда перед Гриневым стал выбор:перейти на сторону Емельяна Пугачева или остаться верным присяге,он не изменил своей клятве,несмотря на то,что за это его могли казнить.В ситуации нравственного выбора Петр Гринев поступает благородно.
Слайд 15Пишем 4 абзац
Надеюсь, мне удалось проиллюстрировать примерами верность данного мной
определения.
Слайд 16Примерный план сочинения-рассуждения 9.3.
Попробуем разобраться в
смысле данного фрагмента-далее записываем определение слова- комментарий,т. е. объяснение ,как
это слово понимаете вы.
Чтобы подтвердить сказанное ,обратимся к тексту(Ф.И.О. автора)-записываем пример из текста своими словами –даем пояснение к этому примеру.
Проиллюстрировать это понятие можно и на примере литературы………………..
Надеюсь, мне удалось проиллюстрировать примерами верность данного мной определения.