Слайд 1 Занятие по лексической теме
«Продукты питания»
подготовила:
Учитель-логопед
Макарова М.В.
Слайд 2ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Образовательные:
Уточнение представления о продуктах питания, их значении для здоровья
человека.
Обучение образованию относительных прилагательных (какой по материалу?).
Закрепление навыка грамматически правильного
построения предложения из 4-5 слов.
Коррекционно- развивающие:
Активизация употребления близких по значению глаголов (жарить, варить, печь, кипятить).
Совершенствование умения самостоятельно задавать вопросы, участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого этикета.
Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, логического мышления.
Воспитательные:
Воспитывать у детей положительное отношение к занятиям.
Воспитывать умение слушать товарищей.
Слайд 3Оборудование:
1. Прозрачные пакетики с крупами.
2. Предметные и сюжетные картинки, силуэтные
изображения овощей и фруктов.
3. Плоскостные игрушки Машенька, Незнайка.
4. Мяч, пакет
сока.
Слайд 4Организационный момент
Логопед. Сегодня мы повторим, какие бывают продукты, вспомним, как
готовят пищу, будем учиться образовывать новые слова, составлять предложения и
задавать вопросы.
Слайд 5Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Пекарь»
Дети:
Пекарь, пекарь, из муки
Испеки
нам колобки,
(Выполняют круговые движения ладонями - имитация скатывания колобка.)
Слайд 6Да сушки - Ванюшке,
Да баранки - Танюшке,
Да бублики - Мишке,
Да
калачи - Маришке.
(Поочередно соединяют большие пальцы обеих рук с остальными
пальцами - упражнение «колечки».)
Слайд 7Ответы на вопросы
Логопед. Что делает пекарь?
Дети. Пекарь печет хлеб, батоны
и т.д.
Логопед. Из чего пекарь испек сушки, калачи, бублики?
Дети. Пекарь
испек сушки, калачи, бублики из муки.
Логопед. Назовите другие продукты из муки.
Дети. Макароны, пироги, печенье и т.д.
Логопед. Продукты из муки какие?
Дети. Мучные.
Слайд 8Логопед. Ребята, отгадайте загадку: «Жидкое, а не вода, белое, а
не снег».
Дети. Молоко.
Слайд 9Логопед. Назовите продукты из молока.
Дети. Из молока делают творог, масло,
кефир…
Логопед. Продукты из молока какие?
Дети. Молочные.
Беседа о значении продуктов питания
для человека
Слайд 10Логопед
Ходит Митя, как Кощей,
Ни супов не ест, ни щей,
Падает от
слабости,
А любит только сладости.
Как вы думаете, почему мальчик Митя был
худой и слабый?
Дети. Человек должен есть разнообразную пищу, чтобы быть сильным и не болеть и т.д. Дети, которые хорошо едят, быстро растут. Если есть одни сладости, то заболят зубы, желудок.
Слайд 11Грамматические упражнения
Образование относительных прилагательных
Игра «Что приготовить?»
Дети рассматривают и называют крупы
в прозрачных пакетиках (манка, греча, рис, геркулес, горох). Каждый ребенок
берет один пакетик с крупой и составляет предложения.
Дети. В пакете рис. Из риса можно сварить рисовую кашу или испечь рисовую запеканку. Из рисовой крупы можно приготовить плов. И т.д.
Слайд 12Упражнение «Пирожки с начинкой»
Дети соотносят предметные картинки с их силуэтным
изображением. Логопед показывает детям иллюстрацию к сказке «Маша и медведь».
Логопед.
Вспомните, как называется эта сказка. Для кого Машенька пекла пироги? Как вы думаете, с чем Машенька могла испечь пирожки для бабушки и дедушки?
Слайд 13Дети узнают силуэтное изображение, после чего получают цветную картинку и
образуют соответствующее прилагательное.
Дети. Это капуста. Машенька испекла капустный пирог.
Малина -
малиновый, морковь - морковный, земляника - земляничный, гриб - грибной, рыба - рыбный
Слайд 14Игра с мячом «Думай и отвечай»
Игра способствует активизации глаголов, близких
по значению.
Логопед (бросает мяч ребенку и задает вопросы). Котлеты варят
или жарят? Назови, что еще жарят?
Ребенок. Рыбу, яйца, картофель.
Слайд 15Логопед. Хлеб пекут или тушат? Назови, что еще пекут?
Ребенок. Пироги,
торты, печенье, калачи.
Слайд 16Логопед. Макароны кипятят или варят? Назови, что еще варят.
Ребенок. Кашу,
суп, компот.
Слайд 17Подбор обобщающего слова
Логопед (показывает силуэтные изображения). Как назвать одним словом
капусту и морковь?
Дети. Овощи.
Логопед. Начинка из овощей какая?
Дети. Овощная.
Логопед. Как
назвать одним словом малину и землянику?
Дети. Ягоды.
Логопед. Начинка из ягод какая?
Дети. Ягодная.
Слайд 18Физкультминутка
Проводится игра с речевым сопровождением «Маша и медведь».
Дети (идут по
кругу на внешней стороне стопы, имитируя походку медведя). Сяду на
пенек, съем пирожок.
Машенька (грозит пальчиком). Высоко сижу, далеко гляжу. Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.
Игра повторяется 2-3 раза. Роль Машеньки исполняют разные дети.
Слайд 19Развитие фразовой речи
Игровой прием «Поможем Незнайке исправить ошибки»
Логопед вносит игрушку
Незнайку с тетрадкой в руках и предлагает детям исправить его
ошибки. Дети составляют предложения из слов, данных в начальной форме.
Лена пить лимон чай. - Лена пьет лимонный чай.
Ваня готовить овощи салат. - Ваня готовит овощной салат.
Оля есть шоколад торт. - Оля ест шоколадный торт.
Света любить горох суп. - Света любит гороховый суп.
Слайд 20Игра «Отгадай, какой сок у Незнайки»
В этой игре дети закрепляют
умение самостоятельно задавать вопросы.
Незнайка. Спасибо, ребята, что научили меня составлять
предложения. За это я хочу угостить вас вкусным соком. Но прежде попробуйте угадать, какой сок у меня в пакете.
Дети в диалоге отгадывают название сока. Логопед побуждает их задавать разнообразные вопросы.
Дети. Незнайка, ты купил… сок? Ты угостишь нас… соком? Скажи, пожалуйста, в твоем пакете… сок?
После того как дети угадают название сока, Незнайка наливает его из пакета и угощает детей.
Слайд 21Итог занятия
Логопед вместе с детьми повторяет названия группы продуктов (молочные,
мучные, мясные), уточняет значение разнообразной пищи для здоровья.
Слайд 22ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ НА ТЕМУ
«Продукты питания»
Слайд 231. Рассмотри картинки. Назови, что на них нарисовано:
Слайд 252. расскажи, к каким группам относятся продукты (классификация):
-
молочные
- мучные
- мясные
- рыбные
Слайд 303. подумай, в каких отделах магазина продаются продукты:
Слайд 32 Назови продукты в строчках вместе со словами:
Слайд 335. Назови, в какой посуде хранятся продукты:
Слайд 346. Соедини два слова в одно :
кофе варят (в чем?)
в кофеварке.
Кофе мелют (в чем?) …
мясо рубят (в чем?) …
сок
выжимают (в чем?) …
на пару варят (в чем?) …
яйца варят (в чем?) …
Слайд 357. Рассмотри предметы, расскажи. Для чего они нужны (кофеварка нужна
для того, чтобы варить кофе):
Слайд 368. назови, много каких продуктов продается в магазине:
Слайд 379. вспомни, какие готовят каши:
каша из гречневой крупы – гречневая.
Каша
из манной крупы - …
каша из пшенной крупы - …
каша
из перловой крупы - …
каша из геркулесовой крупы - …
каша из рисовой крупы - …
Слайд 3810. Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос -
какой?
Резать - … размешать - ….
солить - … намазать - …
печь - … вымыть - …
варить - … купить - …
жарить - … взвесить - …
коптить - … залить - …
мариновать - … тереть - ….
обвалять - …
Слайд 3911. Сравни по образцу:
мед сладкий, а горчица горькая.
Суп горячий,
а компот …
молоко жидкое, а сметана …
перец острый, а сахар
…
хлеб мягкий, а сухарь …
колбаса длинная, а сосиска …
шоколад сладкий, а лимон …
бублик большой, а баранка …
Слайд 4012. Измени предложения так, чтобы можно было спросить: что сделать?
Мама варит суп – мама сварит суп.
Бабушка жарит рыбные котлеты
- …
коля пьет сладкий компот - …
маша наливает молоко в стакан - …
дедушка режет черный хлеб - …
марина ест манную кашу - …
сережа покупает кефир в магазине - …
бабушка печет пироги с грибами - …
папа готовит ужин - …
Светлана солит салат из овощей - …
Слайд 4113. назови, что дети любят есть:
Слайд 4214. Назови картинки, подбери слова – родственники:
(подбор родственных слов: маленький
предмет, очень большой предмет, много предметов, название посуды, название профессии,
признак – какой?, действие – сто делать и др.)
Слайд 4315. Посмотри на картинки и скажи, что где лежит :
Слайд 44Список использованной литературы:
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь
логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников
с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.
2. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. I период. Пособие для логопедов. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
3. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов дефектологов воспитателей. – М.: «Мозаика – Синтез»; М.: ТЦ Сфера, 2003.
4. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
4. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
5. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах/ О.С. Яцель. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005.