Слайд 1Космос как мышление
к.т.н., И.Н. Вольнов,
Директор ЦТПО
Московского Политеха
В рамках проекта: «Интерактивная
карта объектов Рязанской области, связанных с историей российской космонавтики»
22.04.2020 г.
Силовое поле науки и искусства в цифровой реальности
Слайд 2Космос сегодня. Википедия
Косми́ческое простра́нство, ко́смос (др.-греч. κόσμος «мир», «Вселенная») — относительно пустые
участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел. Космос
не является абсолютно пустым пространством: в нём есть, хотя и с очень низкой плотностью, межзвёздное вещество (преимущественно молекулы водорода), кислород в малых количествах (остаток после взрыва звезды), космические лучи и электромагнитное излучение, а также гипотетическая тёмная материя.
Слайд 3Космос как пустое пространство
С каким чувством человек воспринимает такой космос?
Страх
и ужас.
Бесконечность как отрицательная категория на которую ум не может
опереться.
Самые сложные психические расстройства Асторофобия и Апейрофобия (страх бесконечности)
Слайд 4Космос в разные исторические эпохи
Новое Время
Пустой бесконечный ящик без
стенок (И. Ньютон)
Средневековье
Пространство сакральное. Среда связи с Богом.
Античность (Архаика)
Микрокосм
тождественен Макрокосму (мистерии).
Слайд 5Космос: человек и природа
Новое Время. Наука мыслит Природу и Человека
как результат эволюции, в основе которой лежит стохастичность (случайность), следовательно
человек несовершенен.
Средневековье. Человек создан по образу и подобию Божию.
Античность. Микрокосм тождественен Макрокосму (мистерии).
Слайд 6Космические и земные ритмы
На времени жизни современного человека заканчивается сразу
несколько разновременных циклов.
Кризис логоцентричности (западноевропейской рациональности), осевого времени Ясперса.
2,5 тысячи лет. (возвращение к мифу).
Кризис научного формата мышления. Около 400 лет. (возврат к сакральному)
Слайд 7Модели технологического будущего
Технологические уклады / Циклы Кондратьева
Технологическая сингулярность
Слайд 8Физические технологии
Безлюдное роботизированное производство
Большие данные (Big data) и Искусственный интеллект
(Artificial intelligence)
Классический человек не в состоянии работать с большими объемами
данных.
Искусственный интеллект берет на себя эту работу, но как он это делает человек уже не понимает
Слайд 9Цифровая экономика
(гуманитарные технологии)
Гуманитарная технология контроля и управления.
Цифровая экономика делает
наблюдаемым и следовательно управляемым, то что раньше не наблюдалось.
Повышение эффективности
существующих процессов контроля и управления.
Приобретает смысл в ракурсе баланса с физическими технологиями и развивается вместе с ними.
Иначе она входит в противоречие с правилом «деньги любят тишину» и будет остановлена.
Слайд 10Техно-гуманитарный баланс
Физические (ускоряющие) технологии. Попытка «оседлать» сингулярность.
Гуманитарные технологии: технологии
контроля и управления (цифровая экономика).
Баланс состоится если гуманитарные технологии
также ввести в экспоненциальный режим роста. (гуманитарная сингулярность)
Слайд 11Человека нет!
Человек в технологическом будущем
Человек отсутствует в техно-гуманитарном балансе.
Физические
технологии: возникает сильный ИИ и умная машина, которая подменяет собой
человека физического и интеллектуального.
Гуманитарные технологии: человек лишается личного пространства (прозрачный мир «большого брата») и теряет с этим психическую устойчивость.
Физический, интеллектуальный и психический человек разрушаются.
Микрокосм оказывается не тождественен Макрокосму.
Слайд 12Христос
Евангелие
«Всякое царство, разделившиеся в самом себе, опустеет, и всякий город
или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». (Лк. 11,
17-18)
Слайд 13Две культуры
Наука и Искусство: Science-Art
Ч.Сноу. Проблема 2 культур. Раскол между
гуманитарной и естественнонаучной культурой на две самодостаточные части, являющих собой
как бы два полюса, две «галактики».
«…На одном полюсе – художественная интеллигенция, на другом – ученые, и, как наиболее яркие представители этой группы – физики. Их разделяет стена непонимания и иногда (особенно среди молодежи) антипатии и вражды, но главное, конечно, непонимания. У них странное, извращенное представление друг о друге. Они настолько по-разному относятся к одним и тем же вещам, что не могут найти общий язык даже в области чувств».
По Ч. Сноу, это – очень опасная тенденция, которая грозит гибелью всей человеческой культуре.
Слайд 14экономия и избыточность
Science - Art
Научное мышление построено на принципе экономии
мышления / принципе «бритвы Оккама» / принципе наименьшей траты сил
(Р. Авенариус).
Гуманитарно-художественное мышление напротив строится на принципах избыточности и неоднозначности.
Эти принципы образуют бинарное противоречие, которое в рамках научного мышления не разрешается в принципе. Отсюда неудача всех попыток их соединить.
Слайд 15
Интеллект (по С. Переслегину):
Может быть понят как персонализированный механизм
работы с информацией для ее переработки в другие виды ресурсов
по известным правилам и алгоритмам.
Он обеспечивает выживание индивидуума
Характеризуется утилитарностью, направленностью на материальное, стремлением к результативности и простым, эффективным, заранее понятным, четко определенным результатам
Человек VS Машина / Интеллект VS Мышление
Основной вопрос XXI века:
Слайд 16
Мышление (по С. Переслегину):
Может быть понято как противоположность интеллекту
Способность
человека к деятельности, выходящей за рамки биологических инстинктов и целесообразного
поведения
Оно не утилитарно и обращено к идеальному
Мышление стремится к неопределенности, сложности, предпочитает интересное эффективному.
Мышление в отличие от интеллекта способно
различать благо от пользы, добро от зла,
новое от иного, важное от неважного.
Интеллект VS Мышление
Основной вопрос XXI века:
Слайд 17Единство
Science – Art: новая инженерия
Усмотреть единство в противоположностях может диалектика.
Диалектика «живет» в философии и инженерии.
Философия не вписана в технологическое
будущее в отличии от инженерии
Инженерия как пространство единства Science – Art.
Расширение миссии инженера в XXI веке – соединить науки и искусства, избыточность и экономию.
Слайд 18Человека есть!
Science-Art как стратегия прорыва/спасения
Техно-гуманитарный баланс дополняется семантическими технологиями –
неотчуждаемыми от человека: тройной технологический баланс.
Через работу со смыслами
(не с информацией) человек обеспечивает свое бытие в технологической реальности: удерживает управляющую позицию по отношению к ИИ и переформатирует свое личное пространство как внутреннюю и внешне-пространственную среду мышления, которые не могут быть оцифрованы.
Слайд 19Семантическая сингулярность
Технологическая сингулярность
Гуманитарная сингулярность
Семантическая
сингулярность
Семантический человек (сингулярный) преодолевает цифрового
постчеловека и преображает классического человека, удерживает управляющую позицию по отношению
к искусственному интеллекту.
Слайд 20Практическая работа с бесконечностью
Человек семантический/сингулярный
Бесконечность перестает понимается как отрицательная категория
на которую ум не может опереться. Напротив, бесконечность становится положительной
категорией, в которой укоренено сознание через мышление.
Человек (сингулярный) начинает впервые за всю свою историю практически работать с бесконечностью через плетение в бесконечности нитей своего мышления.
Слайд 21Практическая работа с бесконечностью
Человек Сингулярный
Избыточность в пределе - бесконечность.
Бесконечность
как положительная категория и основание мышления: идеального, неопределенного, сложного, интересного,
блага, добра, иного, важного.
В человек выживает если сможет в мышлении «опереться» на бесконечность.
Science-Art – технология становления сингулярного человека.
Слайд 22Много цветовых элементов
Пространственное смешение этих цветовых элементов дает потенциальную бесконечность
цветовых сочетаний.
Апеллирует не только к главной фронтальной части зрительного
восприятия, но и к периферической (активирует ее), в классической культуре отброшенной как избыточое.
Под множеством точек (избыточность) лежат линии орнамента (нити экономного мышления)
.
Визуальное воплощение Sciencе-Art
Пример избыточности в искусстве
Слайд 23Новый инженер цифровой реальности – сингулярный человек, практически работающий с
бесконечностью.
Слайд 24Космос как живое пространство
Как мышление
Как неутилитарное и эстетическое
Как пространство человека
духовного
Как смысл и познание
Как парадокс и великая Тайна
Как среда
укоренения сознания
Как предельная рефлексия человека разумного
Как положительная категория сознания, на которую оно может опереться.