Слайд 1РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ И АНАЛИЗА, ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Слайд 2Элементарные функции ориентировки в пространстве возникают уже в первые месяцы
жизни ребенка.
В их основе лежит тесная взаимосвязь двигательных, зрительных,
кинестетических и осязательных ощущений; главным средством познания пространственных признаков и отношений между предметами в это время для ребенка является активное осязание руками вместе со зрением.
Слайд 3До тех пор пока ведущая рука не будет определена (а
это происходит обычно в возрасте трех лет и позже), дети
путаются в симметричных сторонах пространства и окончательное, правильное усвоение системы пространственных понятий не представляется возможным.
Слайд 4Благодаря речи восприятие пространства поднимается на новый, более высокий уровень,
и происходит образование пространственных представлений.
Слайд 5Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают три категории
элементарных знаний о пространстве:
отражение удаленности предмета и его местоположение;
ориентировку в направлениях пространства;
отражение пространственных отношений между предметами.
Слайд 6Наиболее типичными ошибками пространственного различения у детей в этот период
являются:
в поведении — пространственные ошибки в расположении учебных предметов на
парте и требований учителя, связанных с направлением движения;
в чтении — суженность различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, пространственное неразличение сходных по форме букв и т.д.;
в письме — неумение соотнести букву и линии в тетради, т.е. ориентироваться в пространстве листа, смешение верха и низа сходных букв; зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону;
Слайд 7в математике — ошибочное написание цифр; неумение расположить симметрично запись
примеров в тетради; глазомерные ошибки при измерении; несформированность сложных пространственных
представлений, необходимых для усвоения понятий «метр» и «сантиметр»;
в рисовании — глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок в пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке;
в гимнастических упражнениях — неправильное направление движения при перестроении под команду, трудность переключения с одного направления движения на другое и
Слайд 8Коррекционная работа:
первый этап — уточнение и .обогащение представлений о пространственных
признаках окружающих объектов;
второй этап — уточнение и развитие представлений о
схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе (сначала в трех-, затем в двухмерном пространстве);
третий этап — уточнение и формирование полноценных представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении (в трех- и двухмерном пространстве).
Слайд 9на первом этапе учащимся могут быть предложены следующие виды коррекционно-развивающих
заданий:
• провести подробный анализ объектов (предметов, геометрических фигур разного размера,
формы или их изображений) и вычленить главные, существенные признаки, которые отличают один объект от другого или делают их сходными
Из нарисованных фигур выбрать три, которые больше похожи друг на друга, чем четвертая.
Слайд 10• выделить заданные формы в окружающих предметах или демонстрируемых учителем
рисунках
Рассмотрите чертеж. Сколько на нем треугольников? Покажите их. Сделайте
в тетради похожий чертеж.
Слайд 11• разделить объект на составные элементы (формы), охарактеризовать их
Рассмотрите
рисунок. Сколько и каких геометрических фигур его составляют? Перерисуйте рисунок
в тетрадь.
Слайд 12• воспроизвести заданные фигуры разными способами;
• преобразовать фигуры;
• дорисовать незавершенные
контуры геометрических фигур, предметов и др.
Догадайтесь, какие фигуры хотел
нарисовать художник. Дорисуйте их самостоятельно.
Слайд 13Второй этап предполагает использование следующих заданий:
• определить сторонность у себя,
сначала сопровождая процесс ориентировки развернутыми речевыми комментариями, а затем
только мысленно;
•
выделить объекты, указать их местоположение в пространстве относительно себя;
• определить сторонность объектов, находящихся напротив, обозначить ситуацию вербально;
Слайд 14• обозначить направления графически (схемой), предварительно показав их рукой в
воздухе;
• определить линейную последовательность предметного ряда, находящегося напротив;
• написать «геометрический
диктант» — на плоскости листа под диктовку педагога расположить требуемые геометрические фигуры.
Слайд 15На третьем этапе учащимся предлагаются более сложные задания, к выполнению
которых они оказываются достаточно подготовленными всем предыдущим ходом работы:
• определить
пространственные соотношения между предметами, обозначить их вербально;
• провести преобразования в расположении предметов относительно друг друга по словесной инструкции или наглядно представленному образцу;
Слайд 16• определить пространственные соотношения элементов графических изображений;
• выполнить рисунок (конструктивную
поделку) по словесной инструкции;
• провести ориентировку на основе предложенного плана
и т. д.