Слайд 1«Развитие индивидуальных креативных способностей будущих руководителей дошкольной образовательной организации в
процессе профессиональной подготовки»
Исполнитель: Осьмачкина Алёна Александровна
44.04.01 Педагогическое образование,
Менеджмент в
образовании
Научный руководитель: кандидат педагогический наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных заведений
Анисимова Людмила Сергеевна
Ялта , 2018
Слайд 2Степень изученности
Концептуальные основы исследования проблемы творчества раскрыты в трудах философов
М. Бахтина, Н. Бердяева, B. Библера, И. Дубины, И. Канта; в
психологии и педагогике – Л. Выготским, В. Давыдовым, Л. Леонтьевым, А. Матюшкиным, Я.Пономарева, Б. Теплова, раскрывающих содержательный аспект творческой деятельности, уточняющих специфические особенности творчества, креативных способностей.
В настоящее время понятие «креативные способности» имеет достаточно устойчивый статус в теоретическом аппарате современной науки. Изучению креативных, способностей посвящено множество работ зарубежных (М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, А.Маслоу, Е. Торренс) и отечественных учёных (Д. Богоявленская, Е. Варламова, В. Дружинина, А. Мелик-Пашаев, Я. Пономарёв, Е. Яковлева), в которых раскрываются различные аспекты изучаемого вопроса.
Слайд 3Проблема исследования
Современный анализ образовательного процесса в вузе в контексте актуального
реформирования позволил выявить противоречия, сложившиеся:
- между социально-экономической потребностью общества
в развитии творческого потенциала личности будущего руководителя ДОО, способного оперативно и эффективно решать нестандартные задачи управления и развития образовательной организации и недостаточностью специально разработанных программ, способствующих данному развитию креативных способностей;
- между существующим многообразием современных средств, форм и методов развития креативных способностей будущих руководителей ДОО и недостаточным их использованием в практике работы преподавателей в рамках организации профессионально-педагогической подготовки обучающихся.
Слайд 4Категориальный аппарат исследования
Объект исследования – процесс профессиональной подготовки будущих руководителей
дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – развитие креативных способностей в процессе
профессиональной подготовки будущих руководителей дошкольной образовательной организации
Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая проверка эффективность модели развития креативных способностей будущих руководителей ДОО в процессе профессиональной подготовки.
Слайд 5В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Выявить сущность
понятия «креативные способности» и специфику его проявления у руководителя дошкольной
образовательной организации на основе анализ современных психолого-педагогических исследований.
2. Раскрыть особенности профессиональной подготовки будущих руководителей дошкольной образовательной организации на основе теоретического анализа литературы.
3. Определить критерии, показатели и уровни развития индивидуальных креативных способностей будущих руководителей дошкольной образовательной организации.
4. Разработать и апробировать модель развития индивидуальных креативных способностей будущих руководителей дошкольной образовательной организации в процессе профессиональной подготовки и проверить ее эффективность на практике.
Методы исследования. Для достижения цели, решения поставленных задач исследования в работе был использован комплекс методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, включающий обобщение, сравнение, систематизацию полученных данных; методы сбора эмпирических данных (тестирование, наблюдение); педагогический эксперимент; методы математической обработки полученных результатов экспериментального исследования.
Слайд 6Креативные способности будущего руководителя ДОО
– это интегративное, динамическое образование, включающее когнитивный, эмоциональный
и мотивационный компоненты, формирующееся на основе творческих задатков и определяющее успешность осуществления любой деятельности, носящей творческий характер.
Креативные способности характеризуются изменчивостью, индивидуальной степенью выраженности, высокой степенью овладения человеком знаниями, умениями и навыками.
Условиями успешного развития креативных способностей будущих руководителей ДОО является открытость их всему новому, любознательность, положительное отношение к педагогу и стремление ему подражать, эмоциональная окрашенность творческой деятельности.
Слайд 7Структура креативных способностей
Слайд 9Уровни, критерии и показатели развития креативных способностей
Слайд 13Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что
выявлено
представление о креативных способностях руководителя как интегративном, динамическом образований, включающем
когнитивный, эмоциональный и мотивационный компоненты, формирующемся на основе креативных задатков, определяющем успешность осуществления менеджерской и профессионально-педагогической деятельности, носящей творческий характер;
определены показатели развития креативных способностей будущих руководителей дошкольной образовательной организации: оригинальность, абстрактность и беглость творческого мышления, невербальное воображение, позитивное эмоциональное отношение к творческому значимому опыту и к творческой деятельности, творческая мотивация;
представлена структура креативных способностей руководителя ДОО, включающая когнитивно-деятельностный (знания, умения и навыки способствующие реализации личности в профессионально-педагогической и менеджерской деятельности), мотивационный (мотивы, интересы, потребности, побуждающие обучающегося к творческой профессиональной деятельности) и эмоциональный (позитивное отношение обучающегося к выполняемой деятельности) компоненты;
а также организационно-педагогические условия развития креативных способностей в профессиональной подготовке.
Слайд 14Практическая значимость. Разработанная модель по развитию креативных способностей будущих руководителей
ДОО в профессиональной подготовки может быть использована в системе высшего
и дополнительного образования, при разработке и организации курсов повышения квалификации для педагогов и руководителей образовательных организаций.